Институты, отвечающие за управление государственным долгом




В странах ЕС

Модель управления Страны, использующие данную модель
Агентская Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Греция, Нидерланды, Ирландия, Латвия, Германия, Португалия, Словакия, Швеция, Венгрия, Великая Британия
Банковская Кипр, Дания, Мальта
Правительственная Чехия, Эстония, Испания, Литва, Люксембург, Польша, Словения, Италия

 

Большая часть членов Европейского Союза (14 из 25) используют агентскую модель управления государственным долгом. Хотя стоит отметить, что в разных странах сфера полномочий агентств и, соответственно, степень автономности в принятии решений по управлению государственным долгом неодинакова. В основном агентства подведомственны министерству финансов. Некоторые агентства имеют достаточно специфические задачи. Так, например, в Канаде перед агентством была поставлена чёткая коммерческая цель: «Агентство должно мобилизовать финансы для правительства, предлагая розничному рынку привлекательные, полностью гарантированные сберегательные и инвестиционные инструменты. Это дополнит средства, полученные от выпуска казначейских векселей и облигаций, продаваемых на оптовом рынке. Агентство отвечает за достижение такой фундаментальной цели управления долгом, как стабильное низкозатратное финансирование путём разработки и внедрения розничного компонента программы внутреннего долга федерального правительства». В Германии Администрация федерального долга отвечает за проведение независимой проверки соблюдения требований законодательства относительно лимита заимствований, регистрацию займов, ведение реестра федерального долга и обслуживание долга.

Анализ деятельности институтов управления государственным долгом показывает, что основными задачами (независимо от модели управления) остаются разработка долговой стратегии, управление ликвидностью и обслуживание долга.

Особое место в мировой экономике в системе международных валютно-кредитных отношений принадлежит США, которые на данный момент имеют наибольший в мире объем государственных заимствований.

Проблема масштабного увеличения объема внешних долгов является одной из наиболее актуальных в условиях финансовой глобализации и развития международных финансов. Так, наибольшим должником в мире, как уже указывалось, являются США, которым принадлежит ¼ часть всех внешних заемных средств мира или почти 1,05 трлн. дол. США. Это является примером того, как хорошо можно жить в долг, если правильно им управлять. В процентном соотношении к ВВП внешний долг США в 2001 г. составил 10,5%. К наибольшим должникам мира относятся также Германия, Бразилия, Мексика, Россия, Китай, Индия, Индонезия, Аргентина, Швеция. Украине принадлежит примерно 0,2% внешних заемных средств мира.

В первые годы после Второй мировой войны основные операции международного кредитования были связаны, прежде всего, с программой кредитования европейских стран со стороны США для восстановления разрушенной войной экономики. Большая часть этих кредитов была предназначена для оплаты американских поставок промышленного оборудования и потребительских товаров и сопровождалась определёнными политическими и экономическими условиями.

Государственный долг – это наибольшее юридическое обязательство Федерального правительства США.

Федеральное правительство осуществляет выпуск ценных бумаг как долговых обязательств, имея 2 основные цели. Во-первых, он берёт деньги в долг у населения для финансирования федерального дефицита. Во-вторых, осуществляет кредитование бюджета правительства, в основном за счет продажи ценных бумаг трастовым фондам (фондам социального страхования), которые накопили излишек средств. По законодательству излишек средств трастовых фондов (фондов социального страхования) должен инвестироваться в федеральные ценные бумаги. Общий федеральный долг состоит из двух компонентов: задолженности перед населением и долга, заложенного в бюджет правительства.

Средства, взятые в долг у населения Казначейством или каким-либо федеральным агентством, осуществляют существенное влияние на экономику. Займы у населения, как правило, являются эффективным стимулятором федерального спроса на кредитных рынках. Даже если доход продуктивно используется для материального или нематериального инвестирования, федеральный спрос на кредитных рынках должен финансироваться за счет сбережений домашних хозяйств и коммерческих предприятий, государства и муниципального сектора или других государств. Федеральные займы, таким образом, конкурируют с займами других секторов кредитного рынка за финансовые ресурсы на кредитном рынке. Заёмные средства населения влияют на размер и состав активов, которыми владеет частный сектор, а также на состояние его благосостояния. Они также увеличивают размер налогов, необходимых для выплаты процентов населению по федеральному долгу. Таким образом, займы у населения являются важным аспектом федеральной фискальной политики.

Анализируя опыт США, Франции, Бельгии, Канады, Германии и др. можно выделить определённые черты, характерные для процесса формирования и управления государственным долгом этих стран:

- все методы и инструменты управления государственным долгом направлены на макроэкономическую стабилизацию и структурные преобразования, формирование адаптированной экономики, которая способна функционировать в условиях дальнейшей финансовой глобализации, обеспечивая экономический рост, социально-экономическое развитие и соблюдение экологического равновесия;

- в зарубежных странах в рамках долговой стратегии используются как рыночные, так и нерыночные методы облегчения долговой нагрузки и снижения стоимости государственных заимствований (затрат на погашение и обслуживание долга). В связи с этим широкое распространение получили конверсии долговых обязательств в акции, другие ценные бумаги с дисконтом от номинала или со сниженным процентом, другие «инновационные» конверсии, включая конверсии в развитие, экологию, превращение краткосрочных долговых обязательств в долгосрочные, операции по капитализации процентных платежей и другие;

- происходит рост поступлений валютно-финансовых ресурсов из высокоразвитых стран (США, Франция, Германия, Великобритания, Япония) в страны-должники, особенно с эмерджентными рынками. Развивающиеся страны и страны с трансформационной экономикой получают значительные ресурсы от официальных кредиторов со значительным преобладанием иностранных государств в качестве кредиторов и доноров;

- для развитых зарубежных стран характерной является высокая степень развития рынка государственных ценных бумаг. Большое количество инструментов на этом рынке (облигации, ноты, векселя, сертификаты и др.) привлекает как отечественных, так и зарубежных инвесторов, содействуя при этом диверсификации рисков, возникающих в процессе осуществления государственных заимствований;

- управление государственным кредитом в зарубежных странах осуществляется на основе трёх моделей: банковской, правительственной (казначейской) и агентской. В большинстве стран ЕС, США управление государственными заимствованиями осуществляет специальное агентство, которое имеет статус юридического лица;

- наиболее развитые страны создают специальные фонды, которые финансируют инвестиционно-инновационные программы развития экономики и социальной сферы. Средства этих фондов формируются за счет не только государственных займов, но и других источников (налогов, сборов).

Следовательно, приоритет национальных интересов, а также знание международного опыта и закономерностей, развитие международных валютно-кредитных отношений должно находиться в центре внимания субъектов политических решений в Украине. При этом следует применять инструменты активного управления государственным долгом – выкуп долговых обязательств Украины на вторичном рынке или их секьюритизации с дисконтом, проведение своповых операций в рамках программ конверсии долга в имущественные активы или в программы развития. Вместе с этим, должна действовать жёсткая система контроля за процессом использования заёмных финансовых ресурсов. Средства от государственных заимствований должны направляться на цели развития экономики, а не на текущее потребление и погашение ранее полученных кредитов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: