Становление института государственного долга в странах с трансформационной экономикой




В течение 90-х годов ХХ в. все страны с переходной экономикой характеризовались сравнительно высоким уровнем роста нетто-объемов внешних долгов. Это связано с характерными чертами политической и экономической системы этих стран.

Как характерную черту стран с переходной экономикой большинство исследователей называют макроэкономическую несбалансированность.

В течение последнего десятилетия ХХ в. проходила реструктуризация национальной промышленности стран с переходной экономикой. В долгосрочной перспективе она будет содействовать достижению баланса в экономике, но в краткосрочной перспективе только увеличит этот дисбаланс через несогласованность изменений в разных сегментах и секторах национальной экономики. Этот дисбаланс неминуемо порождает неравновесие в финансовой сфере, что делает неминуемым привлечение внешних заёмных ресурсов.

Важными в функционировании внешнеэкономической сферы стран с переходной экономикой и формировании внешнего долга этих стран являются неэкономические факторы. Наибольшие нетто-кредиторы – западные страны – были заинтересованы в привлечении восточноевропейских государств в сферу своего политического влияния. Кредитование этих стран использовалось как один из механизмов достижения этой цели.

Существенный интерес в исследуемой теме представляет опыт отдельных стран Центральной и Восточной Европы, которые имели одинаковый с Украиной хозяйственный механизм, много в чём похожую структуру производства, которые практически одновременно начали трансформацию своих политических и экономических систем, однако из-за объективных и субъективных причин достигли неодинаковых результатом, прежде всего, в рыночных преобразованиях. Так, Польша, Венгрия и Чехия достигли существенных успехов в стабилизации своего финансово-экономического положения, в то время как балканские страны, Болгария и Румыния, – находятся в трудном положении, и для них проблемы внешнего долга, привлечения иностранных инвестиций и «оживления» экономики за годы проведения рыночных реформ не только ослабли, но и остаются одними из наиболее актуальных и сложных.

С конца 80-х годов к развивающимся странам, обремененным все более растущим уровнем внешней задолженности, присоединились страны бывшего социалистического лагеря (страны с переходной экономикой), отдельные из которых уже до начала рыночных преобразований были большими должниками перед западными странами (в частности, Польша и Венгрия). Внешний долг стран с переходной экономикой за 1990-2000 годы вырос практически пропорционально росту мирового внешнего долга – на 65% и составил к 2000 году 376,2 млрд. дол. США.

Почти половина всего внешнего долга стран с переходной экономикой приходится на страны Центральной и Восточной Европы. Доступность к кредитным ресурсам Запада, благоприятная мирохозяйственная ситуация и международные условия содействовали широкому привлечению восточноевропейскими странами кредитов. В результате темпы роста внешней задолженности превысили рост экспорта, национального дохода и промышленной продукции. Как следствие, к началу 80-х г.г. ряд стран имел значительные объемы задолженности в конвертируемой валюте, а неблагоприятная мировая хозяйственная и внешнеполитическая ситуация усложнили своевременное погашение задолженности. Основная причина этих явлений состояла в том, что в 70-е г.г., на которые приходится пик заимствований стран ЦВЕ от Запада, эти кредиты обеспечили стремительный приток финансовых и материальных ресурсов, которые не могли быть эффективно использованы административно-командной системой, более того, они содействовали её укреплению и откладывали положительный процесс реформ.

В середине 80-х г.г. сложилась новая ситуация: снизился уровень внешней задолженности большинства стран ЦВЕ и понадобилось их кредитование международными банками, прежде всего, западноевропейскими, японскими и арабскими. Улучшение финансового положения было достигнуто главным образом за счет увеличения активного сальдо платежного баланса в конвертированной валюте, что увеличило активы в западных банках с 16 млрд. дол. США в конце 1982 г. до 24, 5 млрд. дол. США в конце 1985 г.

Однако во второй половине 80-х г.г. вследствие падения мировых цен на нефть, понижения банковских учетных ставок, снижения курса доллара США сложилась принципиально новая ситуация. Рост экспорта некоторых стран замедлился, вырос дефицит торгового баланса и внешняя задолженность. С точки зрения регулирования рынка, положительную роль играли стабилизационные программы МВФ.

Об уровне внешней задолженности стран Центральной и Восточной Европы на начало 90-х годов в сравнении с другими странами с переходной экономикой свидетельствует динамика соотношения внешнего государственного долга и ВВП стран. Страны ЦВЕ имели наибольший уровень внешней задолженности по отношению к ВВП, в сравнении с другими странами с переходной экономикой до 1997 г. В среднем данный показатель в указанном регионе находился в пределах 40-50%.

Интересным для исследования является опыт управления государственным долгом Польши, которая сравнительно недавно стала полноправным членом Европейского Союза. Согласно условиям Маастрихского соглашения, для стран-членов ЕС рассчитаны нормы, которые ограничивают размер дефицита государственного бюджета в пределах не больше 3%, и максимально допустимый объем соотношения долга к ВВП в пределах 60%.

Общий государственный долг Польши состоит из долга Государственного казначейства и долга государственного сектора экономики. Правовое обеспечение государственных заимствований осуществляется на основе не только законодательных актов Польши, но и ЕС. Согласно договору 1991 года с Парижским клубом, выполнение всей программы, утвержденной в ходе консультаций с МВФ, открыло путь к 50% сокращению самой задолженности и её реструктуризации до 2009 года. Страны-кредиторы имели выбор: уменьшить основной долг или проценты. Девять стран (Австрия, Бельгия, Бразилия, Дания, Испания, Италия, Канада, Норвегия, Франция и Швейцария) выбрали уменьшение процентов. Уменьшенные долговые обязательства должны быть выплачены до 2014 года.

Одновременно с сокращением долга государством-заемщиком польская власть успешно провела подобное уменьшение долговых обязательств по отношению к коммерческим банкам в размере 13,2 млрд.дол. США. Договоренность по сокращению и реструктуризации долга группы около 500 банков была окончательно согласована в октябре 1994 года. Польский долг Лондонскому клубу в размере 14,39 млрд. дол. США с 30-летним сроком погашения частично (3,25 млрд. дол. США) был выкуплен и выплачен наличными из расчета 41 цент за 1 доллар в случае долгосрочных кредитов и 38 центов за 1 доллар в случае автоматически обновляемых кредитов. Кроме того, часть надлежащих процентов в размере 87 млн. дол. США была аннулирована. После таких операций польский долг Лондонскому клубу был сокращен на 6,4 млрд. дол. США и в конце 1996 года составил 7,7 млрд. дол. США. Учитывая уменьшение процентных ставок, задолженность коммерческим банкам снизилась на 49,2%. Уменьшенные долги следует выплатить до 2024 года.

Договоренность с Лондонским клубом и вышеупомянутое сокращение долговых обязательств имеют большое значение для нормализации финансовых взаимосвязей со странами, играющими ключевую роль в товарообороте и международном перемещении капитала. Прекращение условий торговых соглашений снизило их себестоимость. Кроме того, Польша открыла себе доступ, как к международным кредитам, так и к иностранному капиталу. Польские банки и предприятия смогли продуктивно использовать сравнительно недорогие финансовые ресурсы, и они все больше обращаются к такой возможности с целью финансирования развития и модернизации производства. Далее снизился уровень риска для иностранных инвестиций в Польше. Если к этому факту добавить сравнительно высокий уровень экономического развития Польши, низкую стоимость трудовых ресурсов, рост темпов производства, снижение риска в торговле, капиталовложениях и конверсионных операциях, то очевидно, что Польша является очень привлекательной территорией для инвестиций. Отождествление Польши с многообещающим экономическим партнером было также подтверждено ростом валютных резервов, которые в конце 1999 года достигли 25,5 млрд. дол. США.

В конце 1999 года по данным Национального банка Польши, уровень общих обязательств страны равнялся 60 млрд. дол. США. В течение года он увеличился на 4 млрд. дол. США, причем в основном за счет банков и предприятий, долги которых превысили 28 млрд. дол. США, в то время как государство последовательно сокращало свои обязательства. В 1999 году общий внешний долг государства уменьшился на 2 млрд. дол. США.

Характерной чертой польского внешнего долга является то, что отношение между государством и частным сектором постоянно меняется, причем частный сектор увеличивается в зависимости от степени либерализации валютной политики и трансформации экономики. В 1996 году уровень корпоративного участия во внешнем долге составлял примерно 18%, а через 3 года уже удвоился до 36% в 1999 году.

Согласно статистическим данным Министерства финансов Польши, в 1999 году отношение внешнего государственного долга к ВВП составляло около 21%. С другой стороны, отношение между польскими краткосрочными внешними долговыми обязательствами (органов власти, банков, предприятий) и валютными резервами приближалось к 29% в конце того же периода. В 2000-2003 годах внешний долг рос, расходы на его обслуживание осуществлялись за счет поступлений от приватизации государственного имущества.

В течение 2003-2005 годов государственный долг Польши, несмотря на позитивные сдвиги в экономическом развитии, постоянно рос, что связано, прежде всего, с необходимостью финансирования дефицита государственного бюджета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: