Отношение внешнего долга стран Центральной Европы




к ВВП в 1990-2002 г.г., %

Страна                          
Венгрия 64,4 68,0 57,4 63,7 68,7 72,5 61,6 52,8 56,8 56,8 57,6 52,0 56,1
Польша 83,7 61,5 56,5 54,9 45,6 36,9 30,1 28,0 23,6 42,1 42,0 39,0 42,1
Румыния 3,4 7,3 16,3 15,9 17,8 18,5 23,4 23,6 27,1 25,8 28,9 29,2 29,5
Болгария 56,8 157,3 145,3 128,7 117,5 79,1 103,2 95,1   - - - -
Чехия 19,8 26,4 23,7 24,8 27,0 32,8 37,0 41,6 46,7 - - - -

 

Финансовый кризис 1997 г. проявился, прежде всего, в крупномасштабном оттоке иностранного капитала с чешского рынка – массовой продаже национальной валюты и акций местных компаний, утечке иностранного краткосрочного капитала. Основными факторами сформированной ситуации стали: растущая политическая нестабильность, информация об ухудшении экономических показателей и боязнь, причиненная развитием в стране кризиса, подобно азиатскому. Для поддержки национальной валюты Чешский национальный банк был вынужден прибегнуть к большим валютным интервенциям, потратив на них четверть своих валютных резервов (которые на начало 1997 г. составили 12,4 млрд. дол.), что, однако, не привело к ожидаемому результату. ЧНБ был вынужден отказаться от фиксированного курса кроны и перейти на систему плавающих валютных куров.

Основные причины финансового кризиса в Чехии были обусловлены долгосрочным усугублением диспропорций в экономике. Одной из главных стал рост дефицита торгового баланса (который достиг рекордного для страны уровня – 5,9 млрд. дол. в 1996 г.), вызванного двумя факторами. Во-первых, замедлением темпов роста экспорта (в 1995-1997 г.г. он вырос только на 6,0%), который был одним из основных двигателей экономического роста (главным торговым партнером Чехии является Германия, на долю которой приходится 35% чешского экспорта). Стагнация экспорта была связана с медленной структурной перестройкой производства (прежде всего, из-за недостатка собственных средств и ограничения влияния иностранных инвестиций), недостаточной государственной поддержкой экспортно-ориентированных отраслей, исчерпанием временных конкурентных преимуществ. Во-вторых, ростом импорта, вызванного высокой инвестиционной активностью, повышением реальных доходов населения, доступностью импорта из-за повышенной стоимости кроны, снижением таможенных сборов в результате либерализации торговли. Указанные выше причины (плюс относительно высокая ставка процента) содействовали притоку иностранного капитала до финансового кризиса (рекордный объем инвестиций пришёлся на 1995 г.), причем значительная его часть была представлена портфельными инвестициями (3,4 млрд. дол. в конце 1996 г.), которая носила спекулятивный характер. Отток этих средств в результате финансового кризиса существенно углубил его.

Основными направлениями финансово-экономической стабилизации в Чехии являются: сдерживание дефицита внешнеторгового баланса, которому должна содействовать девальвация кроны, а также структурная перестройка промышленности и завершение процесса приватизации с привлечением частных иностранных инвесторов.

В отличие от стран Центральной Европы, которые достигли определенных успехов в ходе рыночных преобразований, для балканских стран проблема обслуживания внешнего долга и финансово-экономической стабилизации остается наиболее сложной и актуальной. Так, внешний долг Болгарии в течение последнего десятилетия не претерпел существенных изменений и колеблется в рамках 10-12 млрд. дол. Однако относительные показатели внешнего долга в Болгарии наихудшие из рассмотренных стран: внешний долг фактически равен ВВП, а отношение долга к экспорту достигает критической величины – более 200% (табл.3).

Таблица 3.

Отношение внешнего долга стран Центральной и Восточной Европы к экспорту в 1990-1998 г.г.,%.

Страна                  
Болгария                  
Чехия                  
Венгрия                  
Польша                  
Румыния                  

 

В 1991-1992 г.г. Парижский клуб заключил договор о реструктуризации долгов, согласно которого платежи в эти годы официальным кредиторам на общую сумму примерно 0,7 млрд. дол. были перенесены на 10 лет со льготным периодом в 6 лет. Однако основную часть долгов Болгарии составила задолженность коммерческим банкам: договор о её урегулировании после продолжительных и сложных переговоров вступил в силу в июле 1994 г. Этот договор, как в случае с Польшей, базировался на принципах «снижения долга и его обслуживания». Он охватывал долги на общую сумму в 8,1 млрд. дол., в том числе просроченную задолженность по процентам, которые накопились с 1991 г. Заключенный договор дал Болгарии фактическое снижение долга коммерческим банкам на 47-48%.

Большое значение для развития экономики страны и её финансовой стабильности в среднесрочной перспективе имеет реализация 3-летнего договора с МВФ, подписанного осенью 1998 г. В рамках данного договора МВФ может предоставить Болгарии кредиты на сумму 840 млн. дол., которые распределены на 12 траншей. Первые два транша по 80 млн. дол. Болгария уже получила в 1998 г. По условиям договора каждый следующий транш будет предоставляться только при выполнении Болгарией многочисленных жёстких условий и критериев фонда, включающих макроэкономические показатели, которые касаются практически всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, банковской сферы, налоговой системы, приватизации, обслуживания внешнего долга и др.

Основной проблемой макроэкономической стабильности в Болгарии является наличие убыточных предприятий и нехватка ресурсов в государственной экономике. Согласно договору с МВФ, к концу 1999 г. должно было быть приватизировано 70% государственной собственности (в 1988 г. этот показатель составил 30%). Соответственно доходы от приватизации должны составить 250 млн.дол. (в 1998 г. – около 100 млн. дол.). В сельском хозяйстве до конца 1998 г. предполагалось вернуть собственникам 80% земель и продать все мельницы и хлебозаводы, однако эту задачу не выполнили, и её решение перенесено на более поздний срок. По оценкам экспертов, в ближайшие 2-3 года в результате ликвидации убыточных предприятий и сокращения рабочих мест на приватизированных предприятиях, а также сокращения государственных служащих, безработица может достичь 18-20%, что станет серьёзной социальной проблемой.

Крайне негативное влияние на экономику Болгарии оказала война в Югославии; значительный убыток был нанесен внешней торговле, транспорту, туризму. Однако основные негативные последствия войны на Балканах проявились в потере интереса иностранных инвесторов к болгарской экономике. Это неминуемо скажется на возможности привлечения дополнительных займов, ухудшит условия кредитования, может замедлить и приток прямых инвестиций. Так, балканский кризис уже коснулся продажи Болгарией иностранным инвесторам целого ряда запланированных объектов. Эти проблемы могут привести к увеличению дефицита платежного баланса по текущим операциям (в 1998 г. он составил 0,2 млрд., а в 1999 г. – 0,5 млрд.дол.), а также к росту дефицита госбюджета и инфляционных тенденций.

В 80-е годы за счет резкого сокращения внутреннего потребления Румынии удалось погасить практически всю внешнюю задолженность, которая достигла 21 млрд. дол. Однако начиная с 90-х г.г. внешний долг страны неуклонно растет и в данное время превышает 8 млрд. дол. После периода экономического «оживления» в 1994-1996 г.г., в последние годы в стране отмечается падение практически всех основных макроэкономических показателей, что стало результатом увеличения диспропорций и ухудшения конъюнктуры. ВВП страны в 1997 г. сократился на 6,6% и в 1998 г. – ещё на 5,5%. В 1997 г. объем промышленного производства снизился на 5.9%, а в 1998 г. – на 17,3%; резко возросла инфляция – до 155%. Последние 6 лет государственный бюджет является дефицитным, а в последние 2 года составил около 5% ВВП.

Платежный баланс по текущим операциям и внешнеторговый баланс также в течение 90-х годов сводится с дефицитом.

В последнее время правительство Румынии активизировало курс реформ, что выражается, в частности, в интенсификации приватизации государственных предприятий и банков; активно ведутся переговоры с международными финансовыми организациями и наибольшими кредиторами: Францией, Нидерландами и США. В результате в 1999 г. достигнута договоренность с МВФ о выделении Румынии более 500 млн. дол.; с Евросоюзом – о предоставлении кредита в 200 млн. евро. Одной из главных целей этой помощи должно стать восстановление судоходства по Дунаю, прерванного войной в Югославии. От решения этой проблемы в значительной мере зависит развитие внешней торговли и туризма Румынии, экономике которой, как и Болгарии, был нанесен существенный материальный и моральный ущерб в результате балканского кризиса.

Таким образом, обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы. Страны Центральной и Восточной Европы ещё в социалистический период столкнулись с серьезными проблемами внешнего долга и были вынуждены использовать разные методы его сокращения и реструктуризации с целью поддержки своей кредитоспособности. После вступления стран Центральной и Восточной Европы на путь демократических реформ и построения рыночной экономики западноевропейского образца (а также проявление активного желания вступления в разные политические, экономические, финансовые, торговые и другие организации и блоки), отношение официальных кредиторов и западных банков к указанной группе стран изменилось. По отношению к бывшим социалистическим странам, западные государства традиционно имели свои геополитические интересы, что, в частности, проявилось в разработке экономических программ стабилизации и развития, а также финансовой помощи для новых стран с переходной экономикой. При этом к странам региона применялся дифференцированный подход в зависимости от интенсивности и кардинальности проведения ими разработанных западными экспертами мер, прежде всего, относительно развития демократических институтов и проведения рыночных реформ преимущественно на основе монетаристских принципов.

Из круга проблем внешнего долга и реализации программ финансово-экономической стабилизации в рассмотренных странах, стоит выделить общие моменты, включающие: твердые бюджеты и денежно-кредитные ограничения; при этом ключевым заданием остается снижение инфляции. Опыт рассмотренных стран показывает, что либерализация внутренней и внешней экономической деятельности и финансовая стабилизация могут проводиться одновременно и в достаточно короткий срок и должны сопровождаться твердой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, общей целью которой является стабилизация всей внутриэкономической системы и внешнеэкономического положения, в том числе на мировых финансовых рынках.

Наиболее характерным является пример Румынии по сокращению внешнего долга в относительно короткий срок, когда волевым решением руководства страны был фактически прекращён импорт и ускорены темпы наращивания экспорта, в том числе товаров первой необходимости, что позволило до 1989 г. погасить основную часть внешней задолженности (до 1990 г. внешний долг страны составил 1,2 млрд. дол. в сравнении с 21 млрд. на начало 80-х). Проведение такой политики стало одной из основных причин кровавой революции (в отличие от других стран региона), следствием чего стал слом режима Чаушеску.

Чехословакия в отличие от других стран, проводила крайне осторожную политику внешних заимствований (и практически не имела проблем с внешним долгом), часто искусственно сдерживая приток иностранных инвестиций, что в итоге дало ей возможность начать трансформацию своей социально-экономической системы с наименьшим уровнем задолженности.

Польша, которая имела в дореформенный период наибольшую внешнюю задолженность среди рассмотренных стран (до 1990 г. она составляла 49 млрд. дол.), столкнулась с проблемой её обслуживания ещё до начала мирового кризиса задолженности (в самом начале 80-х годов). Однако политические события, произошедшие в стране (антиправительственные выступления движения Солидарность за демократию и изменение политического строя) стали основной причиной изменения позиции западных кредиторов. В 1981 – 1989 г. Польше удалось заключить 4 договора о реструктуризации внешнего долга с официальными кредиторами и 7 – с коммерческими банками.

Венгрия в отличие от других стран региона, уже в социалистический период осуществляла внешние заимствования, значительная доля которых приходилась на прямые инвестиции в экономику. При этом она стабильно выполняла свои обязательства по обслуживанию внешнего долга, что позволило ей не прибегать к его реструктуризации и обеспечить себе репутацию надежного заемщика.

Существенным источником финансирования стран Центральной Европы, стали отсрочки и реструктуризация платежей по внешним долгам, так называемое по терминологии международных финансовых организаций, «специальное финансирование». Прежде всего, указанные меры коснулись Польши, которая представляла для западных стран наибольший политический интерес из-за своего военно-стратегического и экономического положения в регионе и которая проявила наибольшую активность по вступлению в разные блоки и объединения, а также готовность к выполнению требований МВФ по проведению экономических реформ.

Подобные методы регулирования внешней задолженности использовались западными кредиторами и по отношению к другим постсоциалистическим странам, в частности, Болгарии (однако следует отметить, что размеры помощи были существенно меньше, чем по отношению к Польше).

Реструктуризация долгов официальными кредиторами облегчила финансово-экономическое положение стран Центральной и Восточной Европы, прежде всего, на начальном этапе рыночных реформ, содействовала восстановлению их кредитоспособности, стимулировала привлечение новых источников финансирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: