Мировой опыт урегулирования проблем внешней задолженности




В странах Центральной и Восточной Европы внешний долг непреклонно снижался. Только в Польше за период 1990-1998 г.г. он сократился почти на 1/3, составив в 1998 г. – 33 млрд. дол. США. При этом следует отметить, что Польше удалось добиться и лучших показателей из многих макроэкономических показателей. Через 10 лет после принятия программы экономических реформ Польша зарекомендовала себя как страна, которая имеет одну из наиболее успешных экономик переходного периода. После сокращения в 1990-1991 годах объемов ВВП почти на 15%, его ежегодный рост составил в среднем 5%. В 2000 г. темпы роста экономики этой страны составили 4,1%. В 2001 г. прирост ВВП страны составил 3,8%. Стабильности финансового положения страны способствовал значительный объем валютных резервов, который составил в 1998 г. 27,4 млрд. дол.

Положительные результаты в Польше в решающей мере были достигнуты благодаря активной и последовательной реализации программ международных организаций, основанных на монетаристских подходах к реформированию экономики и широкомасштабной финансовой помощи, которая состояла в списании значительной части долга страны и притоке иностранных инвестиций. Так, именно либерализация внешнеэкономической деятельности стала одним из определяющих источников экономического подъема в начале 90-х годов, когда произошла широкомасштабная трансформация внешнеэкономических связей по их политико-географической и товарной структуре, что привело к существенному росту экспорта (здесь, правда, следует отметить, что товарная структура экспорта изменилась в худшую сторону: а именно произошло снижение доли продукции машиностроения и обрабатывающих отраслей). С 1995 г. все большее значение для экономического роста страны приобретают также расширение внутреннего потребления и рост прямых иностранных инвестиций.

Поэтому уже в 1991 г. в рамках Парижского клуба был заключен договор с Польшей о снижении долга и его обслуживания на 50%; при этом следует отметить, что на долю официальных кредиторов приходилось больше половины внешней задолженности Польши. Часть оставшегося долга была пролонгирована на 19-23 года со льготным периодом 4-12 лет с прогрессивной шкалой амортизации, которая обеспечивает только постепенный рост нагрузки по обслуживанию долга. При этом снижение польского долга осуществлялось в два этапа под надзором МВФ, при соблюдении Польшей взятых на себя обязательств по проведению рыночных реформ. В течение первого этапа, который длился 3 года (до марта 1994 г.)_ кредиторы Парижского клуба снизили сумму польского долга на 30% и списали 80% просроченных процентов; таким образом, основной долг был снижен на 2,9 млрд. дол., а его обслуживание – на 6 млрд. дол. В феврале 1994 г. МВФ подтвердил выполнение Польшей принятых на себя обязательств и предоставил ей новый кредит с целью снижения в ходе второго этапа суммы долга ещё на 20%. Кроме того, в договоре между Парижским клубом и Польшей предполагалось сокращение польских долгов ещё на 10% на основе двухсторонних договоров с отдельными странами-кредиторами путем конверсии долгов в специальные фонды в национальной валюте.

Существенно снизило нагрузку по обслуживанию внешнего долга для финансово-экономического положения Польши также подписание в сентябре 1994 г. договора по долгам коммерческим банкам Запада, составленного на условиях, близких условиям с Парижским клубом. Договор охватывает долг в размере 13 млрд. дол., который снижается на 6,6 млрд. дол. (то есть практически на 50%). Кроме того, предполагается выкуп польских обязательств на сумму 2,4 млрд. дол. по сниженной цене (45 центов за доллар), а также обмен обязательств того же или сниженного номинала (55 центов за доллар) на общую сумму в 4,5 млрд. дол. со сроком выплаты в 30 лет. Облигации обеспечиваются залогом в 0,9 млрд. дол. в виде купонов американского казначейства, которые размещаются в федеральной резервной системе США с использованием в октябре 2024 г. Расходы Польши по реализации договора составят 1,9 млрд. дол., из которых 0,7 млрд. выплачиваются из собственных резервов, а другая сумма – в 1,2 млрд. дол. покрывается кредитами МВФ и МБРР.

В то же время в экономике Польши накапливались и отрицательные моменты, которые проявились в конце 1998 г. и выразились, прежде всего, в «охлаждении» экономики, которая быстро развивалась. Среди основных причин такой ситуации следует назвать: одновременный рост реальной заработной платы и других доходов населения и дефицита платежного баланса по текущим операциям (так, дефицит платежного баланса страны в 1999 г. вырос до 8,0 млрд. дол. (в 1998 г. – 6,7 млрд. дол.), что значительно превышает дефицит других стран региона), а также неблагоприятную конъюнктуру мировых финансовых и товарных рынков.

Для Польши дальнейшее развитие финансово-экономической ситуации в значительной мере зависит: во-первых, от уровня дефицита платежного баланса по текущим операциям и поиска возможностей как внутреннего, так и внешнего его финансирования, и, во-вторых, от способности экономики страны обеспечить приток иностранных инвестиций, прежде всего, прямых.

Внешние долги Венгрии, которая уже в 1989 г. имела наивысшие в Восточной Европе объемы задолженности в расчете на душу населения, возросли с 13,5 млрд. дол. США в конце 1992 г. до 18,9 млрд. дол. США (приблизительно 48% ВВП) в конце 1994 года. В 1996 г. 30% бюджетных поступлений, или 9% ВВП использовалось на обслуживание государственного долга. При этом страна исполняла свои обязательства по внешним долгам. Это позволило МВФ классифицировать показатели внешней задолженности Венгрии как умеренные. В течение 1996-2000 г.г. эта страна ежегодно выплачивала в среднем 10 млрд. дол. по внешнему долгу, что превышает 20% ВВП.

Следует отметить, что рыночные преобразования в Венгрии начались раньше, чем в других бывших социалистических странах, и отличались, прежде всего, последовательностью политики правительства по либерализации внутренней и внешнеэкономической деятельности, особенностью которой стало широкомасштабное привлечение иностранного капитала и, прежде всего, прямых инвестиций, объем которых на душу населения за 1989-1998 г.г. составил 1652 дол. (по этому показателю Венгрия значительно опережает другие страны региона), что в целом обеспечило относительно безболезненное «вхождение» в рынок. Данная политика сопровождалась крупномасштабной приватизацией, в ходе которой было приватизировано до 80%государственной собственности. В результате в данное время примерно 75% ВВП Венгрии производится частным сектором.

С 1995 г. в стране наметилась тенденция к устойчивому экономическому росту: если в 1995 г. темпы прироста ВВП составили только 1,5%, то в 1997 г. – уже 4,4%, а в 1998 г. – 5,1%; дефицит бюджета соответственно сократился с 6,7 % ВВП до 4,1% и 4,7% (причем, в 1998 г. он оказался на 0,2 пункта ниже запланированного); существенно замедлились темпы инфляции – соответственно с 28,2% до 18,3% и 14,3%; ускорились темпы прироста промышленного производства с 4,6% до 11.0% и 12,8% соответственно. Высокими темпами росли капиталовложения, которые в физическом объеме увеличились в 1997 г. на 8,2%, а в 1998 г. – на 10,2%.

Последовательное проведение либеральной экономической политики привело к тому, что основную долю инвестиций, как и раньше, обеспечивает иностранный капитал, на долю которого в 1996 г. приходилось 38%, а в 1997-1998 г.г. – почти 50% всех инвестиций в экономику страны. В результате под контролем заграничных инвесторов оказалось: более 60% венгерской обрабатывающей промышленности, 90% связи, 60% энергетики, 70% финансового сектора и 50% сферы торговли.

Оценка экономических результатов, достигнутых в Венгрии, была дана в докладе МБРР «Венгрия на пороге Европейского Союза». В нём, в частности, было отмечено, что благодаря успехам в приватизации и либерализации экономики Венгрия стала одним из лидирующих кандидатов на вступление в ЕС, однако для достижения этой цели ей необходимо продолжать начатые преобразования. Задачами Венгрии в настоящее время являются подтверждение результатов хозяйственной стабилизации и завершения реформ, направленных на реструктуризацию экономики. По мнению экспертов банка, планы Венгрии удержать темпы экономического роста в ближайшие 5 лет на уровне 5% целиком реалистичны, если удастся держать под строгим контролем дефициты платежного баланса по текущим операциям бюджета.

Одним из лидеров рыночных реформ в регионе в первой половине 90-х годов была Чехия. Это объясняется высокими темпами роста ВВП, относительно (в сравнении с рассматриваемыми странами) низким уровнем инфляции, дефицитом госбюджета и безработицей, стабильным курсом национальной валюты, высокими темпами роста внешнеторгового оборота, низким уровнем внешнего долга. Однако, начиная с 1997 г. макроэкономическая ситуация в стране существенно изменилась, что негативно сказалось на большинстве экономических показателей и, прежде всего, финансовых, среди которых следует выделить один из основных, характеризующих состояние внешней задолженности, - отношение внешнего долга к ВВП (в 1998 г. ВВП страны сократился на 2,6%, а в 1999 г. – ещё на 1,5% (после его прироста на 6,4% в 1995 г.); в то же время внешний долг увеличился за 1995-1998 г.г. более чем в 2 раза (табл. 2).

Таблица 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: