Основы психологии и этики деловых отношений деловых отношений.




Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить предмет и задачи психологи и этики деловых отношений. Рассмотреть основные категории этики, понятие морали, ее сущность, структуру и социальные функции морали.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек (от лат. homo).

Этика - это область знаний о сущности морали, законах ее возникновения, развития и функционирования.

Методологической основой этики как науки является знание о Добре и Зле.

Предмет этики как науки – закономерности функционирования и развития морали.

Специфика этики состоит в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает, систематизирует те принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются в процессе жизнедеятельности людей. С другой стороны, будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали.

Этика отражает не только реальную мораль, но и дает ценностную основу человеческой деятельности, определяю тот ориентир, на который она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство – добродетель. Поэтому этику изучают не для того чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы стать добродетельным (моральным, высоконравственным).

Специфический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, - это общение, понимаемое не как один из атрибутов человеческой жизни, а как ее фундаментальная предпосылка и основа. Этика рассматривает общение как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности, в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Задачи этики:

- описание морали (история, границы нравственности, принципы и идеалы);

- объяснение морали (анализ сущности морали);

- учение морали (сообщение людям необходимых знаний о Добре и Зле).

Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания. Она возникает вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает взаимодействовать с другим человеком, их отношения обретают ту или иную форму моральности или аморальности.

Мораль – исторически сложившаяся система принципов, норм, оценочных суждений, регулирующих поведение человека в обществе.

Основные концепции возникновения морали:

- религиозная концепция (утверждает, что мораль дается человеку от Бога);

- натуралистическая концепция (исходит из того, что мораль изначально изложена в человеке самой природой);

- социологизаторская концепция (связывает существование морали исключительно с развитием общества);

- культурологическая концепция (рассматривает мораль как феномен культуры и связывает ее происхождение и развитие с конкретными социокультурными условиями).

Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечивать баланс личного и общественного блага, регулируя поведение людей в обществе. Специфика морального способа заключается в следующем: мораль проявляет себя как единство духовного и практического: она служит основой духовной культуры личности, с другой стороны, вся практическая деятельность человека и его поведение определяются сложившимися в обществе моральными представлениями.

Система морали:

- моральные принципы (представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали);

- моральные нормы (конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен себя вести по отношению к обществу, другим людям, самому себе);

- нравственный идеал (целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным красивым).

Основные принципы морали:

- коллективизм (подчинение своих личных интересов общественным и служение им);

- индивидуализм (утверждает прежде всего ценность, уникальность и неповторимость каждого индивида, пробуждая в нем уверенность в себе, стремление к наиболее полному самовыражению, повышает уровень ответственности личности за собственную моральную деятельность);

- гуманизм (признание человека главной ценностью, а его интересов приоритетными, это торжество человечности в человеческих отношениях);

- альтруизм (бескорыстная любовь и забота о благе другого человека, готовность к самопожертвованию);

- толерантность (проявление терпимости к иному: иным взглядам, ценностям, поведению);

- справедливость (соответствие человеческих отношений, действий и поступков моральным и правовым нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние).

Структура морали включает в себя 3 основных элемента:

- моральное сознание;

- моральные отношения;

- моральное поведение.

Социальные функции морали: регулятивная, оценочная, познавательная, воспитательная, коммуникативная, ориентирующая, мотивационная, идеологическая, мировоззренческая.

Категории этики – это понятия, которые отражают наиболее общие и существенные стороны нравственного и эстетического способов освоения человеком мира.

Центральными понятиями морального сознания и основными категориями этики с древнейших времен являются Добро (Благо) и Зло. Они являются наиболее обобщенной формой оценки разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, социальных групп, общества в целом.

Этика ставит во главу угла человека, его уникальность и неповторимость, соответственно, добро – то, что способствует самореализации сущности человека.

Добро – все, что оценивается положительно, заслуживает одобрения, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, достигать совершенства, соответствует нравственному.

Зло – противоположность Добру.

Основные характеристики добра и зла: всеобщность, универсальность, конкретность, субъективность, относительность, постоянная борьба.

Также существуют такие категории этики как долг, совесть, справедливость, достоинство, честь.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение психологии.

2. Охарактеризуйте предмет психологии.

3. Перечислите отрасли психологии.

4. Дайте определение этики.

5. Что такое мораль?

6. Перечислите какие функции выполняет мораль.

7. Охарактеризуйте основные принципы морали

8. Что такое Добро?

 

Раздел 1. Психологические особенности личности современного работника  
Тема 1.1. Ощущение, восприятие, память и их значение в профессиональной деятельности

 

Методические рекомендации

При рассмотрении данной темы необходимо изучить психические процессы человека, такие как ощущение, восприятие, память. Усвоить их роль в профессиональной деятельности.

 

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности человеческих процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Все знания самого высокого порядка являются результатом интеграций знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет свои собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связной, динамичной, но в тоже время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный звуком, светом, запахами, предметами, населенный людьми. Весь этот беспредельный в пространстве и времени мир уменьшается в маленьком пространстве человеческого организма. Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостного образа можно выявить путем искусственного расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Ощущение - психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение является основным условием психического развития человека и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. Этот процесс от рецептора по нервным окончаниям (центростремительным и центробежным) достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение, человек ощущает звук, свет, вкусы, другие качества раздражителей. Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Ощущения человека - это продукт его исторического развития. Ощущения являются не только источником знаний человека о мире, но и его чувств и эмоций. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, то классификации ощущений могут исходить из свойств как раздражителей, которые их вызывают, так и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Классификация ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов (систематическая классификация ощущений Ч. Шеррингтона):

Экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, которые в свою очередь делятся на: контактные, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующим и на них объектам и (например, вкусовые, тактильные, температурные); дистантные, в которых рецепторы реагируют на раздражения, исходящие из удаленного от них объекта (например, зрительные, слуховые).

Интероцептивные ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях, отражающие состояние внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц, передающие информацию о положении тела человека в пространстве, обеспечивающие регуляцию его движений; рецепторы находятся в мышцах и суставах.

Классификация ощущений по характеру отражения адекватных раздражителей:

1. Зрительные ощущения, адекватным возбудителем которых является электромагнитное излучение, имеющее значение в диапазоне от 380 до 770 микрон, которое трансформируется в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительные ощущения. Зрительные ощущения в свою очередь делятся на ахроматические (отражающие переход от белого к черному, через массу оттенков серого цвета) и хроматические (отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов)

2. Слуховые ощущения, являющиеся отражением воздействия на рецепторы звуковых волн с частотой колебания от 16 до 20 000 Гц, воспринимаемые человеком как звуки. Различают речевые, музыкальные ощущения и шумы.

3. Вибрационные ощущения – отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». В жизни человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

4. Обонятельные ощущения – раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом. У человека обонятельные ощущения мало связаны с ориентировкой в окружающей среде (в отличие от животных). Эта функция обоняния подавлена зрением и слухом. Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качества пищи.

5. Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.

6. Кожные ощущения: несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная (ощущение прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению.

7. Статические ощущения – отражают положение нашего тела в пространстве. Рецепторы ее расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

8. Кинестетические ощущения- ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц. В результате кинестетических ощущений складываются знания о силе, скорости, траектории движения частей тела.

9. Органические ощущения – большое количество рецепторных окончаний расположено на внутренних органах. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, как например, чувство голода, жажды, болевые ощущения.

Специфические свойства ощущений:

1.Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (возможность расширения или изменение порогов); к сенсибилизации приводят: необходимость компенсации сенсорных дефектов, содержание деятельности и специфические требования профессии, употребление наркотиков, алкоголь.

2.Синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, например, под воздействием звуковых раздражителей у человека возникают зрительные ощущения (галлюцинации).

3. Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Например, при воздействии сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей чувствительность увеличивается.

Реальные процессы отражения внешнего мироощущения всегда выходят за пределы элементарных форм. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Основным отличием восприятия от ощущения является возможность отображения объекта реального мира в совокупности всех его свойств. В результате восприятия складывается образ, включающий синтез различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению, процессу. Формирование образа предполагает взаимодействие и скоординированную, целостную работу нескольких анализаторов одновременно. Восприятие -это психический процесс осмысленного отражения предметов, явлений, ситуаций в виде конкретного целостного образа, возникающий при непосредственном воз действии множества физических раздражите лей на рецепторные поверхности органов чувств. В зависимости от того, какой из анализаторов (или какая модальность) работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки о свойствах соответствующего предмета, разделяют следующие виды восприятия: 1)зрительное; 2)слуховое; 3)осязательное; 4)кинестетическое; 5)обонятельное; 6)вкусовое. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют: восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения. Существует множество феноменов, связанных с восприятием пространства, времени и движения. Явление ошибочного или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Например, восприятие времени зависит от его заполненности и незаполненности.

К основным свойствам восприятия относят:

1. Предметность - способность отражать объекты и явления реального мира в форме конкретных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Решающую роль здесь играют осязание и движение. Обычно человек определяет предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как он их употребляет и использует. С предметностью восприятия связано выделение фигуры из фона.

2. Целостность - способность обобщать информацию, получаемую в виде различных ощущений, об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей (трансформация изображения «Портрет молодой женщины и старухи»). При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. На целостность восприятия влияют индивидуальные особенности человека, предшествующий опыт и установка.

3.Структурность (осмысленность)-способность восприятия доводить до сознания человека структуру предмета или явления реального мира. Свойство характеризует личностный уровень воспринятого и позволяет человеку осуществлять динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных. На уровне ощущений получаемая информация конкретна, тогда как на уровне интерпретации она, как правило, абстрактна. Существует дихотомия между сенсорным опытом и его когнитивной интерпретацией (иллюзия Мюллера).

4. Константность- возможность сохранять неизменными свойства предмета независимо от условий его восприятия. Данное свойство выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, неизменности видим ого цвета при изменении освещения, неизменности восприятия формы при изменении положения по отношению к линии взора.

5. Аккомодация (лат. - приспособление)- перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органам и чувств, была усвоена, т.е. изменение органов чувств.

6. Апперцепция (лат. восприятие) - зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Предшествующие знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия, установки и эмоции могут изменять содержание восприятия. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания. Непроизвольное – ненамеренное запоминание (не ставится цель запомнить, не применяются никакие специальные приемы, обеспечивающие запоминание). Непроизвольно запоминаются события личной жизни. Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия, используются специальные приемы (составление плана, повторение). Запоминание делится на механическое (закрепление внешних связей путем многократного повторения) и осмысленное (установление смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала). Осмысленное – более быстрое и прочное запоминание. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т.е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же – в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть произвольным (целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений) и непроизвольным (ненамеренное воспроизведение, когда образы всплывают сам собой).

Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.

Память - это психический процесс получения, хранения и воспроизведения человеком жизненного опыта.

Память - это одновременно психофизиологический и культурный процесс. Перед психологической наукой стоит ряд вопросов, связанных с изучением процессов памяти:

- каковы физиологические механизмы этого процесса;

- какие условия содействуют запечатлению информации;

- какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

- Существует несколько подходов к классификации памяти:

Классификация памяти по времени сохранения материала:

1. Мгновенная (или иконическая) память – это вид памяти, связанный с удержанием информации, воспринятой органам и чувств, без какой бы то ни было ее переработки; ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

2. Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся сохранением воспринимаемой информации без ее повторения в течение (в среднем) 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого и работает без предварительной сознательной установки на запоминание. Кратковременная память связана с таким понятием, как объем кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти - показатель, характеризующий способность механически (т.е. без использования специальных приемов) запоминать и воспроизводить определенное количество единиц информации после ее однократного предъявления. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы -7, если слоги-6, если слова-5, если предложения, состоящие из 2 слов, - 4. Объем кратковременной памяти индивидуален, зависит от природной памяти человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека: сохраняется та информация, которая осознается и соотносится с актуальными потребностями и интересами человека. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство памяти, как замещение -способность вытеснять вновь поступающей информацией хранящуюся там при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти. При этом, как правило, остается информация, поступившая в начале и в конце, т.е. наблюдается так называем ый эффект края.

3. Оперативная память - вид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и рассчитанный на хранение информации в течение заранее заданного определенного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней или месяцев. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на ее решение.

4. Долговременная память - это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения) и эпизодическую (историческую, ситуации, происходившие в данном промежутке временно конкретным человеком). В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти. Для этого необходимо, чтобы с ней была произведена работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Одна из концепций, описывающая совместную взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным. Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял и запомнил данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Это свойство долговременной памяти назы вается реминисценцией - улучшением со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Обычно реминисценция происходит на второй, третий день после заучивания материала. Забывание (невозможно восстановить ранее воспринятую информацию) протекает во времени неправомерно. Опыты Г. Эббингауза показали, что наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее получения, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Это явление носит название эффект Зейгарник - способность человека не произвольно удерживать в своей памяти и в первую очередь воспроизводить то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почтив два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.

5. Генетическая память - вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследству. У человека данный вид памяти слабо выражен. Генетическая память человека - единственный вид памяти, на который невозможно оказывать влияние через обучение.

II. Классификация памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору:

Зрительная память- память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью обладают люди с развитым воображением. То, что человек зрительно может себе представить, как правило, легче запоминается и воспроизводится.

Слуховая память - это память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков (музыкальных, речевых). Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая память, которая выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а)запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

Двигательная память - это память, связанная с запоминанием и сохранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Данный вид памяти участвует в формировании спортивных, художественных, трудовых умений и навыков.

Эмоциональная память - память, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства и переживания. Эмоциональная память участвуете работе всех видов памяти, особенно проявляясь в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания информации - то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и на длительный срок. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют у человека в процессах запоминания и воспроизведения информации, выделяют индивидуальный тип памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. «Чистые» типы памяти, в смысле без условного доминирования одного из перечисленных, крайне редки. Наибольшего развития у человека достигают те типы памяти, которые чаще всего им используются в профессиональной деятельности. Ш. Классификация памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

Произвольная память -память, предполагающая постановку задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Непроизвольная память-память, предполагающая запоминание и воспроизведение, осуществляемое автоматически без волевых усилий, без постановки специальных мнемонических задач. Непроизвольное запоминание во многих случаях превосходит произвольное. Лучше не произвольно запоминается информация, выступающая в качестве цели осуществления деятельности, связанная с умственной или практической работой человека, и имеющая для него большое значение.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте ощущение как познавательный психический процесс.

2. Назовите виды ощущений.

3. Перечислите основные характеристики восприятия.

4. Охарактеризуйте память как познавательный психический процесс.

5. Охарактеризуйте виды памяти.

 

Тема 1.2. Воображение, мышление, речь и представления и их значение в профессиональной деятельности

 

 

Методические рекомендации

При рассмотрении данной темы необходимо изучить психические процессы человека, такие как внимание, воображение, мышление, речь. Усвоить их роль в профессиональной деятельности.

 

Внимание – это избирательная направленность сознания субъекта на объект, ее сохранение и поддержание в течении определенного периода времени; это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации поступающей через органы чувств, и игнорирование другой; это ограничение поля сознания.

Внима



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: