Раздел 3. Психологические особенности трудовой деятельности торговых профессий




 

Тема 3.1. Психологическая сторона отношений в торговле

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо рассмотреть особенности трудовой деятельности в торговле. Изучить виды контактов в сфере обслуживания и их особенности.

Коммерческая деятельность призвана удовлетворять материальные и духовные потребности людей, предоставляя им возможность приобретать разнообразные товары в обмен на деньги. Она тем самым не только обеспечивает необходимые условия для жизни людей, роста их благосостояния, но и стимулирует их трудовую активность.

Сущность коммерции составляют экономические отношения, которые выражаются в двух аспектах: предметном (товарно-денежные операции) и коммуникативном. Коммуникативный аспект выражается в форме общения продавцов, покупателей и других участников торгового процесса.

Торговые коммуникации — это деятельность, в процессе которой люди обмениваются информацией, осуществляют товарно-денежный обмен, при этом воздействуя на сенсорную и перцептивную сторону общения, на чувства и эмоции друг друга.

В основе профессионализма современного продавца, коммерсанта, менеджера по продажам лежит их активность в продаже товаров. Профессиональное мастерство работников торговли понятие достаточно емкое и содержит следующие компоненты:

— знание товаров, их практической полезности, правил эксплуатации или способов потребления;

— обладание мастерством демонстрации и предложения товаров;

— умение рекламировать товар и соответственно предложить сопутствующие или взаимозаменяемые товары;

— быстроту обслуживания, техническое мастерство обслуживания:

— знание психологических основ человеческих коммуникаций, использование этических принципов взаимоотношений в трудовой деятельности.

Взаимодействие продавца и покупателя приводит к завершенности покупки и обеспечивает конкурентоспособность предприятия торговли.

Коммуникативный аспект общения является одной из главных составляющих торгового процесса. Он представляет собой двойственный феномен: несет в себе благо и радость, с одной стороны, а с другой — неприятности и зло. Именно поэтому следует остановиться на тех психологических закономерностях, которые являются источниками многочисленных неприятностей в виде конфликтов:

1. Общение в торговле носит кратковременный, случайный и сугубо деловой характер.

В семье, на службе отношения формируются постепенно и носят устойчивый характер: в семье складываются личностные отношения, на службе — формальные, хотя и межличностные играют немаловажную роль. Люди заранее знают, чего можно ожидать друг от друга, и строят взаимоотношения с учетом этих прогнозов.

Иначе складываются отношения в торговле. Большинству покупателей безразлично, из чьих рук приобрести товар, как, впрочем, безразлично и продавцу, кому продать товар. Взаимоотношения продавцов и покупателей часто ограничиваются случайными, кратковременными и сугубо деловыми контактами. Отсутствие прогноза на последующий контакт лишает обе стороны взаимного уважения.

2. Продавцы и покупатели выступают друг перед другом как обезличенные фигуры в обезличенных контактах. Покупатель обращен к товару во-первых и только во-вторых к продавцу.

3. Общение в сфере торговли протекает при низком уровне взаимной значимости.

На службе и в семье люди дорожат мнением окружающих: от каких-то поступков воздерживаются и проявляют лучшие качества своей личности.

В магазине случаются ситуации, при которых ни продавец, ни покупатель вовсе не заботится о производимом впечатлении. Иногда их поступки выходят за рамки приличия.

4. Противоположная направленность интересов продавцов и покупателей.

В процессе продажи продавец заботится о размере прибыли магазина и собственной зарплате и поэтому стремится продать любой товар, в том числе невысокого качества и даже с истекшим сроком реализации. Покупателя не волнует прибыль продавца, ему нужен качественный товар, экологически чистый продукт и при этом по наиболее доступной цене. Отсюда интересы их бывают противоположны.

Противоположная направленность интересов двух объектов общения порождает психологическую закономерность коммуникаций в торговле, которая зачастую служит источником многочисленных конфликтов и называется взаимным недоверием.

5. Взаимное недоверие.

Покупатель на уровне подсознания не доверяет продавцу и прогнозирует: «Обманет, обсчитает, обвесит, обмерит». Продавец также не доверяет покупателю, зная ситуации, когда покупатель уходит из магазина, «забыв» заплатить за товар. Подсознательное недоверие покупателей по отношению к продавцу часто порождает ложные конфликты, которые могут протекать достаточно бурно, не исключая низкий уровень взаимной значимости участников.

6. Продавец олицетворяет культуру своей организации.

В процессе продаж часто слышатся вопросы: «Почему хлеб черствый? Почему колбаса невкусная?» Ответы продавца: «Я его не выпекала, я ее не производила».

Продавец является единственным представителем на своем рабочем месте, олицетворяя и производителя, и поставщика, и руководство предприятия. Для покупателя он олицетворяет всю систему производства, доставки и продажи товаров. Он несет ответственность перед покупателем и за качество товара, и за сроки хранения, и за культуру общения, демонстрируя ее своим профессиональным мастерством. Покупатели предпочитают совершать покупки в благоприятной эстетической обстановке магазина, не имея времени на длительные поиски нужных товаров. Множество конфликтных ситуаций возникает из-за длительного пребывания покупателей в очередях. Как показывают исследования, люди, находясь в очередях более- пяти минут, становятся раздражительными, а те, кто не имеет запаса времени, покидают магазин, не совершив покупки. В результате покупатель не только теряет время, но и приобретает негативное впечатление от магазина, а предприятие теряет доходы, что снижает прибыльность и конкурентоспособность.

Профессиональное мастерство персонала выражается во взаимопонимании с покупателями, их искреннем интересе в удовлетворении потребностей покупателей, в их способности «войти в положение» покупателя. Коммуникации продавца и покупателя влияют не только на совершение покупки, но и на настроение участников торгового процесса, что положительным образом сказывается на имидже торгового предприятия.

Несмотря на конкуренцию соседствующих магазинов, нечасто встретишь продавца приветливого, заинтересованного в покупке, осуществляющего в своей профессиональной деятельности золотое правило нравственности: «Как ты хочешь, чтобы люди поступали по отношению к тебе, так и ты поступай по отношению к другим людям».

7. Общение в силу обязанности, вопреки желанию.

Покупатель платит за товар, и ему принадлежит право выбора товара и продавца. Продавец таким правом не обладает. Он обязан обслужить любого покупателя независимо от того, симпатичен он ему или нет. Общение в торговле в этом отношении носит неравноправный характер, и в своей трудовой деятельности продавец обязан:

• Встретить покупателя. Выяснить его потребности, оказать помощь в выборе товара.

• Выполнить по просьбе покупателя определенные действия, ответить на вопрос, показать товар, отмерить, упаковать и т.д.

• Проявить активность, вступить в контакт.

• Помочь покупателю решиться на покупку.

• Стремиться завоевать устойчивое расположение покупателей.

• Обслуживая одного, заботиться о впечатлении, производимом на других.

• В любой ситуации оставаться выдержанным, спокойным, избегать конфликтов.

• Служить источником радости и хорошего настроения людей.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение торговым коммуникациям.

2. Охарактеризуйте коммуникативный аспект общения.

3. Перечислите психологические закономерности общения в процессе торговли.

Тема 3.2. Психология процесса продажи

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить тактику поведения продавца. Рассмотреть этапы и методы продажи.

Профессионализм продавца проявляется в высоком уровне мастерства и мотивации, которые вырабатываются обучением и практическим опытом, оказывая влияние на результаты торговой деятельности.

Возникновение мотивов и формирование модели поиска происходит у покупателя обычно вне магазина. На втором этапе процесса продажи продавец может и должен активно включаться в процесс покупки.

Первое, что он призван сделать, — облегчить поиск, привлечь внимание к товару с помощью интересной выкладки, демонстрации товара.

Установив контакт с покупателем, продавец должен определить, насколько конкретна модель поиска, сделать ее более податливой, расширить ее (скажем, почему покупателю нужна обязательно рубашка из фланели и чем хуже рубашка из бумазеи или шотландки). Предложив товар, продавец стимулирует решение покупателя.

Грамотные доводы продавца окажут влияние на решение о покупке, но при этом он должен быть тактичен и осторожен, уметь почувствовать психологический настрой покупателя.

Знание психологии покупателя и психологии процесса покупки позволит продавцу разрешить сложные задачи и тем самым сделать свой труд интереснее и содержательней.

Тактика продавца:

1. Продавец должен облегчить поиск товара выкладкой товаров и рекламными указателями.

2. Выяснить модель поиска покупателя: насколько она конкретна и «удобна» для магазина.

3. Нащупав модель поиска, продавец демонстрирует соответствующий товар, вызывающий желание.

Пример. Покупатель, испытывая сомнение, спрашивает: Это ведь сумка не из натуральной кожи?

Продавец: Да, это заменитель, но при этом сумка изящная и стоит намного дешевле.

Покупатель: А может, есть светлее?

Пример речевого этикета продавца: «Вам очень повезло, эти галстуки большая редкость! Поздравляю, удачная покупка!», «Носите на здоровье! Сшито, как по заказу».

4. Акцентирование внимания покупателя на совпадение модели, на положительных сторонах расхождения товара с моделью поиска.

5. Учет дополнительных факторов, влияющих на решение о покупке.

6. Особая забота о реакции на покупку. Устранение сомнения после покупки.

7. Правильная, спокойная реакция на отказ покупателя от покупки.

8. При отсутствии товара, нужного покупателю, забота о смягчении его реакции и завоевании его расположения.

Этапы процесса продажи

Главная цель продавца — помочь покупателю удовлетворить его потребности, преодолеть его сомнение и привести к решению о покупке.

Процесс продажи традиционно делят на этапы:

Этапы и методы продажи

 

Этапы Продавец (продажа) Покупатель (покупка) Тактика продавца Методы
I. Привлечение внимания к то­вару Поиск 1.Продавец на основе восприятия внешнего вида определяет тип по­купателя, его платеже­способность, готовность к покупке Наблюдение за по­ведением человека, его невербальными сигналами: внешним видом, мимикой, жестами, манерами
2.Выяснение потреб­ностей покупателя Речевые контакты: —Что вас интересует? —Что бы вы хотели приобрести?
3.Уточнение модели поиска Главная тактическая мудрость: как можно быстрее выяснить очер­тания модели поиска и приступить к показу товаров При уточнении модели поиска не быть назойливым — лучше угадывать, чем выспрашивать (фасон, размер, цвет — не спраши­вать вообще)
II.Возбуждение интереса к товару Модель облада­ния 1.Продавец должен показать товар в любом случае, даже если поку­патель только спросит цену или поинтересует­ся о его наличии Путем показа про­давец перехватывает инициативу у поку­пателя
2. Показывать товар увлеченно, с удоволь­ствием, подчеркивая его привлекательные качества При показе не мед­лить, действовать ловко и сноровисто
3. Дать покупателю возможность вступить в непосредственный контакт с товаром Показывать товар в действии, дать покупателю возмож­ность рассмотреть, потрогать, приме­рить и т.д.
4. Если товар вызвал интерес покупателя прекратить дальнейший показ Наблюдать за выра­жением глаз, сосре­доточить все доводы на товаре, который вызвал интерес по­купателя
5. Начинать показ со среднего по цене товара Усилить внимание, наблюдать за реак­цией покупателя
Ш. Влияние на принятие реше­ния о покупке Борьба мотивов 1. Речь продавца Общение покупателя строится в форме диалога, а не моно­лога. Ясность, краткость, актуальность, любезность, компетентность речи
  2. Давать рекомендации в соответствии с воз­растом и психологиче­скими особенностями покупателя. Не проявлять высо­комерия, помнить, что о вкусах спорят, но их не навязывают
  3. Ни одно из возра­жений покупателя не оставлять без ответа Опровергать воз­ражение не прямо, а косвенно. Резкое возражение покупателя повто­рить в спокойном тоне, а потом отве­чать на него
  Использовать других покупателей а качестве консультантов Общение с рядом стоящим покупате­лем
  5. Стимулировать ре­шение покупателя Обосновать цену, задать вопрос о том, что думают покупа­тели о совершении покупки: -Сколько штук вы желаете приобрес­ти? - Я выписываю вам чек?
IV. Завершение процесса прода­жи. Реакция на покупку или на отказ от нее 1. Если покупатель уходит без покупки не удерживать его Не проявлять раз­дражения

Вопросы для самоконтроля:

1. Проанализируйте тактику поведения продавца.

2. Охарактеризуйте основные этапы и методы продажи.

 

Тема 3.3. Профессиональное поведение

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо рассмотреть психофизиологические качества работников торговли, функции продавца при общении с покупателем, психологические факторы и мотивы покупок, факторы, влияющие на эффективность слушания, влияние прежнего опыта, помехи в момент передачи сообщения.

Искусство общения с покупателем предполагает, что каждый продавец должен заботиться о том, чтобы впечатление, которое он производит на окружающих, было хорошим. Это впечатление определяется в первую очередь внешним видом продавца. Наверное, нет нужды подробно останавливаться на том, что одежда сотрудников магазина всегда должна быть чистой, аккуратной, импозантной. Для продавцов продовольственных магазинов лучший образец спецодежды — платье, комбинезон или халат из тканей светлых тонов и головной убор в тон платью. В непродовольственных магазинах выбор рабочей одежды гораздо шире. Для женщин — платья, костюмы, юбки с блузкой, для мужчин — костюмы или брюки с рубашкой и галстуком. Основное правило: рабочая одежда должна быть одинаковой для всех сотрудников данного торгового предприятия, чтобы персонал выделялся среди покупателей. Ее желательным дополнением является нашивка с эмблемой магазина и обязательным — бирка или значок с именем и фамилией продавца. Покупатели всегда должны иметь возможность знать, кто их хорошо или плохо обслужил. Такая одежда, как показывает практика, укрепляет дисциплинированность и корпоративную культуру персонала.

Чистота и опрятность форменной одежды дополняются аккуратностью прически, хорошими манерами. Приветливость продавца вызывает чувство симпатии к нему. Многие покупатели по этим признакам судят о способности продавца хорошо, быстро обслужить. Опрятные, энергичные, приветливые продавцы всегда пользуются авторитетом у покупателей. Обо всем этом продавец должен помнить и отдавать себе отчет, что от критического взгляда покупателя, как правило, не ускользает любая мелочь.
Большинство опытных владельцев магазинов выделяют такие качества успешных продавцов, как внимательность, отзывчивость, корректность и коммуникабельность, т.е. способность установить контакт с покупателем. (Кстати, знание товара, даже технически сложного, обычно считается второстепенным требованием при подборе торгового персонала. Это желательное условие, но не обязательное. Этому большинство работодателей готовы научить сотрудников уже в процессе работы. Главное — владение искусством общения).

Психологи дополняют профессиональный портрет работника торговли рядом психофизиологических требований (см. табл.).

Обратите внимание!
Психофизиологические требования к работникам массовых торговых профессий
Психофизиологические качества Их основное применение
1. Экстравертированность (общительность), любознательность, общий кругозор (в области политики, экономики, спорта и т.д.) и общая культура. Общение с покупателями, способность завязать и поддерживать интересный разговор, знание потребностей и мотивов покупок товаров
2. Чувствительность зрения к различению формы, цвета, величины. Хорошая зрительная память. Работа с товарами: выкладка, упаковка, консультации покупателей.
3. Хорошая слуховая память (на тембр, высоту звука и т. д) Определение качества некоторых товаров (например, аудиотехники или музыкальных инструментов)
4. Состояние (не ниже удовлетворительного) логической памяти Устная реклама новых товаров, ориентация покупателя и т д.
5. Способность сосредоточивать и распределять внимание, наблюдать Одновременное обслуживание нескольких покупателей, наблюдение за их поведением
6. Оперативность мышления. Способность четко выражать свои мысли, подыскивать аргументы. Демонстрация товаров и объяснение их свойств
7. Умение быстро и точно считать Подсчет стоимости покупки
8. Эмоциональная устойчивость (равновесие раздражительных и тормозных процессов) Обслуживание покупателей (в том числе при конфликтных ситуациях)
9. Хладнокровие, выдержка Ликвидация конфликтных ситуации в условиях большой эмоциональной нагрузки и т. п.
10. Скорость реакции, координация движений Работа на кассовом аппарате

Общительность — основное профессиональное качество продавца. Однако она не должна переходить в навязчивость или угодливость. Хороший продавец не только умеет легко и непринужденно вступать в разговор с покупателем, но и способен активно управлять своими отрицательными эмоциями, т. е. подавлять раздражение, преодолевать смущение.

Еще хороший продавец должен обладать знаниями основ юриспруденции, психологии, товароведения, рекламы... Необходимо, чтобы он имел навыки работы в команде, знал моменты мерчандайзинга, определял поведение покупателя (что происходит в голове покупателя в тот момент, когда он подходит к полке, как рождается потребность и т. д.). «Не слишком ли высокие требования?», — спросите вы. Нет. В сложном и ответственном деле розничных продаж никогда не бывает «слишком много» профессиональных качеств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: