VII. Опыт повышения успеваемости школьников, улучшения дисциплины и профилактики наркомании.




Предлагая суггестивные методы воздействия на психику детей, академик Бехтерев имел в виду в первую очередь случаи девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения. В наше время, учитывая крупные недостатки семейного воспитания, возникает мысль расширить диапазон суггестии (целенаправлен-ных внушений) на весь контингент учащихся. В первую очередь, речь идет о детях в возрасте 9-12 лет, т.е. до наступления весьма сложного подросткового периода. Соответствующие наблюдения были проведены в 2004- 2005 годах в четвертых классах Линдовской средней школы Борского района Нижегородской области (директор школы М.А.Ляпустина). По согласованию с родителями соответ-ствующий эксперимент официально проводится и в настоящее время. Сообщение о новых методах профилактики наркомании и повышения успеваемости учащихся, охватившее первые наблюдения, озвучено нами в 2005 году на состоявшемся в г. Москве VI Международном конгрессе «Народная медицина России – прошлое, настоящее, будущее». Это выступление было отмечено специальной премией «За лучший доклад на конгрессе». Тем не менее, несмотря на доказанную полную безопасность предлагаемых методов, широкое распространение они пока не полу-чили, в связи с консерватизмом отдельных «ученых», буквально утверждающих,

что «релаксации не место в школе». Нашу работу по внедрению своеобразного «организационного момента» в начале занятий, можно охарактеризовать как «десять приседаний (с расправлением плеч) и две минуты внушений», проводимых перед каждым уроком. Сочетание краткосрочных, способствующих улучшению осанки, физических упражнений и проводимых при закрытых глазах полезных наставлений, было положительно воспринято школьниками и реально повы-сило их дисциплину и успеваемость. Это неудивительно, если учесть, что не в ущерб основным занятиям, детям в течение года более 500 раз внушалась недопусти-мость применения наркотиков и более 1000 раз говорилось о необходимости хоро-шей учебы.

Подведем некоторые итоги. Разрабатываемые нами, при консультативной помощи д.м.н. проф. Макарова В.В (г. Москва) и д.м. н проф. Трошина В.Д. (г. Нижний Новгород) а также других ученых и практиков, методы улучшения психического и физического статуса детей решают или способствуют решению следующих проб-лем:

1. Повышение самооценки и уверенности в своих силах, усиление волевых качеств. Ускорение адаптации к быстро меняющимся условиям жизни.

2. Выработка полезных, социально приемлемых стереотипов поведения.

3. Начальное обучение психологической саморегуляции, включающие успокаивающие дыхательные упражнения и мышечную релаксацию.

4. Применение «организационного момента» в начале каждого урока для настройки на учебу и плавного перехода к учебному процессу.

5. Повышение мотивации к учебе.

6. Обучение концентрации внимания и улучшение на этой основе школьной успеваемости.

7. Профилактика наркомании и других вредных привычек.

8. Повышение дисциплины в школе и в семье.

9. Выработка, улучшающего социализацию чувства коллективизма и взаимовыручки.

10. Профилактика противоправных действий

 

Оправдавшие себя на практике краткосрочные воздействия на психику детей в начале каждого урока можно рассматривать как первую ступень обучения школь-ников азам психологической саморегуляции. В дальнейшем “ психологический ликбез” должен принять форму уроков практической психологии (хотя бы один урок в неделю). Быстрейшее внедрение новых подходов в педагогике диктуется перелом-ным моментом в работе школы в наступившем XXI веке. До сих пор объём знаний, которые накопило человечество, удавалось освоить за 10-12 лет (не считая учёбы в высших учебных заведениях). Отныне и впредь такой возможности уже не будет. Возникший во второй половине XX века и потрясший человечество “информацион-ный взрыв”, продолжает набирать обороты. Своевременно не натренированный мозг ребенка уже не позволяет без ущерба для его здоровья охватывать фантастический раздувающийся объём всевозможных знаний. Совершенно очевидно, что в новых условиях основная задача школы в области учёбы будет, заключатся не столько в передаче самих знаний, сколько в научении школьников методам самостоятельного поиска и быстрого освоения необходимой информации. (По мере ее востребован-ности). Конечно, основные законы физики и других наук надо будет изучать, однако за большинство детальных сведений, по-видимому, будут в ответе электронные справочники Интернета.

Полагаем, что в ходе экзаменов в средних и высших учебных заведениях можно будет пользоваться упомянутыми электронными и другими пособиями, поскольку оцениваться будет в первую очередь умение, имея некоторые базовые знания, эффективно использовать вновь полученную информацию. В современных условиях большое будущее открывается перед дистанционным обучением (типа заочных конференций). На каком-то этапе, по мере удешевления и усовершенствования уже имеющейся аппаратуры, это может решить проблему малокомплектных сельских школ. Вместе с тем, таким же образом может решаться проблема оказания психо-терапевтической (да и другой медицинской) помощи и обучения психологической саморегуляции жителей удаленных от крупных городов населенных пунктов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: