II.Психологическая саморегуляция в 21 веке.
Или как научиться моментальному вводу в транс и стать властелином своего организма?!
Каждому человеку свойственно стремление прожить свою жизнь счастливо. Хотя, конечно, само понятие «счастья» весьма и весьма относительно.
Состояние физического и психического здоровья человека (без него не мыслима счастливая жизнь) обычно лишь на 10-15 % зависит от его генетических задатков, и здесь весьма кстати поговорка «каждый является кузнецом своего счастья». Необходимо уяснить, что наковальней, на которой выковывается счастье человека, преимущественно, должно служить его подсознание. Являясь хранителем опыта всех предыдущих поколений, подсознание, вмещающее более 92 % всех нервных клеток организма, кроме врожденных инстинктов, хранит в себе все шаблоны поведения, создаваемые, особенно в детском возрасте, под влиянием воспитания, то есть окружающей средой. И если даже у человека генетика вовсе не блистательная, да и воспитание не самое лучшее, у него все же остается замечательная возможность, используя огромные ресурсы подсознания и современные методы психологической саморегуляции, так управлять своим организмом, чтобы достойно и счастливо прожить дарованную ему природой жизнь.
Научиться, повышая уверенность в своих силах, позитивно влиять на свое подсознание особенно актуально в настоящее время, в связи с возрастающими антропогенными нагрузками и сверхстрессами, в немалой степени вызванными так называемым «информационным взрывом». В реформируемой России именно губительные для сердечно-сосудистой и нервной систем человека, снижающие иммунитет сверхстрессы ведут к резкому ухудшению состояния здоровья населения и просто к депопуляции.
|
Перспектива конечно незавидная – ведь каждый год нас становится меньше почти на 1 миллион человек. К чему приводят попытки снимать сверхстрессы с помощью наркотиков (включая спиртные напитки) – известно всем.
В современной России обучение людей простым и надежным психологическим методам регулирования всех жизненных функций организма и противостояния сверхстрессам становится сейчас общегосударственным приоритетом, а тем, кто этого еще не понял, раньше или позже придется пройти «психологический ликбез».
Попытки освоить методы психологической саморегуляции делались многократно, однако на этом важном пути встречались немалые препятствия. Они связаны, с одной стороны, с наличием дремучих предрассудков и крайне низким уровнем знаний практической психологии среди всего населения, и даже у руководящей элиты. С другой стороны многие люди просто ленивы и не привыкли (не приучены) ответственно относиться к своему здоровью.
Широко известный, разработанный Шульцем в 1932 году метод оздоровительной аутогенной тренировки является, в сущности, разновидностью гипноза. Этот метод заключается в первичном обучении мышечной релаксации и ощущения тепла, тяжести и спокойствия также способствующим расслаблению. В наступающем состоянии транса производятся необходимые для человека обучающие и оздоровительные самовнушения.
При этом, достигаемые в результате предварительных многомесячных тренировок мышечная релаксация, чувство тепла и тяжести являются лишь вспомогательными средствами, способствующими возникновению необходимого трансового состояния.
|
Несомненно, рефлекторно воздействуя на мозг, расслабление мышц обладает совершенно самостоятельным мощным оздоровительным эффектом, независимо от целебного и воспитательного действия самовнушений. Поскольку на практике наблюдаются случаи спонтанного возникновения состояния транса, возникает вопрос: а нельзя ли для ускорения дела сменить порядок действий: сначала добиваться моментального ввода в транс, и лишь потом полностью расслаблять мышцы и осуществлять необходимые самовнушения?!!!
Легкая степень транса – своеобразная «задумчивость» у каждого человека в течение суток проявляется многократно, и, в отличие от полного бодрствования, когда электрические показатели работы мозга характеризуются так называемым бета ритмом (24 герц), отмечается альфа ритм (7-14герц).
Чем моложе человек, тем больше времени он, незаметно для себя, проводит в альфа ритме. И с этим, возможно, связана большая внушаемость детей, и их способность воспринимать значительные объемы новой информации. В целом, частые переходы от одного состояния психики к другому – естественное явление, возникающее не только на фоне полной мышечной релаксации.
Очевидно, что одномоментное освоение приемов целенаправленного быстрого ввода в транс, а следовательно избавление людей от необходимости многомесячного обучения технике мышечной релаксации, означало бы возможность беспроблемного освоения психологической саморегуляции широкими массами населения. Что же касается весьма полезного расслабления мышц, то оно может быть легко достигнуто в результате соответствующих самовнушений, осуществляемых уже в состоянии транса. В определенных условиях автор настоящей статьи, примеряя на себя роль «вожака», экспериментально вводил в транс простым взмахом руки и властным окриком «Спать» примерно каждого десятого человека.
|
Такие явления мало связаны с личными качествами суггестора. Практически каждый человек после соответствующего обучения может стать гипнотизером. Поэтому важна роль самовнушений для выработки психологической защиты и избирательного отношения к посторонним внушениям. На протяжении жизни человека внушаемость может корректироваться, но она во многом предопределена генетически и являясь существенным эволюционным фактором способствовала выживанию, ведущих стадный образ жизни, наших далеких предков.
Заметим, что возниконовение транса нормальное, к тому же весьма продуктивное и важное для здоровья, явление присущее любому человеку в той же мере, как и обычный сон или бодрствование.
Именно в таком, близком к дремоте, состоянии когда мозг незаметно для нас работает преимущественно в автоматическом режиме открываются ворота в могучее подсознание. В трансовом состоянии наше сознание (разум) получает уникальную возможность через самовнушения осуществлять свои жизненные цели формировать для этого новые шаблоны поведения и отдавать распоряжения необычайно послушному подсознанию.
А его ресурсы поистине огромны. Примерно 92 миллиарда нервных клеток, которые, преимущественно, отвечают за всю «автоматику» организма (включая важнейшие функции – дыхание, сердцебиение и т.д.). Весьма существенно, что поступающая в подсознание информация воспринимается дословно и без всякой критики, а это повышает наши требования к составлению формул самовнушений.
В состоянии транса поступление информации в подсознание происходит в основном в режиме раппорта, то есть прямой связи с сознанием суггестора (гипнотизера). При самогипнозе собственный разум (сознание) напрямую воздействует на свое же подсознание и в этом основа чрезвычайно успешных самовнушений.
Вернемся, однако, к весьма важной проблеме быстрого наведения транса. Очевидно, что упомянутый выше «шоковый» метод ввода в транс (с использованием директивного окрика) мало пригоден для современного образованного человека, и мы рассказали о нем лишь с целью отметить принципиальную возможность моментального наведения транса без предварительной глубокой мышечной релаксации.
Как показали наши наблюдения, соответствующий современным требованиям менее директивный и вместе с тем ускоренный ввод в транс возможен почти во всех случаях (ведь это нормальное присущее любому здоровому человеку явление). Для этого однако необходимы определенные условия. Речь идет о наличии должной мотивации и, что не менее важно, доверия к обучающему лицу.
В случае массовых мероприятий, предусматривающих обучение психологической саморегуляции больших контингентов людей, предпочтительно использование специальных обучающих мышечной релаксации и вводу в транс аудиопрограмм. Многие годы ушли у автора, пока он понял волшебное воздействие простых слов: «Вы сами, сами, именно сами будете влиять на себя…».
Наслушавшись баек «о зомбировании» абсолютное большинство наших сограждан на вопрос врача: «Вы желаете, чтобы я вас загипнотизировал (ввел в транс)?» - отвечают отрицательно. Другое дело, если вопрос будет звучать так: «Вы желаете сами, именно сами научиться вводить себя в целебное расслабленное состояние транса? При этом Вы полностью сохраните контроль над собою, будете все слышать и запоминать».
Как показала практика, с такой постановкой вопроса согласно большинство людей, особенно имеющих какие-либо проблемы со здоровьем. Для молодых людей и детей старше 13 лет (у детей 8-12 лет внушаемость близка к 100%) вопрос может включать элементы соревнования и развлекательности. Например: «Вы желаете стать сильным волевым человеком и научиться засыпать на заданное время, как разведчик Щтирлиц?»
Повышению мотивации и преодолению сопротивления вводу в транс весьма способствует предварительная «рациональная» беседа, в ходе которой разъясняется значение и суть метода психологической саморегуляции применительно к индивидуальным запросам отдельных людей. Поэтому, в ходе групповых занятий необходимо оставлять время для ответов на возникающие вопросы.
Начальная (разъяснительная) часть занятий, в первую очередь, преследует цель – повысить доверие людей к предлагаемым методом воздействия. Снижение сопротивления достигается также при детальном разъяснении полной безопасности и большой пользы от нахождения в состоянии транса.
В свете современных достижений суггестологии и нейро-лингвистического программирования (НЛП) момент ввода в транс целесообразно связывать с определенными ритуалами, используя в качестве «якорей» концентрацию внимания на точке или отблеске и замедляющийся обратный счет от 10 до 1. Возникновение характерного для транса альфа ритма напрямую связано с закрыванием глаз Предварительное принятие особой удобной позы и три глубоких вдоха и выдоха а также концентрацию внимания на дыхании можно считать частью ритуала ввода в транс. Эти приемы нами постоянно используются и дают прекрасные результаты.
Могут применяться и другие «ритуалы» и «якоря». Например, предшествующее вводу в транс сжатие всех пальцев руки «в щепотку». Аналогичные (по результатам) приемы мы находим в работах талантливого самоучки Хосе Сильва, чьи тренинги ведутся на 17-ти языках в 80-ти странах мира. В России известный психотерапевт Х. Алиев используя приемы покачивания всего тела, с успехом демонстрирует возможности ускоренного наведения транса.
Со своей стороны особо отмечаем, что быстро научить людей практически 100-процентному ускоренному вводу в транс можно, используя эффект постгипнотического (посттрансового) внушения.
К сожалению, современное изрядно закомплексованное общество мало знакомо с трудами академика Бехтерева, и с большим подозрением относится к самому слову «гипноз», так что, проще всего заменить этот злополучный термин на другой, например, «трансовые внушения».
Учитывая, что наши современники вовсе не желают, чтобы кто-либо бесконтрольно «копался» в их подсознании, (и их можно понять!) преимущество должно быть отдано не прямой суггестии со стороны, а вполне осознанным, способным укреплять волевые качества, самостоятельным самовнушениям.
Хотя состояние гипноза, в целом, абсолютно безопасно и имеет очень мало противопоказаний, избегая непосредственного и, главное, бесконтрольного влияния постороннего суггестора (гипнотизера), считаем целесообразным широкое использование предварительно проверенных суггестивных аудиопрограмм. В первую очередь, это относится к обучающим быстрому самостоятельному вводу в транс аудиопрграммам, включающим постгипнотические внушения. Таким образом, роль постороннего суггестора (гипнотизера), в основном, сводится к обучению, с их помощью, клиентов, самостоятельно влиять на свое подсознание.
При этом, после ввода в транс возможно дальнейшее прослушивание магнитофонной записи голоса самого клиента с необходимыми ему индивидуальными самовнушениями (комбинированные аудиопрограммы)
В настоящее время нами создана короткая универсальная аудиопрограмма, обучающая мышечной релаксации без слово «спите», способствующая самостоятельному вводу в транс и хорошему восприятию самовнушений.
Изначальное, прослушивание данной аудиопрограммы (используемой, также, в экспериметнальном порядке в детских коллективах для профилактики наркомании и повышения успеваемости) сочетается с применением специальных карточек (своеобразных «талисманов»), содержащих описание процедуры (ритуала) ввода в транс и образцы полезных самовнушений.
Таким образом, практическая часть обучения быстрому вводу в транс занимает, порядка, 30 минут времени. Непосредственный переход в трансовое состояние осуществляется за 2 минуты и может быть достигнут даже по телефону. 20-30 минут требуется в начале занятий для ознакомления с материалами настоящей статьи, теоретического обоснования и мотивации проводимой работы. В итоге, с учетом упражнений и ответов на неизбежно возникающие вопросы, требуется 1,5 – 2 часа времени, чтобы заложить основы счастливой жизни каждого непредвзято мыслящего человека, имеющего достаточную мотивацию для дальнейшего самосовершенствования.
Впоследствии, с учетом изменений жизненных условий, надо будет продолжать работать над собою – то есть самостоятельно упражняться и при необходимости слушать соответствующие аудиопрограммы (что совсем не обременительно0.
Самовнушения (не более двух одновременно) повторяются не менее семи раз подряд, причем поначалу по несколько раз в сутки. Они должны быть предельно четкими, краткими и не содержать отрицаний (выраженных частицей «не»), например:
Регулирование давления:
«Спокойствие,
нормализуется давление, нормализуется.
Голова свежая и легкая»
Нормализация веса:
«Соленая, сладкая, жирная и мучная пища безразличны.
Становлюсь стройнее»
Повышение иммунитета (антираковая):
«Мои белые кровяные тельца окружают и беспощадно уничтожают все злокачественные клетки, вредные бактерии и вирусы.
Я справлюсь!»
Укрощение боли:
«Боль отсекается, отсекается и уплывает как облачко…