БОПУ ВО
«ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫИ ТУРИЗМА»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Предмет: «Основы философии»
Отделение: заочное
Составил преподаватель: Абрамов И.Л.
Г.Кириллов
Год
Введение
Изучите программу курса «Основы философии», ее структуру. Изучение данной дисциплины имеет большое значение для подготовки специалистов любого профиля. Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т.д. Данный курс знакомит вас с основной проблематикой философии, с развитием человеческой мысли. Он раскрывает проблемы формирования личности, отношения к другим людям, социальные и этические проблемы развития современной культуры, науки и техники.
В результате изучения курса «Основы философии» студенты должны свободно ориентироваться в таких понятиях и вопросах, как:
- предмет философии, основные вехи мировой философской мысли,
- природа человека, смысл его существования, человек и общество, человек и Бог,
- человеческое познание и человеческая деятельность,
- наука и культура и их роль в обществе,
- глобальные проблемы современности.
Основная часть
На изучение курса «Основы философии» у студентов заочного отделения отводится следующее количество часов:
2 часа - установочные лекции,
8 часов - лекции,
2 часа - итоговая письменная контрольная работа.
Содержание
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
Литература: УЛ – 1, с. 4 – 10
УЛ – 2, с.5 – 16
УЛ – 3, с.5 - 19
Ознакомьтесь с понятием «философия», предметом философии. Определите, когда и каких центрах древней цивилизации возникла философия.
|
Уясните, что на основные вопросы философии о смысле жизни, человеке, добре и зле, счастье и любви, нет однозначного ответа. Философия предлагает вам варианты ответов, ваша задача – выбрать из их множества тот, который ближе вам. Вы также можете предложить свой вариант ответа, так как философия – наука субъективная.
Философия имеет сложную структуру. Рассмотрите науки, которые входят в состав философии. Выясните соотношение философии, науки, религии и искусства.
Требования к знаниям: после изучения данного вопроса студент должен знать и уметь раскрывать такие понятия, как философия, предмет философии, основные вопросы философии. Знать структуру философии и кК функции.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое философия и что она изучает?
2. Обоснуйте утверждение о том, что философия – это наука о разумной и правильной жизни.
Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.
Литература: УЛ – 1, с.10 – 68
УЛ – 2, с.16 -140 (выборочно)
УЛ – 3, с.26 – 328 (выборочно)
Ознакомьтесь с идеями выдающихся философов мира. Начните с античной философии. Рассмотрите философские взгляды Сократа, Платона, Гераклида, Парменида, Аристотеля, Демокрита и Эпикура. Многие из древних философов были великими учеными, поэтому философия подверглась большому влиянию естественных наук. Изучите философию Средних веков по взглядам Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Обратите внимание на то, что в Средние века философия имела непосредственную связь с религией. Она должна была объяснять и подтверждать основные догматы христианской религии.
|
Изучая философию Нового и Новейшего времени, обратите внимание на появление новых философских направлений, таких как идеализм, материализм, агностицизм, рационализм. Рассмотрите взгляды Ф.Бэкона, Дж. Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И. Канта, Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. Обратите внимание на развитие русской философской мысли в работах Н.А.Бердяева, произведениях Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
Дайте определения течениям современной философии: неопозитивизм, структурализм, экзистенциализм.
Постарайтесь проследить влияние философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли.
Требования к знаниям: после изучения данной темы студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся в истории философии, влияние их на ту или иную эпоху.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие философские идеи пропагандировали циники, стоики и скептики?
2. Какие философы Нового и Новейшего времени придерживались материалистических взглядов, а какие идеалистических?
3. В чем особенность русской философии XIX – XX вв.?
Человек – главная философская проблема. Сознание и познание.
Литература: УЛ – 1, с. 69 – 167.
УЛ – 3, с.365 – 392, 406 – 424
Рассмотрите известные теории о происхождении человека. Помните, что возникновение человека – это чудо, что до сих пор неизвестно, как возникла жизнь на Земле, была ли она занесена из космоса или возникла химическим путем.
|
Человек постоянно изменяется, человек – это стремление быть человеком. Каждый человек индивидуален. Рассмотрите, что делает всех людей уникальными и неповторимыми. Однозначное и окончательное определение человека дать нельзя, так как он слишком многогранен в своих делах и мыслях. Об исключительном месте человека среди остальных явлений и предметов говорят его фундаментальные характеристики: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость.
Рассмотрите основные категории человеческого бытия, определяющие его жизнь – свободу, творчество, любовь, счастье, смерть. Постарайтесь выработать самостоятельное отношение к этим категориям.
Рассмотрите проблему сознания, которое является поразительным феноменом Вселенной. Сознание имеет три стороны: предметное сознание, самосознание и сознание как поток непосредственных переживаний. Ознакомьтесь с основными идеями психоанализа З.Фрейда.
Знакомясь с учением о познании, не забывайте, что в философии во все времена было два подхода к вопросу о том, как человек познает мир. Одни философы считают, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Рассмотрите понятия: чувства, разум, воля, память, мышление, воображение.
Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека - его происхождение, отношения, основные характеристики. Должен разбираться в природе и структуре сознания, иметь представление о приемах и методах познания мира.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем отличие человека от всего остального на Земле?
2. Раскройте основные идеи психоанализа З.Фрейда.
3. Как человек познает окружающий мир?
Духовная жизнь человека.
Литература: УЛ – 1, с. 168 – 203
УЛ – 2, с. 168 – 177
УЛ – 3, с.437 – 458
Познакомьтесь с основными категориями научной картины мира, с ролью науки в современной жизни.
Человеческую жизнь и культуру определяют пространство, время, свет, цвет, ритм, движение, число. Эти феномены накладывают сильнейший отпечаток на мировосприятие людей. В разные эпохи философы по-разному интерпретировали их.
Одними из главных вопросов этой темы являются вопросы о взаимоотношениях человека и бога и вопрос о вере. Вера – это своеобразное духовное состояние, в котором человек согласен признавать как истину нечто такое, что само по себе не очевидно, для чего нельзя привести убедительных оснований. С помощью веры человек пытается найти ответ на вопрос о смысле жизни.
Рассмотрите такие понятия, как: искусство, талант, гений. Искусство – это феномен, организующий жизнь. Главная функция искусства заключается в том, что оно творит мир. Мир, в котором мы живем, в большей своей части является продуктом искусства. Только с помощью искусства человек может сделать свою жизнь целостной и завершенной. Поэтому искусство играет огромную роль в познании и воспитании человека.
Требования к знаниям: студент не только должен знать основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, но и уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности, с современной научной картиной мира. Должен понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как интерпретировали философы разных исторических эпох основные категории научной картины мира?
2. Каково значение веры в жизни современного человека?
3. Как вы считаете, переживает ли современное искусство кризис?
Социальная жизнь.
Литература: УЛ – 1, с.203 – 279.
УЛ – 2, с.177 – 181
УЛ – 3, с.458 – 470
Философия, помимо общества, культуры, природы, изучает еще историю. Этот раздел называется философией истории. В нем рассматриваются такие вопросы, как человеческое общество, направления его развития, будущее человечества.
Ознакомьтесь с формами существования человека – этнос, семья, государство. Рассмотрите различные философские концепции исторического развития. Гегель и К.Маркс разработали теории однолинейного прогрессивного развития, К.Ясперс и А.Вебер – концепции многолинейного развития, О.Штенглер и П.Сорокин – циклического развития.
Особое внимание обратите на историческую самобытность России. Рассмотрите взгляды западников и славянофилов о путях развития России, взгляды П.Я.Чаадаева на историческую судьбу России.
Дайте определения таким понятиям, как государство и социальная структура общества. Государство определяет основные направления внутренней и внешней политики. Социальная структура государства сложна и неоднородна. Современное российское общество можно разделить на несколько классов: правящая элита, средний класс, базовый класс и низший класс. Каждый из этих классов распадается на несколько слоев (стратов). Социальная структура развитых стран Европы и США отличается от российской.
XX и XXI века – это время глобальных проблем, от решения которых зависит развитие человечества и его выживание. Сегодня такими проблемами являются: экологический кризис, исчерпание невозобновимых природных ресурсов, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран, повреждение генофонда. Эти проблемы касаются всех стран мира и решить их можно только общими усилиями.
Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и уметь критически их анализировать. Должен знать, что такое массовая культура, контркультура, понимать, что такое истинная и ложная культура. Должен осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем историческая самобытность России?
2. Какова роль отдельного человека в истории?
3. Что значит быть культурным человеком?
В результате самостоятельной работы и лекций студенты-заочники должны усвоить и свободно ориентироваться в основных понятиях курса.