1-й вариант.
Выберите и запишитетот вариант ответа, который Вы считаете правильным
1. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
А. история Б. философия В. социология Г. Культурология
2. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
А. нирвана; Б. сансара; В. жэнь; Г. Дао
3. Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
А. И.Кант; Б. Аристотель; В. Платон; Г. Демокрит
4. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к
А. Богословию Б. Психологии В. науке Г. Этике
5. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
А. Гуманизм Б. природоцентризм; В. Теоцентризм Г. Идеализм
6. Основное утверждение рационализма заключается в том, что
А. Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
Б. Главенствующую роль в науке играет эксперимент
В. Познание мира возможно благодаря божественному откровению
Г. Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком
7. Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»
А. Р. Декарт; Б. Ф. Бэкон; В. Дж. Беркли; Г. Вольтер
Впишите буквы, соответствующие понятиям, обозначенными буквами, и запишите ответы. Прочитайте задания и запишите ответы.
8. Соотнесите этапы развития философии и их представителей
А. Ш. Монтескье | 1. Древний мир |
Б. В. Зеланд | 2. Новое время |
В. З. Фрейд | 3. Просвещение |
Г. Лао-Цзы. | 4. Психоанализ |
5. Постмодернизм |
|
9. Соотнесите термины и их определения
А. Эмоциональное восприятие действительности | 1. Ценности |
Б. Деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельность | 2. Гносеология |
В. Теория познания | 3.Мироощущение |
Г. Вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества | 4. Культура |
5.Материя |
10. Впишите ключевое слово в определение:
Идеализм – философское направление, которое исходит из первичности ____________ по отношению к материальному.
11. Подберите термин, противоположный понятию «материализм».
12. Установите последовательность возникновения философских категорий:
а) формация;
б) логос;
в) идея;
г) мораль;
д) фальсификация.
13. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией
а) онтология | 1) красота |
б) гносеология | 2) нравственность |
в) этика | 3) истина |
г) эстетика | 4) бытие |
14. КАК называется философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях?
15. Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в какую структуру?
16. Установите последовательность возникновения философских направлений:
а) эпикуреизм;
б) атомизм;
в) энциклопедизм;
г) реализм;
д) эмпиризм.
17. Установите последовательность возникновения философских направлений
а) Фома Аквинский | 1) школа атомистов |
б) Демокрит | 2) схоластика |
в) Маркс | 3) натурфилософия |
г) Николай Кузанский | 4) диалектический материализм. |
Прочитайте задания и запишите ответы на вопросы, используя знания из курса истории
|
18.Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…» Вопросы: а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии? б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии? в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа? |
19.. Какие две философские позиции противопоставляются в суждении героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базарова: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?
20. А. Шопенгауэр(1788–1860) — немецкий философ.
Вопросы:
1. Как Шопенгауэр понимает волю? Допустимо ли наделять волей неживую природу?
2. Согласны ли Вы с мнением Шопенгауэра о том, что воля образует первичную и более глубокую основу жизненности организма?
3. Следует ли из того, что интеллект генетически вторичен по сравнению с волей, утверждение, что в жизнедеятельности организма он играет также вторичную роль?
4. Справедлива ли, данная философом, оценка мозга как паразита организма? В чем объективная причина критики Шопенгауэром рационализма?
«Воля, как вещь в себе, есть внутреннее, истинное и нетленное существо человека, но в то же время она бессознательна. Ибо сознание обуславливается интеллектом, который есть просто придаток нашего существа или, лучше сказать, функция головного мозга и нервов. Самый мозг есть плод или продукт всего организма, или скорее паразит его, по крайней мере в том отношении, что он не участвует непосредственно во внутренней работе организма, а регулирует лишь отношения его к внешнему миру… Можно поэтому сказать, что интеллект есть вторичное начало, а организм — первичное, именно — непосредственное проявление воли… Воля есть субстанция человека, а интеллект — акциденция…
|
Воля у всех животных есть нечто первичное, субстанциональное; интеллект, напротив, вторичное, случайное… Мозг, функцией которого есть понимание, так же необходим животному, как копыта, когти, руки, крылья и прочие органы, без которых немыслима жизнь его…
Несмотря на то, что желания и похоти человека гораздо сильнее, чем у других животных, все-таки сознание его занято всегда преимущественно мыслями и абстрактными представлениями. Без сомнения, это обстоятельство и подало повод к глубокому заблуждению всех философов, в силу которого мышление считалось главною и существенною частью так называемой души, т.е. внутренней, духовной жизни человека, между тем как хотение считалось чем-то вторичным и производным…
Сознательность — это роскошь природы и притом наивысшая, которую она поэтому может тем меньше производить, чем больше самая затрата. Сознательность есть плод, расцвет церебральной нервной системы, которая подобно паразиту питается за счет всего организма»
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч. в 5-ти т. Т.1. М., 1992. С.148, 156, 157, 159.)