Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания 11 глава




Глобальный эволюционизм ориентирован на поиск определения положения человека в мире. Этапы прогрессивного развития мирового процесса предстают в качестве моментов собственного развития человека. Он не может отделить себя от этой эволюции, поскольку она приводит, в конечном счете, к появлению самого сложного продукта материи, в котором материя познает самое себя - появлению самого человека.

Глобальный эволюционизм существует в виде огромного количества вариантов и версий, которые характеризуются различной степенью концептуальной проработанности - от малообоснованных утверждений, наполняющих обыденное сознание, до развернутых концепций, подробно рассматривающих весь ход универсальной эволюции мира - таких, как концепция Тейяра де Шардена или Э. Янча. Здесь идеальные представления субъекта о целостном мире включаются в строгие выводы науки. Более того, глобальный эволюционизм несет чувство устроенности мира, дает убеждение в конечном торжестве справедливости. Этические ожидания санкционируются онтологическими представлениями. А именно: устройство мира таково, что в своем развитии он последовательно совершенствуется. Так общественное сознание впитывает те идеи, которые созвучны определенному внутреннему настрою человека, оно как бы отбирает из общих теоретических построений и мировоззренческих обобщений науки те, которые соответствуют его определенной психологической потребности. Иначе говоря, идея глобального эволюционизма - регулятивная идея, дающая представления о мире как о целостности, позволяющая мыслить общие законы бытия в их единстве и одновременно дающая возможность соотнести "универсум" с человеком, сделать его "соразмерным" человеку.

Идеи глобального эволюционизма созвучны основным концептуальным положениям русского космизма.

Дополнительная литература:

1. Колчинский Э. И. Глобальный эволюционизм и проблема «эволюции эволюции» // Материалистическая диалектика и пути развития естествознания / Под ред. А. М. Мостепаненко. Л., 1987. С. 73-89.

2. Степин В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. – М., 1994.

3. Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы /РАН. Ин-т философии; Отв. ред.: В.В.Казютинский, Е.А.Мамчур. – М., 2007.

4. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

Контрольные вопросы:

1. Как связаны биологический и глобальный эволюционизм?

2. Является ли глобальный эволюционизм одним из вариантов монизма?

3. К какому историческому периоду относится возникновение концепции глобального эволюционизма?

4. Является ли глобальный эволюционизм разновидностью прогрессистских концепций?

6. Русский космизм – интеллектуальное течение, представляющее собой совокупность направлений, объединенных стремлением к осмыслению проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Космизм предпринимает попытку представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Космисты последовательно проводят мысль о неразрывной взаимосвязи человека и космоса, соразмерности природного и человеческого бытия. Наиболее концентрированно выразил суть такого подхода П.А.Флоренский, который считал, что человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек и природа равномощны, при этом человек представлен как «сумма мира, сокращенный конспект его», а Мир как «раскрытие человека, проекция его». Человеку предстоит познать самого себя, свою сущность, и это познание возможно через познание космоса. Поэтому задача человека, его назначение на Земле — раскрыть и утвердить космичность природного бытия.

В русском космизмеможно выделить три основных течения: философско-религиозное, литературно-художественное и естественнонаучное. К философско-религиозному направлению относятся Н. Ф, Федоров, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев; к естественнонаучному принадлежат Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. Г. Холодный, И. А. Морозов, А. Л. Чижевский; литературно-художественное направление представляют Н. К. Рерих, В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Заболоцкий и др.

Философско-религиозное направление русского космизма. Русские мыслители-космисты религиозной ориентации — Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев — поднимают вопрос о необходимости реальной, активной работы над преодолением несовершенства человека — как нравственного, так и физического. Наиболее выразительно данный мотив звучит в «Философии общего дела» Н.Ф.Федорова. Согласно Н.Ф.Федорову, в человеке природа начинает не только осознавать себя, но и управлять собой. Только дело, соразмерное с космосом, способно преодолеть нечеловеческое в человеке. И этим делом должно быть управление силами природы, овладение стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выход в космос для его активного освоения и преображения, обретение бессмертия человечества — для всех живших и ныне живущих поколений. Для этого потребуется полная переориентация сознания, — человечество обязано воспринять себя в качестве космической силы. Познание, опыт и труд, по мнению мыслителя, способны привести к преобразованию физической природы человека, к бесконечному творчеству бессмертной жизни во Вселенной.

Литературно-художественное направление. Русский космизм актуализирует проблему синтеза в искусстве, которая стала одной из эстетических моделей искусства «серебряного века», стремившегося объединить все качества художественной формы: картинность, музыкальности, театральность, словесное оформление жизненных отношений, реальную пространственность архитектуры. Художественный синтез лег в основу творчества М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова, К.А.Коровина, В.В.Кандинского, П.Н.Филонова, Н.К.Рериха, М.К.Чюрлениса, членов группы «Амаравелла» – в живописи, «космическим» синтезам звука и цвета, музыки и действа в произведениях А.Скрябина, поиском синтетического отображения «жизни и искусства» А.А.Блока, А.Белого, К.Д.Бальмонта, Ф.Сологуба, Б.Пастернака, А.Ахматовой, В. Хлебникова и других – в поэзии.

В творчестве В.Ф.Одоевского человек представлен как активная, творческая сила универсума, проводится мысль о взаимосвязи человека с космосом. Его роман-утопия «4338 год. Петербургские письма» представляет глазам читателя преобразованную и окультуренную планету, где регулируются климат, атмосфера и начата регуляция душевно-психической деятельности

Классик драматургии А. В. Сухово-Кобылин развивал концепцию активной эволюции, космического будущего человечества. В эволюционном процессе человек совершит значительные преобразования в отношении своей собственной природы, осуществит «реформу телесного организма» и станет бессмертным духовным существом.

Тема активной эволюции, сознательного этапа развития природного мира находит воплощение в творчестве Н. А. Заболоцкого. Поэт задается целью оповестить мир о своих открытиях через художественное слово. Весь мир Заболоцкий уподобляет многострунной арфе; тронешь одну струну — отзовется любой уголок Вселенной.

Мыслитель и художник Н. К. Рерих полагал, что человек является сначала жителем Космоса, а уж потом — жителем Земли. В своих произведениях Рерих последовательно развивает идеи непричинения зла живому — ни действием, ни мыслью. Следует направить усилия на постижение микрокосмоса, громадных, но не выявленных возможностей и сил космического масштаба. Выявляя неразрывную связь духовного мира с «космическим пульсом», Рерих считает необходимым возвысить осознание нравственных ориентиров на уровень космической ответственности человека за свои деяния, поступки и даже мысли.

Естественнонаучное направление. Н. А. Умов русский физик-теоретик, считал естественнонаучное знание высшим проявлением разума человека, орудием в борьбе с энтропией (энтропия – мера хаотичности, беспорядка, неопределенности в какой-либо системе). Он выдвигает и развивает идеи антиэнтропийной сущности жизни, направленности эволюционного процесса в сторону все большей стройности и упорядоченности. Ученый последовательно прослеживает глубокую взаимозависимость, соединяющую существа Вселенной, призывает возлюбить мир всего космоса «как самого себя»

Н. Г. Холодный вводит в обиход космической мысли понятие антропокосмизма. Согласно принципу антропокосмизма, человек более не рассматривается как центр мироздания, а предстает органической составной частью космоса. В данном принципе выявляется единство человека и космоса, преодолевается надприродное положение места человека в мире. Антропокосмизм, согласно Холодному, задает установку на оценку социального развития исходя из масштабов космической жизни, представляет человека в качестве одного из важнейших факторов дальнейшей эволюции мира и налагает ответственность на него как на прямого участника процессов космического масштаба.

Основатель отечественной космонавтики К. Э. Циолковский поднимает вопрос о достижении единства научного знания в процессе космизации науки. Циолковским разрабатывались, кроме естественнонаучных и технических проблем, проблемы философского плана, он известен также как создатель космической этики («Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», «Существа выше человека»). По утверждению Циолковского, материя в человеческом образе поднимает вопрос о смысле своего существования и стремится к получению ответа. Согласно ему человеческий разум предстает естественным и закономерным космическим фактором, ускоряющим (с определенного момента) процессы развития Вселенной способствует ее преобразованию во имя распространения разума и счастья на просторах космоса.

А. Л. Чижевский является основателем фундаментального направления в естествознании — гелио- и космобиологии. Ученый развивает идеи пульсации Вселенной, Солнца и их влияния на процессы жизни на Земле. Всем своим существом человек находится под влиянием мощных космических и геофизических факторов. Жизнь во Вселенной имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Задача науки будущего — выявить, где зарождаются, откуда исходят ритмы, познать биение общемирового пульса, великой динамики природы.

Сценарии развития человечества рассматривались и академиком В.И.Вернадским. Рассмотрение человека как особой геологической силы, способной радикально изменить мир, в котором он живёт, привели ученого к выводу о возможных негативных последствиях деятельности человека, что может оцениваться как предвидение вероятных глобальных экологических кризисов. Вместе с тем, Вернадский оптимистически рассматривал перспективы человечества, связывая его будущее с процессами перехода биосферы в ноосферу и возрастанием регулирующей роли человеческого Разума. Вернадский заявил о космическом характере жизни и обосновал третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями. Учение Вернадского открыло новую страницу в познании человеком самого себя - как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания.

Перспективы русского космизма в современном мире. Идеи космизма во многом созвучны принципу суммирования возможностей, выдвинутому Р. Фейнманом. В его основе лежит утверждение о том, что самоусложнение структур составляет в сумме сплошной и однонаправленный поток развивающейся материи. На современном этапе развития природы, информационный и технологический процессы приводят к мегасинтезу систем в русле все той же единой линии эволюции. При этом социальная природа человека становится средством приращения памяти и опыта природы в ее саморазвитии. С такой позиции человек предстает закономерно ставшим существом в процессе усложнения органического и психического.

Таким образом, идеи русского космизма оказываются востребованными современным постиндустриальным обществом в качестве возможного основания новой парадигмы миропонимания.

Дополнительная литература:

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

2. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М., 2001.

3. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. М., 1993.

Контрольные вопросы:

1. Является ли космизм явлением течением, распространенным только в России?

2. Какие направления русского космизма можно выделить?

3. Как связаны между собой биосфера и ноосфера?

4. Каково место человека во Вселенной с точки зрения Вернадского?

Тема 9. Место географии в системе наук.

1. Место наук о земле в общей классификации наук.

2. География и геология

3. Соотношение физической и экономической географии.

4. Социально-экономические аспекты географии и возрастание их значения в современную эпоху.

5. Взаимодействие природы и общества: основные исторические этапы.

6. Географическая среда как арена жизни человека и человечества.

1. География возникает как единственная наука о Земле. Формирование ее начинается в рамках античной культуры: создавались описания земель (периэгезы) и берегов (периплы), а философы (Милетская школа) пытались дать объяснение таким явлениям, как, например, разливам Нила. Которые носили умозрительный характер. Описательно-страноведческое направление античной географии представлено Геродотом, а натурфилософское – Аристотелем («Метеорологика»). Объединения обоих направлений под общим названием «География» появляется в эллинистический период у Эратосфена.

К началу новой эры в географии складывается две традиции, которые Птолемей предлагает различать как две науки, имеющие различные познавательные цели: географию и хорографию. Первая (Птолемей) предполагает стремится дать целостное предствление о Земле, используя математический аппарат, в то время как вторая – хорография (Страбон) предполагает страноведческий подход, рассмотрение отдельных регионов и местностей. Хорография призвана служить социально-экономическому развитию общества, а география - геодезии и картографии. Такое понимание предмета географии оказалось довольно устойчивым, Ж. Н.Делиль в XVII веке писал, что географом можно называть всякое лицо, опубликовавшее карту от своего имени. Научные труды, описывающие отдельные земли и народы, включались в раздел космографии.

В то же время, в географии появляются первые со времен античности методологические работы, как например «генеральная география» Б. Варениуса. Последний предполагает, что объектом географии является «земноводный шар», а ее задачей – объяснить природные свойства Земли. В зависимости от масштаба объясняемых явлений можно разделить всю географическую науку на три части: всеобщую (планетарные явления), частную, или хорографию (явления, характерные для отдельных пространств) и частную, или топологию (конкретных местностей). География. По его мнению, является исключительно естественной наукой, а описание традиций и обычаев людей могут включаться в географические труды для придание им популярности и увлекательности.

При этом, географию часто рассматривали как вспомогательную дисциплину, включающую в себя сведения справочного характера, полезные для истории, экономики, политики.

Сегодня физическая география изучает природные условия поверхности земного шара – географическую оболочку, состоящую из земной коры, атмосферы, гидросферы, почвенного покрова, растительного и животного мира. Физическая География рассматривает все эти элементы природы как единое целое в их тесной взаимной зависимости и уделяет особое внимание развитию и размещению природных явлений на земной поверхности.

Экономическая география – общественная наука, которая исходит из законов развития общества, она тесно связана с физической географией; изучение размещения производства невозможно без знаний природных условий, а изучение физической географии без учета влияния человеческого общества на природу.

Картография – образно выражаясь, третья «стволовая» ветвь в системе географических наук. Она представляет собой область науки, техники и производства, которые охватывают создание, изучение и использование картографических произведений. Таким образом, картография находится на стыке технических естественных и общественных наук. Современная география выросла за рамки описательной науки и к концу XIX века география накопила огромный запас знаний, позволяющий ей прогнозировать изменения природы, населения и хозяйства.

По определению В. Вернадского география входит в состав наук о Земле, которые представляют собой науки «… объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли». Их следует отличать от наук о Природе, «… объекты (и законы) которых охватывают всю реальность (нашу планету вместе с ее биосферой и космические просторы). Это науки, объекты которых отвечают основным, общим законам реальности».

География понимается как наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку. География изучает все геосферы в зависимости и в связи с человеческим обществом. В зависимости от предмета изучения может быть физической и экономической и, как все науки о Земле, может быть общей и региональной.

Дополнительная литература:

1. Апродов В.А. Классификация наук о Земле в связи с геологическими формами движения материи // Жизнь Земли. 1961, № 1.

2. Кузнецов П. С. Некоторые итоги анализа философских понятий в физической географии // Геогр. и прир. рес., 1995. № 1. С. 18-23

3. Лямин В.С. Философские проблемы географии // Философия естественных наук / Под ред. С.А.Лебедева М., 2006.

4. Принципы историографии естествознания. XX век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.

Контрольные вопросы:

1. Являются ли науки о земле самостоятельной таксономической единицей или это подразделение естественных наук?

2. Какие науки, кроме географии относятся к наукам о Земле?

2. К концу XVIII в. от географии начинает отделяться геология. Само название «геология» имел уже длинную историю. В 1473 в Кельне вышла книга епископа Р. де Бьюри, где геологией называется весь комплекс закономерностей и правил «земного» бытия, в противоположность теологии — науке о духовной жизни. Как обозначение науки, занятой изучение закономерностей земной коры впервые термин «геология» был применен в 1657 норвежским естествоиспытателем М. П. Эшольтом в работе, посвященной крупному землетрясению в Южной Норвегии. Для обозначения этой же науки Г. К. Фюксель и А. Г. Вернер предложили в конце XVIII в. термин «геогнозия». Ее предметом они считали явления и объекты на поверхности Земли. Чёткого разграничения между понятиями «геология» и «геогнозия» не было, но последний чаще употреблялся в России и Германии, а первый в Великобритании, Франции и Америке. Сегодня геология включает ряд научных дисциплин, занимающихся исследованием и описанием Земли. Комплекс этих дисциплин пополняется по мере расширения исследований планеты за счёт их дифференциации и появления новых научных направлений, возникающих главным образом на стыке геологии с другими областями знания. Предмет большинства геологических дисциплин относится ко всем трём направлениям геологии (описательной, динамической и исторической). Этим объясняется тесная взаимосвязь геологических дисциплин и трудность их классификации, разделения на четко разграниченные группы.

География имеет своей целью обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного развития общества. Сегодня ее предмет может быть определен как совокупность процессов взаимодействия человека и природы, закономерностей размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном, континентальном, океаническом, глобальном уровнях. Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин, что даёт основание рассматривать современную географию как систему наук, в которой выделяются естественные, или физико-географические, и общественные географические науки.

Говоря о различии географии и геологии, Э. Де Мартонн указывал, что первая прежде всего является носителем определенного метода, существенный компонент которого - принцип пространственности. «Геолог анализирует механику вулканического явления самого по себе; когда же он пытается установить распределение вулканов по земной поверхности, то он приходит к заключению, что это - область физической географии»[55]. Такой взгляд на особенности географии до сих пор является спорным, поскольку отчасти сводит географию к картографии. Далее Э. Мартонн пишет: «Не утверждая, что география и картография являются синонимами, все же следует отметить, что всякое исследование приобретает географический отпечаток, когда пытаются выразить результаты его картографически». Более продуктивным и общепринятым в современной методологии считается идея, сформулированная Маккиндером: "География представляет науку о настоящем, объясняемым прошлым, геология - науку о прошлом, объясняемом при помощи современного"[56]. Эту мысль более определенно выразил У.М.Дэвис: "Геология изучает изменения, имевшие место в прошлом, ради них самих, поскольку эта наука исследует историю Земли. География изучает прошлое лишь постольку, поскольку она освещает настоящее, ибо география в основном изучает Землю такой, какой она представляется в настоящем"[57]. Таким образом, география, изучая настоящее, использует геологические концепции в качестве средства, инструмента объяснения этого настоящего. В свою очередь геология, изучая прошлое, может реконструировать его только на основе настоящего и использует географию в качестве средства для таких реконструкций.

Дополнительная литература:

1. Куражковская Е.А. Диалектические концепции в геологии. – М., 1970.

2. Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. М., 1988.

3. Принцип развития и историзма в геологии и палеобиологии. Отв.ред. Дубатолов В.Н., Москаленко А.Т. Новосиб., 1990.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные подходы к разделению предметных областей географии и геологии?

2. Существует ли генетическая связь между этими науками?

3. Конец XVIII в. стал моментом методологического расцвета географии. Когда были сформулированы основные парадигмы определения предмета и познавательных целей этой науки. Хронологическая концепция была предложена И. Кантом, который полагал, что наши знания могут быть систематизированы либо по понятиям, либо по времени, либо по пространству. Описание во времени дает история, рассматривающая события, происходящие одно за другим; география же касается явлений, которые происходят в пространстве в одно и то же время, она дает идею целого в отношении к пространству и занимаясь разными предметами, делится на физическую, математическую, политическую, моральную, теологическую, литературную, меркантильную «географии». Концепция физического землеописания предложена А. Гумбольдтом, считавшим, что свое единство география обретает в силу того, что занята поиском общих законов и внутренней связи всей земных явлений, объясняя влияние неорганической природы на живую, в частности на человека. Гумбольдт полагал, что природные явления следует рассматривать в их отношении к земному шару и даже ко всей Вселенной. Он указывал также на необходимость исторического подхода к познанию настоящего.

К. Риттер разрабатывает антропоцентрическую концепцию, в рамках которой география должна изучать Землю как жилище людей, предоставляющее возможности для их духовного совершенствования. Основной проблемой должны быть не поиски причин явлений, а выявление того, каков их смысл для человека.

На рубеже XIX и XX в. в географии оформляются различные научные направления, формируются национальные школы, формулируются методологические принципы, определившие основные тенденции ее развития. Обнаруживается дуализм: естественнонаучный подход физической географии (П. П. Семенов-Тян-Шанский, В. В.Докучаев) и социогуманитарные ориентиры страноведения (Ф.Ратцель). Обоснование самостоятельности и единства географии искали в особенности ее метода (А. Геттнер, Р.Хартшорн), указывая, что эта наука исследует пространственные отношения различных предметов и явлений в рамках конкретных территорий, каждая из которых уникальна и неповторима.

Попытки совмещения антропоцентризма и хронологической концепции нашли свое отражение в идеях «географического контроля» (Э. Сэмпл) и инвайронментализма (Э.Хантингтона). В них природа обосновывается утверждение о том, что Земля должна быть исследована как источник ресурсов для жизни общества. Альтернативой такому противопоставлению общества и природы стала концепция школы «географии человека», занятой изучением местных соотношений между природной средой и населением, поиском их гармонического единства.

Идеи географического синтеза оформляются в начале ХХ века на различных основаниях. Одним из первых было учение В.В. Докучаева. Он предпринял попытку сформулировать на основании учения о почве концепцию географического комплекса. С его школой связывают начало комплексных экспедиций применение стационарный метод полевых исследований. Им практически впервые ставится вопрос об оптимизации и сохранении природной среды как об основной географической проблеме. Он разрабатывает идею специальной науки, которая будет посвящена исследованиям о «соотношениях и взаимодействиях, а равно и о законах, управляющих вековыми изменениями их, которые существуют между так называемыми живой и мертвой природой, между: а) поверхностными горными породами, b) пластикой Земли, с) почвами, d) наземными и грунтовыми водами, е) климатом страны, О растительными и g) животными организмами (в том числе и даже главным образом низшими) и человеком, гордым венцом творения»[58].

Развитие идей Докучаева выразилось в понятие о географическом ландшафте (Г.Н.Высоцкий, Г.Ф.Морозов, Л. С. Берг).

Дифференциация физической географии сопровождалась представлениями о интеграции природных компонентов. По В.В.Докучаеву "вода, воздух, грунты, почвы, растительный и животный мир — до такой степени тесно связаны между собой, что образуют цельную единую и неразрывную природу"[59]. Основным направлением интеграции различных дисциплин в единую науку становления районной географии и страноведения. Но районная, страноведческая парадигма, определявшая объектами географии регионы и страны, как целостные комплексы, постепенно исчерпала себя, и к середине ХХ века наметился страноведческий тупик в развитии географии.

Чтобы прийти к интеграции, недостаточно одного желания: обе ветви географии должны быть к этому подготовлены, они должны достичь определенной зрелости и накопить некоторый «интеграционный потенциал».

Во второй половине ХХ века появились новые разделы и направления физико-географических исследований, например посвященные климату городов, влиянию урбанизации на процес­сы стока, формированию техногенных форм рельефа и антропогенным трансформациям ландшафта в целом. Расши­ряется сфера прикладных физико-географических исследований, направленных на рациональное использование природных ресур­сов. Но современные экономико-географические исследования редко опираются на достижения физико-географических наук. Сравнивая состояние физической и экономической геогра­фии, сами представители экономиеской географии (Ю. Г. Саушкин, В. А. Анучин, Э. Б. Алаев,) вынуждены признать более высокий уровень зрелости и самостоятельности физической географии. Разработанная физико-географами синтетическая концепция природных комплексов - геосистем - имеет общегеографическое значение. Природные геосистемы лежат в основе всей цепочки геогра­фического исследования. Они служат жизненной средой для на­селения и источниками всех производственных ресурсов. Их ана­лиз и всесторонняя экологическая и хозяйственная оценка явля­ются необходимой предпосылкой для рационализации природопользования, для разработки научно обоснованных предложений по организации систем расселения и размещения производства с учетом разнообразия природной среды и необходимости бережного к ней отношения в интересах будущих поколений.

Ю. Г. Савушкин сравнивал физическую географию с фундаментом здания, имея в виду под зданием всю систему географических наук. По его убеждению, «экономическая география должна опираться на закономерности развития природных комплексов разного масштаба, изучаемые физической географией»1. Виднейшие теоретики экономической географии хорошо понимали, что ее существование как геогра­фическойнауки зависит от того, в какой мере она будет опирать­ся на физическую географию.

География - система естественных и общественных - физико-географических и экономико-географических наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты[60].

3. Вопрос о том, является ли география естественной наукой и сегодня не имеет однозначного ответа. Тем не менее, совокупность позиций по этому вопросу можно разделить на несколько позиций.

А. География - это система наук, состоящая из двух блоков — естественного и общественного.

Б. География является естественной наукой, поскольку ее предмет - географическая оболочка, которая представляет собой природное тело, часть планеты Земля, функционирующая по природным законам. Хотя человек признается важнейшим фактором, воздействующим на эволюцию географической оболочки, но он воздействует на ландшафт через уже существующую систему природных компонентов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: