Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания 12 глава




В. География является комплексной дисциплиной, включающей в себя две науки, поскольку природные и антропогенные факторы подчиняются принципиально различным закономерностям.

Г. География – социальная наука, поскольку системообразующим в понимание географической среды является представление о населении и хозяйстве. Именно это определяется предмет географии - процессы взаимодействия человека и природы.

Д. Специфика географии усматривается не в объекте изучения, а в подходе. География изучает размещение природных и социальных явлений; зависящих от местоположения, расстояния и пространства.

Прослеживая путь, пройденный географией, можно сделать вывод, что на всех этапах ее развития в ней сохранялся устойчивый интерес к пространственному разнообразию земной поверхности, к территориальной дифференциации природы, населения и хозяйства. Представлении о геосистемах существенно обогатило понятие об объектах географического исследования.

Определение объектов географического изучения не сводится ни к физическим, ни к химическим, ни к биологическим объектам, но основывается на их связях и взаимных переходах, объединяет их. Соответственно в природе существует особая категория географических процессов, которые слагаются из «первичных» процессов, изучаемых «классическими» науками, но не являются их простой суммой.

Сущность географических процессов состоит во взаимном обмене веществом и энергией между материальными системами разных классов. При этом формируется новое качество — сложные системы особого класса, которые не могут быть редуцированы к исходным системам без потери этого нового качества.

Дополнительная литература:

1. Баранский Н.Н. Научные принципы географии: Избранные труды. М., 1980.

2. Голубчик М.М., Евдокимов С.Г., Максимов Г.Н. История географии. Смоленск, 1988.

3. Исаченко А. Г. Теория и методология географической науки. СПб., 2004.

4. Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.

5. Хаггет П. География: синтез современных знаний. М., 1979.

Контрольные вопросы:

1. Возможно ли говорить о физической географии и экономической географии как о двух областях одной науки?

2. Есть ли у географии свой объект?

3. Как менялось представление о предмете географии?

4. Общественно-географические науки имеют непосредственное отношение к исследованию проектов решения тех глобальных проблем человечества, которые связаны с вопросами рационального природопользования. Широкое привлечение географов к решению подобных задач определяется их комплексным, интеграционным характером. Географическая наука в ХХ веке развивались так, что поле ее деятельности все более расширялось в первую очередь за счет охвата явлений социальной и экономической сфер. С открытием причинной обусловленности географическим окружением все новых и новых сторон жизни общества возрастает ветвление общественной географии. Социально-экономическая география изучает различие территориальной системы. Традиционные, «старые» ветви связаны в основном с отражением материального производства и политико-географическими исследованиями. Значительный материал был накоплен географией населения и населенных пунктов, иногда включавшей в экономическую географию в качестве раздела, но позже ставшая самостоятельной. Здесь же началось формирование географии строительной индустрии и строительства, географии связи и т. д.

Рост численности населения Земли сопровождается локальными экологическими катастрофами, а увеличение уровня потребления расширил как масштабы, так и спектр проблем антропогенного характера.

Последствия локальных экологических катастроф постепенно формировали тенденцию глобальных изменений окружающей природной среды. О глобальном характере проблем природопользования в настоящее время свидетельствует ряд фактов: 1) признаки деградации природной среды (исчезновение биологических видов, сокращение площади лесов, опустынивание, эрозия почв, истощение озонового слоя и др.); 2) рост числа районов и площади экологических бедствий; 3) особо опасные виды загрязнения среды жизни людей и природных экосистем.

Нарастание экологической напряженности проявляется также в целом ряде социальных последствий: (нехватка продовольствия; рост заболеваемости населения и возникновение новых болезней; экологическая миграция населения и появление экологических беженцев). Таким образом, рост обеспокоенности состоянием окружающей среды ученых, политиков, широких слоев общественности (начиная с 60-х годов в общественной жизни появились такие понятия, как «экологическое бедствие», «экологическая катастрофа», «экологическая безопасность») привел к увеличению темпов развития социально-экономического комплекса географической науки.

Вторая мировая война углубила критическое отношение к основным постулатам теории прогресса. Общей чертой для большинства теорий, направленных против идеи прогресса, было указание на то, что прогресс в одной области приводит к неприятным побочным эффектам в другой. Развитие науки и техники, урбанизация, индустриализация привели к загрязнению и разрушению окружающей среды, экологическому кризису. Уверенность в необходимости неуклонного экономического и технического роста сменилась рядом альтернативных теорий, одной из которых стала теория пределов роста.

Смысл ее сводится к следующему: в результате подсчетов ученые пришли к выводу, что если уровень потребления во всех странах приблизится к западным стандартам, то нарушится экологическое равновесие планеты. Выход из сложившейся ситуации сторонники этой теории видели в быстром переходе к «нулевому росту», т. е. к прекращению развития производительных сил во имя сохранения экосреды.

Положения теории пределов роста были категорически отвергнуты представителями в развивающихся стран, которые не могли отказаться от роста во имя «устойчивости» мира. К примеру, Дж. Холлиман полагает, что в регионах, где люди умирают от голода и болезней, страдают от бедности и безработицы, говорить об экологии безнравственно. Слабое теоретическое обоснование и нереальность практического осуществления основных идей концепции «нулевого роста» привели к разработке на ее основе концепции «органического роста», в которой было предложено дифференцировать темпы роста в зависимости от уровня развития страны или отрасли промышленности с упором на решение продовольственной, материально-сырьевой и топливно-энергетической проблем.

Абстрактность основных построений теории пределов роста не позволила ее создателям обосновать цели выдвинутой ими глобальной системной модели развития общества. Однако объективно идеи о наличии пределов экономического роста способствовали новому осмыслению ценностей индустриальной культуры.

Концепция «золотого миллиарда» окончательно подорвала основной постулат классической концепции прогресса — ориентацию на лучшее будущее для всего человечества. Господствовавшее долгое время убеждение в превосходстве пути развития западной цивилизации сменилось заметным разочарованием. Одновременно был нанесен мощный удар по утопическому мышлению.

Социально-экономическая география исследует пространственное распределение факторов повышения уровня развития промышленного потенциала, роста производительности труда, совершенствования технологий производства жизненных благ, повышения уровня жизни образующих общество индивидов, а также постоянного повышения из поколения к поколению уровня образования, которое периодически становится причиной, научно-технического прогресса общества.

Три поколения глобальных моделей, разрабатываемых изначально по инициативе Римского клуба, рассматривали прогрессивное развитие системы «общество – природа» – процесс фатальный, хотя этот фатум рожден вполне естественной, внутри общества формирующейся, силой – стремлением каждого человека к более полному удовлетворению всех своих потребностей, включая потребности труда, творчества, познания, включая потребность в заботе о будущих поколениях.

Хотя сила эта формируется не как арифметическая сумма стремлений всех членов общества, и не всегда этот процесс обходится без регрессивных моментов, все же для человеческого общества в целом его следует считать неизбежно прогрессивным, что, прежде всего, доказывается примерно сорокатысячелетней практикой прогрессивного развития человеческого общества.

Прогресс системы «общество – природа» определяется прогрессом общественного сознания: постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о природе, посредством познания, открытия индивидуальным сознанием законов развития природы, открытия приемов и методов использования этих законов в целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества.

Все эти знания накапливаются в форме научных теорий, производственных технологий, разнообразных продуктов производства, т.е. в форме продуктов деятельности всех поколений образующих общество индивидов, продуктов, которые непосредственно или опосредованно отражают уровень и объем накопленных обществом знаний о природе.

То есть продукты деятельности индивидов по существу являются овеществленными знаниями, которые посредством деятельности индивидов из субъективных знаний индивидуального сознания, где они имеют форму субъективных образов реального мира, превращаются в объективные знания общественного сознания, где они приобретают форму разнообразных продуктов деятельности образующих общество индивидов.

Но овеществленные знания общественного сознания – мертвый, не способный к саморазвитию объект.

Живые, способные к саморазвитию, знания это знания индивидуального сознания.

Поэтому основная форма общественного сознания это совокупность знаний образующих общество индивидов.

А развитие общественного сознания это не только увеличение объема овеществленных знаний, но и прежде всего постоянное из поколения к поколению увеличение субъективных знаний образующих общество индивидов. Наиболее популярной стала концепция устойчивого развития

Термин “устойчивое развитие” получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН (1987 г.) специально созданной Международной комиссией по окружающей среде и развитию.

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия: 1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения); 2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Оно требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах.

1. Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.

3. Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попросту невозможно. Одна из главнейших причин возникновения экологических и иных катастроф - нищета, которая стала в мире обычным явлением.

4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии.

5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли.

Особенно подчеркивается динамический характер устойчивого развития. Отмечается, что оно представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями

Важный критерий рационального природопользования – сохранение принципа географической и экологической эквивалентности. Следует признать, что создаваемые человеком динамическое равновесие в природно-хозяйственных системах, видимо, никогда не будут полностью эквивалентны средообразуемым функциям естественных биоценозов. Тем не менее, эти управляемые равновесия лишь тогда можно назвать нормальными, когда они будут адекватны скорости приспособления человека к изменению окружающей среды. При несоответствии темпов изменения среды к приспособлению человечества к этим изменениям, человечество обречено на вымирание.

Дополнительная литература:

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983

2. Голубчик М.М., Файбусович Э.Л. и др. Введение в экономическую и социальную географию: Учебное пособие. Саранск, 1993.

3. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. М., 1980.

Контрольные вопросы:

1. Почему возрастает роль социально-экономической географии?

2. Каково содержание концепции устойчивого развития?

3. Что такое «пределы роста»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: