Поскольку фасоль - культура теплолюбивая, для получения дружных всходов сев необходимо проводить в хорошо прогретую почву. При севе в непрогретую почву семена не всходят, поражаются грибковыми болезнями, теряют всхожесть, в результате чего массив бывает изреженным. Опоздание с севом также приводит к большому недобору урожая. Установлено, что оптимальный срок сева фасоли - при прогреве почвы на глубину 10 см до +14-16°С. Лучший способ посева - широкорядный с междурядьями 45 см. Он обеспечивает равномерное распределение семян на площади, полное смыкание растений в рядах только в период цветения, что позволяет до этого времени осуществлять механизированный уход. На чистых от сорняков площадях и при использовании высокоэффективных гербицидов при севе междурядья целесообразно уменьшать до 30 см. В этом случае происходит более высокое прикрепление бобов, что позволяет проводить прямое комбайнирование и значительно уменьшает потери зерна. Фасоль выносит семядоли на поверхность почвы, поэтому заделывать ее семена надо на глубину 5-6 см при достаточной влажности почвы, а при пересыхании верхнего слоя, а также легких почвах - до 7-8 см. Сразу после сева поле прикатывают кольчато-шпоровыми катками, что обеспечивает выравнивание поверхности почвы и появление дружных всходов. При правильной основной, предпосевной обработке почвы и применении гербицидов отпадает необходимость в проведении каких-либо обработок по уходу за растениями. 10 В том случае, если гербициды не применялись или оказались малоэффективными в борьбе с сорняками, проводят довсходовое боронование в один или два следа поперек направления рядов на небольшой скорости, 5-7 км/ч, легкими боронами через 4-5 дней после сева. При необходимости проводят послевсходовое боронование - через 5-7 дней после появления всходов тем же агрегатом и с той же скоростью. Всходы необходимо бороновать после просыхания росы и снижения тургора у растений - в жаркое время дня. В дальнейшем осуществляют 1-2 культивации междурядий, последнюю - перед смыканием рядков. Для междурядных культиваций используют культиваторы УСМК-5,4, КРН-5,6, переоборудованные на ширину междурядий 45 см. Борьба с сорняками, вредителями и болезнями В годы с преобладанием в посевах злаковых сорных растений рекомендуется применять Трефлан. Однако при этом следует помнить, что фасоль отличается повышенной чувствительностью к этому гербициду, поэтому незначительное увеличение его дозы может привести к угнетению и гибели части всходов, и в конечном итоге - к недобору урожая зерна. Гербицид вносят в дозе 1 кг/га под предпосевную обработку почвы или 1,5 кг/га за две недели до сева под культивацию. Трефлан в дозе 1,5 кг можно вносить и непосредственно перед севом фасоли, но с заделкой его в почву не культиватором, а боронованием в один или два следа. Трефлан характеризуется высокой летучестью и сравнительно быстро разрушается под действием ультрафиолетовых лучей, поэтому после распределения по поверхности поля его нужно немедленно заделывать в почву. Перспективен в борьбе с двудольными сорняками Базагран, который вносят по вегетирующим растениям фасоли при образовании ими первых настоящих листьев в дозе 0,8-1 кг/га д. в. Обработку посевов фасоли Базаграном целесообразно сочетать с допосевным или довсходовым 11 внесением Трефлана. При таком комбинированном использовании гербицидов достигается практически полная гибель однолетних сорняков. Из вредителей большой ущерб причиняют фасолевая зерновка, иногда долгоносики и проволочники. Посевам фасоли ежегодно наносят вред вирусные, грибковые и бактериальные болезни. Из вирусных наиболее распространены обыкновенная и желтая мозаика фасоли. Среди грибковых болезней наиболее опасны антракноз, белая гниль, ржавчина и корневые гнили, основными возбудителями которых чаще всего бывают грибы из рода фузариум. Из бактериальных болезней распространены бурый и угловатый бактериозы. В борьбе с вредителями и болезнями фасоли необходимо выполнять следующие мероприятия: 1) строго соблюдать чередование культур в севооборотах, чтобы избежать поражения растений антракнозом, белой гнилью и бактериозом; 2) размещать культуру на хорошо проветриваемых участках, причем ряды следует располагать в сторону господствующих ветров; избегать пониженных участков, где, как правило, дольше сохраняется роса и повышенная влажность воздуха, что способствует вспышке грибковых и бактериальных болезней; 3) соблюдать пространственную изоляцию - не менее 0,5 км от массивов многолетних трав, бобовых культур, а также от посевов, на которых в предыдущем году возделывалась фасоль и другие бобовые культуры или подсолнечник; 4) не использовать семенной материал с участков, зараженных бактериозом, антракнозом и белой гнилью, для посева; 5) удалять растения фасоли, пораженные вирусами, не использовать для посева зерно, если количество больных растений превышает 15% до цветения семенных участков. 12 Против фасолевой зерновки проводят обеззараживание зерна препаратами, предусмотренными перечнем пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию для борьбы с вредителями запасов. Уборка урожая Фасоль очень быстро созревает - всего около 50 дней, и способна дать урожай дважды в год. Созревание современных высокопродуктивных кустовых сортов фасоли продолжается в течение 10-12 дней. Убирать фасоль следует прямым комбайнированием в фазе подсыхания 50-60% бобов на растениях, когда опадает основная масса листьев. Спаржевая фасоль немного прихотливее. Но поскольку ее употребление в пищу все больше входит в моду, она является более привлекательным товаром, чем обычная фасоль. Среди сахарных сортов наиценнейшими считаются те, в лопатках которых отсутствует волокно - грубая «нить» в швах бобов. Спаржевые сорта выращивают «на лопатку» для десятидневной завязи, что составляет 45-50 дней после появления всходов. Семена к этому времени вырастают до размера пшеничного зерна при длине стручков 7-14 см, а сами бобы становятся ломкими, сочными. Урожай полусахарных видов «на лопатку» снимают через 14-15 дней после цветения, на зерно - на стадии биологической зрелости через 40-55 дней после завязи в зависимости от сорта. Важно не пропустить сроки съема урожая, иначе волокна створок грубеют и бобы к употреблению становятся малопригодными. Более грубые лущильные сорта, «на зерно», зреют до полной биологической зрелости. Фасоль всегда вызывала интерес у отечественных аграриев. Но после того, как нормально отлаженная система семеноводческих хозяйств, а также работа хозяйств, выращивающих товарную фасоль, практически разрушены, объемы производства фасоли существенно сократились. А вот цена на нее повысилась. Интерес к фасоли возрастает как у отечественных перерабатывающих предприятий, так и у экспортеров.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс: | Группа: | А31 | Номер урока (пара) | ||||
Специальность-квалификация: | 1502000 Агрономия 150203 3 Агроном | ||||||
Наименование модуля: | МОО-03 Растениеводство | ||||||
Тема урока: | Кормовые бобы | ||||||
Дата: | Продолжительность: | 90 мин. | |||||
Место проведения: | Аудитории «КСХК» | ||||||
Цель урока: | Ознакомить с районами возделывания и биологическими особенностями. воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии, чувство ответственности за природные ресурсы своей страны; развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения; развивать логическое и образное мышление, речь. | ||||||
Задачи урока: | Обеспечить усвоение нового материала, также сортами яровой пшеницы | ||||||
Ожидаемые результаты: | Умеет различать разновидности сортов яровой пшеницы | ||||||
Тип урока: | Комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
мозговой штурм, тесты, карточки, снопы | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Интерактивная доска | ||||||
Дополнительные источники (литература): | читать [1] | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Спанов Махмут Агитаевич | Тел.:87783206240 | ||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (мин) | Действия преподавателя | Действия студентов | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | 2 мин | Приветствует студентов, отмечает отсутствующих | Приветствуют преподавателя, отчет старосты | журнал |
2. Проверка выполнения домашнего задания | Предлагает ответить на вопросы | Отвечают на вопросы | тетради | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | Объявляет тему и объясняет цель урока | Принятие цели новой темы | доска, тетради | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | Объясняет новую тему | Конспектируют новую тему | тетради | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | Предлагает ответить на вопросы | Отвечают на вопросы | тетради | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | Дает студентам задания | Выполняют задания | (карточки, технический диктант) | |
7. Применение знаний и способов деятельности | Предлагает ответить на вопросы | Решают проблемные ситуации, составляют диалог | тетради | |
8. Обобщение и систематизация знаний | Раздает тесты | Тесты | тетради | |
9. Информирование о домашнем задании | Инструктирует домашнее задание | Запись д/з, постановка вопросов | Тетради, учебник, лекция, интернет ресурсы | |
10. Подведение итогов занятия и рефлексия | Комментирует оценки | рефлексия | стикеры |