Технология выращивания ярового ячменя




В настоящее время ячменное зерно находит свое применение во многих областях человеческой деятельности. Это и продовольственные, кормовые и технические цели. Не обходится без ячменя пивоваренная промышленность, широко развито производство перловой и ячневой круп. Ячмень богат крахмалом и полноценным белком, что делает его ценным концентрированным кормом для скота. Требования к влаге Ячмень выдерживает температуру более 40 С° и зарекомендовал себя как самая засухоустойчивая культура среди яровых злаков. Коэффициент водопотребления ячменя - 400 единиц. Семена начинают прорастать при двойной гигроскопической влагоёмкости почвы, поглощая при набухании до 50% влаги от массы сухих семян. Самое большое количество воды злак потребляет в период выхода в трубку и начале колошения. Недостаток влаги во время формирования репродуктивных органов отрицательно воздействует на пыльцу, что приводит к увеличению количества бесплодных цветков и снижению продуктивности. Требования к свету Ячмень относится к растениям длинного светового дня, так как недостаток света при сравнительно коротком освещении приводит к сильному затягиванию его колошения. Длительность вегетационного периода составляет 60-110 дней. Требования к почве Если, при выращивании, ко многим условиям ячмень успешно приспосабливается, то к плодородию почвы требования очень высоки. Кислотные почвы для этого злака не подходят, растение на них плохо развивается. Наиболее оптимальные условия для возделывания культуры – рН 6,8-7,5. Не рекомендуется выращивать ячмень на почвах с избыточным увлажнением, а также низкие урожаи отмечаются на солонцеватых и легких песчаных почвах. Место в севообороте Для ярового ячменя лучшими предшественниками считаются пропашные культуры, высеваемые в хорошо удобренную почву и после уборки которых поле очищается от сорняков. Например, такие, как лен-долгунец или пласт многолетних трав. Зернобобовые культуры оставляют в почве достаточно азота, после них можно высевать ячмень для кормовых и продовольственных целей. Для получения хорошего урожая ячменя необходимо уже на первых этапах роста в полной мере обеспечить растение всеми необходимыми микроэлементами. Компенсировать нехватку питания в дальнейшем практически невозможно. В период осенней вспашки в почву вносят фосфорные и калийные удобрения, весной, до проведения предпосевной культивации – азотные. Фосфорные удобрения используют и во время посева. Этим стимулируется развитие корней и формирование более крупного колоса. Минеральные удобрения больше подходят для выращивания ячменя, нежели органические. Поэтому желательно вносить органику под предшествующую культуру, а не непосредственно под ячмень. Полезным для ячменя является внесение микроудобрения, которое активизирует ферменты, ускоряющие биохимические процессы в растительном организме и повышающие устойчивость культур к болезням и засухе. Так, в дерново-подзолистые и торфянистые почвы требуется вносить больше борсодержащие удобрения. А марганцевые удобрения используют на нейтральных и слабощелочных почвах легкого гранулометрического состава. Подготовка почвы к посеву Осенью проводится основная обработка поля под ячмень. Первым этапом осуществляется лущение стерни после стерневых предшественников, а затем второй этап – вспашка. В подверженных ветровой эрозии районах выращивание ячменя предполагает проведение безотвального рыхления. В зимнее время необходимо снегозадержание. Обработка почвы в весенний период включает предпосевную культивацию и боронование зяби [Сцепки зубовых борон], сохраняющее влагу в почве. Посев Лучше всего для посева подходят крупные семена с массой от 40 г и силой роста более 80%. Обеззараживание семян проводится методом сухого протравливания за 2-3 месяца до высева. Наиболее высокий урожай ячмень дает при ранних посевных работах, так как высокая влажность почвы и невысокая температура воздуха способствуют развитию сильной корневой системы и, как следствие, дружным всходам. Самый оптимальный период для посева ячменя - конец первой недели полевых работ, одновременно с яровой пшеницей или после нее. Производят его сплошным обычным или узкорядным способом. Уход за посевами Комплекс мероприятий по уходу за посевами ячменя включает в себя: Послепосевное прикатывание. На легких и засушливых почвах проводится послепосевное прикатывание с помощью кольчато-шпоровых катков. На засоренных сорняками участках после посева необходима обработка гербицидами. В случае появления почвенной корки еще до всходов семян, проводится легкое боронование поперек посевов. Поздние подкормки. Для повышения содержания белка в зерне, предназначенного на кормовые цели, на стадии колошения производятся поздние подкормки. Для этого используется мочевина в расчете 20-25 килограмм на гектар. Регуляция роста. Чтобы избежать полегания посевов, в фазе кущения применяется ретардант Це. Борьба с сорняками. С этой целью, в вегетационный период, в фазу кущения и выхода в трубку, необходимо проводить обработку гербицидами. Борьба с болезнями. Обработка посевов фунгицидами производится для борьбы с мучнистой росой, бурой и желтой ржавчиной. Борьба с вредителями. При обнаружении личинок вредителей, таких как хлебная жужелица, хлебный жук-кузька или хлебная пьявица, посевы обрабатывают инсектицидами. Уборка Созревание ячменя происходит дружно и полностью спелый колос становится ломким, зерно легко осыпается. В зависимости от состояния зерна, убирать ячмень возможно двумя способами: однофазным или двухфазным. При уборке двухфазным способом ячмень 50%-ой восковой спелости (влажность зерна 35-38%) скашивают в валки. По мере высыхания зерна, через 3-5 суток, скошенную массу собирают и обмолачивают.

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс:   Группа: А31 Номер урока (пара)  
Специальность-квалификация: 1502000 Агрономия 150203 3 Агроном
Наименование модуля: МОО-03 Растениеводство
Тема урока: Овес
Дата:   Продолжительность: 90 мин.
Место проведения: Аудитории «КСХК»
Цель урока: Ознакомить с районами возделывания и биологическими особенностями. воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии, чувство ответственности за природные ресурсы своей страны; развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения; развивать логическое и образное мышление, речь.
Задачи урока: Обеспечить усвоение нового материала, также сортами яровой пшеницы
Ожидаемые результаты: Умеет различать разновидности сотртов яровой пшеницы
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
мозговой штурм, тесты, карточки, снопы
Необходимое оборудование и приборы: Интерактивная доска
Дополнительные источники (литература): читать [1]
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Спанов Махмут Агитаевич Тел.:87783206240
               

 


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (мин) Действия преподавателя Действия студентов Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап 2 мин Приветствует студентов, отмечает отсутствующих Приветствуют преподавателя, отчет старосты журнал
2. Проверка выполнения домашнего задания   Предлагает ответить на вопросы Отвечают на вопросы тетради
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   Объявляет тему и объясняет цель урока Принятие цели новой темы доска, тетради
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   Объясняет новую тему Конспектируют новую тему тетради
5. Первичная проверка понимания изученного материала   Предлагает ответить на вопросы Отвечают на вопросы тетради
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности   Дает студентам задания Выполняют задания (карточки, технический диктант)
7. Применение знаний и способов деятельности   Предлагает ответить на вопросы Решают проблемные ситуации, составляют диалог тетради
8. Обобщение и систематизация знаний   Раздает тесты Тесты тетради
9. Информирование о домашнем задании   Инструктирует домашнее задание Запись д/з, постановка вопросов Тетради, учебник, лекция, интернет ресурсы
10. Подведение итогов занятия и рефлексия   Комментирует оценки рефлексия стикеры

 

 

Посев овса

Основные агротехнические требования к посеву овса следующие:

1) необходимо точно выдержать заданную норму высева и нужную глубину заделки семян;

2) семена должны быть уложены на плотное ложе и закрыты влажной рыхлой почвой;

3) для лучшего развития растений, повышения процессов фотосинтеза необходимо обеспечить каждому растению равновеликую площадь питания, приближающуюся к квадрату.

Способы посева.

Обычно овес высевают сплошным рядовым способом при ширине междурядий 15 см. Хорошие результаты дает узкорядный посев при ширине междурядий 7,5 см. Однако имеющиеся узкорядные сеялки не всегда обеспечивают достаточно ровную глубину заделки семян, сошники сеялки нередко забиваются. Урожаи овса несколько увеличиваются при перекрестном способе посева. Этот способ посева имеет существенные недостатки: производительность трактора уменьшается в 2 раза, расход горючего увеличивается в 2 раза, сроки посева удлиняются в условиях сухой весны происходит ненужная потеря влаги из-за рыхления почвы при втором проходе сеялки.

Подчеркивая положительные стороны рядового посева, необходимо отметить, что основной его недостаток — большое загущение растений в рядке и нерациональное размещение их на площади.

Способ посева влияет на световой, водный, тепловой и питательный режимы почвы и растений. В результате наблюдений за изменением фитоклимата была установлена разница во влажности воздуха в зависимости от способа посева. Как абсолютная, так и относительная влажность воздуха в дневные часы была выше на посевах с более равномерным распределением растений по площади. На обычном рядовом посеве влажность воздуха в дневные часы была ниже на 8—10%, чем на перекрестных посевах. Влажность почвы па обычном рядовом посеве также была несколько ниже.

Более равномерное распределение растений на площади положительно влияло на урожай овса.

Глубина заделки семян.

Оптимальная глубина заделки семян овса должна обеспечить быстрые и дружные всходы. Глубина заделки семян влияет на глубину закладки узла кущения, жизнедеятельность которого связана с жизнедеятельностью всего растения.

При слишком глубокой заделке проростки погибают или же выходят на поверхность почвы сильно ослабленными. Мелкая заделка семян овса также не обеспечивает нормального развития растений, особенно в условиях засушливой весны. При неглубокой заделке семян узел кущения закладывается позже и слишком мелко, что отрицательно сказывается на развитии вторичных корней и ведет к снижению урожая. Мелкая заделка семян овса способствует увеличению повреждения овса шведской мухой.

В зависимости oт конкретных условий семена овса заделывают на глубину 3—6 см. В нечерноземной полосе и других районах достаточного увлажнения овес заделывают на 3—4 см, в засушливых районах — на 5—6 см. В первые дни сева, когда почва еще влажная и недостаточно прогрелась, заделывать семена овса следует несколько мельче; при более поздних сроках посева, при иссушении почвы, глубину заделки семян несколько увеличивают.

Сроки посева.

В европейской части при возделывании овса на зерно необходимо высевать его в ранние сроки. Повышение температуры почвы отрицательно сказывается на урожае овса. Рост корней овса при поздних сроках посева происходит при повышенной температуре почвы и воздуха.

Световой режим складывается также более благоприятно при ранних сроках посева. По наблюдениям, проведенным на Московской селекционной станции (А. С. Образцов, 1970), при ранних сроках посева овса период дифференциации конуса нарастания проходит в условиях менее длинного дня, что благоприятно сказывается на семенной продуктивности растения.

Уход за посевами

Наиболее распространенными болезнями овса являются ржавчина, стеблевая и корончатая, и головня, пыльная и твердая. Поражение овса этими болезнями снижает его урожай и качество семян. Важнейшие меры борьбы — выполнение основных требований агротехники, соблюдение правильного чередования культур в севообороте, предпосевное протравливание семян и возделывание сортов, устойчивых к болезням.

Ржавчина. Овес поражается двумя видами ржавчины — линейной (стеблевой) (Puccinia graminis Pers. f. avenae) и корончатой (листовой) (Puccinia coronifera Kleb. f. avenae).

Линейная (стеблевая) ржавчина поражает главным образом соломину — влагалища листьев и стебель под метелкой, а также колосковые чешуи. В местах, пораженных болезнью, образуются пустулы ржаво-бурых летних спор — уредоспор; они располагаются линиями, отсюда и название ржавчины "линейная". Уредоспоры разносятся ветром и, попадая на здоровые растения, заражают их. В течение одного - двух месяцев появляется несколько поколений уредоспор. Ко времени созревания овса вместо летних спор образуются черные подушечки, содержащие зимние споры — телейтоспоры. Они зимуют на стерне, в некоторых районах — в тканях пырея ползучего, весной прорастают и образуют мелкие бесцветные базидиоспоры, которые заражают листья и ягоды барбариса. На барбарисе гриб образует оранжевые подушечки с эцидиоспорами. Последние разносятся ветром и, попадая в капельки воды па растениях овса, заражают его. Через 7—11 дней после заражения из эцидиоспор образуются подушечки уредоспор.

Меры борьбы. Уничтожение барбариса вблизи полей. Борьба с пыреем ползучим. Внесение фосфорно-калийных удобрений, повышающих устойчивость растений к ржавчине. Посевы овса в ранние сроки. Возделывание сортов, стойких к линейной ржавчине.

Корончатая (листовая) ржавчина — наиболее вредоносная болезнь овса. Летние споры — уредоспоры образуются на верхней стороне листьев и листовых влагалищ. Пустулы уредоспор ржаво-красные или оранжевые, округлые или продолговатые. Они развиваются под эпителием листа. Разорвав эпителий, уредоспоры распыляются, разносятся ветром и, попадая в капельки воды на листьях овса, заражают их. В течение вегетационного периода уредоспоры образуют несколько поколений. Ко времени созревания овса вокруг оранжевых подушечек уредоспор образуются черные пустулы зимних спор — телейтоспоры. Перезимовав, телейтоспоры прорастают и образуют базидиоспоры, заражающие слабительную крушину. На листьях слабительной крушины образуются весенние споры-эцидиоспоры. Они разносятся ветром и заражают растения овса. Из эцидиоспор развиваются уредоопоры.

Меры борьбы. Уничтожение слабительной крушины вблизи полей. Посев овса в ранние сроки. Применение внекорневой подкормки фосфорно-калийными удобрениями. Возделывание сортов, устойчивых к корончатой ржавчине.

Пыльная головня. — распространена повсеместно. Выметывание пораженной метелки наступает несколько позже, чем здоровой, при этом в начале проявления болезни пыльную головню трудно отличить от покрытой головни овса.

В пораженных метелках завязь и чешуи превращаются в черно-бурую споровую массу и разрушаются. Чешуи иногда остаются нетронутыми. Мелкие легкие споры распыляются, попадают на другие метелки, под цветковые чешуи, на рыльца здоровых цветков и там прорастают; грибница, разрастаясь на рыльцах пестика, проникает до завязи, и зерно оказывается зараженным. Пораженное зерно развивается нормально, так что без специальных исследований его нельзя отличить от здорового. После посева такого зерна (то есть после перезимовки гриба на зерне) грибница начинает расти, разрастается по проводящим сосудам и тканям и поражает проросток, появляющийся из семени, и затем быстро, в фазе кущения, проникает в зачаток метелки, находящийся в основании стебля. Метелка оказывается пораженной и вместо зерна дает споровую массу паразита. Такие метелки легко отличимы от здоровых.

Таким образом, заражение растений пыльной головней происходит в поле, во время цветения, путем переноса спор ветром от больного растения к здоровому.

Меры борьбы. Протравливание семян гранозаном НИУИФ-2 и меркураном из расчета 2 кг препарата на 1 т семян овса. Посев овса в ранние сроки.

Твердая (покрытая) головня — отличается от пыльной головни тем, что споровая масса у нее черная, более плотная и в поле не рассыпается. Метелки, пораженные твердой головней, укорочены, имеют компактный вид. Споровые массы заключены в цветковые чешуи и сохраняются в метелке до уборки и обмолота урожая, поражают как всю метелку, так и отдельные колоски. Непораженными остаются колосковые чешуи. Во время уборки и обмолота овса споры освобождаются и, попадая на поверхность здорового зерна, заражают его. Споры находятся в состоянии покоя до прорастания семян, прорастают одновременно с семенами, мицелий (грибница) проникает в молодые ростки овса и заражает растение и метелку. Меры борьбы те же, что и с пыльной головней.

Вредители

Овес по сравнению с другими яровыми зерновыми культурами повреждается насекомыми меньше; наибольший вред посевам овса наносят проволочник и шведская муха. Для уменьшения повреждений посевов овса энтомовредителями необходимо прежде всего применять агротехнические меры борьбы. К ним относятся: возделывание овса в севооборотах, применение правильной системы обработки почвы. Эффективными приемами борьбы с вредителями являются зяблевая вспашка плугами с предплужниками, предварительное лущение жнивья, оптимальные сроки посева и правильные нормы высева. Органические и минеральные удобрения способствуют выращиванию мощных растений овса, более стойких к повреждениям насекомыми и болезнями. Хорошие результаты дает посев сортов, устойчивых к вредителям и болезням. Агротехнические мероприятия не всегда обеспечивают полную защиту овса от вредителей; в".этих случаях применяют химические меры борьбы. Весьма перспективно применение комплексных препаратов, действующих против вредителей и сорняков.

Уборка урожая

Созревание овса начинается с верхних колосков метелки и постепенно распространяется вниз. Наиболее крупное зерно находится в верхних колосках; следовательно, при перестое на корню теряется прежде всего наиболее крупное зерно.

Однако преждевременная уборка овса нецелесообразна, так как при этом получают неоднородное зерно. Следует иметь в виду, что овес дозревает в валках хуже других зерновых.

Признаком наступления лучшего срока уборки овса можно считать переход зерна верхних колосков метелки в полную спелость (Подгорный, 1963). Зерно, расположенное в нижних колосках метелки, имеет в это время начало восковой спелости. При досушке овса в валках или при досушке зерна после обмолота оно доходит и имеет нормальные посевные качества.

Наиболее распространенным способом уборки овса является раздельный. Овес скашивают рядовыми жатками или переоборудованными комбайнами. После просыхания в валках овес подбирают и обмолачивают комбайнами, оборудованными подборщиками. Наиболее эффективна раздельная уборка густого и высокорослого овса при сухой погоде.

При запоздании с уборкой, при изреженном низкорослом овсе посевы следует убирать прямым комбайнированием. При затяжной дождливой погоде также следует применять прямое комбайнирование. При этом особое внимание должно быть уделено немедленной сушке обмолоченного зерна.

Скорость процесса созревания зерна в основном определяется тепловым режимом и в значительной степени зависит от суммы эффективных температур за период созревания. По данным А. А. Шиголева (1955), сумма эффективных температур в период от выхода в трубку до восковой спелости зерна определяет скорость развития зерновых. Например, овес Золотой дождь при накоплении суммы эффективных температур 432° С от начала выметывания переходит в фазу восковой спелости.

Зная ежедневную температуру воздуха, можно определить время наступления восковой спелости зерна у овса. Переход зерна из восковой в полную спелость в значительной степени зависит от влажности воздуха. По данным А. В. Процерова, можно считать, что продолжительность периода восковая — полная спелость при различных значениях дефицита влажности воздуха колеблется в пределах от 4 до 20 дней.

Имея средние многолетние значения дефицита влажности воздуха и зная сроки наступления восковой спелости, можно рассчитать средние многолетние сроки наступления фазы полной спелости, а затем определить продолжительность периода между восковой и полной спелостью, то есть определить продолжительность периода раздельной уборки.

Применяют естественную сушку на солнце или сушку с искусственным подогревом. Хорошие результаты дает сушка путем активного вентилирования. Всесоюзным научно-исследовательским институтом кормов разработан химический способ сушки путем смешивания зерна с сульфатом натрия (М. И. Филимонов).

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс:   Группа: А31 Номер урока (пара)  
Специальность-квалификация: 1502000 Агрономия 150203 3 Агроном
Наименование модуля: МОО-03 Растениеводство
Тема урока: Кукуруза
Дата:   Продолжительность: 90 мин.
Место проведения: Аудитории «КСХК»
Цель урока: Ознакомить с районами возделывания и биологическими особенностями. воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии, чувство ответственности за природные ресурсы своей страны; развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения; развивать логическое и образное мышление, речь.
Задачи урока: Обеспечить усвоение нового материала, также сортами яровой пшеницы
Ожидаемые результаты: Умеет различать разновидности сортов яровой пшеницы
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
мозговой штурм, тесты, карточки, снопы
Необходимое оборудование и приборы: Интерактивная доска
Дополнительные источники (литература): читать [1]
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Спанов Махмут Агитаевич Тел.:87783206240
               

 


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (мин) Действия преподавателя Действия студентов Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап 2 мин Приветствует студентов, отмечает отсутствующих Приветствуют преподавателя, отчет старосты журнал
2. Проверка выполнения домашнего задания   Предлагает ответить на вопросы Отвечают на вопросы тетради
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   Объявляет тему и объясняет цель урока Принятие цели новой темы доска, тетради
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   Объясняет новую тему Конспектируют новую тему тетради
5. Первичная проверка понимания изученного материала   Предлагает ответить на вопросы Отвечают на вопросы тетради
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности   Дает студентам задания Выполняют задания (карточки, технический диктант)
7. Применение знаний и способов деятельности   Предлагает ответить на вопросы Решают проблемные ситуации, составляют диалог тетради
8. Обобщение и систематизация знаний   Раздает тесты Тесты тетради
9. Информирование о домашнем задании   Инструктирует домашнее задание Запись д/з, постановка вопросов Тетради, учебник, лекция, интернет ресурсы
10. Подведение итогов занятия и рефлексия   Комментирует оценки рефлексия стикеры

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: