В зависимости от состояния растений, сорта и почвенно-кли-матических условий зерновые культуры убирают однофазным (прямое комбайнирование) или двухфазным (раздельным) способом.
При прямом комбайнировании скашивание и обмолот хлебной массы происходят за один проход комбайна. Уборку проводят в период достижения зерном полной спелости. При этом из-за неравномерности созревания хлебов сроки уборки растягиваются, что приводит к большим потерям зерна.
Двухфазная уборка — скашивание и укладка растений в валки валковыми жатками, подбор подсохшей хлебной массы и обмолот ее зерноуборочными комбайнами. Уборку начинают, когда большая часть зерна достигнет восковой спелости, т.е. на 5...10 дней раньше, чем при прямом комбайнировании. Скошенный и уложенный в валки хлеб равномерно дозревает и подсыхает. В результате комбайн работает в лучших условиях с меньшими потерями.
Прямое комбайнирование следует применять для уборки низкорослых и изреженных хлебов, семенников трав и бобовых культур, когда влажность зерна составляет 18...20 %. Раздельное комбайнирование возможно преимущественно при устойчивой сухой погоде. В этом случае хлебную массу скашивают при влажности зерна 35...38 %. Подбирают и обмолачивают валки при влажности зерна 15... 18 %.
Применяют также индустриально-поточные технологии уборки зерновых и семенников трав, при которых часть энергоемких и сложных операций при обработке хлебной массы выполняют на стационарных и полустационарных пунктах. Различают несколько способов такой уборки.
Высокоурожайные хлеба убирают способом «невейки», при котором мобильной молотилкой хлебную массу обмолачивают и разделяют на два потока: солому и невейку (смесь зерна с половой). Невейку отвозят на стационарный пункт и разделяют высокопроизводительным (до 50 т/ч) ворохоочистителем на зерно и полову. Зерно затем подают на зерноочистительный агрегат, а полову —в кормоцех.
|
Индустриально-поточный способ уборки влажных хлебов включает в себя операции транспортировки хлебной массы на стационар для подсушки, обмолота и разделения на зерно, полову и солому.
При поточном способе уборки хлебную массу вывозят на край поля, складывают в стога, а затем обмолачивают передвижной молотилкой. При неблагоприятных погодных условиях массу в стогах подсушивают активным вентилированием.
Агротехнические требования, предъявляемые к зерноуборочным машинам, следующие.
При раздельной уборке потери зерна за жаткой допускаются не более 0,5 % для прямостоячих хлебов и 1,5 % —для полеглых, потери зерна при подборе валков не более 1 %, чистота зерна в бункере не менее 96 %.
При прямом комбайнировании чистота зерна в бункере должна быть не менее 95 %. За жаткой комбайна допускается до 1 % потерь для прямостоячих хлебов и 1,5 % —для полеглых. Общие потери зерна из-за недомолота и с соломой должны быть не более 1,5 % при уборке зерновых и не более 2 % — риса. Дробление не должно превышать 1 % для семенного зерна, 2 % — продовольственного, 3 % — для зернобобовых и крупяных, 5 % — для риса.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс: | Группа: | А31 | Номер урока (пара) | ||||
Специальность-квалификация: | 1502000 Агрономия 150203 3 Агроном | ||||||
Наименование модуля: | Технология хранения и переработки продукции растениеводства | ||||||
Тема урока: | Классификация машин, зерноочистительные и сортировальные машины, зернопогрузчики. | ||||||
Дата: | Продолжительность: | 90 мин. | |||||
Место проведения: | Аудитории «КСХК» | ||||||
Цель урока: | Ознакомить с классификацией и системой машин воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии, чувство ответственности за природные ресурсы своей страны; развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения; развивать логическое и образное мышление, речь. | ||||||
Задачи урока: | Обеспечить усвоение нового материала, сформировать очистку зерна | ||||||
Ожидаемые результаты: | Умеет различать зерноочистительные машины отсортировальных машин. | ||||||
Тип урока: | Комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
мозговой штурм, тесты, карточки, плакаты | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Интерактивная доска | ||||||
Дополнительные источники (литература): | читать [1] | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Спанов Махмут Агитаевич | Тел.:87783206240 | ||||||
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (мин) | Действия преподавателя | Действия студентов | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | 2 мин | Приветствует студентов, отмечает отсутствующих | Приветствуют преподавателя, отчет старосты | журнал |
2. Проверка выполнения домашнего задания | Предлагает ответить на вопросы | Отвечают на вопросы | тетради | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | Объявляет тему и объясняет цель урока | Принятие цели новой темы | доска, тетради | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | Объясняет новую тему | Конспектируют новую тему | тетради | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | Предлагает ответить на вопросы | Отвечают на вопросы | тетради | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | Дает студентам задания | Выполняют задания | (карточки, технический диктант) | |
7. Применение знаний и способов деятельности | Предлагает ответить на вопросы | Решают проблемные ситуации, составляют диалог | тетради | |
8. Обобщение и систематизация знаний | Раздает тесты | Тесты | тетради | |
9. Информирование о домашнем задании | Инструктирует домашнее задание | Запись д/з, постановка вопросов | Тетради, учебник, лекция, интернет ресурсы | |
10. Подведение итогов занятия и рефлексия | Комментирует оценки | рефлексия | стикеры |
|
Сепараторы. Сепараторы — машины, применяемые в элеваторах и складах для отделения зерна от примесей, отличающихся от него шириной, толщиной и аэродинамическими свойствами.
Исправно работающий сепаратор должен удалять около 75% имеющихся примесей при условии, если первоначальная засоренность зерна не превышает 5%, причем потери зерна (попадание в отходы) не должны превышать 2% от веса отходов.
При меньшей нагрузке на машину представляется возможным обеспечивать лучшую очистку зерна.
Производительность сепаратора зависит от особенностей очищаемого зерна; установленные нормы производительности относятся к так называемому «тяжелому» зерну (пшенице, ржи); при очистке зерна других культур производительность понижается, например при очистке ячменя на 20%, овса — на 40% и т. п.
Передвижной сепаратор ЗСП-10-У с замкнутым никлом воздуха (конструкции ВНИИЗ и завода им. М. Воробьева). Этот сепаратор отделяет примеси, отличающиеся от зерна размерами и аэродинамическими свойствами.
Для отделения примесей по размерам зерно последовательно просеивают на наклонно расположенных в три ряда ситах, совершающих возвратно-поступательное движение.
Отделение примесей по признаку различия аэродинамических свойств достигается в результате двукратного продувания струей воздуха поступающего в машину зерна и при выходе из нее.
Очистка в сепараторе проходит в такой последовательности. Зерно, подаваемое в загрузочный ковш нории, поднимается ею в приемную коробку машины, своим весом давит на клапан, открывает его и падает в канал I зоны продувания. Воздух им нагнетательного коллектора пронизывает зерно и уносит из него легкие примеси в I осадочную камеру, где относы через колеблющийся наклонный лоток выводятся в выпускную коробку.
Под действием веса зерна открывается выпускной клапан канал I зоны продувания, и оно падает на приемное сито, где сходом отделяются случайные крупные примеси; проход (основная масса продукта) поступает на сортировочное сито. Сходом с него идут примеси, размеры которых крупнее размеров зерен, а проход поступает на подсевное сито, где от него проходом отделяются щуплые и поврежденные зерна, мелкие сорняки и минеральные примеси. Собирающиеся на поддоне мелкие примеси выводятся по лотку в ящик либо в мешок, подвешиваемый к патрубку, прикрепленному к станине машины. Освобожденное от крупных и мелких примесей зерно с подсевного сита поступает в приемный канал II зоны продувания, а затем через выпускной клапан очищенным выходит из машины.
Легкие примеси, отделенные от зерна воздушным потоком, в этой зоне оседают во — II осадочной камере, а очищенный воздух из нее по всасывающему воздухопроводу поступает в вентилятор, который вновь нагнетает этот воздух в канал II зоны.
Сепараторы № 5 (ЗС-5) и № 3 (ЗС-7), применяемые в качестве стационарных зерноочистительных машин в элеваторах и сушилках, имеют такое же устройство, как и сепаратор ЗСП-10-У (если не считать замкнутого цикла движения воздуха).
Прежде чем приступить к очистке зерна в сепараторе, необходимо предварительно: подобрать сита с отверстиями требующихся размеров (в зависимости от культуры зерна и характера его засоренности); определить, ознакомившись с площадкой, где будет происходить очистка, типы, размеры и количество транспортных машин и механизмов, требующихся для подачи зерна из насыпи в ковш нории и для уборки очищенного зерна из-под машины в намеченное место (склад, вагон); переместить сепаратор и транспортные машины и механизмы к площадке, разместить их, установить, проверить готовность к эксплуатации, подключить к электросети и опробовать на холостом ходу.
Современное сельское хозяйство требует постоянного увеличения объемов производства, повышения производительности и рентабельности выполняемых работ, сокращения времени выполнения всех производственных процессов и максимального уровня их механизации.
Все эти требования невозможно реализовать без качественного, высокопроизводительного и эффективного аграрного оборудования. А это, безусловно, требует его модернизации и оптимизации. Это касается в том числе и погрузчиков/зернометателей, которые в первую очередь предназначены для скоростной загрузки зерна с пола зернового тока (склада) в транспортные средства. Применение такой техники максимально оптимизирует трудоемкий процесс и экономит время на его выполнение.