В отпуске – к родителям.




До 1930 года в деревне Юдмозеро было до 48 домов и проживало около 300 крестьянских душ. В 1930 году в деревне был образован колхоз «Вперёд», в то время многие сельчане не хотели добровольно вступать в колхоз, поэтому назначенное руководство колхоза стремилось всячески притеснять тех крестьян, которые не вступили в колхоз, поэтому многие юдмозерцы уезжали из деревни в Кемь, Мурманск, Онегу и в другие места. Отец семейства Шабалиных – Осип Захарович решил переехать с семьей в Онегу на лесозавод «Поньга». Сначала отец уехал один и устроился на лесозавод рабочим, а в декабре перевез и семью.

 

 

Шабалины - Марина Сергеевна с сыном Александром.

Валявкины: Анастасия Петровна, Александр Сергеевич

Дети: Матвей и Вера.

 

 

В 1937 году Осип Захарович построил свой дом за вырытой некогда заключенными канавой для спуска бревен. В этом своем новом доме 24 июня 1937 году родилась дочь Валентина. Приезд Александра Осиповича был встречен с воодушевлением. Собралось всё семейство Шабалиных, а тут ещё родилась сестренка. В это время братья Михаил и Петр учились в семилетке. Дни отпуска пролетели незаметно, и снова разлука с родными. Спустя некоторое время, в июле 1939 года Осип (Иосиф) Захарович был переведен в бревенный цех в качестве бракера и здесь работал до конца 1941 года. А в 1942 - ом году он был призван на оборонные работы в Архангельск, где от тяжелой работы и недоедания 46-летний отец четырех детей в марте 1944 года умер.

В 1939 году заканчивает семилетку брат Михаил и работает сначала на лесозаводе № 34, но в начале августа уезжает в Мурманск и поступает в тралфлот. Но 4 сентября 1939 года в Баренцевом море на плавающем РТ-18 во время шторма Михаил погибает. Так трагически закончилась жизнь Михаила Осиповича Шабалина.

Третий брат Александра - Петр Осипович после семилетки на Поньге тоже работал на лесозаводе. В мае 1942 году его призвали в армию и направили в военно –пулеметное училище в Архангельске, в марте 1943 года ему присваивается звание младший лейтенант …

 

Боцман в Полярном.

 

После отпуска Александр Шабалин снова на военной службе и пишет рапорт с просьбой перевести его на службу в северный флот. И там есть торпедные катера, и там нужны боцманы, к тому же Баренцево море бывшему штурману тралового судна знакомо вдоль и поперек.

Весной 1938 года Александр Шабалин снова встретился с женой. Как одного из лучших катерников его командировали на северный флот. Это было связано с решением командования военно – морского флота страны испытать возможность использования торпедных катеров «Г-5» в условиях северного морского театра. Ещё в 1939 году в Заполярье были отправлены два таких катера. ТКА-112 и ТКА-122 (В1928 году ЦАГИ начал разработку нового проекта ТКА Г-5. Он существенно отличался от своих предшественников. При водоизмещении 17 тонн катер имел на вооружении две 533 мм. торпеды, два пулемета и мог принимать четыре мины. Два двигателя суммарной мощности 2000 л.с., обеспечивали скорость до 53 узлов (103 км/час).

В звании старшины Александр Шабалин служит в Полярном. Пожалуй, именно здесь Александр Осипович почувствовал себя окончательно на месте. Снова перед ним родное Баренцево море с его тяжелыми свинцовыми волнами. Опять его, куда ни кинь взор, окружают знакомые сопки и гранитные скалы. Шабалин счастлив: это его родина, это его дом! Есть моря более теплые, есть берега более живописные, но родные места не выбираешь, а любишь их такими, какие они есть. Может быть северяне именно за свою суровость так остро любят родные места!

Городок Полярный, маленький поселок, затерянный среди сопок. Катерному боцману предоставили комнатку, и Варя переехала из Мурманска к мужу. Все-таки было трудно Варе Шабалиной привыкать к суровой северной природе, хотя и до этого уже пожила она в Мурманске, где климат ненамного лучше. Но здесь, в Полярном, где домов было наперечет, ещё больше чувствовался север. Голые гранитные скалы, сопки, покрытые мхом и низкими изогнувшимися от ветров деревьями – вот и вся растительность, которая может выжить в этом царстве редкого, скупого солнца и частых жестоких ветров. Правда, и в этом пейзаже есть своеобразная красота. Меняют свой цвет в зависимости от погоды и времени дня скалы, кажутся они то темно – коричневыми, то серыми, а иногда в редкие солнечные дни, если окажешься рядом, сверкают в них как бы яркие звездочки – это блестят вкрапленные в гранит породы. Пестрым упругим ковром покрывает сопки разноцветный мох: то зеленый, то желтый, а кое - где и ярко – красный. Не надо думать, что здесь нет цветов, их немного, но они всё же есть, это или странные, какие-то неземные фиолетовые цветы на длинных тонких стеблях, или мелкие бледно - голубые, как бусинки рассыпанные среди мхов. На мягком мхе растут грибы: подберезовики, подосиновики и даже белые. Грибов здесь очень много, и кажется, что природа, устыдившись своей скупости, хоть чем-то стремится одарить здешний народ. Но всё равно жить здесь трудно, очень трудно. И сейчас трудно, хотя прошло уже немало времени, но вряд ли можно сравнивать, как живут люди теперь и как жили шестьдесят с лишним лет назад. Каким мужеством и какими глубокими человеческими чувствами должны обладать те женщины, жены военных, которые всю свою жизнь проводят или среди снегов и сопок, или в пустыне, где от жары ртуть разбивает стекло градусника. Это тоже своего рода подвиг, и об этом нельзя никогда забывать.

Хотя и трудно приходилось Варе Шабалиной, но зато она находилась рядом с мужем, и им больше не надо было назначать друг другу свидания, как это было в Мурманске.

Есть семьи, для которых жизнь в таком маленьком поселке была бы бесконечно трудной: почти нет развлечений, существование сурово и монотонно. Для любви поверхностной такое испытание могло бы быть непосильным. Но Варя и Александр Шабалины не жаловались, они были счастливы, они были вместе, они любили друг друга, они были молоды. Если бы они обладали даром предвидения, то уже тогда знали бы, что не ошибаются, что даже сам день их бракосочетания – 26 июля будет счастливой для семьи датой: 26 июля 1938 года родится сын Геннадий, который через двадцать лет, тоже став морским офицером, тоже женится 26 июля.

К этому времени на северный флот прибыл для испытаний торпедный катер новой модификации. В отличие от других подобных кораблей он имел приспособление, препятствующее замерзанию торпед в полярных условиях. Катер вышел в море на испытание оружия. Переход трудный, условия суровые. Холод, шторма. Боцман Александр Шабалин тщательно опробовал вооружение, не раз проявляя находчивость. Катер был признан вполне пригодным для действий в условиях Заполярья.

Увлеченный интересным и ответственным делом, Александр Шабалин и не заметил, как подошло время демобилизации. Командование предложило ему остаться служить сверхсрочно. Колебаний у него не было. Но что скажет Варя, сможет ли она понять его?.

В мае 1939 года последовал приказ народного комиссара военно –морского флота о зачислении Александра Осиповича Шабалина в кадры ВМФ. Его назначили командиром корабля ТКА -12. Опять походы, овладение боевой техникой, навигационным искусством, маневры. Накапливался опыт, который впоследствии ему очень пригодится. Александр Шабалин успешно сдал экзамены на флотского офицера, и в мае 1939 года получил первое офицерское звание младшего лейтенанта.

 

Война с Финляндией.

 

Через полгода началась война с Финляндией. Торпедные катера почти не принимали в ней участия, т.к. они не могли ходить зимой, но командование направило Александра Шабалина командовать дивизионом сейнеров и мотоботов, призванных с гражданки на военную службу. Эти легко вооруженные рыбачьи суденышки сопровождали в Петсамо транспорт с грузами, разведывали побережье. Задание Шабалину было понятно: обеспечить высадку людей, перевозку грузов, наладить связь с берегом.

Чтобы быстро и незаметно высадить людей, сначала надо самым тщательным образом изучить берег. Лучшими судами для этой цели оказались дрифтерботы - маленькие рыболовные деревянные суда, предназначенные для ловли сельди. На них установили пушку, и эти маленькие суденышки лихо бороздили море, развивая предельную для них скорость в восемь – девять узлов. После торпедного катера скорость эта была смехотворной, казалось, что судно стоит на месте, но и здесь Александру Шабалину помог его опыт рыбака - раз для рыбака эта скорость, да и само суденышко было привычно, и он скоро почувствовал себя на нём как дома. Безотказные труженики ходили в море в туман, в мороз, провожали транспорты в Печенгу (Линахамари), перевозили людей и грузы. Так продолжалось до тех пор, пока не закончилась эта война. В памяти Александра Осиповича как на фотографии запечатлелись все извилины изрезанных берегов, все заливы и заливчики полуостровов Среднего и Рыбачьего. Тогда он и не предполагал, что впоследствии эти знания пригодятся ему. Теперь же можно смело сказать: если бы не было у Александра Шабалина такого огромного опыта и знания местности, вряд ли смог он спустя годы в ту решающую ночь кораблем – невидимкой проникнуть в Линахамари.

Корабль Александра Шабалина в числе других судов в холодную зиму до февраля 1940 года находился в непрерывном плавании, перевозил войска и грузы. А потом снова Шабалина отозвали на свой торпедный катер, к которому за прошедшее лето он успел привыкнуть и где подружился с командой надёжных, исполнительных и аккуратных моряков.

Стояли тогда в главной базе. Машины, как и люди, требуют постоянного внимания и бережного к себе отношения. Однажды, осматривая торпедные катера (а осматривали их часто и тщательно), комиссия нашла, что они нуждаются в капитальном ремонте. И вот Александр Шабалин в качестве сопровождающего отправился в Кронштадт, куда на специальных платформах отвезли торпедные катера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: