Первые дни Великой Отечественной войны.




 

Уже в двенадцать часов дня война дала о себе знать - первые бомбы взрывались на окраине города.

Шабалин пробился в штаб базы, чтобы ускорили отъезд катеров, но не получив положительного ответа, обратился к командиру базы Федору Владимировичу Зозуле. Тот, выслушав ситуацию, сказал: «Сегодня все планы нарушились, отправка катеров откладывается». Через несколько дней Александра Шабалина поставили в известность, что североморские катера включены в состав Краснознаменного балтийского флота.

Налеты вражеской авиации продолжались. Во все происходящее трудно было поверить, всё ещё казалось, что это страшный сон и надо лишь сделать усилие, чтобы проснуться и стряхнуть с себя этот кошмар. Тревожные гудки паровозов, взрывы бомб и залпы зениток сливались в рвущий барабанные перепонки гул. Появились первые убитые и раненные. Уже трагически вздымаются в небо обугленные остовы разбомбленных зданий. Война стала реальностью!

Через несколько дней Александра Шабалина назначили командиром торпедного катера и началась боевая служба на Балтике. Катер Шабалина находился в полной боевой готовности: заряжены торпедные аппараты, проверены и готовы к бою пулемёты. У Александра уже есть некоторый военный опыт. Тогда не пришлось молодому командиру вступить в бой с противником, но зато сейчас встреча с ним может состоятся каждую минуту.

Катер Шабалина часто получает теперь задание сопровождать наши суда и каждый раз при выходе в море катерники надеются: сегодня – то уже наверняка произойдёт встреча с врагом. Но день проходил и противник опять не появляется…

Разные задания выполнял Александр Шабалин. Приходилось ставить мины в финских шхерах на подходах к Котке. Не раз приходилось работать под жестоким обстрелом. Именно работать, потому что война – это тяжелая повседневная работа, где никто не определяет время прихода и ухода, где никто не просит очередного отпуска или отгула.

В июле 1941 года Шабалин получил первое ответственное задание. Ему было приказано доставить на торпедном катере из Кронштадта в Таллинн адмирала И.С.Исакова, в те годы заместителя наркома военно – морского флота. Команда знала, что задание не из простых: катер шел без прикрытия. К счастью, всё обошлось благополучно, и катер Шабалина прибыл в бухту, а адмирал отправился дальше. А 25 июля 1941 года последовал приказ наркома флота о переброске с Балтики на северный флот группу торпедных катеров типа Д-3 в составе ТКА -11, ТКА-12, ТКА -13, ТКА -14 и ТКА-15.

Переполненные поезда двигались медленно, останавливаясь в самый неожиданный момент. Из Мурманска и других городов шли в тыл составы с женщинами, стариками, детьми – это эвакуировалось мирное население. А их место занимали те, кому предстояло защищать каждую пядь родной земли. В одном из последних эшелонов, направляющихся на Север, ехал Александр Шабалин, его жена и двое сыновей … в Саратовскую область на родину Варвары.

Начальник отдела кадров Северного флота встретил Александра Шабалина довольно сухо: «Чем вы объясните тот факт, что ваше личное дело здесь, у нас, а вы остались служить в Кронштадте?» Александр Осипович рассказал, что он сопровождал на ремонт торпедные катера, а война застала его в Кронштадте, и как ему приказали быть командиром торпедного катера. Такое объяснение было сочтено вполне удовлетворительным, и его назначили командиром катера. Срок на подготовку и подбор команды был определен две недели.

 

Первопроходец.

 

1 августа 1941 года торпедные катера на железнодорожных платформах прибыли в Мурманск, ставший к тому времени прифронтовым городом и подвергавшийся налетам вражеской авиации. Корабли были сведены в отдельный отряд трехзвеньевого состава, который вместе с плавбазой «Маяк» вошел в состав дивизиона катеров МО-4 охраны водного района. Командиром отряда был назначен капитан – лейтенант А.А.Куксенко. Торпедными катерами командовали капитан – лейтенант Г.К.Светлов (ТКА-11), младший лейтенант А.О.Шабалин (ТКА-12), лейтенант А.И.Поляков (ТКА-13), старший лейтенант В.П.Жиляев (ТКА-14), младший лейтенант П.И.Хапилин (ТКА-15). Через десять дней Военный совет флота получил директиву члена Военного Совета Северо-Западного флота А.А.Жданова, в которой предлагалось активно использовать торпедные катера из засады в бухте Пумманки (полуостров Средний) для уничтожения следовавших в Петсамо вражеских транспортов.

24 августа был объявлен состав отдельного отряда катеров: первое звено: ТКА-11, ТКА-12; второе звено: ТКА-13, ТКА-14: третье звено: ТКА-15 и плавбаза «Маяк». Место дислокации катеров временно определено в Кувшинской салме, а прибывшие катера были единственными представителями этого класса кораблей на Северном флоте вплоть до 1943 года.

Катер ТКА-12 был новенький, но А.О.Шабалин опробовал всё оборудование, тщательно проверил оружие, торпедные аппараты, всё было в рабочем состоянии. Команда тоже подобралась хорошая. Он не жалел свободного времени, чтобы познакомиться с экипажем, с которым придется воевать. Ведь от действия каждого будет зависеть исход боя и их жизнь. У катерников, как и у минеров, каждая ошибка может стать роковой.

В этот период наибольшая нагрузка легла на экипаж ТКА-12. Командир ОВРа главной базы капитан 1-го ранга Василий Иванович Платонов, учитывая опыт и навыки Шабалина, поручал ему самые трудные задачи.

Прибытию новых катеров обрадовался и командующий северным флотом Арсений Григорьевич Головко. В прошлом катерник, он отлично понимал перспективность развития этих кораблей как важнейшего средства борьбы на море, поэтому командующий флотом уделял им большое внимание.

После выполнения программы испытаний в полярных условиях комиссия флота пришла к заключению: катеру присущи отличные боевые качества; он вполне может применяться на северном морском театре; как недостаток - на большой волне его скорость невелика. Комфлот, ознакомившись с итогами испытаний, сказал - ну что же, результаты неплохие, а море не всегда ведь штормит.

Война в Заполярье разгоралась. Катерники отлично понимали это и стремились как можно скорее влиться в состав действующих сил флота. Отряду, как новому подразделению, пришлось решать сразу множество задач: осваивать места базирования, вести интенсивную боевую подготовку экипажей, проводить испытания новых катеров на морском театре. Первые боевые выходы торпедных катеров не дали никаких результатов. Существенно сказывалось отсутствие воздушной разведки, а также разведывательных данных о движении конвоев противника. Но катерники настойчиво осваивали новые районы боевых действий.

 

Первая победа.

 

Кончились пробные плавания и учебная стрельба, и несколько торпедных катеров, в том числе и катер Александра Шабалина, 24 августа 1941 года вышли в море на поиски противника, но он обнаружен не был. И так продолжалось больше двух недель.

Когда началась активная боевая деятельность североморских торпедных катеров, всё получилось вполне логично: Александр Шабалин, который был первым в их освоении, первым добился и боевого успеха. Произошло это 11 сентября 1941 году, на третьем месяце войны.

К этому времени Шабалин уже уверенно владел новым катером, команда сплотилась вокруг него и научилась превосходно плавать и применять своё грозное оружие. Добрую репутацию среди членов экипажа командиру ТКА-12 создали и личные качества, человеческие и профессиональные, и незаурядная морская закалка, и глубокое знание своего дела, и определенный боевой опыт.

Из донесений постов службы наблюдений и связи (СН и С) стало известно, что в 20 часов 40 минут 10 сентября из Киркенеса в Петсамо вышел вражеский конвой в составе транспорта и четырех кораблей охранения. Об этом сообщала и воздушная разведка северного флота, что 11 сентября из порта Киркенес на восток в порт Печенга (Петсамо) движется конвой для снабжения фашистских войск, ведущие бои на Мурманском направлении. Конвой шел, прижимаясь к своему берегу, опасаясь атак наших подводных лодок. Через пятьдесят минут на перехват противника из базы Пумманки вышло дежурное звено катеров ТКА-11 (командир капитан – лейтенант Г.К.Светлов) и ТКА-12 (командир – младший лейтенант А.О.Шабалин). Боевой выход катерников обеспечивал офицер штаба ОВРа старший лейтенант М.Н.Моль. Головным шел Александр Шабалин, превосходно знавший этот район плавания. В кильватер, точно выдерживая дистанцию, следовал Георгий Светлов. В начале катера неслись стремительно, двигатели работали на подводном выхлопе. Стояло безветрие, и море было спокойным. В сумерках сентябрьской ночи четко просматривался горизонт. С гранитных склонов хребта Муста – Тунтури доносился отзвук ночного боя.

Приближаясь к норвежскому берегу, катера сбавили ход. Теперь они шли под одним мотором, гул которого мало отличался от звука прибрежных волн. Прижимаясь к скалам, звено сливалось с их тенью. В 22.00 достигли района вероятной встречи с конвоем. Затаившись в засаде, катерники стали поджидать врага. По всем расчетам он должен был появиться с минуты на минуту. Каждый на своём боевом посту мысленно проверял себя, всё ли им сделано для предстоящей атаки. Вражеский конвой не появлялся и сигнальщики внимательно обводили горизонт долгими, полными нетерпения, взглядами. Томительные секунды и минуты казались вечностью. Каждый из североморцев, находившихся на катерах, в те напряженные минуты был одержим только одной мечтой – скорее вступить в бой с врагом, скорее применить боевое оружие.

Наконец, в 22 часа 05 минут сигнальщик Махонский шепотом доложил командиру: «Прямо по курсу вражеский конвой!» На горизонте с каждой минутой всё отчетливее вырисовывался тяжело груженный транспорт.

Махонский, обратился командир к сигнальщику, какое водоизмещение судна? Больше трех тысяч будет, несколько стушевался моряк от неожиданного вопроса.

- Нет, братец ты мой, все шесть потянет, невольно улыбнулся офицер и уже в следующее мгновение стал рассчитывать маневр атаки.

Последовали четкие команды и катера пошли на сближение с противником. Обстановка складывалась так, как и предполагал Александр Шабалин, обсуждал со Светловым тактику действий звена. Наблюдения показывали, что гитлеровцы, организуя охрану транспорта, обычно остерегаются нападения со стороны моря. Значит, рассуждал Александр Осипович, подстерегать и атаковать их следует из засады от берега. Катерников ничуть не смутило численное превосходство противника: крупный транспорт шел в охранении миноносца и трех сторожевых катеров. Было ясно, что такой эскорт выделен не зря, значит, на судне находится ценный для врага груз.

Фашисты не изменили своей тактике и на этот раз. Три корабля охранения шли мористее транспорта, а один – впереди него, Для атаки они выбрали миноносец и, естественно, сам транспорт.

Минуло всего лишь четверть часа с момента обнаружения конвоя, и ТКА-11 и ТКА-12 уже стремительно ринулись в атаку. Александр Шабалин взял на себя судно, а Георгий Светлов, шедший головным – миноносец. Светлов и Шабалин на полном ходу сблизились с целями и с дистанции около четырех кабельтовых выпустили одновременно по две торпеды. Удар был точным и сокрушительным. Над морем раскатисто прогремели взрывы. Транспорт и миноносец окутались дымом. Над ними заполыхало яркое пламя, а затем они стали медленно погружаться в морскую пучину.

И в это время младший лейтенант Александр Шабалин увидел догоравшую в небе белую ракету. Оказывается, в кульминационный момент торпедной атаки никто не обратил внимания на то, что молодой боцман ТКА-11, недавно прибывший из учебного отряда, в момент залпа обозначил выход торпед белой ракетой, как это обычно делалось в мирных условиях в учебных атаках, чтобы проследить за ходом торпеды и затем выловить её. Выпустив ракету, боцман тем самым демаскировал катера и вражеские корабли тотчас открыли по ним интенсивный огонь.

Особенно тяжело пришлось катеру Александра Шабалина, который был ближе к конвою. Три сторожевых катера фашистов, имевшие на вооружении 37-миллиметровые пушки, 20-миллиметровые крупнокалиберные пулеметы, обрушили всю мощь своего огня на катер, на котором было всего два крупнокалиберных пулемета. Умело маневрируя и ведя точный ответный огонь, моряки сумели уклониться от прямых попаданий. А тем временем на берегу ярко сверкнули огненные вспышки: открыла огонь береговая батарея противника. Разрывы снарядов поднимали водяные султаны метрах в тридцати – сорока от ТКА-12, невольно попавшего под перекрестный огонь трех «охотников» и батареи. Мужественно вели дуэль с врагом, стреляя из крупнокалиберных пулеметов, боцман К.Ф.Конопля и пулеметчик Ф.С.Иванов. Но вот у борта катера грохнул снаряд. Один двигатель захлебнулся. Скорость катера резко упала.

-Что произошло? – запросил мотористов командир. Из люка выглянул Михаил Луконин и доложил:

- Повреждена масляная магистраль.

- Быстро устранить повреждение! – приказал командир.

- Есть! – моторист скрылся в машинном отделении. Командир на всякий случай приказал боцману Конопле приготовить катер к взрыву.

-Живыми нас фашистам не взять - твердо сказал он. Боцман, докладывая вскоре о выполнении приказания, добавил с гордостью: - Все наши заявляют: - «Погибнем, но не сдадимся врагу».

- Иного от экипажа я и не ожидал - ответил Шабалин, продолжая маневрировать между разрывами снарядов.

Тем временем моряки устраняли повреждения. Удалось быстро заделать пробоину. Смолистой и вязкой сосне, из которой был сделан корпус, присуще чудесное свойство – затягивать рваные отверстия. В эти критические минуты блеснули мастерством мотористы Михаил Луконин и Сергей Начинкин. Используя подручные материалы, они починили маслопровод и запустили заглохший двигатель. Командир облегченно вздохнул и приказал:

- Полный вперёд! Самый полный!

 

А.О.Шабалин – командир торпедного катера, 1941 год.

 

Снова набрав полную силу, катер резко увеличил скорость. Вскоре и он вслед за ТКА-11 оторвался от вражеских кораблей.

На ТКА-11 в момент атаки не сработал механизм автомат – коробки и одна торпеда не вышла из аппарата. Чтобы не проскочить дистанцию залпа, капитан – лейтенант Светлов приказал застопорить ход и разбить капсюль – выбрасыватель патрона молотком. Торпеда была выстреляна и тоже пошла к цели. Исключительное самообладание командира катера привело к заслуженной победе. И бывший норвежский миноносец типа «Слейпнер» был пущен на дно.

Взволнованные, радостные и удовлетворенные возвращались катерники в базу Пумманки. Входя в неё, они двумя выстрелами возвестили о своём крупном боевом успехе. С того дня и на других торпедных катерах прижился этот флотский обычай - при возвращении из удачного похода в честь одержанных побед салютовать выстрелами по числу уничтоженных боевых кораблей противника. Так суровой осенью сорок первого года североморские катерники открыли боевой счёт. Они довольно умело выбрали скрытную позицию в ожидании конвоя, грамотно использовали для обеспечения внезапности атаки географические особенности района –высокие скалистые берега. В итоге атака со стороны берега явилась для неприятеля полной неожиданностью.

Боевой успех окрылил моряков, вселил в них уверенность в свои силы. Тем самым было положено начало летописи славных побед отважных экипажей этих маленьких, но грозных для врага кораблей.

Действия ТКА-12 и ТКА-11 были тщательно проанализированы командованием соединения с участием всех командиров торпедных катеров. Тактический метод, примененный в этом бою, получил единодушное одобрение. Взятый на вооружение катерниками флота, он в течение войны при умелом применении во многих случаях приносил удачу.

Вместе с тем были извлечены уроки и из негативных моментов боевого выхода звена. Эти случаи со всей наглядностью и убедительностью показали всем в части, насколько важно для успеха боя продумать, подготовить и проверить все до малейших деталей перед выходом на выполнение боевого задания, как много значит находчивость и хладнокровие в критических ситуациях.

Экипаж А.О.Шабалина потопил фашистский транспорт водоизмещением около семи тысяч тонн, гитлеровцы не получили боеприпасы и снаряжение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: