История развития кларнета и его роль в музыкальном воспитании младших школьников




Кларнет – (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Кларнет был изобретён нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером,около 1700 г., работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента – шалюмо (фр. chalumeau). Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового інструмента (первоначально называвшегося просто,,усовершенствованная шалюмо)” напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся „кларино”(clarino), название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus – „ясный” (звук). Эта труба дала своё название сначала регистру, а затем и всему инструменту – II классов ДМШ; clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает маленькая „clarino”. В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики. Дело Деннера продолжил его сын Якоб (168–11735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти кларнеты имели по два клапана. Инструменты такой конструкции были весьма распространёнными вплоть до XIX века, однако австрийский мастер Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, бельгийский мастер Роттенбург – четвёртый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году – пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается „золотой век кларнета”.

Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской Консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе (брат основателя фирмы,,Buffet-Crampon” Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретённую флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название „кларнет Бёма” или „французский кларнет”. Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назвать Адольфа Сакса (изобретателя саксофона и широкомензурных медных духовых инструментов) и Эжена Альбера. В Германии и Австрии получили распространение так называемые „немецкие” и „австрийские” кларнеты, ведущие своё происхождение от инструмента с системой клапанов, сконструированной Иоганном Георгом Оттенштайнером (1815–1879) совместно с кларнетистом Карлом Берманом, который выпустил „Школу игры на кларнете” для этой системы. В 1900-х гг. берлинский мастер Оскар Элер (нем. Oehler; 1858–1936) внёс в неё небольшие усовершенствования. Традиционно такую систему называют именно „системой Элера”. Механизм немецкого кларнета отличается от французского и менее приспособлен для беглой виртуозной игры. Мундштуки и трости этих кларнетов также делаются по технологии, отличающейся от французской. Считается, однако, что инструменты немецкой системы обеспечивают бóльшую выразительность и силу звука. В течение достаточно долгого периода кларнеты немецкой системы были широко распространены по всему миру, однако приблизительно с 1950-х годов начался переход музыкантов на кларнеты французской системы, и сейчас на немецких кларнетах играют в основном только австрийские, немецкие и голландские, а также, сохраняя дань традиции – некоторые российские кларнетисты. Помимо систем Бёма и Элера, существует ещё несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, в начале ХХ века фирма „Selmer” выпускала „кларнеты Альбера” (напоминавшие по строению инструменты середины XIX века), а в 1960-70-х годах – „кларнеты Марки”. Диапазон последних мог быть расширен вверх на октаву. Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили. Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки.

Современный кларнет представляет собой достаточно технически сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Самое раннее известное сочинение с участием кларнета указано Элбертом Райсом: два сборника арий неизвестного автора, написанных для двух одинаковых инструментов (среди возможных составов указываются и два кларнета) появились в Амстердаме в первой половине 1710-х годов. В 1716 году Антонио Вивальди в партитуре оратории „Торжествующая Юдифь” предписал применение двух инструментов, обозначенных как clareni. Исследователи истории инструмента склоняются к мнению, что композитор имел в виду именно кларнеты, таким образом, эта оратория может считаться первым известным случаем применения кларнета в качестве оркестрового инструмента. В сочинениях Вивальди кларнеты появляются ещё три раза: в концертах RV556 („Святой Лоренцо”), RV559 и RV560 (все они написаны в тональности до мажор) предусмотрены два инструмента, однако в последних двух сочинениях у них нет самостоятельной партии (они лишь дублируют партии гобоев), а во второй редакции „Святого Лоренцо” кларнеты были исключены композитором из партитуры.

В первой половине XVIII века кларнет, будучи технически очень несовершенным инструментом с небольшим диапазоном и неровным звучанием, появлялся в оркестре лишь эпизодически. Среди таких починений – месса Жана-Казимира Фабра (1720), оперы Георга Фридриха Генделя „Тамерлан” (1724) и „Ричард Первый” (1727), ряд произведений Райнхарда Кайзера.

Сольные выступления кларнетистов известны с начала второй половины XVIII века, хотя отдельные концерты происходили и раньше: в 1742 году газета Faulkner’s Dublin Journal впервые упоминает выступления в Дублине венгерского музыканта по имени Чарльз (Кароль), игравшего, помимо кларнета, на валторне (это был его основной инструмент) и гобое д’амур. В течение ближайших лет он с успехом концертировал также в других регионах Британии (последнее упоминание о его выступлении датировано 1755 годом). В это же время немецкий композитор Иоганн Мельхиор Мольтер (1695–1755) пишет для кларнета шесть концертов, считающиеся первыми в истории сольными произведениями для этого инструмента. Вскоре кларнеты появляются в крупнейших европейских оркестрах – Маннгеймском оркестре в Германии и в оркестре Александра Ла Пульпиньера во Франции. В операх Рамо „Заратустра” (1749) и „Аканта и Цефиза” (1751) кларнет трактуется уже как самостоятельный оркестровый инструмент.

Несмотря на рост интереса к кларнету, композиторы всё ещё редко включали его в оркестр (в некоторых коллективах кларнетисты вовсе отсутствовали вплоть до 1780-х годов), однако писали для него многочисленную концертную литературу. Концерты для кларнета с оркестром этого периода принадлежат перу Иоганна Стамица и его сына Карла, Иоганна Ванхаля, Эрнста Айхнера, Леопольда Кожелуха, Михаэля Гайдна, Франца Антона Хоффмайстера, Игнаца Плейеля и многих других. Часто в качестве композиторов выступали сами кларнетисты-виртуозы: Иоганн Генрих Бакофен, Франц Тауш, Жан Лефевр, Мишель Йост. Последний, считающийся основоположником французской школы игры на кларнете, является автором четырнадцати концертов. В 1770 году была написана первая в истории соната для кларнета, её автором стал итальянский композитор Грегорио Скироли.

Вершиной жанра концерта для кларнета в XVIII веке считается концерт A-dur KV622 Вольфганга Амадея Моцарта – одно из последних сочинений композитора, оконченное им за несколько месяцев до смерти. Концерт посвящён знаменитому австрийскому кларнетисту того времени Антону Штадлеру и впервые исполнен им 16 сентября 1791 года в Праге.

Моцарт же одним из первых начал активно использовать кларнет в камерной музыке: среди его сочинений – Трио для клавира, кларнета и альта Es-dur KV498 (1787), Квинтет для кларнета и струнного квартета A-dur KV581, написанный в 1789 году (оба сочинения, как и Концерт, посвящены Антону Штадлеру), Квинтет для духовых инструментов и фортепиано Es-dur KV452, а также несколько незавершённых сочинений, в которых предполагалось широкое применение кларнета и бассетгорна.

В 1760-х – 1780-х годах кларнет вошёл в состав придворных духовых ансамблей, так называемых Harmoniemusik, состоявших, как правило, из двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн (иногда с добавлением других инструментов). Такие ансамбли были очень популярны в то время и располагали широким репертуаром. Пути развития этих ансамблей привели в дальнейшем к формированию духовых оркестров с одной стороны и камерных духовых квинтетов (канонический состав – флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна) – с другой, и как в духовом оркестре, так и в камерной музыке для духовых кларнет впоследствии сыграл важную роль.

Наступление эпохи романтизма в музыке ознаменовалось не только изменением музыкального стиля, но и улучшением возможностей музыкальных инструментов, в том числе и кларнета. Композиторы обратили своё внимание на усовершенствованный инструмент и создали ряд сочинений, до сих пор входящих в репертуар кларнетистов.

К числу наиболее популярных сочинений для кларнета принадлежат произведения Карла Марии фон Вебера: два концерта (f-moll и Es-dur) и Концертино (Es-dur) с оркестром, Вариации B-dur и Большой концертный дуэт Es-dur для кларнета и фортепиано, Квинтет для кларнета и струнного квартета B-dur. Помимо этих сочинений, сохранились наброски третьего концерта, а также Концертино № 2 и Дивертисмент для кларнета с оркестром, в которых авторство Вебера ставится под сомнение. Почти все они посвящены выдающемуся немецкому кларнетисту-виртуозу Генриху Берману.

Большой популярностью среди кларнетистов пользуются четыре концерта Людвига Шпора и Интродукция и тема с вариациями Джоаккино Россини.

Как и раньше, некоторые кларнетисты сами сочиняли для своего инструмента. Ярким примером является шведский музыкант Бернхард Хенрик Круселль, автор трёх концертов для кларнета с оркестром и ряда других произведений.

Создаются многочисленные камерные сочинения с участием кларнета, среди которых нужно отметить Трио для кларнета, виолончели и фортепиано B-dur, op.11, Квинтет для фортепиано и духовых Es-dur, op.16, и Септет для струнных и духовых Es-dur, ор.20, Бетховена, трио для сопрано, кларнета и фортепиано „Пастух на скале” Франца Шуберта, два концертштюка для кларнета, бассетгорна и фортепиано, ор.113 и 114, Мендельсона, Сонату для кларнета и фортепиано Франца Данци. Образцами позднеромантических сочинений для кларнета считаются Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано, ор.73, Шумана и сочинения Брамса: Две сонаты с фортепиано (f-moll и Es-dur), ор.120, Трио a-moll с виолончелью и фортепиано, ор.114, и Квинтет со струнными h-moll, op.115. Первым исполнителем партии кларнета в этих сочинениях был известный немецкий кларнетист Рихард Мюльфельд.

В творчестве русских композиторов этого периода кларнету также уделяется большое внимание. Уже в конце XVIII века эти инструменты входили в состав оперного оркестра, позднее появились сочинения для камерных ансамблей с участием кларнета (Квинтет для духовых А. Алябьева, обнаруженный лишь в середине XX века, „Патетическое трио” d-moll для кларнета, фагота и фортепиано И. Глинки, квинтеты для духовых и фортепиано Г. Рубинштейна и А. Римского-Корсакова) и концертные произведения (Концерт Es-dur с духовым оркестром Римского-Корсакова, Канцона для кларнета и струнного оркестра И. Танеева).

Со времён Бетховена кларнет становится постоянным участником симфонического оркестра, где ему отводится важная роль. Он часто солирует в операх, балетах, симфонических произведениях. Композиторы поручали ему значительные сольные эпизоды как светлого и жизнерадостного, так и драматического характера. В полной мере возможности кларнета в оркестре раскрыли Верди, Брамс, Пуччини, из российских композиторов – Чайковский, в сочинениях которого кларнет часто исполняет основные темы, например, тему судьбы” в начале I части пятой симфонии (два кларнета в унисон) или рассказ „Франчески” (начало среднего раздела симфонической фантазии „Франческа да Римини”, соч.32).

В ХХ веке кларнет остался одним из самых востребованных инструментов в музыке. Способность выражать самые разнообразные настроения и чувства и техническая подвижность по-прежнему привлекали к этому инструменту внимание композиторов разных стилей и направлений – от поздних романтиков (соната для кларнета и фортепиано Es-dur, op.167 Сен-Санса) и импрессионистов (Рапсодия для кларнета с оркестром Дебюсси) до композиторов „неоклассического” стиля (Соната для кларнета и фортепиано Хиндемита) и авангардистов („Секвенция IX” Берио). Другие известные сочинения для кларнета ХХ века:

Альбан Берг – Четыре пьесы для кларнета и фортепиано (1913)

Игорь Стравинский – Три пьесы для кларнета соло (1919)

Карл Нильсен – Концерт для кларнета с оркестром, ор.57 (1928)

Бела Барток – Трио „Контрасты” для скрипки, кларнета и фортепиано (1939, посвящено Бенни Гудмену)

Пауль Хиндемит – Концерт для кларнета с оркестром (1949)

Франсис Пуленк – Соната для кларнета и фортепиано (1962)

Значительна роль кларнета в музыке отечественных композиторов XX века, создававших для него как концертные произведения, так и ответственные соло в оркестровых сочинениях. Одно из самых известных оркестровых соло кларнета – в третьей части Второй симфонии Сергея Рахманинова, композитор написал его для выдающегося кларнетиста Сергея Розанова. Среди сочинений советского периода – Увертюра на еврейские темы для кларнета и фортепианного квинтета Сергея Прокофьева, трио для скрипки, кларнета и фортепиано Арама Хачатуряна, Ноктюрн для кларнета и фортепиано Александра Гедике, концерты для кларнета с оркестром Сергея Василенко и Мечислава Вайнберга, сонаты Николая Ракова и др. Дмитрий Шостакович часто поручал кларнету большие сольные эпизоды в своих симфониях, в частности, в Девятой (II и III часть) и Десятой (I часть). В знаменитом Эпизоде нашестви из „Седьмой Ленинградской” симфонии одну из вариаций исполняют в унисон два кларнета и малый кларнет. Ряд сочинений для кларнета принадлежит композиторам-авангардистам: Эдисону Денисову, Софии Губайдулиной, Вячеславу Артёмову.

В начале 1970-х годов возрос интерес кларнетистов к аутентичному исполнению на инструментах XVIII-XIX веков. Стараниями английского кларнетиста Алана Хакера в 1970 был создан ансамбль старинной музыки The „Music Party”, в который были введены исторические кларнеты. Среди музыкантов, играющих и записывающихся с историческими инструментами, помимо Хакера известны Энтони Пэй и Ханс Дайнцер. В европейской системе современного музыкального образования владение старинными разновидностями инструмента является обязательным элементом подготовки кларнетиста. В России обучение на старинном кларнете проводится на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, открытом в 2003 году.

ХХ век богат на выдающихся исполнителей: крупные солисты и оркестровые музыканты из Франции, Германии, России, США и других стран обогатили мировую музыкальную культуру.

Кларнет – один из основных инструментов джаза. Особенно широко он использовался на ранних этапах становления этого стиля, в новоорлеанский период. В дальнейшем, с появлением свинга и бибопа, кларнет уступил своё место саксофону (за исключением ансамблей-диксилендов, играющих джаз в традиционной манере). Среди выдающихся джазовых кларнетистов – Сидней Беше (1890–1959), Джонни Доддс (1892–1940), Джимми Нун (1895–1944), Пи Уи Расселл (19061–969), Барни Бигард (1906–1980), Арти Шоу (1910–2004), Вуди Херман (1913–1987), Эдди Дэниелс (р. 1941). Одним из самых известных музыкантов этого жанра является Бенни Гудмен (1909–1986), который помимо джаза с успехом исполнял и классические сочинения, в том числе посвящённые ему композиторами-современниками.

В современном джазе всё чаще используется бас-кларнет. Одним из первых популяризаторов этого инструмента был саксофонист Эрик Долфи (1928–1964), среди современных музыкантов следует назвать Джона Сермана (р. 1944), чьим основным инструментом тоже является саксофон.

Не обошли кларнет своим вниманием и композиторы классической музыки, использовавшие элементы джаза в своих сочинениях: знаменитая „Голубая рапсодия” („Rhapsody in Blue”) Джорджа Гершвина начинается с соло кларнета, написанного в традициях джаза того времени. Соло кларнета звучит также в мюзикле Гершвина „Пусть гремит оркестр” („Strike Up The Band”), одним из первых исполнителей этой партии был Бенни Гудмен. Джазовые приёмы использованы в „Эбони-концерте” Стравинского, концертах Копленда и Хиндемита, цикле „Прелюдия, фуга и риффы” Бернстайна и других сочинениях.

Родственные кларнету инструменты используются в народной музыке Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Прибалтики, Балкан. В основном это цилиндрические трубки, сделанные из естественных материалов – дерева, бамбуковых стеблей, костей и т. п., на которых располагаются несколько отверстий. Звучащий элемент (язычок) у них, как правило, представляет собой обыкновенный надрез у одного из концов. Народные кларнеты могут быть двойными (игра ведётся одновременно на двух трубках), в Африке встречаются инструменты, которые держат горизонтально.

Современный „европейский” кларнет проник в народную музыку разных регионов – испанской Кантабрии (обычно используют малый кларнет, называемый „pito”, сопровождаемый малым барабаном – „tambor”), французской Бретани и других. В Бразилии этот инструмент сопровождает (вместе с другими инструментами) народные танцевальные представления и участвует в городских ансамблях популярной музыки – „шоро”, в Швеции может заменять на свадьбах скрипку. Кларнет – один из главных инструментов еврейского клезмера, где используются самые разнообразные типы техники, основанные на разных положениях губ, четвертитоновых интервалах, восходящих и нисходящих глиссандо и др. Среди известных кларнетистов этого жанра – Нафтуле Брандвейн, Гиора Фейдман, Давид Кракауэр, Герман Гольденштейн.

В народной музыке Болгарии, Румынии и Греции кларнет также находит широкое применение. Он часто звучит на свадьбах, деревенских праздниках, а также на „современных” концертах с участием народных инструментов. Как правило, балканские кларнетисты используют открытые мундштуки и лёгкие трости, таким образом получая специфическое звучание: крупное вибрато, многочисленные „украшения” и др. Одним из известных балканских фольклорных кларнетистов является болгарин Иво Папазов.

В ХХ веке кларнет стал одним из главных инструментов в турецкой музыке, нередко используясь вместо зурны. Турецкие кларнеты длиннее обычных (они звучат в строе G, транспонируя на кварту вниз) и часто изготовляются из металла, что придаёт их звучанию особый колорит. Популяризации кларнета в Турции способствовал Шукрю Тунар (1907–1962), а среди современных музыкантов наиболее известен Мустафа Кандирали.

Огромную роль кларнет играет в народной и популярной музыке Армении. Почти все армянские музыканты отдают предпочтение кларнету немецкой системы. На нём играется большинство сольных партий.

Кларнет играет немаловажную роль в музыкальном воспитании младших школьников.

Музыкальное воспитание учащихся II классов ДМШ есть той сферой активнейшего влияния на духовный мир ребенка, которая ставит учителя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на любом уроке, особенно на уроках музыки. Однако целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами музыки не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа формирует личность не только как носителя духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Педагогические концепции последних лет подчеркивают необходимость учета в учебно-воспитательном процессе не столько возрастных особенностей школьника (хотя и это необходимо), сколько индивидуальных. Глубокие исследования в области духовно-нравственного развития школьников средствами музыки сделаны такими учеными, как Б. Абдуллн, Б. Алиев, А. Апраксина, Г. Арчажникова и др.

Проблема преподавания игры на кларнете в ДМШ, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально. Видный деятель музыкального просвещения М. Ковин считает, что для более полного музыкального образования, духовно-нравственного развития необходимы:

1) развивать способность воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;

2) развивать необходимые для этого способности воспроизведения музыкальных произведений и умений к этому;

3) усвоение нужных для этого знаний.

Эти три стороны музыкального образования неразрывно слиты между собой. Преобладание какой либо из них делают само музыкальное образование неполным, односторонним.

Все из области музыки, что необходимо для ДМШ, что можно организовать, – все должно быть использовано преподавателями для того, чтобы получаемое учащимся музыкальное образование было возможно более полным и всесторонним и направленным на духовно-нравственное развитие.

Первоочередная задача учителя музыки – это развивать в учениках любовь к игре на кларнете, бережное отношение к нему, прилежание в обучении и исполнении.

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки – воспитание души.

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности.

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию исполнять на кларнете классические музыкальные произведения, рождает творческую активность. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.

Из всего выше сказанного следует, что классическая и народная музыка исполняемая на кларнете оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.

Рекомендуется исполнять классические произведения разного времени – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов – классиков, тем самым формировать у детей эталоны красоты.

Главное заботиться, о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества (прежде всего украинского и русского народов), чтобы исполнение музыкального произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь.

Весьма важно сочетать эмоциональный подъем, эстетическое наслаждение, какие возникают в процессе исполнения музыкального произведения с формированием технических умений и навыков игры на кларнете учащихся II классов, чтобы это не преводило к возникновению каких либо психологических проблем. В этом и есть суть искусства педагогической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: