Формирование технических умений и навыков игры на кларнете учащихся II классов в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема




Искусство игры на кларнете, как и на любом другом духовом инструменте, безусловно, может быть отнесено к одному из наиболее сложных видов трудовой деятельности человека, так как в процессе музыкального исполнения кларнетист должен очень точно скоординировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, мышления, дыхательного аппарата, мышечно-двигательных навыков связанных с работой губ, языка, пальцев, волевых усилий, музыкально-эстетических представлений и т.д.

Именно это разнообразие психофизиологических действий выполняемых музыкантом в процессе игры и определяет сложность музыкально-исполнительской техники. Решающая роль в этом сложном процессе принадлежит разуму исполнителя, то есть его сознательному отношению к вопросам исполнения и преднамеренным действиям с целью достижения намеченной художественной задачи.

Существующие известные методические пособия В. Розанова „Школа игры на кларнете”, В. Петрова „Школа игры на кларнете французской системы” и методик обучения игре на кларнете А. Федотова, А. Дикова, Е. Федорова, И. Платонова и др. показывает, что обучение игре на этом инструменте построено в настоящее время в основном на использовании и транслировании практического опыта ведущих русских исполнителей и педагогов. Это особенно относится к начальному периоду обучения. Однако одних эмпирических выводов для обучения игре на кларнете сегодня, когда резко возросли требования к художественной стороне и технике исполнительства, явно недостаточно.

Для разрешения психолого-педагогической проблемы процесса обучения игры на кларнете учащихся II классов используются разнообразные педагогические приемы и методы, способствующие формированию технических умений и навыков. В дальнейшем раскроем вышеуказанную тему более полно.

Процесс звукоизвлечения на кларнете можно представить себе в виде нескольких взаимосвязанных звеньев единой психофизиологической цепи: нотный знак – представление о звуке – мышечно-двигательная установка – исполнительское движение – реальное звучание – слуховой анализ. В ходе осуществления этой взаимосвязи центральное место принадлежит музыкально-слуховым ощущениям и представлениям играющего. Опираясь на свой внутренний слух, способность к музыкально-слуховому воображению, исполнитель в процессе игры на инструменте постоянно воплощает предварительно внутренне слышимые им звуки в реально звучащие. В этом и состоит важнейшая особенность любого музыкального исполнения.

Специфика музыкального исполнительского процесса требует активного взаимодействия мышления, музыкального слуха, губ, дыхательного аппарата, языка и пальцев играющего. Это и есть тот исполнительский аппарат, с помощью которого музыкант, играющий на кларнете, решает разнообразные задачи практического звукоизвлечения, а так-же формирования технических умений и навыков игры на вышеупомянутом духовом инструменте у детей.

Основатель советской школы игры на кларнете В. Розанов в своей книге „школа игры на кларнете” пишет: „Развитие ученика должно идти одновременно по линии овладения техникой исполнения, воспитания музыкальности и привития художественного вкуса”. [22]

Так-вот, „Школа” дает формирование технических умений и навыков игры на кларнете. Поэтому в работе,особенно с учениками II классов, необходимо использовать дополнительный музыкальный материал, способствующий закреплению навыков, получаемых учащимися при работе над „Школой”. Таким материалом могут служить упражнения, направленные на преодоление отдельных трудностей (педагог должен подбирать эти упражнения сам, исходя из возможностей ученика), этюды и пьесы, предусмотренные учебными программами.

Обучение на кларнете можно начинать с 8-9-летнего возраста. До 13 лет целесообразны занятия на малом кларнете (в строях D и Es) или на кларнете С, так как для игры на кларнете B у учеников в таком возрасте пальцы недостаточно длинны.

В начальный период обучения педагог должен уделить самое пристальное внимание постановке дыхания, корпуса, головы, рук, пальцев, языка. От того, насколько учеником будет правильно усвоена постановка, во многом будет определено его дальнейшее развитие формирования технических умений и навыков игры на кларнете.

Успехи ученика в большой степени зависят от технического состояния инструмента, на котором он играет. Педагогу рекомендуется внимательно следить за тем, чтобы инструмент ученика находился в полном техническом порядке, самому подобрать и подогнать трость к мундштуку и научить начинающего уходу за инструментом. Трость должна быть достаточно легкой, позволяющей свободно, без лишних усилий извлекать чистые звуки.

В процессе обучения необходимо учитывать возможность использования разных аппликатур. Педагогу следует помочь ученику организовать свои домашние занятия, приучить заниматься по заранее намеченному плану.

Развитие исполнительских навыков у учащегося должно быть всесторонним. Тренируя дыхание, нельзя забывать о беглости пальцев, отрабатывая подвижность языка, не следует упускать из виду качество звука и интонации. Необходимо по возможности добиваться выразительного, технически безупречного исполнения.

Одной из главных проблем в кларнетной педагогике является почти полное отсутствие фундаментальных методических исследований, раскрывающих особенности работы с начинающими учащимися. Между тем, формирование профессиональных навыков исполнения музыки и развитие многообразных предпосылок успешного овладения ими требуют особых методов занятий с начинающими, причем – отличающихся в каждом конкретном случае. Данный вопрос в кларнетной педагогике, в сущности, почти не разработан, а в широкой практике господствует эмпирика, опирающаяся лишь на интуицию и существующие (единые для всех начинающих музыкантов) методы выявления пригодности к инструментальной игре. Именно поэтому мне представляется крайне важным обобщение опыта по работе с начинающими, накопленного ведущими педагогами, по мнению которых, нужна чрезвычайно тонкая и достаточно вариативная методика привития начинающему кларнетисту основ профессионального мастерства.

Специфика обучения на кларнете предполагает значительную протяженность „постановочного периода”, во время которого большинство педагогов концентрирует свои усилия на усвоении учащимся инструктивных упражнений в отрыве от собственно музыки, художественных и творческих задач. Это является одной из распространенных причин потери у детей интереса к занятиям и прекращения их уже после первого года обучения. Другой значительный фактор снижения интереса – формальный подход педагогов к выбору репертуара, без учета индивидуальных вкусов и психологических особенностей учащихся.

Как показывают наблюдения за художественно-педагогической деятельностью на уроках кларнета многих видных педагогов (А. Соколов, В. Петров, П. Мозговенко, Е. Бутырский, А. Федотов, Н. Воронина и др.), их сверхзадачей” является уже на начальном этапе научить ученика относиться к музыке как к выразительному искусству, интонировать мелодию, передавать ее характер. Развитие художественного воображения и фантазии – один из сильнейших стимулов, который выводит мышление и сознание ребенка на качественно иной уровень. Эффективным средством обучения и воспитания является опора на межпредметные связи, побуждающая учащихся к целостному познанию различных художественных явлений и стимулирующая их творческую активность.

Важнейшим фактором в приобретении мастерства игры на кларнете является ежедневное качественное исполнение гамм,этюдов и упражнений.

Доказано, что одной из главных задач воспитания кларнетиста является развитие исполнительского ритма. Хорошо развитая способность ощущения точного метра дает основу для появления ритмической свободы, являющейся важнейшим средством выразительности при исполнении художественного произведения. Внимательное наблюдение за качеством ритмической стороны исполнения учащегося было в нашей работе повседневной заботой педагога. При абсолютной тождественности своего графического выражения ритм может быть совершенно различен у авторов разных эпох и школ.

Освоение элементов музыкальной грамотности, развитие слуха и губного аппарата, навыков самостоятельной и творческой работы с первых же занятий – основа воспитания, как музыканта-профессионала, так и любителя.

Развитие творческих способностей ученика в одной области обязательно отразится и на другой. Пусть ребенок и не станет музыкантом, но творческая инициатива, заложенная на музыкальных занятиях, скажется на всем том, что он будет делать в дальнейшем, став рабочим или ученым, врачом или инженером.

Давно замечено, что малыши II классов гораздо лучше включаются в творческий процесс, чем учащиеся средних и старших классов. И эту особенность активности возраста нужно всецело поощрять и развивать.

Так же как и любая другая, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, учащиеся должны испытывать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и физическая готовность к обучению игре на кларнете. Обстановка, в которой происходит урок, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к проведению урока в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся – характер, темперамент, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, состояние здоровья, самочувствие каждого ученика.

По общей схеме периодизации детства, разработанной С. Выгодским, Н. Леонтьевым, Б. Элькониным у детей от 6 до 10 лет формируется учебная деятельность. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мнение, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения. Возрастные психологические особенности данной возрастной группы зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательное воздействие взрослых.

Включение сложившихся у детей форм психической активности в учебную деятельность и общение в детском коллективе предполагают, с одной стороны, модификацию этих форм, с другой – рождение новых психических новообразований. Важнейшим подобным приобретением является способность детей регулировать свою деятельность на сравнительно большом временном и пространственном участке, причем с сохранением представления о требуемом (другим человеком, задачами обучения) результате. Полученный итог работы и есть социальная цель деятельности. Детям овладеть этой способностью трудно.

Степень, темп овладения ею характеризуют диапазон возрастных психологических особенностей учащихся младших классов, уровень психического развития детей. Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушению преемственности с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успехов детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников.

Действие в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигнутым результатом. Существует несколько способов педагогически эффективного воспитания таких качеств личности. Во-первых, психологи отмечают важность воспитания их через обнаружение или осознание школьником значимости цели. Во-вторых, техника формирования подобных качеств предполагает, что отдаленная и трудная цель деятельности в ходе работы „дробится” на промежуточные цели, в своей совокупности составляющие единую цель.

Укажем на объективно существующие способности «обычного» психологического облика младших школьников проявляющиеся в учебной практике:

- разносторонний, неорганизованный музыкальный опыт;

- моторная „зажатость”, „закрепощенность”, особенно городских ребят;

- недостаточная вокально-слуховая координация (иногда и двигательно-слуховая);

- преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;

- склонность к гедонистически окрашенным чувствованием (гедонизм греч. - наслаждение);

- потребность в смене эмоциональных состояний (у младших школьников психологи отмечают своеобразную “импульсивность”, бесконтрольность эмоциональных состояний);

- склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с взрослыми, с персонажами произведений музыки);

- регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление „увидеть” за словом конкретное представление, предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы, представления детей)

- интерес к внешней форме (музыкальной, словесной), замещению форм, их „переодеванию”;

- интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно „привлекательных”, важных причин;

- личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах - звуковых, зрительных, двигательных и т.д.

Суть психолого-педагогической техники учителя лежит в способах построения этого процесса: как сопоставление, как противопоставление с позиции перспективы роста учащихся, „рондообразного”, „вариационного” или даже конкретного, конфликтного (если эмоционально-образный материал достаточно известен младшим школьникам из опыта).

Таковы общие сведение о возрастных психологических особенностях школьников, их педагогической регуляции в соответствии с содержанием уроков музыки.

Известно, что преподавание предметов эстетического цикла имеет свою специфику, заключающуюся в частности в том, что сам характер художественной деятельности, ее содержание обладают ярко выраженной воспитательной направленностью. Отсюда музыкальная педагогика формирует свое, специфическое понимание учебной деятельности.

Духовная деятельность связана не только с отображением событий, явлений окружающей жизни и осознанием их объективных качеств, но и с переживанием их ценности и значимости для человека. Вся духовная культура, в которой живет ребенок, пронизана светом общественных ценностей, сближающих людей, с которыми ребенок соприкасается. Искусство, выражая истинные ценности жизни, несет их все новым и новым поколениям. Донести их до школьников, сделать доступными для переживания детям – главное назначение педагогики искусства.

Программа по музыке, разработанная под руководством Д. Кабалевского, отвечает цели разностороннего развития личности учащегося, обеспечивает усиление эмоционально-нравственного, воспитательного воздействия музики. Цель программы – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. Задачи программы: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия, осознанного, деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования. В программе неоднократно подчеркивается творческое отношение учителя к своему труду.

Деятельность учащихся на уроке обязательно должна вызывать у них положительную реакцию, быть привлекательной для них. Дети 7-10 летнего возраста особенно нуждаются в радостном, эмоциональном подъеме. Это естественная потребность, реакция которой способствует их развитию. Поэтому каждое задание урока должно нести малышам радость и удовлетворение, Облекаясь в игровые формы, оно в большей мере выполняет эту функцию, а урок в целом окрашивается общим эмоциональным подъемом, что создает у учащихся положительную установку на восприятие педагогического воздействия и усвоение конкретного учебного материала. Стимулирование творчества детей в любых сферах их деятельности служит созданию базы для формирования интереса. А важнейший для младших школьников путь к творчеству - игра.

В работе с учениками II классов решаются сугубо профессиональные задачи в формировании технических умений и навыков игры на кларнете:

- организация исполнительского аппарата (амбушюр);

- воспитание исполнительского дыхания (короткий вдох в область диафрагмы и длинный выдох);

- постановка пальцев рук;

- формирование художественно-образных и темброво-слуховых представлений (работа над звуковедением, над разными видами „атак”, над легато);

- формирование умения мыслить фразами.

Установлено, что огромное значение для качества звука и исполнения на кларнете в целом имеет интонация.Рассматривая интонацию в смысле точности звука по высоте, необходимо признать чистую интонацию обязательным условием и средством художественно-выразительного исполнения. Решающим условием точного интонирования является наличие у исполнителя хорошо развитого музыкального слуха.

Любой метод обучения и технология учебного процесса направлены на интересы и потребности детей, на развитие общеучебных навыков и умений ученика.

Без изучения новых технологий и применения дидактических материалов невозможен любой творческий урок, в частности предмет „музицирование”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: