ФОРМИРОВАНИЕ ТЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ II КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА КЛАРНЕТЕ




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………

РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ II КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫНА КЛАРНЕТЕ..................................................

1.1. История развития кларнета и его роль в музыкальном воспитании младших школьников

1.2. Формирование технических умений и навыков игры на кларнете учащихся II классов в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………

1.3. Методические приёмы формирования технических умений и навыков игры на кларнете учащихся II классов в процессе обучения…………………….

РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ........

2.1. Диагностика уровня сформированности умений и навыков игры на кларнете у учащихся II классов в процессе обучения (констатирующий этап исследования)………………................................

2.2.Организация и ход экспериментальной работы по формированию технических умений и навыков игры на кларнете у учащихся II классов на формирующем этапе исследования……...............

2.3.Анализ результатов педагогического эксперимента

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...

 

ВВЕДЕНИЕ

На Украине в настоящее время происходит процесс реформирования современного общества, которое невозможно без духовного обновления. Трудно переоценить в решении этой задачи роль искусства, важность эстетического и, в частности, музыкального воспитания. Под действием музыкального искусства у человека происходит формирование духовного идеала личности.

Значительное место в современной музыкальной культуре принадлежит музыке (симфонической, эстрадной), исполняемой на духовых инструментах. Обучение игре на них является важнейшей составляющей музыкально-исполнительской культуры современности.

Для дальнейшего прогрессирования процесса формирования музыкально-исполнительских умений и навыков в обучении игре на кларнете, наряду с традиционными методами, необходимо использовать результаты обобщения и систематизации богатого и разнообразного опыта, накопленного ведущими мастерами искусства игры на кларнете, в совокупности с достижениями в области музыкальной педагогики и психологии, культурологии, эстетики и других фундаментальных знаний из областей искусств.

К сожалению, в настоящее время ощущается явный недостаток методической литературы и исследований в сфере кларнетной педагогики.

Методика обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте является частью музыкальной педагогики. На основе анализа и обобщения опыта лучших отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов и исполнителей, данная область музыкальной педагогики изучает закономерности и приемы индивидуального обучения.

Методика обучения на духовых инструментах, пожалуй, самая,,молодая” среди других исполнительских методик, она складывалась и развивалась постепенно. Каждое поколение музыкантов внесло свою лепту в ее развитие.

Говоря о зарождении российской исполнительской школы на духовых инструментах, следует отметить: В. Розанова, Н. Цыбина, И. Платонова, А. Дикова, И. Усова, М. Блажевича, И. Табакова. Приоритет в становлении методики и доведения ее до уровня учебной дисциплины принадлежит Сергею Васильевичу Розанову, сформировавшему ее основополагающие принципы в первом специальном пособии,,Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах ” (1935 г.) А далее последовали работы А. Дикова,,О дыхании при игре на духовых инструментах,” И. Платонова,,Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах”. Изучение опыта ведущих педагогов-кларнетистов показало, что особого внимания требует работа над этюдами. В большинстве ДМШ, как показывает практика, учащийся изучает полгода один этюд и все равно исполняет его на зачете с недостатками. По мнению ведущих кларнетистов, ученик должен выучивать 4-6 этюдов за полгода на разные виды техники, что приносит большую пользу и способствует со временем развитию настоящей виртуозности.

За последние несколько лет научно-теоретический актив духовиков пополнился более чем тремя десятками работ, созданных педагогами различных консерваторий страны, работ, серьезно рассматривающих отдельные проблемы исполнительства на духовых инструментах.

Наличие солидной теоретической базы позволяет поднять преподавание методики обучения игре на духовых инструментах на новую качественную ступень.

С большим вниманием и высокой требовательностью следует отнестись к отбору учащихся. Самый опытный и талантливый педагог будет обречен на неудачу в своей педагогической работе, если его ученики не обладают достаточными профессиональными данными. Попытка развить слабые способности, как правило, не оправдывает затраченных усилий.

Не будучи ни в коей степени вредной профессией, исполнительство на кларнете должно быть противопоказано лицам, страдающим некоторыми формами заболеваний легких и сердца. Поэтому к приемным испытаниям следует допускать только тех, кто прошел медицинское обследование с удовлетворительными результатами. Говоря о физических особенностях, мешающих обучаться игре на кларнете, нужно иметь в виду лишь отклонения от нормы. Незначительные физические недостатки, как, например, некоторое искривление передних зубов в целом ряде случаев не помешали талантливым людям достигнуть высокой степени мастерства.

Ученику необходимо как можно раньше понять, что развивать двигательную способность пальцев очень важно, потому кларнет – виртуозный инструмент. Одной из наиболее содержательных форм в сфере педагогической помощи развитию виртуозности и художественно-образного мышления ребенка, согласно наблюдениям, является такая форма работы, как слушание музыки.

Изучение опыта педагогов-кларнетистов показало, что с первых же занятий у ученика должно воспитываться отношение к звуку как средству музыкально-художественной выразительности. Для этого необходимо включать в ежедневные занятия начинающего учащегося исполнение выдержанных звуков в различных нюансах.

Важным фактором в приобретении мастерства игры на кларнете является ежедневное качественное исполнение гамм, этюдов и упражнений. Посещения занятий в районных музыкальных школах у различных педагогов дают право констатировать, что работа над гаммами ведется формально, а в отдельных случаях практически отсутствует.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить методические приёмы формирования технических умений и навыков игры на кларнете учащихся II классов в процессе обучения

Задачи исследования:

· выявить сущность понятия,,навыки игры на кларнете” и его анализ;

· изучить состояние проблемы в современной теории и практике музыкального образования;

· теоретически обосновать и разработать педагогические условия развития навыков игры на уроках кларнета в ДМШ;

· выявить критерии уровни сформированности навыков игры на кларнете у учащихся II классов ДМШ;

· экспериментально проверить и обобщить результаты исследовательской деятельности по формированию навыков игры на кларнете у учащихся II классов ДМШ;

Объект исследования – процесс развития технических умений и навыков игры на кларнете учащихся II классов.

Предмет иследования – методические приёмы формирования технических умений и навыков игры на кларнете учащихся II классов в процессе обученияю

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: изучение психолого-педагогической, музыкально-теоретической, и методической литературы по теме исследования; анализ, синтез, сравнение и систематизация теоретических источников по проблеме формирования навыков на кларнете у учащихся II классов ДМШ;

- эмпирические: психолого-педагогическое наблюдение; анкетирование, беседы, опрос, обсуждение, оценивание; педагогический эксперимент; статистическая обработка экспериментальныхданных.

Научная новизна исследования. Конкретизирована сущность понятия,,навыки игры на кларнете у учащихся II классов ДМШ”, определены критерии и уровни сформированности данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, содержащиеся в исследовании, могут использоваться в деятельности учителей в процессе развития навыков игры на кларнете у учащихся II классов ДМШ;

Структура работы

Выпускная работа образовательно-квалификационного уровня „бакалавр” состоит из введения, двух разделов, списка использованных источников (58 наименований), приложения. Основной текст изложен на 55 страницах. Полный объём работы – на 62 страницах.

РАЗДЕЛ 1

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ II КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫНА КЛАРНЕТЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: