Уровень | Задания экспериментальная группа | Общий уровень | ||||
1,2 | ||||||
Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | |||
Высокий | ||||||
Средний | ||||||
Низкий | ||||||
Уровень | Задания контрольная группа | Общий уровень | ||||
1,2 | ||||||
Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | |||
Высокий | ||||||
Средний | ||||||
Низкий | ||||||
Диагностика уровня совершенствования технических умений и навыков по познавательному критерию представлена в таблице 2.6.
В результате выполнения данных заданий прослеживаются такие изменения: высокий уровень вырос с 15% до 40%, в экспериментальной группе, а в контрольной ухудшился на 5%; средний уровень вырос с 40% до 50%; показатели низкого уровня улучшились с 45% до 10%, это несомненно свидетельствует об улучшении показателей по данному критерию.
Анализ выполненных заданий позволил констатировать возросший уровень его выполнения.
По аксиологическому критерию были предложены задания аналогичные констатирующему этапу эксперимента:
Задание 3.
Музыкальный материал: Этюд Ф. Крепша.
Ученики исполняют восходящее движение по звукам гаммы первого предложения этюда, после чего учитель проводит с учащимися беседу о возникших ассоциациях при исполнении, и как они оценивают свое исполнение.
Группа учащихся высказала мнение, что данное движение сходно с упругими струями фонтана, поднимающимися вверх, другие – с напором ветра который сильно дул с моря, или развивающимися парусами. Прослеживая за исполнением и объяснениями учеников, мы выяснили, что те учащиеся, которые исполняли музыкальный материал, осознавая значение средств музыкальной выразительности, исполняли пассаж уверенно.
|
Полученные от каждого учащегося результаты ответов перевели в балльную систему, это дало возможность осуществить условную градацию, исходя из целей, по трём уровням: учащиеся справившиеся с заданием в соответствии с показателями «высокого» критерия – 30% (3 чел.); учащиеся справившиеся с заданием в соответствии с показателями «среднего» критерия – 30% (3 чел.); и учащиеся справившиеся с заданием в соответствии с показателями «низкого» критерия – 40% (4 чел.).
Сравнительные результаты выполнения заданий по аксиологическому критерию даны в таблице 2.7.
Таблица 2.7.
Сравнительные результаты экспериментальной работы по аксиологическому критерию
Уровень | Задания экспериментальная группа | Общий уровень |
Конст. | Контр. | |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Уровень | Задания контрольная группа | Общий уровень |
Конст. | Контр. | |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
По результатам выполнения третьего задания мы можем наблюдать такие позитивные изменения: высокий уровень вырос с 10% до 40%; средний – остался неизмененным; уменьшилось количество учащихся с низким уровнем с 60% до 20%. Таковым является общий уровень совершенствования технических умений и навыков у учащихся II классов по аксиологическому критерию.
Для определения уровня деятельностно-творческого критерия было предложено задание аналогично констатирующему эксперименту:
|
Задание 4.
Музыкальный материал: Упражнение №3 Ф. Крепша.
Цель: сыграть скачки малой октавы на первую, побудить учащегося к творческой деятельности. Побудить к творческой и технической активности.
Оценка качества исполнения каждого учащегося и результаты самооценки перевели в балльную систему, это дало возможность осуществить условную градацию, исходя из целей, по трём уровням: высокий – 50% (5 чел.); средний – 40% (4 чел.); низкий – 10% (1 чел.).
Таблица 2.8.
Сравнительные результаты экспериментальной работы по деятельностно-творческому критерию
Уровень | Задания экспериментальная группа | Общий уровень | |||
Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | ||
Высокий | |||||
Средний | |||||
Низкий | |||||
Уровень | Задания контрольная группа | Общий уровень | |||
Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | ||
Высокий | 1 в 0 | ||||
Средний | |||||
Низкий | |||||
В результате выполнения данного задания произошли такие изменения: высокий уровень вырос с 20 % до 50 %; средний вырос с 30 % до 40 %; низкий понизился с 50 % до 10 %, уменьшилось количество учащихся с низким уровнем умений и навыков, возросло с высоким. Таковым является общим уровень совершенствования умений и навыков по деятельностно-творческому критерию.
По результатам проведённых нами контрольных замеров можно сделать вывод о том, что уровень совершенствования технических умений и навыков у учащихся в процессе обучения на кларнете в экспериментальной группе по итогам экспериментальной работе значительно повысился чем на начальной стадии, и по сравнению с контрольной группе. Число указаний стало выше по всем параметрам, в том числе таким как: чёткость и ритмичность исполнения, культура исполнения, штриховая чёткость, артикуляционная чистота. Полученные данные наглядно представлены на гистограмме (Рис. 2.1):
|