Методические приёмы формирования технических умений и навыков игры на кларнете учащихся II классов в процессе обучения




Не возможно говорить о методических приемах формирования технических умений и навыков игры на кларнете учащихся II классов в процессе обучения не упомянув известного руского кларнетиста, професора Московской консерватории С. Розанова. Будучи выдающимся музикантом и педагогом он написал методическое пособие „Школа игры на кларнете”, которое и по сей день является настольной книгой многих учителей игры на кларнете. Позже, была создана система обучения игры на кларнете французской системы Б. Дикова.

Все вышеперечисленные авторы „Школ” дают начальное обучение в кратком изложении, переходя ко 2-й, а затем 3-й ступени обучения.

Практическая работа в ДМШ требовала снижения возрастного ценза. „Школа” В. Розанова рекомендует занятия до 12–13 лет на кларнетах в строях ми бемоль. Отсутствие данного инструмента строя ми бемоль требует новых подходов и пособий для кларнетистов французской системы. Практика работы в ДМШ показывает, что на кларнет идут учиться в возрасте 9–10 лет.

В последнее время вышел ряд новых методических пособий для кларнета. Это автор И. Галкин „Юный кларнетист”. Пособие для учащихся I–V классов ДМШ. Тетрадь I. Первый-третий годы обучения. Автор ставит педагогу задачу: пользуясь данным пособием, развить у ученика технические навыки владения инструментом, научить его выразительному исполнению, в основу которого входят красивый, содержательный звук, умение пользоваться возможностями нюансировки, которыми обладает кларнет. Необходимо научить ученика слушать себя”.

„Певческая” основа игры на кларнете была одной из главных особенностей исполнительства. Большое внимание необходимо уделять правильной постановке дыхания.

I-й класс.

Начальные упражнения целыми нотами от РР до SS и обратно РР от соль 1-й октавы до ми малой октавы.

Во II-м упражнении аналогичная нюансировка, но целые сочетаются с половинками со штрихом “легато”.

III-е упражнение начинается с разработки ноты ми малой октавы, четвертями на легато по такту и далее следуют две половинки деташе. И все это на предельных нюансах от РР, крещендо, FF, деминуэндо, РР по звеньям.

4, 5, 6, 7 упражнения посвящены освоению длительности восьмые с четвертями, шестнадцатые с восьмушками, четверть с точкой с шестнадцатыми. Нюансировка сохраняется.

С 9-го упражнения следует разработка скачков с ноты ми малой октавы и различные длительности в их сочетании.

15-е упражнение отводит большое внимание альтерации от ми малой октавы до ноты соль третьей октавы и до ноты фа бемоль малой октавы половинками.

Затем следует разучить этюды, построенные на развитии различных видов техники. Этюды очень красивые, мелодичные, играются как хорошие пьесы, но они рассчитаны на учеников среднего возраста, имеющих хорошие физические данные, а именно: рост, длинные пальцы и развитые руки. Хочется еще и еще раз подчеркнуть особенности этюдов И. Галкина – они мелодичны и хорошо запоминаются учениками, охотно выучиваются ими наизусть, развивая технику. Это этюды № 5, № 6, № 7.

Затем нужно изучить пьесы. Ученикам предлагается набор пьес советских и русских композиторов. Диапазон исполнения на кларнете охватывает сразу в первой пьесе от ми 1-й октавы до си второй октавы. В 7 пьесе „Раздумье” автор предлагает миниатюру с диапазоном от ля малой октавы до ноты ми 3-й октавы.

Во II классе предлагается исполнение этюдов на разные виды длительности штрихов и диапазона.

Извлечение звука рекомендуется начинать с ноты фа первой октавы. Это создает хорошую опору кларнету, так как начинающий держит его двумя руками. При изучении аппликатуры наибольшее напряжение начинающий кларнетист испытывает при овладении интервалами ля, си, си бемоль первой октавы и до 2-й октавы.

В связи с этим аппликатура разделена на три звена.

Диапазон первого звена от ми малой октавы до си бемоль первой октавы.

Диапазон II-го звена от си первой октавы до си бемоль второй октавы. Его аппликатура при открытом клапане дуодецимы почти повторяет аппликатуру первого звена. Большое внимание в этом разделе уделяется упражнениям для укрепления губной мускулатуры, интонации, звуку, атаке и др.

Третье звено от ля первой октавы. Это наиболее сложная манипуляция пальцев, доставляющая немало хлопот. Си бемоль первой октавы и до 2-й октавы необходимо взаимодействие всех девяти пальцев и их синхронность.

Начинающий кларнетист мучительно осваивает эти интервалы, предельно сковывая себя. Поэтому, прежде чем приступить к их освоению, необходимо отработать наиболее легкий предыдущий материал, в котором тренируется необходимая растяжка пальцев, ощущение отверстий 4 клапанов кларнета, координация языка и пальцами и дыханием. При этом не следует беспокоиться, что ученик задержится в своем музыкальном развитии. Напротив, он выигрывает, так как отработка тренировочного материала этих 3-х звеньев предотвращает неизбежную при освоении этих интервалов скованность, неуверенность, суетливость, от которых, в последствии, очень трудно избавиться. Поэтому задача педагога с первого урока добиваться естественной постановки и свободной двигательной реакции.

Основной принцип изложения игры на кларнете учащимся II классов в процессе обучения – „от простого к более сложному”.

Нужно следить за осанкой ученика, постановкой инструмента, дыханием, губным аппаратом, положением мундштука.

При положении мундштука, педагог должен учесть индивидуальный подход к ученику, учитывая его физиологические данные.

Исполнительское дыхание. Здесь большинство кларнетистов придерживаются традиционного смешанного грудобрюшного типа дыхания.

Имеются рекомендации о количестве подходов к инструменту, продолжительности занятий, и какое время нужно отводить на тот или иной вид работы. Вот примерное время занятий ученика на первом году обучения:

10 минут протяжные звуки,

15 минут гаммы.

20 минут разучивание пьес,

15 минут разбор упражнений.

Возможны незначительные отклонения во времени в ту или иную сторону, но пропуск какого-либо раздела недопустим.

„Никогда не начинайте серьезных занятий на инструменте без предварительного разыгрывания”. Такой совет известного музыканта В. Апатского.[2]

Упражнения для ученика:

1-е упражнение дано от звука фа 1-й октавы как наиболее удобной воспроизводимый звук на кларнете. Это упражнение прорабатывает звуки от фа 1-й октавы до ля 141 октавы вверх до ноты до 1-й октавы в разных сочетаниях. Данное упражнение дает ученику возможность развивать дыхание и готовить звуковую (нотную) базу для начала разучивания простейших пьес в данном диапазоне инструмента.

В упражнениях предлагаются различные комбинации длительностей и диапазона си бемоль первой октавы до ноты до 1-й октавы, вырабатывая правильную постановку, дыхание, ощущение инструмента.

Для развития гармоничного слуха и выработки метроритма предлагаются „Дуэт” № 1 для 2-х кларнетов и „Пьеса” № 1 для кларнета и фортепиано. Постепенно между упражнениями и пьесами, нужно добовлять новые штрихи и теоретические понятия штрихов, способы их исполнения на инструменте.

Упражнения отрабатывают звукоизвлечение и аппликатуру первой и малой октавы кларнета. Все пьесы должны подбираться в среднем регистре и не представляют больного труда для звукоизвлечения и пальцовки. Аппликатура второго звена (Вторая октава) Упражнения с применением клапана дуодецимы.

Упражнения отрабатывают у ученика приемы звукоизвлечения от ноты до 2-й октавы до ля второй октавы в чередовании с длительностями четверть, половинка и три четверти.

Следующие упражнения посвящены отработке техники звукоизвлечения и аппликатуре с применением штрихов деташе и легато в комбинации с длительностями восьмью, четверть и половинка.

Далее следует гамма до мажор в 2-е октавы и трезвучие.

Вышеперечисленные упражнения закрепляются пьесой “Протяжная” с аккомпанементом.

Упражнения на разные виды длительностей, триоли, четверть с точкой, восьмые, четверти целая и половинная в сочетании со штрихом деташе и легато.

Разрабатывается новая длительность – шестнадцатая.

С этого момента упражнения усложняются технически, включая в себя все аспекты музицирования на кларнете начального периода. Диапазон используемых нот от ми малой октавы до ноты до 3-й октавы. Детально прорабатываются различные варианты длительностей в их сочетании друг с другом, не забываются и штрихи в различных комбинациях.

Упражнение на изучение синкопы, уделяя этой метроритмической структуре ряд упражнений. „Гавот” как бы подводит черту данного выученного материала учеником.

„Для исполнителей на духовых инструментах, – пишет Б. Диков, – систематическая работа над гаммами и арпеджио полезна во всех отношениях, она дает возможность развивать правильную координацию движений пальцев с действиями губ, языка и дыхания; стараться придерживаться ровности звучания разных регистров инструмента, развивать навыки чистого интонирования; следить за ритмичностью исполнения; получить правильные аппликатурные навыки и, наконец, научится владеть разными типами инструментальных фактур”.[9] Ежедневная работа над гаммами и упражнениями – важный и необходимый компонент профессионального развития молодого исполнителя, который обучается искусству игры на кларнете. В каждой гамме ученикам ДМШ II классов прилагается трезвучие.

Обобщая обзор рассмотренных методик, хочется отметить, что отечественная педагогическая мысль постоянно в поиске и работе. На вооружение преподавателей берется все новое, классическое, методически опробованное и внедренное в практику работы ДМШ.

Из работы И. Галкина и В. Гетмана на мой субъективный взгляд более удобным и приемлемым учебным пособием является „Школа игры на кларнете С. Розанова. Сразу видно, что автор опытный и творчески думающий педагог, за плечами которого большой опыт преподавания кларнета в ДМШ и, особенно, в начальных классах. Именно для самых юных кларнетистов рассчитан учебник.

Конечно, нельзя в педагогической практике использовать только одно или два пособия. Каждый преподаватель должен знать, уметь и использовать разные „Школы” игры на кларнете различных авторов и брать на вооружение в своей работе самое лучшее, что есть в мировой практике для обучения и воспитания кларнетиста, как будущего солиста, ансамблиста и оркестранта. Все это должно происходить в тесной увязке с теоретическими дисциплинами, предусмотренными учебными планами ДМШ.

Сравнивая вышерассмотренные Школы, видно, что они дополняют друг друга, расширяя возможности преподавания строить учебный процесс так, чтобы максимально иметь возможность воздействовать на ученика для приобретения им всех необходимых навыков игры на кларнете, развивая традиции инструментального исполнительства, опираясь на художественный материал композиторов русско-советской школы и лучших образцов зарубежных композиторов.

Освоение содержания музыкального образования осуществляется на основе следующих методических принципов:

- начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней музыкального образования;

- комплексный подход к преподаванию предметов музыкально-эстетического цикла на основе взаимодействия различных видов искусств;

- распространение вариативных образовательных программ различного уровня, адаптированным к способностям и возможностям каждого обучающегося;

- внедрение личностно-ориентированных методик музыкально-образовательной деятельности, индивидуального подхода к особо одаренным детям и другим категориям учащихся.

В течение последних лет закрепляется устойчивая тенденция, направленная на формирование педагога-профессионала. В центре внимания работы методических объединений стоит вопрос повышения профессиональной компетенции преподавателя – как условия успешной организации учебной и воспитательной работы. Повышается исполнительский уровень учащихся. Об этом говорят отчеты классов, сольные концерты учащихся и победы в исполнительских конкурсах. Выпускники школы продолжают свое обучение в образовательных средних и высших учреждениях культуры и искусства.

Уровень умений учащихся ДМШ, приобретенный во время образовательного и воспитательного процессов, делает их конкурентоспособными среди сверстников. Главный постулат музыкальной педагогики в мире – учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы во всех сферах деятельности быть лучшим!

Обучение в музыкальной школе является одним из видов трудовой деятельности и трудового воспитания учеников. Многостороннее воспитание личности средствами музыки – одна из главных задач Детской музыкальной школы. Музыка не преподносит готовые знания, она учит мыслить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: