Диагностика уровня сформированности умений и навыков игры на кларнете у учащихся II классов в процессе обучения (констатирующий этап исследования)




Чтобы квалифицированно руководить процессом формирования технических умений и навыков, необходимо знать современное состояние уровня развития технических умений и навыков игры на кларнете у учащихся II классов 9-10 лет. Поэтому основной целью констатирующего этапа экспериментальной работы является решение следующих задач:

- разработать критерии, выяснить показатели и уровни сформированности технических умений и навыков учащихся кларнетистов;

- проанализировать состояние развития музыкальной исполнительской деятельности учеников кларнетистов II классов, фиксируя при этом:

- музыкально-эстетический опыт, наличие у учеников определеных технических навыков, представлений и знаний в области музыкальной культуры, технических навыков;

- восприятие и оценку технических трудностей в исполнении музыкальных произведений;

- знания, умения и навыки оперирования специфическими музыкальными терминами, приемами педагогического воздействия.

Для проведения констатирующего експериментального исследования мы осуществили анализ практического опыта учителей школы с художественно-эстетическим уклоном; планов и отчётов по организации работы с учениками; стандартизированных интервью, диагностических творческих заданий; наблюдений, звуковых анкет.

К эксперименту было привлечено 20 человек, из них: все учащийся из ДМШ „ Римского – Корсакого”, и ДМШ №5, г. Николаев.

Анализ отчётов и планов по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий, направленных на развитие технических способностей, умений и навыков учеников, изучение содержания учебных программ и методических пособий, наблюдения за учебным процессом на музыкальных занятиях свидетельствуют о том, что в обучающем процессе музыкальных учебных заведений ещё недостаточно полно и системно осуществляется развитие технических умений и навыков учащихся.

На основе системного анализа результатов теоретических исследований выстроен план практических экспериментальных исследований, что заключалось непосредственной работе с учащимися. Дальнейший анкетный опрос учащихся педагогические наблюдения за репетиционной и концертной деятельности беседы с учащимися и учителями приводят нас к неутешительному выводу о том, что большая часть учащихся (70%) не владеет в достаточной мере техническими приёмами музыкально – исполнительской и творческой деятельностью. А ведь художественная, в частности, музыкальная практика приобретает позитивные качества в лёгком, свободном исполнении, когда основывается на самостоятельных средствах музыкальной выразительности, так как только последние имеют творческое влияние и интерес.

На основе системного анализа результатов теоретических исследований были выведены критерии: познавательные, аксиологические, деятельносно – творческие.

На основе проводимых исследований и выявленных критериев современного состояния проблемы были определены 3 уровня совершенствования технических умений и навыков, а также их критерии у учащихся игре на кларнете II классов.

1. Низкий у тех учащихся, которые ограничиваются запоминанием и воспроизведением музыкального материала без глубокого проникновения в смысл содержания произведения, проскакивания, «пробалтывание» технических элементов произведений; ограниченность действий, зажатость; плохое чувство ритма.

У учащихся этого уровня ограниченны технические умения и навыки музыкально эстетический опыт, учащиеся слабо ориентируются в заданиях назвать технические приемы исполнения.

По результатам выполнения задания, в первую группу вошли респонденты с достаточно высоким уровнем технических навыков и умений, отразившие правильно и полно содержание музыки: 10%(6 чел.). Во вторую группу вошли ученики, исполнившие на среднем уровне технических умений и навыков, и не сумевшие сыграть четко и точно – 60,0% (6 чел.).

Задание 2. С помощью визуального ряда определить технические приёмы исполнения в произведении Н. Римского-Корсакова „Полет шмеля” из оперы „Сказка о царе Султане”.

Ход занятия. Учитель иллюстрирует с помощью видеозаписи произведение „Полет шмеля”, после чего учитель проводит беседу с учениками о технических приемах исполнения, и специфических эффектах на кларнете.

Результаты беседы были проанализированы сопоставлены с целью и задачами исследования, из этого следуют такие результаты: в первую группу вошли учащиеся, принимавшие активное участие в беседе. Высокий уровень – 20% (2 чел.). Во вторую группу вошли ученики, со среднем заинтересованности – 40% (4 чел.). Третью группу составили учащиеся с низким уровнем знаний технических умений и навыков – 40% (4 чел.).

Таблица 2.1

Уровень   Задание     Общий уровень    
     
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Высокий            
Средний            
Низкий            
                 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: