Этап. Использование речевого материала в неподготовленных ситуациях.




Задача: научить свободно и самостоятельно использовать речевой материал в ситуациях, отличных от тех, которые используются на уроке.

Используется: беседы по книгам, по темам, по кинофильмам.

 

11. Задачи, содержание и методика обучения грамоте слабослышащих детей в I отделении. Подтвердить положения методики на примере плана урока в букварный период.

 

Методика обучения грамоте - это обучение элементарному чтению и письму.

Чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по графическим моделям. (Эльконин).

 

Грамотный чтец Начинающий чтец (первоклассник)
  1. Быстрое движение глаз по строке.
  2. Охват зрением большого объёма текста.
  3. Перекодировка графы с автоматическим осознанием прочитанного.
  1. Поле чтения – одна буква.
  2. Частая потеря строки.
  3. Внимание уделяет технической стороне, без осознания прочитанного.

Письомо – обратный процесс чтению; перекодировка смысловых единиц звучаний речи в графические. (Эльконин).

Грамотный человек Первоклассник
Не уделяет внимания технической стороне письма.
  1. Нужно правильно сесть.
  2. Расположение учебных принадлежностей.
  3. Расположение ручки.
  4. Припоминание начертания букв.

 

Теоретические основы:

1. Лингвистические:

· Фонетика – раздел науки о языке;

· Графика – совокупность любых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.

2. Психолингвистические:

· Речь – вид психической деятельности (Выготский);

· Виды речевой деятельности (чтение, письмо).

 

Методы обучения грамоте

  1. Виды мяслительной деятельности:
    • Аналитический;
    • Синтетический;
    • Аналитико-синтетический.
  2. По исходным единицам обучения:

· Буквенный;

· Звуковой;

· Слоговой;

· Метод целых слов.

 

Современный метод обучения грамоте – звуковой аналитико-синтетический метод.

Создатель: К.О. Ушинский. Дополняли: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько.

 

Черты метода:

  1. Носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Обучает чтению и письму. Развивает воображение, мышление. Воспитывает характер.
  2. За основу берётся звук.
  3. Звук выделяется из потока речи.
  4. Основной единицей чтения и письма выступает слог.
  5. Принцип обучения – частотный (частота употребления в речи).
  6. Обучение чтению и письму идут параллельно.
  7. Выделяются этапы обучения:
    • Добукварный;
    • Буквенный (основной);
    • Послебукварный.
  8. Введена элементарная грамматическая теория. (ЖИ – ШИ пиши с буквой «И»; в конце предложения ставится точка и т.п.)
  9. Вводится элементарная теория изучения текста. Даётся понятие «слово», «предложение», «текст».
  10. Даётся обобщённое представление о букве. (одна буква «М» может обозначаться 2 звуками: [м] и [м’]/
  11. Элементы моделирующих звуковых единиц. (см. в лекции обозначения).

Приёмы анализа и синтеза.

 

Приёмы анализа в I отделении идут на слуховой основе.

  1. Выделение звука из предложения. (Огурец И помидор – это овощи.).
  2. Длительное произнесение, звукоподражание (ж – ж – жук).
  3. Выделение согласного из закрытого слога. (паР, соМ). (Не берём озвончение и оглушение: зуб (п). Должна быть сильная позиция.
  4. Выделение согласного из открытого слога (ш – шуба).
  5. Выделение гласного, образующего целый слог. (о – сы).
  6. Называние слов с одинаковым первым звуком (можно картинки). (Конь, Камыш, Крыша).

 

Приёмы синтеза:

  1. Упражнения со слогами (можно использовать таблички).
    • Образование слога из двух звуков (М + А = МА).
    • Образование сочетания звуков по заданному.

Отличающихся согласным. (ОЛО – заданный. ОРО, ОВО, ОСО).

  1. Добавление звука к слову. Трава + К = травКа.
  2. Добавление слога к слову (рыб + КА; реч + КА).
  3. Добавление звука к слогу (со___, К).
  4. Перестановка звуков в словах (пила – липа; лиса – сила; хорош – шорох).
  5. Перестановка слогов. (сосна-насос).
  6. Построение слов из разрозненных слогов.
  7. Составление слов и слогов по слоговым таблицам.

 

Этапы обучения грамоте:

I этап.

Добукварный.

  • Буквенный (а, о, у, и, ы)
  • Безбуквенный.

 

Задачи периода:

1. Выделение предложений из потока речи;

2. Анализ предложения;

3. Деление слова на слоги;

4. Выделение ударного слога;

5. Построение графических схем;

6. Развитие речи, накопление словаря;

7. Подготовка руки к письму.

II этап.

Букварный (буквенный).

 

Задачи периода:

  1. Знакомство с буквами русского алфавита;
  2. Установление соотношения между буквами и звуками;
  3. Формирование навыка чтения от послогового к целым словам;
  4. Формирование навыка письма;
  5. Развитие речи.

Выделяется 2 типа уроков:

    • Знакомство с новой бкувой, звуком;
    • Закрепление.

 

III этап.

Послебукварный.

 

Задачи периода:

  1. Развитие навыков чтения и письма.

Структура уроков схожа со структурой уроков чтения.

 

12. Задачи, содержание и методика обучения грамоте сл/сл детей во II отделении.

 

Цель: обучение грамоте.

Задачи (по книге К.В. Комарова «Обучение сл/сл детей грамоте»):

1. Способствовать выделению, уточнению и коррекции восприятия и артикуляции учащимися звуков с опорой на зрительное восприятие, графику, дактилологию.

2. Помочь овладеть звуко-буквенной и слоговой структурой слов через их анализ, синтез, чтение и запись.

3. Установление связей между звуками и буквами. Буква становится предметом специального обучения.

4. Развитие догадки.

5. Обучение чтению. Обучение глобальному чтению (узнавание слов по графическому способу и их воспроизведение) и аналитическому.

6. Формирование навыков письма.

 

Принципы (по Комарову):

1. Каждый урок грамоты должен строиться на специальном материале звуков, букв, слогов, слов, фраз (по мере развития речи детей).

2. Овладении навыками чтения и письма у сл/сл детей должно происходить одновременно и во взаимосвязи с формированием устной речи и развитием отвлечённого мышления (анализ, синтез).

3. Проведение работы по овладению звуко-буквенным составом и слоговой структуры слова. (упражнения в звуковом анализе и синтезе).

4. Комплексное использование анализаторов (слухового, зрительного, тактильного, двигательного).

5. Обучение сл/сл детей грамоте. Сознательное выполнение операций анализа и синтеза (чёткие инструкции, контроль за их выполнением, коррекция ошибок).

6. Применение самостоятельной активности, выполнение заданий (оказание помощт детям).

7. Использование глобального и аналитико-синтетического

8. Связь между уточнением звукового состава слов, совершенствование произношения.

 

Анализ:

1. разложение целого на части;

2. длительное многократное произнесение слова;

3. дактилирование слова;

4. отхлопывание.

 

Синтез:

1. Произнесение согласных с переходом на гласный:

М_______а

М_____а

М___а

МА

 

2. Подготовка артикуляторных органов ученика к произнесению согласного перед чтением гласного.

3. Приём наращивания гласного или согласного в начале или конце слова.

УМ – ШУМ

ПАРК – ПАР

4. Использование сравнения слов по зрительному впечатлению и уяснение особененостей их прочтения.

НОС – НЁС

ЕЛЬ – ВОРОБЬИ

5. Чтение по следам анализа. Ученик зрительно воспринимает слово с таблички, а учитель произносит слова в микрофон. Затем учитель произносит по слогам, а ученики сопряжённо. Потом ученики произносят по слогам и самостоятельно.

ТИНА

ТИ – НА

ТИНА

6. Чтение по подобию. Ученик воспринимает два слова одинаковой структуры, но разной звуко-буквенной наполняемости. Ученик читает слова СУК и появляется новая гласная «О», читается «СОК». Ученик находит сходства и различия в словах. Затем ученик переносит умение читать первое слово на чтение второго.

 

Организация работы в период обучения грамоте.

 

I этап.

Добукварный.

 

Задачи:

· Практическое овладение элементами речи;

· Совершенствование навыков глобального чтения;

· Развитие речи;

· Выполнение подготовительных упражнений к обучению письму;

· Формирование навыков учебной работы.

 

II этап.

Буквенный.

 

Задачи:

· Знакомство с буквами русского алфавита;

· Установление связи между буквами и звуками;

· Формированрие навыка чтения и письма.

Уроки: знакомство с буквами и звуками; закрепление.

 

III этап.

Послебукварный.

Задачи:

· Совершенствование навыка чтения и письма.

 

13. Методика обучения грамоте в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I вида. Привести пример плана урока с использованием «Букваря».

 

Задачи:

1. Знакомство с буквой;

2. Формирование навыка чтения;

3. Формирование навыка письма;

4. Обогащение словарного запаса.

 

Особенности обучения грамоте:

1. чтение опережает письмо.

2. дактильная форма речи – ведущая, т.к. на её основе дети знакомятся с составом слова, приемами анализа и синтеза.

3. последовательность обучения чтению:

а) в I четверть: знакомство с разрезной дактильной азбукой;

б) во 2 четверть - + букв изображения;

в) разрезная букв азбука.

4. пути обучения:

а) от графических образов к звуковым;

б) от звук к графическим.

5. Метод обучения – звуковой аналитико-синтетический концентрический.

6. Навыки фонетической письменности: умение видеть в предложении каждое слово; различение букв, составляющих слово; знание того, какими звуками обозначены этими буквами; нахождение и определение смысла прочитанного.

7. Обучение УР и грамоте проводится на одном и том же материале. 8. обучение грамоте проводится по спец букварю, слова печатным шрифтом даются по мере овладения произношения.

Особенности букварного чтения:

а) обучение дактильной формы речи связано с применением табличек с записанными словами дактильными знаками. Дети ставятся перед необходимость их читать. Одновременно идет работа по их воспроизведению (дети знакомятся с приемами анализа и синтеза).

б) большое внимание уделяется правильности чтения: четкое и правильное дактилирование; неоднократное повторение слов и понимание их значения; синхронное дактилирование и устное проговаривание совместо с учителем.

в) на уроках УР знакомство со звуками и их артикуляцией.

Приемы обучения сознательному чтению:

1. использование иллюстраций; 2. зарисовка к прочитанному;

3. инсценирование отдельных фраз;

4. ответы на вопросы;

5. использование практической деятельности детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: