Задача: научить свободно и самостоятельно использовать речевой материал в ситуациях, отличных от тех, которые используются на уроке.
Используется: беседы по книгам, по темам, по кинофильмам.
11. Задачи, содержание и методика обучения грамоте слабослышащих детей в I отделении. Подтвердить положения методики на примере плана урока в букварный период.
Методика обучения грамоте - это обучение элементарному чтению и письму.
Чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по графическим моделям. (Эльконин).
Грамотный чтец | Начинающий чтец (первоклассник) |
|
|
Письомо – обратный процесс чтению; перекодировка смысловых единиц звучаний речи в графические. (Эльконин).
Грамотный человек | Первоклассник |
Не уделяет внимания технической стороне письма. |
|
Теоретические основы:
1. Лингвистические:
· Фонетика – раздел науки о языке;
· Графика – совокупность любых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
2. Психолингвистические:
· Речь – вид психической деятельности (Выготский);
· Виды речевой деятельности (чтение, письмо).
Методы обучения грамоте
- Виды мяслительной деятельности:
- Аналитический;
- Синтетический;
- Аналитико-синтетический.
- По исходным единицам обучения:
· Буквенный;
· Звуковой;
· Слоговой;
· Метод целых слов.
Современный метод обучения грамоте – звуковой аналитико-синтетический метод.
Создатель: К.О. Ушинский. Дополняли: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько.
Черты метода:
- Носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Обучает чтению и письму. Развивает воображение, мышление. Воспитывает характер.
- За основу берётся звук.
- Звук выделяется из потока речи.
- Основной единицей чтения и письма выступает слог.
- Принцип обучения – частотный (частота употребления в речи).
- Обучение чтению и письму идут параллельно.
- Выделяются этапы обучения:
- Добукварный;
- Буквенный (основной);
- Послебукварный.
- Введена элементарная грамматическая теория. (ЖИ – ШИ пиши с буквой «И»; в конце предложения ставится точка и т.п.)
- Вводится элементарная теория изучения текста. Даётся понятие «слово», «предложение», «текст».
- Даётся обобщённое представление о букве. (одна буква «М» может обозначаться 2 звуками: [м] и [м’]/
- Элементы моделирующих звуковых единиц. (см. в лекции обозначения).
Приёмы анализа и синтеза.
Приёмы анализа в I отделении идут на слуховой основе.
- Выделение звука из предложения. (Огурец И помидор – это овощи.).
- Длительное произнесение, звукоподражание (ж – ж – жук).
- Выделение согласного из закрытого слога. (паР, соМ). (Не берём озвончение и оглушение: зуб (п). Должна быть сильная позиция.
- Выделение согласного из открытого слога (ш – шуба).
- Выделение гласного, образующего целый слог. (о – сы).
- Называние слов с одинаковым первым звуком (можно картинки). (Конь, Камыш, Крыша).
Приёмы синтеза:
- Упражнения со слогами (можно использовать таблички).
- Образование слога из двух звуков (М + А = МА).
- Образование сочетания звуков по заданному.
Отличающихся согласным. (ОЛО – заданный. ОРО, ОВО, ОСО).
- Добавление звука к слову. Трава + К = травКа.
- Добавление слога к слову (рыб + КА; реч + КА).
- Добавление звука к слогу (со___, К).
- Перестановка звуков в словах (пила – липа; лиса – сила; хорош – шорох).
- Перестановка слогов. (сосна-насос).
- Построение слов из разрозненных слогов.
- Составление слов и слогов по слоговым таблицам.
Этапы обучения грамоте:
I этап.
Добукварный.
- Буквенный (а, о, у, и, ы)
- Безбуквенный.
Задачи периода:
1. Выделение предложений из потока речи;
2. Анализ предложения;
3. Деление слова на слоги;
4. Выделение ударного слога;
5. Построение графических схем;
6. Развитие речи, накопление словаря;
7. Подготовка руки к письму.
II этап.
Букварный (буквенный).
Задачи периода:
- Знакомство с буквами русского алфавита;
- Установление соотношения между буквами и звуками;
- Формирование навыка чтения от послогового к целым словам;
- Формирование навыка письма;
- Развитие речи.
Выделяется 2 типа уроков:
- Знакомство с новой бкувой, звуком;
- Закрепление.
III этап.
Послебукварный.
Задачи периода:
- Развитие навыков чтения и письма.
Структура уроков схожа со структурой уроков чтения.
12. Задачи, содержание и методика обучения грамоте сл/сл детей во II отделении.
Цель: обучение грамоте.
Задачи (по книге К.В. Комарова «Обучение сл/сл детей грамоте»):
1. Способствовать выделению, уточнению и коррекции восприятия и артикуляции учащимися звуков с опорой на зрительное восприятие, графику, дактилологию.
2. Помочь овладеть звуко-буквенной и слоговой структурой слов через их анализ, синтез, чтение и запись.
3. Установление связей между звуками и буквами. Буква становится предметом специального обучения.
4. Развитие догадки.
5. Обучение чтению. Обучение глобальному чтению (узнавание слов по графическому способу и их воспроизведение) и аналитическому.
6. Формирование навыков письма.
Принципы (по Комарову):
1. Каждый урок грамоты должен строиться на специальном материале звуков, букв, слогов, слов, фраз (по мере развития речи детей).
2. Овладении навыками чтения и письма у сл/сл детей должно происходить одновременно и во взаимосвязи с формированием устной речи и развитием отвлечённого мышления (анализ, синтез).
3. Проведение работы по овладению звуко-буквенным составом и слоговой структуры слова. (упражнения в звуковом анализе и синтезе).
4. Комплексное использование анализаторов (слухового, зрительного, тактильного, двигательного).
5. Обучение сл/сл детей грамоте. Сознательное выполнение операций анализа и синтеза (чёткие инструкции, контроль за их выполнением, коррекция ошибок).
6. Применение самостоятельной активности, выполнение заданий (оказание помощт детям).
7. Использование глобального и аналитико-синтетического
8. Связь между уточнением звукового состава слов, совершенствование произношения.
Анализ:
1. разложение целого на части;
2. длительное многократное произнесение слова;
3. дактилирование слова;
4. отхлопывание.
Синтез:
1. Произнесение согласных с переходом на гласный:
М_______а
М_____а
М___а
МА
2. Подготовка артикуляторных органов ученика к произнесению согласного перед чтением гласного.
3. Приём наращивания гласного или согласного в начале или конце слова.
УМ – ШУМ
ПАРК – ПАР
4. Использование сравнения слов по зрительному впечатлению и уяснение особененостей их прочтения.
НОС – НЁС
ЕЛЬ – ВОРОБЬИ
5. Чтение по следам анализа. Ученик зрительно воспринимает слово с таблички, а учитель произносит слова в микрофон. Затем учитель произносит по слогам, а ученики сопряжённо. Потом ученики произносят по слогам и самостоятельно.
ТИНА
ТИ – НА
ТИНА
6. Чтение по подобию. Ученик воспринимает два слова одинаковой структуры, но разной звуко-буквенной наполняемости. Ученик читает слова СУК и появляется новая гласная «О», читается «СОК». Ученик находит сходства и различия в словах. Затем ученик переносит умение читать первое слово на чтение второго.
Организация работы в период обучения грамоте.
I этап.
Добукварный.
Задачи:
· Практическое овладение элементами речи;
· Совершенствование навыков глобального чтения;
· Развитие речи;
· Выполнение подготовительных упражнений к обучению письму;
· Формирование навыков учебной работы.
II этап.
Буквенный.
Задачи:
· Знакомство с буквами русского алфавита;
· Установление связи между буквами и звуками;
· Формированрие навыка чтения и письма.
Уроки: знакомство с буквами и звуками; закрепление.
III этап.
Послебукварный.
Задачи:
· Совершенствование навыка чтения и письма.
13. Методика обучения грамоте в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I вида. Привести пример плана урока с использованием «Букваря».
Задачи:
1. Знакомство с буквой;
2. Формирование навыка чтения;
3. Формирование навыка письма;
4. Обогащение словарного запаса.
Особенности обучения грамоте:
1. чтение опережает письмо.
2. дактильная форма речи – ведущая, т.к. на её основе дети знакомятся с составом слова, приемами анализа и синтеза.
3. последовательность обучения чтению:
а) в I четверть: знакомство с разрезной дактильной азбукой;
б) во 2 четверть - + букв изображения;
в) разрезная букв азбука.
4. пути обучения:
а) от графических образов к звуковым;
б) от звук к графическим.
5. Метод обучения – звуковой аналитико-синтетический концентрический.
6. Навыки фонетической письменности: умение видеть в предложении каждое слово; различение букв, составляющих слово; знание того, какими звуками обозначены этими буквами; нахождение и определение смысла прочитанного.
7. Обучение УР и грамоте проводится на одном и том же материале. 8. обучение грамоте проводится по спец букварю, слова печатным шрифтом даются по мере овладения произношения.
Особенности букварного чтения:
а) обучение дактильной формы речи связано с применением табличек с записанными словами дактильными знаками. Дети ставятся перед необходимость их читать. Одновременно идет работа по их воспроизведению (дети знакомятся с приемами анализа и синтеза).
б) большое внимание уделяется правильности чтения: четкое и правильное дактилирование; неоднократное повторение слов и понимание их значения; синхронное дактилирование и устное проговаривание совместо с учителем.
в) на уроках УР знакомство со звуками и их артикуляцией.
Приемы обучения сознательному чтению:
1. использование иллюстраций; 2. зарисовка к прочитанному;
3. инсценирование отдельных фраз;
4. ответы на вопросы;
5. использование практической деятельности детей.