1. Отказ от работы по вопросам.
Учитель обращает внимание на детали картины и словарь, записанный на доске. Учащиеся сами составляют предложения.
Вопросы по содержанию не задаются.
Нельзя задавать вопросы типа: «Что нарисовано?», «Кто нарисован?»
Следует задавать вопросы типа: «Кто автор?», «Какие чувства вызывает картина?»
2. Формирование письменной речи на основе построения целостных текстов.
Построение целостного текста включает в себя:
· Порождение. Связано с написанием детьми высказывания в черновики.
· Выражение высказывания. Чтение глазами читателя или ердактирование написанного. Ошибки в черновике учитель не исправляет, а подчёркивает. Ученик сам должен их исправить.
3. Усвоение письменной речи в контексте реальной деятельности.
· Эпистолярная деятельность (написание писем, открыток, записок).
· Словесное творчество (составление рассказов, написание сочинений).
· Массовая коммуникация (написание записок в стенгазеты).
· Мнестическая (ведение дневниковых записей, составление плана).
· Управленческая (составление отчётов).
4. Дифференцированный подход учащихся с целью активизирования их речевой и мыслительной деятельности.
5. Использование различных организационных форм, которые направлены на сотрудничество детей друг с другом и с учителем (работа парами, бригадами, с маленьким учителем, ведущим учеником).
6. Составление планов работы по развитию речи на длительный период (план на год, полугодие, ведение дневниковых записей, подготовка к написанию сочинений, планирование ведения дневниковых записей в течение всех каникул).
Изложение – письменный пересказ текста. Изложение – эффективное средство развития связной речи. Задача его в том, чтобы логически последовательно, своими словами, без искажения смысла передать содержание прочитанного, используя новые слова и образные выражения из текста. В изложении ученик должен сохранить стиль предложенного текста, например, сказки.
Работа над изложением начинается с 3 класса, когда школьники учатся писать подробные и сжатые изложения по плану. Подготовка к этой работе начинается с 1 класса на урокапх чтения. Во 2 классе на уроках чтения дети учатся делить текст на части, составлять план рассказа, с помощью плана устно или письменно передавать содержание прочитанного, кратко или полно, устно или письменно отвечать на вопросы по тексту, определять основное его содержание с помощью вопросов.
На уроках развития речи в 1 и 2 классах ученики читают различные рассказы, сказки, образцы детских рассказов, а затем устно и письменно отвечают на вопросы по их содержанию.
Работа над изложение м.б. эффективной только при условии тщательного подбора материала, вдумчивого чтения и анализа текста, обязательного проведения лексической и стилистической работы. Текст изложении должен быть связан с реальной жизнью, понятен и интересен ребёнку, невелик по объёму, прост по композиции, написан литературным языком.
Примерный план работы над обучающим изложением:
1. Вступительная беседа. Цель: обеспечить правильное восприятие основного содержания текста. В контекст разговора целесообразно включить новые слова и выражения з текста, объяснить и записать их на доске с необходимыми комментариями. Можно не проводить, если текст прост и понятен.
2. Чтение текста учащимися. Цель – первоначальное знакомство с текстом. Полезно перед чтением дать детям целевую установку, чтобы активизировать их мыслительную деятельность. После прочтения учащиеся отвечают на заданный ранее вопрос. В начальных классах школы для глухих допускается повторное чтение текста учителем, с небольшими комментариями и использованием наглядных пособий.
3. Беседа по основному содержанию текста и словарная работа. Строится с учётом степени подготовленности детей, уровня их речевого развития. Цель – помочь глубже понять содержание текста, выяснить, что в нём главное, установить причинно-следственные связи и отношения, значение непонятных слов в контексте.
4. Работа над языком – лексическими изобразительными средствами, отдельными предложениями. Беседа по содержанию органически переходит к работе над языком изложения. В процессе выполнения заданий проводится работа по предупреждению возможных ошибок.
5. Работа над планом. Помогает выделить основное в прочитанном рассказе, определять последовательность событий, точно формулировать заголовок.
Варианты составления плана:
· Текст читается по частям, каждая часть озаглавливается. Посилен для учащихся 3 класса; в 4 классе применяется, когда в тексте нет достаточно чёткого деления на части;
· Текст читается в целом. После подробной беседы учитель или сами ученики перечитывают его. Окончив чтение, ученики говорят сколько частей в тексте, какие это части, дают заголовок каждой;
· После повторного чтения выясняют, о чём надо писать сначала, формулируют первый пункт плана и т.д. М.б. использовать в 4 классе при работе над текстом, в котором чётко выражена последовательность мыслей;
· Самостоятельное составление плана. Используется с 4 класса, в котором чётко выражена последовательность мыслей. В 6 классе школьники самостоятельно составляют план изложения с элементами рассуждения, с прямой речью.
6. Устный пересказ текста. В начальных классах предшествует письменному изложению. В 4 классе устный пересказ необязателен, если текст понятен и беседа по содержанию и работа над языком проведены на высоком уровне. В 5-7 классах может отсутствовать.
7. Орфографическая подготовка. Учитель принимает меры с целью предупреждения возможных орфографических ошибок:
· Записывает трудные слова на доске;
· Разрешает детям пользоваться словариком и орфрграфическими таблицами, висящими в классе;
· Предлагает обращаться к нему за помощью.
8. Письменное изложение текста, в процессе которого учитель оказывает дифференцированную помощь в зависимости от уровня речевого развития учеников.
9. Самопроверка учащимися изложений.
10. Анализ письменных работ, исправление ошибок. Ему может быть посвящён целый урок.