Педагогические требования к обучению связной речи глухих детей в условиях коммуникативной системы.





1. Отказ от работы по вопросам.

Учитель обращает внимание на детали картины и словарь, записанный на доске. Учащиеся сами составляют предложения.

Вопросы по содержанию не задаются.

Нельзя задавать вопросы типа: «Что нарисовано?», «Кто нарисован?»

Следует задавать вопросы типа: «Кто автор?», «Какие чувства вызывает картина?»

2. Формирование письменной речи на основе построения целостных текстов.

Построение целостного текста включает в себя:

· Порождение. Связано с написанием детьми высказывания в черновики.

· Выражение высказывания. Чтение глазами читателя или ердактирование написанного. Ошибки в черновике учитель не исправляет, а подчёркивает. Ученик сам должен их исправить.

3. Усвоение письменной речи в контексте реальной деятельности.

· Эпистолярная деятельность (написание писем, открыток, записок).

· Словесное творчество (составление рассказов, написание сочинений).

· Массовая коммуникация (написание записок в стенгазеты).

· Мнестическая (ведение дневниковых записей, составление плана).

· Управленческая (составление отчётов).

4. Дифференцированный подход учащихся с целью активизирования их речевой и мыслительной деятельности.

5. Использование различных организационных форм, которые направлены на сотрудничество детей друг с другом и с учителем (работа парами, бригадами, с маленьким учителем, ведущим учеником).

6. Составление планов работы по развитию речи на длительный период (план на год, полугодие, ведение дневниковых записей, подготовка к написанию сочинений, планирование ведения дневниковых записей в течение всех каникул).

 

Изложение – письменный пересказ текста. Изложение – эффективное средство развития связной речи. Задача его в том, чтобы логически последовательно, своими словами, без искажения смысла передать содержание прочитанного, используя новые слова и образные выражения из текста. В изложении ученик должен сохранить стиль предложенного текста, например, сказки.

Работа над изложением начинается с 3 класса, когда школьники учатся писать подробные и сжатые изложения по плану. Подготовка к этой работе начинается с 1 класса на урокапх чтения. Во 2 классе на уроках чтения дети учатся делить текст на части, составлять план рассказа, с помощью плана устно или письменно передавать содержание прочитанного, кратко или полно, устно или письменно отвечать на вопросы по тексту, определять основное его содержание с помощью вопросов.

На уроках развития речи в 1 и 2 классах ученики читают различные рассказы, сказки, образцы детских рассказов, а затем устно и письменно отвечают на вопросы по их содержанию.

Работа над изложение м.б. эффективной только при условии тщательного подбора материала, вдумчивого чтения и анализа текста, обязательного проведения лексической и стилистической работы. Текст изложении должен быть связан с реальной жизнью, понятен и интересен ребёнку, невелик по объёму, прост по композиции, написан литературным языком.

Примерный план работы над обучающим изложением:

1. Вступительная беседа. Цель: обеспечить правильное восприятие основного содержания текста. В контекст разговора целесообразно включить новые слова и выражения з текста, объяснить и записать их на доске с необходимыми комментариями. Можно не проводить, если текст прост и понятен.

2. Чтение текста учащимися. Цель – первоначальное знакомство с текстом. Полезно перед чтением дать детям целевую установку, чтобы активизировать их мыслительную деятельность. После прочтения учащиеся отвечают на заданный ранее вопрос. В начальных классах школы для глухих допускается повторное чтение текста учителем, с небольшими комментариями и использованием наглядных пособий.

3. Беседа по основному содержанию текста и словарная работа. Строится с учётом степени подготовленности детей, уровня их речевого развития. Цель – помочь глубже понять содержание текста, выяснить, что в нём главное, установить причинно-следственные связи и отношения, значение непонятных слов в контексте.

4. Работа над языком – лексическими изобразительными средствами, отдельными предложениями. Беседа по содержанию органически переходит к работе над языком изложения. В процессе выполнения заданий проводится работа по предупреждению возможных ошибок.

5. Работа над планом. Помогает выделить основное в прочитанном рассказе, определять последовательность событий, точно формулировать заголовок.

Варианты составления плана:

· Текст читается по частям, каждая часть озаглавливается. Посилен для учащихся 3 класса; в 4 классе применяется, когда в тексте нет достаточно чёткого деления на части;

· Текст читается в целом. После подробной беседы учитель или сами ученики перечитывают его. Окончив чтение, ученики говорят сколько частей в тексте, какие это части, дают заголовок каждой;

· После повторного чтения выясняют, о чём надо писать сначала, формулируют первый пункт плана и т.д. М.б. использовать в 4 классе при работе над текстом, в котором чётко выражена последовательность мыслей;

· Самостоятельное составление плана. Используется с 4 класса, в котором чётко выражена последовательность мыслей. В 6 классе школьники самостоятельно составляют план изложения с элементами рассуждения, с прямой речью.

6. Устный пересказ текста. В начальных классах предшествует письменному изложению. В 4 классе устный пересказ необязателен, если текст понятен и беседа по содержанию и работа над языком проведены на высоком уровне. В 5-7 классах может отсутствовать.

7. Орфографическая подготовка. Учитель принимает меры с целью предупреждения возможных орфографических ошибок:

· Записывает трудные слова на доске;

· Разрешает детям пользоваться словариком и орфрграфическими таблицами, висящими в классе;

· Предлагает обращаться к нему за помощью.

8. Письменное изложение текста, в процессе которого учитель оказывает дифференцированную помощь в зависимости от уровня речевого развития учеников.

9. Самопроверка учащимися изложений.

10. Анализ письменных работ, исправление ошибок. Ему может быть посвящён целый урок.

 





Читайте также:
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.022 с.