Методика работы над рассказом на уроках чтения в школе для глухих детей. Привести пример серии уроков с использованием учебника «Книга для чтения» 3 класс.




 

Рассказ как жанр повествования предлагает читателю картины из жизни людей, изображение природы, человеческих характеров. В рассказах, включенных в учебники для школ глухих и слабослышащих, упрощен сюжет, количество действующих лиц ограничено, что облегчает восприятие произведения.

С учетом тематической вариативности (рассказы морально-этического, общественно-политического направления, рассказы-описания, деловые статьи) каждый вид рассказа предполагает некоторые отличительные особенности методики его изучения.

Работа с рассказами морально-этического характера предполагает осмысление сюжета, характера персонажей, сопоставление прочитанного с житейскими наблюдениями, определение своего эмоционального отношения к прочитанному, к его автору. Например, работу с рассказом М. Зощенко «Калоши и мороженое» можно провести следующим образом: предварительная беседа о хороших и плохих поступках (введение лексики), слово учителя о писателе, чтение рассказа учителем или учениками, беседа об эмоциональных средствах выражения, используемых автором, повторное чтение рассказа учениками, беседа с выборочным чтением со словарно-стилистическими упражнениями, рассматривание иллюстраций, их описывание, сопоставление с рассказом, аналитическая беседа о персонажах, словарно-стилистические упражнения по закреплению морально-этической лексики, чтение по ролям, пересказ от лица детей, родителей Лели и Миньки, дяди Коли и тети Оли, итоговая беседа о поступке детей, перенос к реальным событиям каждого ученика класса.

Работа над рассказом-описанием предполагает умение школьников увидеть и почувствовать картины природы, акцентированные чтением учителя, установить их последовательность, выразительность и эмоциональность, определить собственное отношение к этим картинам. Полезно проводить сопоставление картин рассказа с личными наблюдениями учащихся, с известными им произведениями изобразительного искусства. Методика чтения подобных рассказов предполагает многократное обращение к отдельным описаниям и рассказу в целом, словесное рисование с опорой на данную педагогом лексику, сопоставление рассказа и иллюстрации (нахождение общего и различного), определение выразительности рассказа-описания и иллюстрации. Завершается работа над рассказом детскими устными пересказами фрагментов текста, выяснением того, чем (почему) понравилось авторское описание природы.

Чтение рассказов общественно-исторического характера требует большой подготовительной работы по расширению и уточнению знаний школьников из истории страны, ознакомления с общественно-политической лексикой. «Введение в эпоху» и ее проблемы может осуществляться в рассказе учителя о том или ином общественном событии (имеющем отношение к читаемому тексту). После чтения и освоения содержания рассказа выясняется отношение автора к описываемым событиям, определяется позиция читателей.

Деловая статья в книгах для чтения предназначена для ознакомления школьников с признаками, особенностями того или иного природного или общественного явления. Эти статьи расширяют кругозор, совершенствуют знания школьников. Методика чтения деловых статей предполагает обозначение конкретного содержания, осмысления того, что нового узнали дети, сопоставление нового материала с ранее усвоенным и увиденным в окружающем мире (личные наблюдения).

Выбор методов изучения рассказа зависит не только от тематической направленности произведения, но и от особенностей композиции рассказа.

В теории литературы выделяют несколько видов сюжетов рассказа: последовательное повествование, описательно- повествовательное, диалоговое, сказовое и непоследовательное повествование. Каждый вид предполагает использование в работе различных методов и приемов.

Последовательное повествование дает возможность читателю постепенно ознакомиться с событиями, фактами, их деталями. Примером такого композиционного построения являются рассказы «Мильтон и Булька» Л. Толстого, «Слепая лошадь» К. Ушинского, «Ранние гости» Г. Скре- бицкого и многие другие. В них события раскрываются последовательно, логично, что позволяет с наименьшими трудностями установить связи между фактами и явлениями, облегчает ученикам составление плана и пересказа.

При изучении рассказов с последовательной композицией целесообразно использовать такие методы, как составление плана рассказа, обучение школьников подробному пересказу.

Повествовательно-описательная композиция предполагает, что повествование прерывается различными описаниями (природы, ситуации, портрета и пр.). В книгах для чтения представлены: «Осина» И. Тургенева, «Осень» К. Ушинского, «Весна в лесу» И. Соколова-Микитова и др. Рассказы с повествовательно-описательной композицией поддаются как полному, так и выборочному пересказу, а описания — словесному рисованию и иллюстрированию.

Сказовая и диалоговая композиция произведений требует применения иных методов: драматизации, составления сценария воображаемого фильма, чтения в лицах, пересказа с изменением лица.

Непоследовательное повествование в рассказе — самая сложная композиция для осмысления читателя. При такой композиции в рассказе имеются отступления, вставки, воспоминания о событиях, происходивших в прошлом. Примером такого построения является рассказ «Ванька» А. Чехова. В работе с таким произведением важно помочь ученикам установить последовательность событий, осмыслить мотивы таких отступлений. Для этого используется метод составления плана, пересказ эпизодов, составление рассказа о герое или теме повествования. Приведем возможные варианты уроков по изучению рассказов во 2-м классе.

 

К правильному чтению школьники идут через плавное чтение целыми словами. Они обучаются управлению своим дыханием при чтении предложений, соблюдению пауз на знаках препинания, словесному и логическому ударению, учатся соблюдать орфоэпические нормы и знакомятся с некоторыми элементами выразительного чтения.

В современной методике (В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, О.В. Сосновская, 2002) навык чтения определяется как автоматизированное умение озвучивать печатный текст, предполагающее осознание его идеи и выработку соответствующего отношения к читаемому произведению.

На первых двух годах обучения увеличивается число упражнений, направленных на выработку беглого и правильного чтения, считая, что чем быстрее ученик овладеет беглым и правильным чтением, тем выразительнее и осознаннее оно будет. Постепенно расширяя сферу читательской деятельности, прививая интерес учеников к урокам чтения, развиваются и совершенствуются все компоненты навыка чтения в техническом и смысловом аспектах. К технической стороне относят способ чтения, правильность, беглость, или темп. В методике обучения грамоте принят принцип слогового (позиционного) чтения, т.е. с самого начала школьники ориентируются на слог как единицу чтения. Продуктивными способами чтения считаются: плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.

Под правильностью чтения понимается воспроизведение слов (и текста) без искажений: точная передача слого-буквенного состава, его грамматической формы, отсутствие пропусков и перестановок слов в предложении, верное распределение дыхания, соблюдение словесного ударения, пауз и следование орфоэпическим нормам речи. На первых годах обучения большое значение придаётся выработке у них умения регулировать дыхание и читать на одном выдохе определённое количество слов.

Для выработки навыка правильного чтения необходимы многообразные упражнения на разных этапах работы с текстом, проводимые под контролем учителя, а также специальная работа, направленная на предупреждение ошибок и их своевременное исправление.

Развивать беглость чтения необходимо систематически, и достижению успеха способствует заинтересованность самих учащихся, появление у них желания и потребности читать книги. Большую пользу приносят специальные упражнения, побуждающие учащихся к чтению вслух, заставляющие вдумчиво разбираться в читаемом материале. Положительное влияние оказывают задания, требующие перечитывания текста в целях более осознанного его восприятия.

Перечисленные упражнения по овладению навыками беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, проводимые последовательно и постоянно, смогут оказать положительное влияние на развитие внимания и зрительной памяти учеников, помогут сформировать и поддержать положительную мотивацию к чтению.

 

 

15. Развитие связной речи глухих школьников. Урок обучающего изложения. Составить план урока.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: