На уроках ППО постоянно возникают естественные ситуации для словесного общения учащихся с учителем и друг с другом.
Овладение разговорной речью на уроках ППО начинается наиболее естественным способом – с использования обращений в сочетании с побудительными предложениями, в которых выражаются просьбы совершить определённые действия или выполнить задания.
С самого начала ППО школьники учатся работать не молча, а постоянно сообщать учителю, бригадиру, маленькому учителю о каждой выполненной операции и спрашивать разрешение на выполнение следующей. По ходу они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью. Большую трудность представляют вопросительные предложения. На уроках ППО часто возникают и легко создаются ситуации, кгода появляется потребность в вопросительном предложении.
На уроках ППО школьники учатся в естественных условиях и ведению диалога. Практически каждый структурный момент урока, правильно организованный учителем, способствует возникновению диалогов между детьми. Учитель оказывает им своевременнцю помощь, предварительно отобрав и чётко продумав речевой материал, способы и место его преподнесения детям.
Овладение разговорной речью на уроках ППО начинается с использования обращений в сочетании с побудительными предложениями.
Часто возникают и легко создаются ситуации, когда появляется потребность в вопросительном предложении.
В естественных условиях школьники учатся ведению диалога.
Способы ознакомления с новым материалом на уроке ппо:
1. сообщение реч.мат в условиях ппд;
2. показ предмета изготовления;
3. выполнение учителем необходимых действий;
4. пояснение словесными средствами;
|
5. использование логики мышления детей и развитие ее
Методические подходы к активации речевого сотрудничества глухих детей на уроке ппо:
1. создание ситуаций, в которых учащимся необходимо спросить что-то у друг друга
2. вовлечение в совместную работу
3. поощрение общения между детьми
4. следить, чтобы возникала потребность в вопросах
Формы организации:
-работа с «маленьким учителем»
- работа бригадами
-работа парами
24. Задачи, содержание, методика работы по формированию грамматического строя речи в школе глухих. Подтвердить положения методики фрагментами уроков, используя материал упражнений учебников «Развития речи», «Книга для чтения» для 1- 4 классов.
Основная задача – помочь глухим учащимся овладеть средствами комбинирования слов и словосочетаний.
Три ступени:
1) 0-3 класс. Ведётся практическое обучение грамматическим закономерностям речи на всех уроках. (важное значение имеют уроки ППО)
2) 4-7 класс. Сообщаются элементарные сведения из курса грамматики.
3) 8-12 класс – Усвоение систематического курса русского языка в объеме общеобразовательной школы
Принципы (особенности овладения грамматическим строем):
- связь с процессом овладения речи как средством общения. В условиях коммуникативной системы усвоение словаря и грамматического строя входит в процесс овладения речью как средством общения. С.А. Зыков доказал, что овладение грамматическим строем речи прямопропорционально речевому развитию.
- одновременное и широкое овладение словарем и грамматическим строем одновременно. Каждое новое слово включается в состав предложения и изменяет свою грамматическую форму в зависимости от других слов и роли в предложении. Слово сразу усваивается в двух значениях – лексическом и грамматическом.
|
- динамика в усвоении структур фраз. Процесс овладения грамм.структурой речи начинается с подражания образцу в речи учителя. Потом действие по образцу переходит к действию по аналогии. Многократное повторение обеспечивает перенос усвоенной грамм.формы на новый реч.материал.
Работа над грамм. закономерностями на 1 ступени: освоение их происходит без их специального изучения, без определения понятий (существительное- это…). Работа проводится в процессе усвоения содержания разных учебных предметов. Языковые значения, лексические и грамматические усваиваются в готовом виде и целостно, при соотнесении речевых средств с фактами или явлениями внеязыковой деятельности. (события, вещи, предметы получают названия). Поскольку наиболее типичной формой передачи и выявления знаний об изучаемом объекте является речевое высказывание, то чаще всего в реч.практике детей должны использоваться целые предложения. Обсуждение любого вопроса заставляет глухих учеников вслед за учителем и с его помощью использовать наборы простых, а потом и сложных предложений разных типов, которые при необходимости объединяются в связный текст. Употребляя предложения, дети неосознанно усваивают словоизменения, словосоединение и образование слов от корня. Языковым материалом выступают не только предложения, но и тексты, поэтому предметом усвоения становятся связи не только между словами, но и между предложениями.
|
На уроках развития речи идёи отработка структуры предложения:
1 кл- подлеж., сказ.
2 кл. –подлеж., сказ., дополнен.
3 класс- + определение
4 кл. - + обстоят-во.
Методические средства по формированию грамм. строя речи на спец.уроках русского языка:
1) Дидактический, учебный, языковой материал:
а) предложения, включающие соответствующую структуру или полностью укладывающиеся в неё, взятые в речевом потоке (в тексте рассказа, в сообщениях детей), т.е. как единицы речи.
б) предложения, взятые из содержания других учебных предметов, вырванные из разных контекстов и преднамеренно сближенные для сравнения, анализа, наблюдения
в) предложения, составленные по речевому образцу или по данной модели из знакомых слов и предъявленные для анализа и наблюдений.
2) Методы усвоения дидактического материала: составление предложений по образцу (подбор по образцу, выбор из текста по образцу, пользование опорной таблицей как образцом и т.д)
3) Организация обучения: коллективная и индивидуальная на уроках развития речи при ведущей роли учителя.
Грамматические обобщения, выводы не даются детям в виде развернутых объяснений, правил, а состоят в оформлении речевого образца, в котором в дальнейшем предстоит пользоваться при затруднениях.
2 ступень.
Школьникам сообщаются некоторые сведения о языке. В основу методики положена непрерывная работа над стурктурой предложения, включающая в себя сопоставление предложения со всеми другими языковыми единицами.
Главная задача обуенчия: помочь глухим шк-ам подняться от интуитивного уровня различения предложения со словом, словосочетаниями, тестом, набором слов и от неосознанных употреблений в речи готовых блоков словосочетнаий и словоформ до уровня сознательного выбора.
Этапы работа над предложением:
1 этап. первые недели обучения в 5 кл. Выявление и актуализация имеющегося у детей реч. запаса. Учитель побуждает детей связно рассказывать, отвечать на вопросы, описывать. Уточнение и исправление ошибок в предложении сочетается с введением образцов разных высказываний, новых слов и словосочетаний.
Есть 2 плана отработки нового реч.материала:
- семантический (работа над смыслом): отнесение материала к определенной семантике и установление смысловой последовательности в ряду нескольких предложений; различение истинных и ложных предложений; выражение мыли, переданной в каком-то предложении в форме другого предложения или с синонимическими заменами слов.
- структурный: для анализа структуры предложения используются термины (слово, словосочетание, предложение, текст, вопрос, схема предложения), но понятия так и не раскрываются; учащиеся учатся отличать предложение от слова, словосочетания, набора слов, текста.
Методы:
- граматич. конструирования – ответы на вопрос, составление предложений на заданную тему с данными словами, из данных слов, по заданной схеме
- видоизменение грамматич.материала – перестроение предложений с заменой лица, места или времени событий; с прямой или косвенной речью в предложении
- синонимические замены – замена в предложении отдельных слов, замена предложений
- грамматического разбора – разбор-рассуждение, суждение, указание
- анализ готового материала – выбор предложений на тему из рассыпного текста, выбор предложений по образцу структуры
- списывание
2, 3 этапы- связаны с раскрытием синтаксической структуры предложения – его состава и типов связи слов.
- 5 членов предложений
- 3 типа связи
Дети использую термины, без определения. Наблюдение за составом и за связями слов проводится на предложениях, сопоставленных по смыслу, структуре, тождественных или различающихся по 1-2 признакам.
4 этап- изучение состава слова
5 этап – изучение имени существительного
6 этап – изучение словосочетаний
7 этап – изучение других частей речи
8 этап - изучение сложносочиненных, подчиненных предложений, с прямой речью, с однородными членами.
Этапы работа над грамматическим понятием:
1.Анализ языкового материала – выделение существенных признаков понятия. Абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового ялвния.
2. Обобщение признаков – установление связи между признаками понятия (внутритиповые связи) и введение термина.
3. Осознание формулировки определения понятия – установление сущности признаков и связей между ними.
4. Конкретизация изучаемого грамматич.понятия на новом языковом материале. Упр. на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее изученным.
Уроки грамматики:
1. Сообщение новых знаний.
- подготовка к усвоению нового (повторение теоретических сведений, разъяснение усвоенных ранее приемов практической и умственной деятельности, на основе которой усваивается новый материал; установка связи между старым и новым)
- объяснение нового (первичное восприятие – упр., дающие возможность наблюдать, анализировать, сравнивать => анализ материала с выделением существенных признаков; знакомство с новым материалом – обобщение признаков грамматического понятия, знакомтсво с формулировкой, выводом; первичное закрепление – коллективное выполнение тренировочных упр., в процессе выполнения которых дети знакомятся с приемами применения нового правила.
2. Закрепление знаний и выработка умений и навыков.
- проверка знаний (самостоятельная работа, опрос, проверка дз)
- тренировочные упр., как основа выработки навыков
3. Повторения и систематизации
- опрос
- тренировочные упр.
- обобщение материала
- самостоят.работа
4. Урок контроля
К.р.
25. Система работы по развитию экспрессивной и импрессивной речи у глухих учащихся в подготовительном классе. Составить план урока устной речи.