СТОЛИЦЫ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЦАРСТВА




 

Департамент Петен на севере Гватемалы составляет самое сердце Центральной области майя. С воздуха, с борта самолета, вся эта территория кажется гигантским зеленым ковром, сотканным из зарослей буйных тропических джунглей. Лишь кое-где пересекает его серебристая лента реки или узкая полоска травянистой саванны. Здесь и поныне редко увидишь селение или просто человеческое жилье, с аккуратными квадратами маисовых полей и фруктовых садов.

На многие сотни километров вокруг раскинулось удивительное лесное царство. Первозданная глушь и тишина. Кажется, время застыло и нет никаких способов вывести его из этого долгого летаргического сна.

Но вот над вершинами деревьев-исполинов, словно из самых глубин сельвы, возникает странное, почти фантастическое видение — белоснежные островерхие храмы как бы парят над лесной чащей в раскаленном от зноя воздухе. Это и в самом деле призраки — призраки далекого прошлого. Они восстали из своей лесной могилы и вознеслись на вершинах гигантских каменных пирамид ввысь только для того, чтобы, как памятные вехи, отметить место гибели одной из столиц тысячелетнего царства древних майя. Пирамиды встают над джунглями со строгой регулярностью — каждые 15—20 км. Именно такое расстояние отделяло обычно один крупный майяский город от другого. Тикаль, Накум, Шультун, Йашха, Вашактун, Наранхо, Наачтун, Паленке, Пье-драс-Неграс, Йашчилан, Копан — наиболее значительные из них. Но и в этом ярком созвездии блестящих столиц майя I тысячелетия н. э. «звездой» первой величины был, бесспорно, Тикаль.

Тикаль

 

Первооткрыватели руин города майя в XIX в. дали ему со слов местных индейцев романтическое название «Тикаль», что означает на языке майя «Место, где слышны голоса духов». Сейчас Тикаль — это несколько сотен больших и малых холмов-пирамид, густо поросших лесом, десяток резных каменных стел на Главной площади да описанные выше гигантские храмы-«небоскребы». Но прошлое города было величественно и прекрасно.

Тикаль — крупнейший город древних майя в III—IX вв. Он находится в северо-восточной части гватемальского департамента Петен. Руины его каменных построек широко разбросаны по холмистой равнине, сплошь покрытой зарослями джунглей. С запада и востока город окружают обширные и влажные болотистые низины. В течение сухого сезона источников питьевой воды, кроме запасов дождевой влаги в искусственных резервуарах, здесь нет.

Данные палеоботанических анализов в районе Тикаля и изучение изображений фауны и флоры на произведениях искусства древних майя позволяют утверждать, что за последние две тысячи лет местный климат и природное окружение не претерпели сколько-нибудь существенных изменений.

Древнейшие следы пребывания человека на территории Тикаля относятся к середине I тысячелетия до н. э. Если же исходить только из дошедших до нас календарных дат но эре майя, запечатленных на каменных монументах города, то он существовал с 292 г. (стела 29) до 889 г. (стела 11).

В 1956-1967 гг. в Тнкале работала археологическая экспедиция Музея Пенсильванского университета (США). Была составлена подробнейшая карта всех руин, видимых на поверхности, на площади примерно в 16 кв. км и произведены раскопки в различных районах города.

При взгляде на карту видно, что в момент своего наивысшего расцвета (в VIII в.) Тикаль занимал довольно значительную территорию и состоял из двух четко выраженных частей: политико-административного и ритуального центра (1—1,5 кв. км) и районов жилой застройки вокруг него (6—6,5 кв. км). В пределах центрального ядра, разбитого вокруг Главной площади города, сосредоточены почти все его крупные общественные здания — храмы и дворцы (до трехсот), подавляющая часть резных монументов (стел, алтарей и притолок) и все известные до сих пор пышные царские захоронения. Важнейшие ансамбли построек соединены между собой широкими каменными дорогами-дамбами.

Архитектурным центром города, бесспорно, является группа «А», расположенная на возвышении между северным и южным оврагами. Она включает в себя: Северный акрополь, Северную террасу, Главную площадь с Храмами Т и II, Центральный акрополь. Ступенчатые дороги-дамбы соединяют ее с другими группами («В», «Е» и т. д.)[33].

Ключевой точкой центральной части Тнкаля, основным фокусом его социально-политической и культовой жизни, была Главная площадь. С запада ее замыкает величественный Храм II, с востока — его двойник, Храм I, с юга — дворцовые ансамбли Центрального акрополя. На севере к площади выходит Северная терраса, а за ней — Северный акрополь: огромная платформа высотой в 12 м и площадью свыше 1 га, несущая на своей плоской вершине свыше полутора десятков симметрично расположенных храмов. На северной стороне Главной площади перед фасадами храмовых построек 32—35 стоят три ряда каменных стел[34]. И Северная терраса и Северный акрополь представлены здесь лишь в конечной своей стадии (ок. 700 г. н. э.). Но внутри каждого из этих комплексов с помощью шурфов и траншей удалось вскрыть мощные (до 5—7 м) культурные напластования, отражающие длительный и сложный процесс развития центральной части Тикаля.

Архитектурный силуэт города во многом определяют главные храмы Тикаля, обозначенные римскими цифрами от I до VI. Остановлюсь подробнее лишь на важнейшем из них.

Храм I (построен ок. 700 г.) стоит на восточной стороне Главной площади, на плоской вершине девятиярусной каменной пирамиды, и имеет три небольшие комнаты, идущие одна за другой и соединенные одним дверным проемом. Высота храма от основания пирамиды до верхушки гребня на крыше — 45 м. Перекрытие храма — ступенчатый свод, увенчанный высоким (полым внутри) узорчатым гребнем. Поверхность гребня украшена рельефами из стука очень плохой сохранности: можно смутно различить сидящего на троне человека в пышном костюме в окружен пи орнаментальных завитков и каких-то змееподобных фигур. Сохранились следы красной краски: следовательно, гребень был окрашен в красный цвет.

Над дверными проемами Храма I — деревянные балки-притолоки из твердого дерева сапоте. Часть из них — с резьбой. Уцелели до наших дней притолоки 2 и 3, на которых изображена каноническая фигура правителя в пышном костюме, сидящего на троне с атрибутами власти в руках («гротескный скипетр») и круглый щиток с маской солнечного божества. На притолоке 3 за спиной сидящего на троне правителя стоит гигантский ягуар в позе протектора — вытянув когтистую лапу над головой правителя. Учитывая мифологические воззрения древних майя (особенно эпос «Пополь-Вух») — четыре божественных предка-ягуара, — можно предположить, что перед нами обожествленный предок царской династии.

Не исключено, что и на гребне храма и на его резных притолоках изображен один и тот же конкретный правитель и, следовательно, данный храм посвящен культу одною из владык Тикаля. В ходе исследовании внутри пирамиды Храма I под ее основанием археологи нашли с помощью туннелей интереснейшую гробницу (погребение 116). Она была вырублена в скалистом грунте, и Храм I, с его гигантской пирамидой, был возведен позднее точно над устьем шахты, ведущей к гробнице, так что последняя оказалась под центральной точкой основания пирамиды. Гробница представляла собой просторное помещение с каменными стенами и ступенчатым сводом (4,5 м длины, 2,4 м ширины и 4 м высоты).

Почти весь пол камеры занимала прямоугольная, сложенная из камня платформа высотой 65 см. На ней, головой к северу, лежал на спине скелет мужчины лет пятидесяти. На поверхности платформы из мягкого камня удалось явственно проследить отпечатки отделанной бахромой циновки из волокон пальмы или из тростника, похожей на ту, что делают современные индейцы (циновка — символ власти у древних майя).

По внешнему виду погребальная камера напоминала комнату дворцового или храмового здания, но без дверного проема. Ступенчатый свод сложен из плит известняка, с тремя деревянными балками-распорками.

Вокруг скелета — двадцать керамических сосудов и в их числе ваза в виде большой, разрезанной пополам раковины, алебастровая ваза и ваза с нефритовой мозаикой. В центре и южной части гробницы, вне платформы, лежало еще двадцать глиняных сосудов (десять из них — полихромные вазы с дворцовыми сцепами: «правитель на троне», «дворцовые аудиенции» и т. д. — и иероглифическими надписями некалендарного характера). На скелете — множество нефритовых украшений, жемчуг и резные раковинные бусы. Много морских раковин и игл морского ежа. Нефритовые пластинки украшали и край циновки. В южном конце гробницы на полу найдено скопление обработанных костей животных с тонкой гравировкой. Сверху на них лежала небольшая нефритовая статуэтка мужчины, сидящего на коленях со скрещенными на плечах кистями рук и в набедренной повязке. Среди костей — две длинные, человеческие, берцовые, с резными колонками иероглифов и следами пурпурно-красной краски на них. На тридцати семи костях были резные изображения в стиле Дрезденского кодекса майя XII в. н. э. и иероглифы: часть костей — человеческие (длинные кости ног и рук); другие — от различных животных. Изображения — мифологические и символические фигуры, лодки с богами и животными, связанный пленник.

Образцы дерева от балок Храма I дали по радиоуглеродному анализу дату — 700 г. В настоящее время мы можем назвать даже и условное имя человека, погребенного под Храмом 1. Судя по иероглифическим надписям, это был правитель Тикаля «Двойной Гребень», умерший в возрасте шестидесяти — восьмидесяти лет. Его «портрет» можно увидеть на скульптурной головке-ручке одного из нефритовых сосудов, найденных в гробнице 116.

Учитывая то, что Храм I поставлен сразу же над устьем гробницы правителя Тикаля, он занимал по отношению к ней подчиненное положение. И, видимо, человек, покоящийся в гробнице, и персонаж, напечатленный на резных притолоках и гребне Храма I, — одно и то же лицо. Следовательно, перед нами — заупокойный царский храм. Точно такие же пышные гробницы и захоронения найдены и под некоторыми другими крупными храмами в центре Тикаля. Вряд ли приходится сомневаться, что это заупокойные храмы местных династов. Поскольку возведение величественной каменной пирамиды с богато украшенным храмом наверху требовало, вероятно, довольно значительного времени, то и в запечатленных на его гребне рельефах и притолоках мотивах и в поставленных возле храма стелах с аналогичными сценами речь идет, вероятно, о жизни и деяниях уже умерших людей, и отражают они, скорее всего, культ обожествленных предков царской династии.

Об этом со всей очевидностью свидетельствуют и письменные источники.

«Они, — пишет об индейцах Юкатана испанский хронист Ло-пес де Когольюдо, — поклонялись как богам своим умершим царям»[35]. В горной Гватемале, по словам Фуэнтеса-и-Гусмана, похороны правителя осуществлялись с большой торжественностью: «Таким образом, — отмечает он, — если это был правитель... то место его погребения становилось святилищем, поскольку они приписывали его статуе божественные свойства, считая, что, подобно тому как он правил при жизни, он и после смерти будет заботиться об их процветании и имуществе...»[36].

На одной из классических стел майя правитель изображен с берцовой человеческой костью в руке вместо обычного в таких случаях скипетра или другого атрибута власти. Это может косвенно указывать на то, что аналогичную функцию (в качестве скипетра) играла и данная кость. Несколько раз (Чьяпас, Юкатан, Тикаль и т. д.) удавалось находить при раскопках берцовые человеческие кости с резными изображениями и надписями — обычно это мотивы, прямо связанные с правителем и его культом: изображение сидящего на троне правителя и т. д.

Культ предков, судя по археологическим, историческим и этнографическим данным, играл существенную роль в религиозных обрядах всех слоев общества майя. Он осуществлялся первоначально в семейных святилищах и внутри домов, так как умерших хоронили здесь же, под полами жилищ, или на полях. Как и все земледельческие народы, майя придавали общению с духами предков на предмет прогнозов на будущее и покровительства во всех основных начинаниях (хороший урожай и т. д.) весьма важное значение. В Дрезденской рукописи бог — покровитель земледельцев в специально отведенные для этого по ритуальному календарю дни совершает обряды на могилах предков и общается с их духами.

Однако со временем, по мере усиления социального размежевания в обществе майя и укрепления власти правителя, все более выступает на первый план поклонение его предкам. Культ предков правителя осуществляется теперь в специальных храмах[37], возведенных над гробницами наиболее почитаемых представителей правящей династии. Судя по материальным признакам проявления этого культа и по размаху архитектурного строительства, уже на рубеже нашей эры культ царских предков приобретает характер общегосударственной религии. Именно эта особенность майя-ской религии и социального устройства оказала непосредственное влияние как на официальное искусство классических городов-государств майя, так и на их внешний вид и планировку.

С южной стороны Главной площади простирается обширный комплекс построек, совершенно непохожих на описанный выше храм. Этот ансамбль, названный Центральным акрополем, имеет почти 215 м длины с востока на запад и занимает площадь около 1,5 га.

Акрополь рос и перестраивался в течение ряда столетий, прежде чем достиг завершающей позднеклассической формы. К концу своего существования Центральный акрополь представлял собой шесть сравнительно небольших двориков, окруженных длинными и низкими многокомнатными зданиями в один, два и даже три этажа — дворцами[38]. К IX в. комплекс насчитывал сорок два здания дворцового типа, и здесь не было ни одного храма, ни одного скульптурного монумента (стелы или алтаря).

Центральный акрополь расположен на северном краю глубокого оврага, называемого «Дворцовым водохранилищем».

Вопрос о внутренней природе и функциональном назначении остальных групп остается открытым ввиду отсутствия каких-либо данных.

Все здания Тикаля, и большие и малые, ориентированы по странам света.

Одной из уникальных особенностей архитектуры Тикаля были ансамбли так называемых пирамид-близнецов. Всего их на территории города известно сейчас около пяти. Каждый такой комплекс состоял из довольно значительного прямоугольного двора, западную и восточную сторону которого обрамляли две невысокие с плоскими вершинами пирамиды, имевшие по четыре лестницы. Храмовых построек на их вершинах либо вообще никогда не было, либо их строили из легко разрушавшихся материалов (дерево, глина). На южной стороне всегда стоит длинное каменное здание дворцового типа на невысокой платформе с девятью дверными проемами. С севера двор замыкает странное сооружение в виде прямоугольной каменной ограды с одним дверным проемом — на юг. Внутри ограды прямо напротив входа расположены стела и алтарь. Из пяти случаев в четырех стелы были резные и только в одном — гладкая.

Особенно интересен комплекс пирамид-близнецов, обозначенный буквой «Q» и расположенный к северу от центра Тикаля. На северной стороне его двора стоит каменная постройка-ограда с резной стелой (стела 22) и алтарем внутри. На лицевой стороне стелы изображен персонаж в пышном костюме, несущий в левой руке длинную сумку с маской мексиканского бога воды — Тлалока. На ногах у него браслеты с головками в виде длинноносого бога Чака. Правой рукой он бросает вниз горсть зерен. Видимо, перед нами правитель Тикаля в сцене ритуального сева. Над его головой показано какое-то небесное божество.

В Тикале выявлено в общей сложности около 206 каменных монументов — стел и алтарей — в виде целых экземпляров или их крупных фрагментов. Из этого числа 32 приходится на резные стелы, 18 — на резные алтари, 83 — на гладкие стелы и 73 — на гладкие алтари. В группе «А» из этого общего числа находилось 50% всех резных стел (18), 50% всех гладких стел (41) и более 30% резных алтарей (7).

Большинство стел Тикаля так пли иначе связано с определенными храмами. Стелы устанавливались либо на площади перед фасадом храма, особенно по бокам от центральной лестницы, либо на уступах пирамидального основания и реже — внутри храмовых помещений.

По предположению М.-Д. Ко (США), руководителя раскопок в Тикале, каждый монумент был связан со «своим» зданием — храмом — лишь до момента перестройки или разрушения последнего, после чего стела тоже теряла свое значение и ее выбрасывали, переставляли или разбивали — «портили» тем или иным способом, как, например, случилось со стелами 26 и 31.

Так, стела 26 была обнаружена в заднем помещении трехкомнатного раннекласси-ческого Храма 5Д-34 на Северном акрополе (Храм Красной Стелы) разбитой — в виде кучи обломков. Вероятно, стела стояла первоначально на площади, перед фасадом храма; потом, в конце раннеклассического этапа, была разбита и в обломках втащена наверх, в заднюю комнату храма. Там обломки сложили в кучу, совершили в их честь ритуальные приношения, а над всем этим поставили каменный алтарь.

Интересную особенность Тнкаля составляют тайники с ритуальными приношениями и дарами, устраиваемые обычно под основанием стелы или около него. Они представляют собой разного рода ямки, содержащие набор предметов из кремня, обсидиана, нефрита, керамики и раковин, прикрытых сверху слоем известкового раствора или плоским камнем. Видимо, в I тысячелетии ни одна стела не возводилась без тайников с ритуальными дарами.

В позднеклассическое время в тайники под стелы кладется стандартный набор приношений из девяти «фигурных» кремней и девяти кусочков обсидиана с резными изображениями ритуальных символов и божеств майяского пантеона.

На Главной площади Тикаля и в прилегающем к ней с востока районе находятся остатки двух небольших площадок для ритуальной игры в мяч.

Материалы Тикаля дают нам и наиболее полные сведения о структуре города-государства майя Т тысячелетия. В непосредственной близости от столицы, в пределах отмеченной укреплениями округи либо рядом с ее границами, находится ряд больших и малых поселений, по-видимому, подчинявшихся в той или иной степени властям столицы. К их числу относится прежде всего Во-лантун, расположенный всего в 5,5 км к юго-востоку от центра Тикаля, в верховьях реки Хольмуль. Этот небольшой по размерам памятник был обнаружен археологами США в 1921 г. и никогда не раскапывался. Руины его, видимые сейчас на поверхности, состоят из одной высокой пирамиды, перед фасадом которой находится единственная резная стела Волантуна. Пирамида имеет 23 м длины, 20 м ширины и 10 м высоты. Она обращена фасадом к западу. На усеченной вершине пирамиды заметны остатки каменного здания около 7 м длиной, состоящего, видимо, из нескольких небольших помещений.

Стела 1, найденная в Волантуне, представляет для исследователей двойной интерес. Во-первых, она имеет довольно раннюю дату по эре майя, которая соответствует 409 г. Во-вторых, стилистически (изображение на стеле — персонаж высокого ранга с ритуальной полосой поперек груди в статичной архаической позе) весьма напоминает ранние монументы Тикаля — стелы 1 и 2 (435-445 гг.).

На фасаде изображена человеческая фигура, на обороте — иероглифическая надпись, боковые стороны — гладкие. Стела 1 из Волантуна также имеет ближайшие аналогии в Тикале (стела 4, 465 г.; стела 18, 416 г.; стела 29, 292 г.). Все это позволяет рассматривать Волантун как поселение, входившее в округу Тикаля и, безусловно, подчиненное ему.

Всего в 3,2 км западнее гигантского Храма IV находится Чи-кин-Тикал — довольно значительное древнее поселение, состоящее из двух крупных архитектурных групп, в которые входят ансамбли дворцовых и храмовых зданий, соединенных специальной дорогой-дамбой.

В 16 км к северо-востоку от Тикаля лежит Эль-Энканто — небольшое городище, расположенное в долине реки Хольмуль. Оно осмотрено и предварительно обследовано в 1911 г. археологом из США Р. Мервином. Раскопок здесь никогда не велось. Руины состоят из одной большой пирамиды, обращенной фасадом на запад, и террасы перед ней, на которой лежала поваленная стела 1. На вершине пирамиды сохранились остатки двухкомнатного каменного храма. К северу от большой пирамиды — еще одна, меньшая.

Стела 1 (598 г.) имеет на фасаде грубо высеченную человеческую фигуру, на боковых сторонах — иероглифические надписи, а оборот — гладкий. Этот тип резных монументов наиболее распространен в двух соседних с Эль-Энканто крупных центрах — Тикале и Вашактуне (до Вашактуна 24 км). Резьба сильно пострадала от времени, но можно различить фигуру персонажа в пышном головном уборе, с тяжелыми ушными украшениями, который стоит либо на пьедестале, либо на распростертой человеческой фигуре. Тикаль находится всего в 16 км по прямой от Эль-Энканто, и поэтому понятно, почему единственная местная стела демонстрирует значительное стилистическое сходство с тикаль-скими монументами.

Остальные поселения, расположенные вокруг Тикаля, — Ко-росаль, Авила, Бобаль, Навахуэлаль, Канмуль — нам практически неизвестны, так как никаких материалов с них еще не публиковалось. Однако, учитывая их относительную близость к метрополии, расположение внутри линии укреплений и небольшие размеры, можно предполагать, что они, подобно Волантуну и Эль-Энканто, были поселениями-сателлитами обширной округи Тикаля.

Таким образом, город-государство Тикаль в структурном отношении состоял из столицы и девяти более мелких городков и селений. Все они находятся, как правило, в пределах десяти-пятна-дцатикилометровой зоны от центра, что весьма характерно для сельскохозяйственной округи крупных городов древнего мира — будь то месопотамский Урук или столицы на Юкатане в XVI в.

 

Паленке

 

Тикаль был лишь одной из многих столиц тысячелетнего царства майя. На северо-запад от него находился другой известный город классического времени — Паленке.

Его руины находятся в северной части штата Чьяпас (Мексика), близ штата Табаско. Плоские и болотистые земли последнего постепенно повышаются к югу, до тех пор, пока не переходят в первые отроги Чьяпасских гор, образующих здесь естественное плато около 70 м высотой. К северу с плато открывается широкий вид на бесконечные равнины, реки, озера и болота, вплоть до побережья Мексиканского залива. Южнее за ним стеной возвышаются высокие, поросшие тропическим лесом горные хребты. На этом плато и был построен древний город. Паленке — один из наиболее изученных памятников майя. Раскопки ведутся здесь с XVIII в.

Однако как и в большинстве других майяских поселений, работы затронули только самый центр города, на площади примерно 19,4 га. Общие же размеры теменоса составляют здесь свыше 30 га. К западу на 6 км и к востоку на 2 км от ритуально-административного ядра расположены другие, меньшие по размерам постройки, главным образом остатки жилищ. По мнению некоторых исследователей, Паленке занимал территорию не менее 16 кв. км, что ставит его по величине в один ряд с Тикалем. Таким образом, перед нами несомненно крупный городской центр с многотысячным населением. Легко понять, почему именно здесь выбрали майя место для строительства города. Стратегически выгодное положение, у края обрывистого плато, позволяло Паленке господствовать над лежащей внизу плодородной лесной равниной, которая тянется почти на 80 км к северу, до Мексиканского залива. Территорию города пересекает несколько ручьев и небольших речушек, что наряду с сильно изрезанным местным рельефом создавало немало трудностей для древних строителей. Они вынуждены были осуществить значительные земляные работы по выравниванию поверхности, с тем чтобы внести какое-то подобие порядка и организации в общий план города. Большим их достижением можно считать заключение ручья Отолум в длинную каменную трубу, что избавило обитателей центральной части Паленке от многих неудобств, таких, как паводки, грязь и т. п.

В Паленке древнейшие археологические материалы — в виде отдельных обломков керамики, не связанной с архитектурными сооружениями, — относятся к позднеархаическому времени, то есть к концу I тысячелетия до н. э. Однако вполне осязаемые признаки крупного и динамичного городского центра относятся здесь только к позднеклассическому этапу. Первая датированная надпись из зоны города соответствует 638 г. К VII—VIII вв. относятся и все наиболее яркие образцы местной архитектуры. Последняя календарная дата, обнаруженная здесь, — 785 г.

Паленке представляет собой четко выраженный региональный культурный центр, со специфическим архитектурным и скульптурным стилем. Ядро города состоит из нескольких хорошо выделяемых групп построек, связанных так или иначе с основным элементом всего местного архитектурного ансамбля — обширным комплексом дворца, который занимает доминирующее положение на Главной площади. Близ западного угла дворца находится Храм Надписей на продолговатой ступенчатой пирамиде, в значительной мере высеченной в скалистом грунте естественного холма. К северу и северо-западу от дворца на прямоугольных террасах расположено несколько других групп каменных построек, практически еще не исследованных (Храм Графа, Северные Холмы и т. д.). Этот участок города заканчивается крутым обрывом. К юго-востоку от Главной площади, на специальной высокой террасе, расположена в виде треугольника группа из трех изящных храмов, по праву считающихся жемчужиной местной архитектуры. Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста. На различном удалении от этих зданий видны платформы и террасы с бесчисленными руинами храмов, святилищ, резиденций жрецов и знати.

Безусловно, наиболее значительным сооружением Паленке является дворец. Он возник в результате многих изменений и перестроек и в настоящем своем виде представляет собой трапециевидную в плане гигантскую платформу примерно 100 м длиной и 75 м шириной. Высота ее — от 6 до 9 м. На платформе последовательно возводились дворцовые помещения, разбитые вокруг внутренних прямоугольных двориков. Перекрытия дворца сделаны с использованием ступенчатого свода; стены снаружи и изнутри, а также квадратные колонны обильно украшены фигурной лепкой и резьбою по слою стука и, видимо, были когда-то раскрашены в разные цвета — в ряде случаев сохранились следы краски. Наиболее уникальным элементом дворцового комплекса является четырехэтажная, квадратная в плане башня в юго-восточном дворике. Аналогий ей нет ни в одном другом городе майя. Это сооружение было, видимо, прежде всего оборонительным, господствуя над всем городом, хотя не исключено его использование и для астрономических наблюдений. В одном из внутренних двориков дворца были установлены ряды каменных плит с изображениями пленников или побежденных.

Надо сказать, что, в отличие от дворцовых построек Тикаля, Пьедрас-Неграса, Вашактуна и других, дворцовый комплекс в Паленке пышно украшен резными и скульптурными изображениями, орнаментами и надписями, которые по своей тематике находят полную аналогию среди каменных монументов и рельефов указанных городов: основной сюжет — правитель и его деяния (правитель на троне и со знаками власти, в сценах культа и т. д.). Полихром-ные росписи и иероглифы, наносившиеся на поверхности столбов-колонн и стен, временами обновлялись, там в ряде мест обнаружены многие слои такой росписи. Это напоминает практику обновления дворцов, включающую замазывание старых росписей и нанесение новых после смерти правителя.

Не менее интересные материалы дают в этом отношении и основные храмы Паленке. Все они так ИЛИ иначе связаны с царским культом. Об этом свидетельствуют изображения правителя на декоративных гребнях храмов (правитель на троне и т. д.), скульптурные изображения внутри и, наконец, наличие в некоторых из храмов богатых захоронении с особо пышным ритуалом.

Храмовая архитектура Паленке отличается особым изяществом и совершенством. Наиболее типичным ее образцом можно считать ныне реставрированный Храм Солнца, который был построен в середине VII в. Он стоит на невысокой ступенчатой платформе, имеющей с фасада всего лишь одну лестницу. Его крышу венчает длинный декоративный гребень. Сам храм состоит из двух небольших помещений. Напротив задней стены внутренней комнаты находится «святилище», или «часовенка», — миниатюрная копия всего храма, в которую древние мастера поместили замечательную алебастровую плиту с резным текстом. На плите вырезана маска солнечного божества и два скрещенных копья под ней.

Совершенно уникальным явлением, резко отличающим Паленке от других классических центров майя аналогичного ранга, представляется почти полное отсутствие каменных резных стел и алтарей в этом городе (здесь известно всего две стелы). Причины этого остаются пока неизвестными. Однако отсутствие скульптурных монументов во многом компенсируется обилием функционально близких им изобразительных сюжетов в виде резьбы и лепки по стуку и алебастру в храмах и дворцах города.

В Паленке мы находим и наиболее яркие образцы заупокойного царского культа — гробницы правителей высокого ранга, с особым ритуалом и богатыми украшениями, расположенные точно под пирамидальными основаниями храмов и часто непосредственно связанные с ними либо с помощью специальных лестниц, либо с помощью «каналов для души» — каменных труб. Именно в Паленке впервые удалось доказать, что после сооружения пышной гробницы над ней сразу же строили храм, игравший, таким образом, подчиненную роль по отношению к погребенному: гробница 3 в Храме XVIП-А, гробницы в Храме Льва, или в Храме Прекрасного Рельефа, или в Храме Креста и т. д.

Но самым значительным среди находок подобного рода явилось открытие мексиканского археолога Альберто Рус-Луилье. В 1952 г., после четырех лет работы но расчистке руин древнего Храма Надписей в центре Паленке, он обнаружил под основанием двадцатиметровой пирамиды абсолютно нетронутую царскую гробницу. У входа в нее, в некоем подобии каменного ящика, лежали скелеты пяти юношей и одной девушки, явно погибших насильственной смертью. Искусственно деформированная лобная часть черепа и следы инкрустаций на зубах говорят о том, что это не рабы, а представители знатных майяских фамилий, принесенные в жертву по какому-то особенно важному и торжественному случаю, — вероятно, во время похорон правителя города. Рабочие сдвинули с места каменную «дверь», и археологи с волнением вступили под своды подземного склепа, таившего в себе множество неожиданных находок и сюрпризов. Это было просторное (9 м в длину и 4м в ширину), сложенное из камня помещение. Его высокий сводчатый потолок уходил вверх, теряясь в сумраке, которого никак не мог рассеять слабый свет фонарей.

На стенах гробницы сквозь причудливую завесу сталактитов и сталагмитов проступали очертания девяти больших человеческих фигур, сделанных из стука. Все они облачены в пышные костюмы, удивительно похожие друг на друга: головной убор из длинных перьев птицы кецаль, причудливая маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, юбочка или набедренная повязка с поясом, который украшен тремя человеческими головками, сандалии из кожаных ремешков. Шея, грудь, кисти рук и ног изображенных унизаны различными драгоценными украшениями. Все они выставляют напоказ символы и атрибуты своего высокого социального положения: скипетры с фигурой божка и с рукоятью в виде головы змеи, маски бога дождя и круглый щит с ликом бога солнца.

По мнению Альберто Рус-Луилье, на стенах открытой им гробницы запечатлены девять Владык Мрака — правителей девяти подземных миров, или ярусов царства смерти, по мифологии майя.

Посредине склепа стоял большой каменный саркофаг, закрытый сверху плоской прямоугольной плитой, сплошь испещренной барельефами. Возле саркофага, прямо на полу, были найдены две алебастровые головы, отбитые когда-то от больших статуй, сделанных почти в человеческий рост. То, что эти головы отбили от туловищ и поместили в качестве ритуальных приношений внутри гробницы, означало, вероятно, симуляцию обряда человеческих жертвоприношений путем обезглавливания, который иногда практиковался у древних майя во время земледельческих праздников, связанных с культом маиса.

Резная каменная плита, служившая верхней крышкой саркофага, имела размеры 3,8x2,2 м и весила без малого пять тонн. На боковых ее гранях вырезана полоса иероглифических знаков, из которых до сих пор удалось прочесть лишь несколько календарных дат, соответствующих, скорее всего, середине VII в. На плоской наружной поверхности плиты резцом древнего мастера запечатлена какая-то глубоко символическая сцена. В нижней части мы видим страшную маску, одним своим видом напоминающую о смерти: лишенные тканей и мышц челюсти и нос, большие клыки, огромные пустые глазницы. Это не что иное, как стилизованное изображение чудовища — божества земли; у большинства народов доколумбовой Америки божество земли выступало как некое страшное чудовище, питающееся живыми существами, поскольку все живое возвращается в конце концов в землю. Его голову увеличивают четыре предмета, два из которых служат у майя символами смерти — раковина и знак, напоминающий наш знак % (процента), а другие, напротив, ассоциируются с рождением и жизнью — зерно и цветок маиса, или маисовый початок.

На маске чудовища сидит, слегка откинувшись назад, красивый юноша в богатой одежде. Тело юноши обвивают побеги фантастического растения, выходящие из пасти чудовища. Он пристально глядит вверх, на крестообразный предмет, олицетворяющий собой у древних майя «древо жизни», или, точнее, «источник жизни» — стилизованный росток маиса. На перекладине «креста» извивается гибкое тело змеи с двумя головами. Из пасти этих голов выглядывают маленькие и смешные человечки в масках бога дождя. По поверьям майя, змея связана с небом, с небесной водой — дождем: тучи молчаливо и плавно, словно змеи, скользят по небу, а грозовая молния есть не что иное, как огненная змея.

На верхушке «креста» — маиса — сидит священная птица ке-цаль, длинные изумрудные перья которой служили достойным украшением для головных уборов царей и верховных жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя, а чуть ниже ее видны знаки, символизирующие воду, и два щита с личиной бога солнца.

Если бы речь шла о европейской гробнице эпохи Возрождения, то мы бы сказали, что высеченная на плите фигура юноши наверняка изображает погребенного под ней. Но в искусстве майя почти не было места изображению индивидуальной личности, индивидуального человека. Там безраздельно царила религиозная символика и условность в передаче образов. Вот почему и в нашем случае можно говорить просто о человеке, то есть о роде человеческом, но также и о боге маиса, которого часто изображали в образе красивого юноши.

С помощью автомобильных домкратов и бревен тяжелая скульптурная плита была наконец поднята, и под ней показался массивный каменный блок со странной выемкой, напоминающей на первый взгляд рыбу. Выемку плотно закрывала специальная крышка, в точности повторяющая се форму. Б хвостовой части крышки имелось два отверстия, заткнутых каменными пробками.

Когда была удалена и эта, самая последняя, преграда, перед исследователями предстала фантастическая картина: внутри саркофага лежал густо посыпанный пурпурной яркой краской скелет рослого человека, почти не видимый из-за бесчисленных нефритовых украшений. Ученым удалось определить, что скелет принадлежал мужчине в возрасте около сорока-пятидесяти лет. Череп оказался разбитым, и поэтому решить, был ли он искусственно деформирован, сейчас просто невозможно.

Человек был погребен вместе с украшениями из зеленовато-голубого нефрита. А одна нефритовая бусина была даже положена ему в рот — как плата за вход в подземный мир, царство мрака и смерти. На черепе находились остатки диадемы, сделанной из маленьких нефритовых дисков и пластин. Изящные тонкие трубочки из того же минерала служили в свое время для разделения длинных волос умершего на отдельные пряди. По обеим сторонам от черепа лежали массивные нефритовые «серьги», напоминающие собой большие катушки. Вокруг шеи извивалось длинное, в несколько рядов, ожерель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: