Социофакторная подсистема уровней социального реагирования на информацию человека




 

а) социально-оценочный уровень социального реагировании на информацию человека

 

С детства у человека вырабатывается способность к оценке социальных условий, положений, ситуаций, целей, интересов, потребностей, природных и личных предметов и явлений — ценностей. Тем самым с детства и на протяжении жизни человека, в каждый конкретный момент, в зависимости от его социального, в том числе семейного и служебного положения, классовой принадлежности и позиции (убеждений), образования, жизненного опыта, характера, связи с традициями происходит оценка отношения к социальной действительности, его социально-оценочное реагирование, по сути дела регуляционно-управленческого отношения к социальным аспектам действительности и к своему поведению и самопознанию, тем самым к социальной информации и проявляемому оценочному реагированию других людей (систем) по отношению к социальной действительности.

Весьма важно подчеркнуть ряд моментов, которые, на наш взгляд, характерны для формирования социально-оценочного уровня социального реагирования на информацию и системы социального реагирования на информацию человека.

1. Выделение человека из животного мира под влиянием труда означало развитие способностей оценивать и сравнивать зарождающиеся условия социальных отношений, способствовало его формированию как системы социального реагирования на информацию.

2. Разделение труда в процессе трудовой деятельности, а также появление организации и управления означало одновременно разделение систем социального реагирования на информацию, разделение условий социальной жизни и формирования социальных особенностей, проявляемых в особенностях оценок социальной действительности.

3. С развитием орудий труда и познания, расширением труда усложняются функции систем социального реагирования на информацию: человек как система социального реагирования на информацию сознательно создает новые системы социального реагирования, отвечающие новым условиям развития и разделения труда. Тем самым усложняются и дифференцируются функции социально-оценочного уровня социального реагирования на информацию: для адекватной оценки конкретной ситуации необходимо знание создающих ситуацию систем, их отношение к ситуации, наряду с возможностями и желаниями своей собственной системы. Социальная память наряду с социальным познанием — опытом — выступают как моменты и стороны социально-оценочного уровня социального реагирования на информацию, способствующие управлению социальным реагированием на информацию (определенным действиям, поведению, словом, их последовательности, значению, характеру проявления — организации).

Таким образом, генезис развития социально-оценочного уровня социального реагирования на информацию приводит к тому, что различные оценки социальной действительности совмещаются, сопрягаются, либо подчиняются управлению (самоуправлению) социальным реагированием на информацию системы, либо содействуют изменению этой системы, тем самым характеру проявлений социального регулирования системы. Это происходит благодаря тому, что на социально-оценочный уровень социального реагирования на информацию постоянное влияние оказывают, с одной стороны, противоречия самого бытия в его социальной структуре: классовой, производственной, культурной; с другой — противоречия сознания с его мировоззренческими, правовыми и нравственными аспектами, включающими, в частности, противоречия взгляда и нормы.

Механизм отражения противоречий в сознании человека, выработка оценок на социально-оценочном уровне' и управление социальным реагированием на информацию связан, на наш взгляд, с явлением, которое можно было бы назвать сопредельностью процессов информации и социального реагирования на информацию.

Сопредельность этих процессов заключается в том, что с момента знакомства человека с информацией человек, с одной стороны, на основе кибернетических закономерностей осуществляет прием, хранение, переработку и выдачу информации, с другой, как мы показали выше, выражает отношение к ней, вовлекая ее в сферу социальных отношений с той оценкой, либо отношением к самой оценке, которая влияет на производство новой информации.

Но это также означает, что между этими процессами и их составляющими существуют и не могут не существовать противоречия, опосредованные внутренними и внешними для системы факторами, отражающимися на предметной деятельности и социальном поведении человека, поскольку социально-оценочный уровень социального реагирования на информацию непосредственно связан с отношением к материальным средствам и средствам производства, с социальным статусом человека на каждом конкретном этапе его жизни.

Так, хранение и выдача принятой информации опосредуется различными конкретными для человека жизненными условиями и обстоятельствами и с той оценкой, которую предпочел сохранить, изменить, переработать в своей системе и благодаря своей системе социального реагирования на информацию конкретный человек. Принятое слово, мысль могут быть переданы адекватно, либо с другой интонацией, подтекстом, либо дополнением, изменяющим слово, мысль. Сигнал или команда влекут за собой выполнение действия, например, пуска станка, подъема крана, бросок с парашютом и т. п. На основе принятого к производству чертежа создается изделие, которое может быть изменено производящим его человеком. Каждое из этих действий опосредуется условиями, которые характеризуются временем и местом производства действия, принявшего форму передачи информации, т. е. целесообразности производства действия. Так, слово и мысль могут быть переданы с различным интервалом времени и в условиях, когда между сигналом или командой к действию и самим действием может произойти непредусмотренная задержка, изменяющая характер действия. Тем самым между приемом и передачей информации может пройти (и реально проходит) известное время, время хранения информации, которое регулируется человеком в зависимости от обстоятельств и в течение которого вырабатывается отношение человека к информации, его реагирование на нее.

Мы привели примеры взаимосвязи различных видов информации, их исходных форм и форм воплощения в относительно простой прямой связи между ее хранением и передачей. И уже в этих простых формах наблюдается как влияние социально-оценочного уровня системы социального реагирования на информацию человека и отражение как сопредельности процесса информации и реагирования на него, так и противоречие между ними.

Однако в реальной жизни эти противоречия могут принимать более отчетливый, либо более сложный и даже скрытый характер, без видимой прямой связи между хранением и передачей известной информации, т. е. меняется сопредельность процесса информации и реагирования на нее, а с ней изменяется и оценка.

Так, отношение к оплате затраченного труда, как правило, вызывает отчетливую реакцию довольства или недовольства, связанного с оценкой как самого труда, так и условий его реализации. Реагирование на оплату труда включает учет, анализ и оценку различной информации. Происходит своего рода восстановление процессов информации и реагирование на информацию, их сопредельности, тем самым социальных связей и отношений и делается оценка, регулирующая дальнейшее поведение человека и способствующая управлению социальным реагированием на информацию как самого человека, так и других систем социального реагирования на информацию, к которым он причастен в своей предметной деятельности.

При этом, на наш взгляд, механизм или процесс оценки включает моделирование отношений как одну из форм опережающего отражения. На моделирование отношений в сознании, связанным с социально-оценочным уровнем социального реагирования на информацию и тем самым сопредельностью процессов информации и социального реагирования на информацию, оказывают влияние как непосредственные обстоятельства и ситуации, так и жизненный опыт человека, связанный в определенное степени с возрастом, природными способностями и воспитанием.

Моделирование отношений обязательно имеет причинно-следственные и целевые характеристики, в которых можно выделить договорно-доверительные, приказно-исполнительские, игровые, контролируемые и случайные стороны конкретных отношений.

При этом, в связи с тем, что информация и реагирование выступают как две стороны единого процесса социального реагирования на информацию, социально-оценочный уровень способствует проявлению следующих сторон жизнедеятельности человека:

— воспроизводству социальных функций;

— присвоению социальных функций других людей (систем);

— изменениям с целью достижений новых социальных функций. Другими словами, социально-оценочный уровень социального реагирования на информацию не может не отражаться на проявлении социальных функций, и, в свою очередь, проявление социальных функций есть показатель социального реагирования на информацию, показатель "работы" системы социального реагирования на информацию человека.

Приведенная нами последовательность социальных функций под влиянием реагирования на информацию в реальной жизни постоянно меняется местами и практически социальные функции диалектически переходят одна в другую. Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.

1. Воспроизводство социальных функций, вернее, период воспроизводства социальных функций, зависит от материальных, экономических факторов, отражаемых в виде социальной информации. Как правило, при длительной неизменности экономических факторов социальная информация как бы нивелируется, перестает быть информацией, то есть новшеством, определенным реагированием и выступает в виде социальных функций, являющихся информативными для внешних по отношению к определенной системе лиц. Так на определенном этапе воспроизводятся труд, отношение к труду, получаемые блага (зарплата, материальные ценности), социальное положение, способы достижения материальных благ. Таким образом, воспроизводство социальных функций одновременно является воспроизводством социальной информации, т. е. система социального реагирования на информацию человека "работает" на сохранение своего социально-оценочного уровня.

2. Способность к присвоению социальных функций присуща любой системе социального реагирования на информацию, тем самым любому человеку. Она связана с опережающим отражением и предметной деятельностью, т. е. является составной частью управления социальным реагированием на информацию в зависимости от целей, интересов, потребностей, ситуации и обстоятельств. Уже в детстве в играх дети имитируют присвоение социальных функций. В дальнейшем это выражается в подражании, копировании, достижении целей, связанных с получением профессии, специальности. На производстве это выражается в (владении людьми различных специальностей, что позволяет заменять товарищей, либо выполнять различные работы. Эта же способность сказывается на перемещениях человека по службе. Другими словами, в жизни, в предметной деятельности поступать или делать как другой очень часто означает сделать за другого или используется за другого. Это положение, на наш взгляд, согласуется со способностью человека быть другим в разных системах, отмечаемое, например, Клаусом.

Весьма активно и отчетливо присвоение социальных функций происходит при резких социальных противоречиях, конфликтах, изменениях, революционных ситуациях.

Итак, социально-оценочный уровень социального реагирования на информацию, проявляемый в управлении социальным реагированием на информацию, связан со способностью человека встать на место другого, стать другим, исходить из тенденции другого. Естественно, эта особенность является лишь определенной частью, моментом, стороной управления, взаимодействующей с постановкой задачи, принятием решения и его выполнением.

3. Изменения с целью достижения новых социальных функций в диалектическом плане обязательно связаны с переходом количественных факторов в качественные. Здесь, однако, важное значение имеет не просто накопление социальной информации, а информативность находящихся во взаимосвязи таких сторон социальной действительности, как помощь советом и материальная помощь, собственный или сторонний анализ, обучение (самообучение), воспитание (самовоспитание), мировоззрение, идеология, политика. Эти стороны общественного сознания либо являются одновременно показателями социально-оценочного уровня, либо способствуют его формированию прежде всего с классовых позиций.

Социально-оценочный уровень приобретает форму уровня социальной ориентации, который можно также назвать мировоззренческим уровнем социального реагирования на информацию. Другими словами, социально-оценочный уровень социального реагирования на информацию, не переставая быть таковым, как бы учитывает тенденцию к социальной ориентации, определенную идеологией и мировоззрением.

Таковы, на наш взгляд, исходные моменты социально-оценочного уровня системы социального реагирования на информацию человека, который связан с формированием, управлением и развитием систем социального реагирования на информацию на основе сопредельности процессов информации и социального реагирования на информацию, тем самым особенностями, которые для выработки оценок обязательно учитывают другие уровни системы социального реагирования на информацию человека.

 

б) экономический уровень социального реагирования на информацию человека

 

Экономический уровень социального реагирования на информацию человека учитывает как экономическую информацию, циркулирующую в обществе и в конкретных условиях ее проявления, так и экономический аспект любой информации, любого дела, любых отношений, какой бы сферы или области жизни людей, человека они не касались.

Человек, с одной стороны, связан с социальной средой и психологией восприятия действительности, с другой — по возрасту, социальному положению и развитию трудовой и социальной активности весьма часто оказывается перед условиями, которые отвечают на простые системы оппозиций: "есть — нет", "можно" — нельзя", "больше — меньше", "дороже — дешевле", "соответствует качеству или количеству — не соответствует", "имею — не имею", "должен — не должен" и т. п. Для разрешения многочисленно возникающих в конкретных условиях противоречий экономический уровень социального реатрования на информацию человека преимущественно апеллирует к упорядоченным системам экономических и социальных отношений, позволяющих или не позволяющих ему изменить или сохранить свое материальное и социальное положение.

Это, как правило, системы как государственные, так и частные, способствующие финансированию, обмену, купле-продаже, оплате или вознаграждению за труд (физический или интеллектуальный оценке любого вида деятельности или его продукта. Это также неотделимые от этих систем юридические (правовые) и гражданские (национальные) традиции, формы и правила, регулирующие возможность изменения или сохранения экономического положения.

Вместе с тем, на наш взгляд, социальная среда и социальные отношения образуют для человека системы, с которыми как бы "работает" экономический уровень социального реагирования на информацию человека. Причем эти системы связаны с обыденным или практическим сознанием, выражающим отношение к отдельным позициям, фрагментам сложного целого, а также с социальным реагированием на научную и производственную информацию. Например, это системы, в основе которых лежит отношение:

* к труду, реализации своего труда, занятию: продукт или благо создается своим трудом, чужим трудом, без труда;

* к собственности — вещь, продукт, капитал, производство принадлежат мне, другому, другим, делится с другим, дается в долг, в кредит, по выигрышу, является личной, государственной, кооперативной и т. п.;

* к стоимости — соответствует возможностям, превышает возможности, связано с риском;

* к доходу — есть зарплата, нет зарплаты, зарплата устраивает — не устраивает, есть дополнительный заработок — нет дополнительного заработка, есть возможность либо способность заработать — нет возможности либо способности заработать;

* к принятым нормам, показателям и их изменениям;

* к расценкам района, региона, страны, мировым;

* к оценке и условиям организации труда и отдыха на производстве, системе производств, в целом по стране, в мировой практике;

* к социальным системам распределения благ и доходов: банкам (сбербанкам), инвестиционным фондам, тиражам, акциям, страховым компаниям и агентствам, бытовым услугам, туристическим, культурно-просветительным и подобным организациям;

* к социальным системам, обеспечивающим жизненный уровень в комплексе: наличие работы и ее оплаты, наличие жилья и его удобств, бытовых и социальных услуг, наличие товаров и возможности их приобретения, наличие культурных (научных) и духовных организаций в районе, регионе, стране, мире;

* к условиям предоставления благ и доходов государственными, общественными, производственными, кооперативными системами в районе, регионе, стране, мире;

* к научной, экономической и производственной информации, отражающей положение на производстве, в отраслевой системе, в регионе, стране, мире;

* к научной, экономической и производственной информации, отражающей выпуск конкретной продукции в районе, регионе, стране, мире;

* к системам по организации и управлению экономикой в районе, регионе, стране, в мировой практике.

 

Весьма характерна для экономического уровня социального реагирования на информацию человека: способность адаптации или неадаптации к социальной среде, включающей возможность перехода в оценках в системе "оцениваю сам — как другой (другие) — как все"; апелляция к социальным отношениям в целом, поскольку данный уровень постоянно учитывает и сопоставляет экономические факторы, отличительные особенности и условия различных сторон действительности и своего материального положения с учетом, разумеется, места, занимаемого в обществе. целей, интересов и потребностей.

 

в) политический уровень социального реагирования на информацию человека

 

Политический уровень социального реагирования на информацию человека учитывает информацию, которая регулирует поведение человека в связи с достижением целей, связанных с предметной, в том числе социально-бытовой, производственной, общественной, творческой, государственной и другой деятельностью, учитывающей, в свою очередь, материальные, экономические и духовные потребности самого человека, его окружение (семьи, коллектива), гражданскую, административную, в целом государственную и политическую системы общества (системы управления и организации). Например, Э. Шпрангер определяет политическую ориентацию личности как способность и стремление "делать собственную ценностную направленность ведущим мотивом других людей"(22).

Для данного уровня представляют значение способности, характеристики и связи личные (свои), окружения, коллектива, гражданской, административной и политической системы в целом, особенности, в том числе социально-психологические, идеологические, классовые и т. д., связанные с социальным размежеванием, либо согласием (неустойчивостью, колебанием, неопределенностью в решениях, мнениях) отдельных людей, групп, коллективов и слоев населения, позиций, наций, национальностей и народов, формы гражданской, административной, государственной и иной деятельности, в том числе формы угнетения и насилия; резкие, т. е. конфликтные ситуации и войны; способности других систем (физические, материальные, интеллектуальные, творческие) в достижении аналогичных или иных (противоположных) целей.

Политический уровень социального реагирования на информацию человека направлен на достижение успехов для себя, для себя и других, для общества и страны, для народов всего мира, апеллирует к особенностям внутренней и внешней политики государства и является, как правило, концентрированным выражением социального положения, идеологии, мировоззрения, патриотизма, воспитания и образования человека.

Тем самым политика при ее проведении характеризуется социальными и личностными особенностями самого человека. Отсюда значение, которое придается обмену информацией с другими системами социального реагирования, получению информации от известных или предполагаемых источников информации и значение, которое придается самим источником информации и форме ее передачи. Это объясняется тем обстоятельством, что человек ежедневно проводит не только "большую" производственную, государственную, общественную политику, но и в значительной степени "малую" личную, семейную, групповую. Отсюда роль и значение ряда факторов, этапов, которые учитываются политическим уровнем социального реагирования на информацию человека в зависимости от целей, условий и обстоятельств.

Рассмотрим, например, такие, как фактор времени и момента, фактор социальной (политической) обстановки, фактор стратегии и тактики.

Фактор времени и момента связан с осознанным или неосознанным, т. е. отчетливо сформулированным или неявно проявляемым отношением к условию: целесообразно ли, можно ли, необходимо ли сохранить или исправить прошлое, либо, соответственно, настоящее? Какой видится перспектива или будущее как результат этапа в достижении цели?

Это означает, что проявляется особенность учета или пренебрежения связью времен и имеет место диалектика цели и будущего, поскольку постановка цели — это всегда ориентация на будущее, близкое или далекое. Тем самым практически постоянно появляется потребность в информации, получаемой и хранимой в том виде, с каким происходит реагирование при приеме информации, и передаваемой в том виде, с каким в определенный момент происходит передача или создание новой информации, отражающей диалектическую связь и таких, в частности, сторон практической деятельности, связанных с ориентацией на будущее, как планирование, прогнозирование, программирование, т. е. расчетами, намерениями, действиями, операциями как этапами достижения цели.

Фактор социальной (политической) обстановки.

Данный фактор, как правило, связан с информацией и реагированием на нее, в которых учитываются: "расстановка сил" (лиц, организаций, партий, союзов и т. д.), с помощью которых можно достичь цели; значимость предпринимаемых действий для личных, общественных, государственных, производственных и т. п. отношений; отношение к способности выполнить обязательство, установку, предписание, соглашение, договор, план, программу и т. п.; значение отношения других или заинтересованных лиц, групп, коллективов, государств, союзов — к ценностям, интересам, потребностям, связанных с достижением цели; предсказуемость или непредсказуемость поведения отдельных лиц, групп, систем.

Фактор стратегии и тактики связан с необходимостью выполнения обязательств, установок, предписаний, соглашений, договоров, планов, программ и т. п., имеющих личную, общественную, государственную, производственную и т. п. значимость. При этом явно или неявно учитываются моральные, психологические, социальные убеждения, установки, нормы, мнения, характер отношений (дружественный, конфликтный и т. п.).

Особенностями, в частности, являются: анализ целей (в науке — построение дерева целей), методов (способов) и средств их достижения; сохранение, проведение в жизнь или изменение у человека, группы, коллектива, общества принятых установок, таких как идеологические, мировоззренческие, экономические, социальные (бытовые), патриотические, культурные, религиозные, управленческие, административные, научные, гражданские, технические, правовые.

На практике эти особенности реализуются в двух общественных формах: в форме прямого, честного, непосредственного, открытого, откровенного отношения (разговора, поведения, поступка, дела и т. п.), а также в форме "игры", что допускает подмену одной информации другой, выявление или создание условий с помощью информации (истинной или ложной), реагирование на которую способствует достижению цели.

Однако именно потому, что эта "игра" проявляется многократно в отношениях между людьми, она служит естественной основой определенных и вместе с тем уже вполне серьезных политических тенденций, позиций, получивших название "манипулирование сознанием". Манипулирование сознанием, как правило, связано с использованием информации в самых различных ее формах в целях пропаганды убеждений, взглядов, идеологий, мировоззрения. С этой точки зрения манипулирование сознанием было, есть и будет в человеческом обществе как связанное с социальным реагированием на информацию и являющееся ярким примером как индивидуального, так и коллективного реагирования — вне зависимости от характера информации — истинной или ложной.

Другое дело, что манипулирование сознанием приобрело уничижительный оттенок, поскольку в порядке обратной связи от возможного или конкретного изменения взглядов, стиля поведения, политики определенных субъектов общества внимание акцентируется на источнике той или иной социальной информации и выявлении истинных целей, с которыми была порождена данная информация.

 

 

г) культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека

 

 

Под культурным уровнем системы социального реагирования на информацию человека мы понимаем уровень духовной связи человека с ценностями человеческой культуры и информацией об этих ценностях. Особенностью информации о ценностях человеческой культуры является то, что она может возникнуть только под влиянием социального реагирования, формируя и, соответственно, испытывая влияние культурного уровня системы социального реагирования на информацию человека.

Рассмотрим ряд взаимосвязанных сторон культурного уровня данной системы, которые, на наш взгляд, отражают в определенной степени его работу, а именно: понимание культуры и культурных ценностей; влияние диалектических связей и противоречий при оценке культуры и культурных ценностей.

Понимание культуры и культурных ценностей формируется у человека под влиянием воспитания и образования, жизненного опыта, традиций. В зависимости от условий жизни и способностей человека это понимание, с одной стороны, органически включается в его образ жизни, поведение, привычки, с другой — формирует мировоззрение, цели и потребности в достижении известного уровня культуры и соответствующих ценностей, с третьей — служит условием познания и создания новых ценностей.

Вместе с тем понимание культуры и культурных ценностей формируется в диалектических противоречиях с социальными условиями и жизненными процессами, тем самым в зависимости от конкретных условий обитания и социальной среды, от степени участия в общественном производстве, распределении и получении общественных благ, от способностей выразить отношение к окружающей действительности и своему внутреннему миру и от развития этих способностей.

Культура, несмотря на обширный и глубокий объем данного понятия, всегда конкретна. Другими словами, всегда конкретны проявления культуры, потому что конкретны условия и обстоятельства проявления (выраженные в понимании и поведении) социального реагирования на информацию. И здесь культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека содействует тому, что отношение к ценностям способствует созданию культуры, а отношение к культуре — созданию, сохранению и использованию ценностей.

Рассмотрим влияние диалектических связей и противоречий, при оценке культуры и культурных ценностей.

Культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека способен к развитию либо деградации в зависимости от условий и обстоятельств, главным образом от степени приобщения к культуре, культурным ценностям.

Как правило, культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека испытывает или оказывает влияние и тем самым учитывает противоречия следующих сторон культуры: культуры производства, культуры общения, культуры речи, культуры поведения, культуры быта. Каждый из этих видов культуры благодаря своей социальной значимости как сторон самого жизненного процесса постоянно и требовательно вызывает особое отношение, связанное с конкретным взаимодействием реагирующих систем. При этом каждый вид культуры либо обладает информативностью, либо служит основанием для получения информации и реагирования на нее. И здесь диалектические связи и противоречия являются не только закономерным, но и единственно необходимым условием для оценки той или иной культуры и культурных ценностей.

Например, если под культурой производства понимать условия качественного изготовления требуемой продукции, то это, прежде всего, умелое использование необходимой техники и технологии се изготовления при наличии исходного материала. С культурой производства связаны: уровень подготовки кадров, уровень организации и управления, а также противоречия как между этими уровнями, так и условиями развития производства, отражаемые в различных видах социальной информации и реагирования на нее.

Культура общения исторически связана с развитием семенных, родовых, племенных и государственных отношений, тем самым с развитием труда, средств труда, с развитием языка (языков), следовательно, с развитием культуры и культурных ценностей и информации о них, с развитием средств связи и средств информации. Тем самым вырабатывались две формы общения — непосредственная и опосредованная с помощью средств связи н систем социального реагирования на информацию, в качестве которых может выступить человек, группа, коллектив, любое производственное или административное подразделение.

Противоречия между непосредственной и опосредованной формой общения в значительной степени определяются классовой принадлежностью, либо принадлежностью к определенному общественному слою и традициям. В условиях производства культура общения сказывается на управлении, микроклимате в коллективе, чувстве товарищества, на своевременности и понимании передаваемой информации.

 

Культура речи достигается последовательно воспитанием, образованием и практикой и во многом зависит от индивидуальных способностей человека. Вместе с тем исторически, с развитием языка, а затем и письменности формируются два внешних вида речи: устная и письменная, а также внутренняя речь, связанная непосредственно с мышлением и сознанием. Противоречия между этими видами речи весьма заметны в современную нам эпоху благодаря необходимости многократного перехода с одного вида на другой в общественной и производственной жизни и для передачи необходимой информации. Производство пользуется во многих случаях строго отработанной терминологией и пониманием инфраструктуры производства и производственных процессов. Поэтому производственные отношения невозможны без знаний терминологии, отражающей знание производства. Противоречия, связанные с культурой речи, как отражающие знания производства, способны влиять на производство и производственные процессы.

Культура поведения зависит от воспитания и образования и соответствия принятым нормам поведения в различных производственных и общественных условиях, включает поступки, действия и конкретную деятельность человека в зависимости от получаемой информации и в целом отражает его отношение к культуре и культурным ценностям, тем самым его собственную культуру.

Культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека регулирует и контролирует поведение человека своей системы и поведение других систем в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, временного интервала или срока необходимости изменить или адаптироваться к другим системам социального реагирования на информацию. Культура поведения в условиях производства зависит прежде всего от трудовой дисциплины, трудовой и социальной активности. Противоречия, связанные с культурой поведения, прямым образом сказываются на технологическом процессе и производительности труда.

Культура быта, как хорошо известно, это многообразная гамма народных и социальных особенностей, традиций и увлечений, в том числе модой, зависимых от конкретных материальных условий существования людей. Богатство, бедность, сносное существование, достаток — понятия, связанные не только с материальным различием, но и с культурой быта и отражаемые культурой быта.

Культурный уровень социального реагирования на информацию человека, с одной стороны, фиксирует многообразие, представление о многообразии и возможность создания многообразия особенностей культуры быта, с другой — имеют место стереотипы, нормы, типовые характеристики, ограничивающие эти представления определенными условиями, информативность которых длительное время соответствует их знанию, т. е. остается без изменения. К таким условиям относятся: типовые строения (жилье), ведение домашнего хозяйства, бытовое обслуживание, сложившиеся формы проведения досуга. Вместе с тем эти нормы постоянно находятся в единстве и противоречии с трудовой деятельностью, связанной с культурой быта: особенностями ведения домашнего хозяйства в городе и на селе, пользования транспортом, условиями приобретения и обмена товарами вообще, тем самым выражая отношение к культуре и культурным ценностям. В более конкретном плане это отношение связано с наличием и возможностью использования объектов культуры: парков, музеев, выставок, театров, кино, дворцов и домов культуры, средств массовой информации, с проявлением самодеятельного творчества.

Определенный цикл связей и противоречий, на наш взгляд, относится непосредственно к особенностям создания культуры и культурных ценностей. Как правило, эти особенности связаны с познанием и воспроизведением окружающей действительности и внутреннего мира человека, с выявлением и использованием законов природы и общества, законов диалектики, характеризующих борьбу старого и нового, отживающего и нарождающегося, связь и противоречия между природой и обществом.

При этом общественная практика в качестве основных сфер создания культуры и культурных ценностей рассматривает такие формы общественного бытия и сознания, как наука, техника, искусство, литература и философия, их взаимосвязь и взаимовлияние. Так, показ науки — искусство, развитие же искусства нуждается в науке и технике. Характерна также взаимосвязь искусства, литературы и науки.

Общее, что объединяет эти сферы создания культуры и культурных ценностей, это выявление и развитие соответствующих способностей человека с обязательным условием саморазвития, творчества. Вместе с тем каждая из этих сфер обладает внутренними и внешними сторонами, особенностями развития, взаимосвязь и противоречия между которыми точно так же, как их взаимосвязь между собой, фиксируется культурным уровнем системы социального реагирования на информацию человека.

Наука как сфера создания культуры и культурных ценностей на современном этапе развития общества неотделима от условий научно-технического прогресса, где ей принадлежит ведущая роль в определении путей и условий развития человеческого общества. Ценностями науки являются научные знания и информация о них, которые дают основание для создания научных теории, концепций, выработки взглядов и мнений.

Культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека практически непрерывно контролирует соответствие теорий, концепций, взглядов, мнений и информации о них практике и логике развития самой науки. Наука обобщает данные исследования по естественным, техническим и общественным дисциплинам на каждом конкретном этапе р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: