ОБ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ НА ИНФОРМАЦИЮ




 

 

Отдельные аспекты управления социальным реагированием на информацию, на наш взгляд, можно обнаружить в современной научной литературе, и, что весьма важно, они характерно представлены на практике и как выражение классовых противоречий, и как средство достижения целей в процессе общественного развития.

В известной работе В. Г. Афанасьева "Социальная информация и управление обществом" можно различить ряд основных взаимосвязанных уровней управления обществом, а именно: человек, системы и организации, государство и общество. Управлению в определенном отношении подчиняется производство социальной информации и ее переработка, требования различных систем к социальной информации (и тем самым естественное несовпадение этих требований в зависимости от характера системы) и требования к стандартизации и унификации определенных видов социальной информации, как связанных с определенными процессами развития научно-технического прогресса, наконец, требования к системам и социальной информации, создающих условия для дальнейшего общественного развития, включая формирование гармонически развитой личности. В целом "управление обществом неотделимо от непрерывного процесса производства и воспроизводства социальной информации". При этом "управление — непрерывно осуществляющийся процесс целесообразного воздействия на систему".

 

Автор рассматривает роль информации в управлении обществом, что, так или иначе проливает свет и на особенности управления социальным реагированием на информацию.

Это и требования к системам, взаимодействующим в порядке субъектно-объектной связи для достижения цели, и требования к социальной информации, такие как классовый подход к ее анализу и оценке, и соответствие информации компетентности, полномочиями субъекта управления, который ее использует, и выявление информационного содержания решений, особенности информационного обеспечения решений, причем решение рассматривается как сгусток информации, специально собранной, проанализированной и переработанной субъектом управления.

Упомянутые стороны управления общественными процессами на основе социальной информации и условий ее переработки весьма важны, и, естественно, в различных формах проявляются в управлении социальным реагированием на информацию, в частности, в форме общественного мнения. Хорошей иллюстрацией в этом плане, показывающей роль информации в формировании общественного мнения, постановке задач и методические этапы осуществления конкретных управленческих действий, связанных с государственными и общественными условиями социального реагирования, является книга Д. Ганчева "Изучение и формирование общественного мнения".

К этой работе примыкает труд В. Б. Житенева "Общественное мнение в социальном управлении". Автор, ссылаясь на работу В. Г. Афанасьева "Человек в управлении обществом", подчеркивает, что "...общественное мнение как специфическая реакция социальных общностей на действия субъекта управления и изменение условий функционирования всей системы способно:

— побудить субъект управления принять то или иное решение в интересах социальных общностей;

— выступить источником важной социальной информации для подготовки и принятия решения;

— заставить скорректировать и даже отменить принятое решение, помочь выбрать из нескольких вариантов решений оптимальное;

— ускорить, облегчить реализацию решений или воспрепятствовать их осуществлению, если действия субъекта управления не обоснованы с точки зрения общественности или не поняты ею;

— научить людей сделать сверх решения, проявить инициативу и самостоятельность при его реализации".

Однако хорошо известно, что социальное развитие не является гладкой дорогой на определенном этапе. Управление социальным реагированием на информацию перестало совпадать с интересами основной массы населения и этим видом управления могли пользоваться в целях, далеких от декларативных заявлений. Другими словами, в период застоя управлению социальным реагированием на информацию либо не придавалось должного значения, либо оно использовалось в интересах, несовместимых с демократией и социальной справедливостью. А это, в свою очередь, означает, что в интересах развития общества и государства нельзя пренебрегать особенностями управления, связанными с социальным реагированием на информацию.

Рассмотрим некоторые особенности управления социальным реагированием на информацию, ряд общих концептуальных и функциональных моментов.

1. Управление социальным реагированием на информацию связано с основной особенностью социальной информации, а именно с тем, что она в самой себе содержит свое противоречие — реагирование на информацию. Практически информация и реагирование на нее формируют управление социальным реагированием на информацию, т. е. происходит процесс, который принимает характер отношения к воспринимаемой и передаваемой информации.

2. Управление социальным реагированием на информацию происходит в системах социального реагирования на информацию. Для нормального функционирования система социального реагирования на информацию должна совпадать с конкретной социальной системой. Другими словами, на достижение цели при управлении можно рассчитывать только при определенных условиях совпадения отдельных сторон социальной системы и системы социального реагирования на информацию. Поэтому каждая социальная система стремится к, своего рода, "унификации" социального реагирования на информацию в своей системе.

Это также означает, что управление системой другими системами или их иерархиями связано с преодолением противоречий между характерными особенностями конкретных систем социального реагирования на информацию, при взаимодействии которых в процессе предметной деятельности и во взаимосвязи с формами общественного сознания достигается вовлечение информации в социальную сферу, а с ней вместе реализуются управленческие действия, отражающие жизненные интересы определенных социальных систем, а также их культуру, мораль и идеологию.

Вместе с тем с особенностями преодоления возможных по условиям развития и общения противоречий систем социального реагирования на информацию связана, на наш взгляд, одна из сторон предметной деятельности людей — вызывать необходимое целенаправленное реагирование конкретной системы (систем) посредством конкретных действий (слов, поступков), либо конкретных видов деятельности (систем воспитания и образования, пропаганды, демонстраций, выставок, рекламы и т. п.). Как правило, данная сторона управления связана с условием изменить состояние или отношение реагирующей системы и получить данные о результатах реагирования. Бесконечно многообразные формы и средства воздействия одних систем на другие, от вежливых слов до грубых физических методов насилия, отражают различные полюсы и уровни культуры, духовные миры, общественные порядки и их извращения, борьбу добра и зла, в конечном счете — классовую борьбу социальных систем.

На наш взгляд, целесообразно различать следующие стороны управления социальным реагированием на информацию: управление; самоуправление; взаимоуправление.

Управление социальным реагированием на информацию различается:

— по формам и содержанию предметной деятельности и ее особенностей, основными из которых являются: а) производственная; б) общественная; в) обычаи и традиции, их взаимосвязь и различия;

— по условиям социальной оценки и целевым установкам: а) вызвать реагирование другой системы (других систем); б) направить реагирование этой системы (этих систем); в) прекратить или изменить характер реагирования другой системы (других систем);

— по исходной социальной информации:

а) строго с конкретными (реальными) данными (фактами); б) на основе интерпретации (либо фальсификации) данных (фактов) — волевое управление; управление ради управления, выдавая желаемое за действительное; управление вопреки данным (фактам).

Хорошо известно, что на практике достигается высокая сочетаемость и вариабельность этих различий. Эти же различия отражают противоречия, связанные с диалектикой развития самого процесса социального реагирования на информацию.

Вместе с тем в зависимости от условий воспроизводится сочетание управляющей и управляемой систем. Особенность подобного сочетания связана с тем, что управляющая система стремится быть такой, какой она желает себя видеть, либо какой ее хотят видеть другие. Поэтому для достижения результата воздействия на управляемую систему управляющая система (субъект управления) показывает (либо вынуждена показывать) свое отношение к информации.

Каждая управляющая система стремится к достижению цели и сохранению своего "лица". Поэтому способность к управлению социальным реагированием на информацию зависит не только и не столько от занимаемого социального положения, сколько от способности учитывать особенности социального реагирования на информацию других систем и подсистем в связи с особенностями предметной (трудовой) деятельности и конкретными условиями развития и политики на этой основе, с одной стороны, от мировоззрения, идеологии и нравственных критериев — с другой.

Эта способность при всех других условиях связана: с необходимостью учитывать и принимать решения в связи с антагонистическими и неантагонистическими противоречиями; стремлением управлять воспроизводимым по условиям развития циклом от незнания к знанию, от абстрактного к конкретному, связанному с получением социальной информации и реагированием на нее, и, соответственно, способностью человека (людей) переходить из одной системы социального реагирования на информацию в другую; стремлением в своих интересах использовать и формировать социальную память.

Управление учитывает признаки самоуправления и взаимоуправления.

Самоуправление социальным реагированием на информацию непосредственно связано с характерными особенностями конкретной системы социального реагирования на информацию и происходит на основе влияния внешних и внутренних для данной системы уровней социального реагирования на информацию.

Следует подчеркнуть, что самоуправление как термин в современных условиях связан с характеристикой не только человека, но и структурных подразделений общественных, производственных и государственных систем, формирования которых возникают, исчезают, изменяются в зависимости от экономических, политических, культурных потребностей в развитии общества и которые за период живого цикла своего существования обладают внутренней иерархией управления. В этом плане - самоуправление, для всех других социальных образований, кроме человека, включает, как правило, постоянное сочетание самоуправления, управления и взаимоуправления социальным реагированием на информацию, ибо в социуме, в строгом смысле, самоуправлением обладает только человек.

Как следует из рассмотрения уровней социального реагирования на информацию человека, для самоуправления характерны:

— сопредельность процессов информации и социального реагирования на информацию;

— связь производства социальных функций с воспроизводством социальной информации;

— способность к присвоению социальных функций других людей (систем);

— временные интервалы, связанные с диалектикой понимания и реагирования;

— способность удовлетворительно либо адекватно оценивать условия окружающей действительности, социального положения, ситуации, характера деятельности и т. п.

Все эти стороны в той или иной степени проявляются или влияют на: способность человека переходить от одной системы социального реагирования на информацию к другой и из одной системы социального реагирования на информацию в другую; на диалектику контакта и контактирующих систем; на выбор средств для осуществления принятого решения, связанного с контактом, либо переходом, либо с тем и другим вместе.

На наш взгляд, чередование особенностей предметной (трудовой) деятельности: контакты с людьми, знакомство с людьми и их формированиями, изучение, исследование объекта (объектов) или производство определенного изделия (предметов), проявление интересов и связанных с ними отношений, постановка целей и условия их осуществления и многое другое, что делает жизнь человека многогранной, связанной тысячью нитей с особенностями окружающей действительности, было бы невозможно без способности человека переходить от одной системы социального реагирования к другой и из одной системы социального реагирования на информацию в другую. Краткий анализ этой способности мы начнем с последней составляющей.

Другая система социального реагирования на информацию "подстерегает" человека не только на довольно отчетливых этапах его жизни, как, например, знакомство с детским садом, школой, институтом, местом работы и т. п. В процессе контактов с людьми и источниками информации, в планировании своей деятельности и постановке целей человек принимает, отвергает, либо выбирает себе систему (системы), т. е. постоянно сопоставляет, выносит суждения, даст оценку и себе и окружающим его реальным системам, лицам, организациям, учреждениям, обществам не только по их предметным функциональным особенностям, но и как системам социального реагирования на информацию, с которыми он, человек, в настоящем или будущем намерен или не намерен общаться, иметь дело или связывать свои интересы (судьбу). Ибо он сознает, что его социальное реагирование на информацию в этих условиях соответствует, будет или не будет соответствовать контактирующей системе социального реагирования на информацию.

Отсюда, на наш взгляд, человек учитывает, что при самоуправлении социальным реагированием на информацию для условия контакта и перехода из одной системы в другую:

переход связан с необходимостью сохранения своей системы;

переход влечет изменение своей системы;

переход повлияет или не повлияет на изменение другой системы (других систем);

Для самоуправления социальным реагированием на информацию конкретная система связывает знание, либо представление о других системах социального реагирования на информацию с реальным (отражаемым) состоянием и движением (развитием) этих систем и их пониманием.

Переход из одной системы социального реагирования на информацию может быть результатом контакта между системами, В свою очередь и контакт может закономерно явиться производным от перехода из одной системы в другую. Таким образом, реагирование на информацию при самоуправлении определяется особенностями контакта и контактирующих систем, противоречиями, развитием, в конечном счете, диалектикой контакта и контактирующих систем. При этом можно систематизировать ряд условий, связанных с переходом из одной системы социального реагирования на информацию в другую.

Переход может: носить поверхностный, формальный, контактный характер, и в этом смысле он не обладает определенной полнотой связи с другой системой. Переход в другую систему затруднен отсутствием знаний, либо компетентности, необходимых для такого перехода; переход в другую систему осуществляется легко, благодаря знаниям, компетентности, опыту, либо способностям, либо тем и другим вместе.

Наконец, для самоуправления социальным реагированием на информацию как разновидности управления этой стороной деятельности в социуме постоянно имеет значение то, что принимаемое по условиям и обстоятельствам, в частности от контактов, решение может выступать и как момент социального реагирования на информацию, и как условие достижения цели, например, при переходе из одной системы социального реагирования на информацию в другую.

Последнее, в свою очередь, связано с выбором средств и методов, регулируемых по условиям и обстоятельствам системами социального реагирования на информацию. Тем самым средства и методы достижения цели должны соответствовать или быть понятными контактирующим системам.

Взаимоуправление связано с решением проблем, задач и вопросов бытия на основе групповых или коллективных мнений, решений и суждений. Другими словами, общее мнение, решение или суждение должно исходить как минимум от двух людей, в нашем рассмотрении — от двух систем социального реагирования на информацию.

Взаимоуправление — древнейший способ решения общественных, в том числе государственных и производственных проблем. При этом значение данного способа со временем, как показало историческое развитие, приобретает все большую остроту и практическую необходимость в связи с демократическим и социальным развитием.

В современных условиях взаимоуправление опосредует все виды деятельности и находится в диалектическом единстве и противоречии с самоуправлением. Так, например, инициатива должна быть поддержана для ее реализации, решение, даже если его принимает одно лицо, является результатом выбора и влияния информации, высказанной группой или коллективом людей.

К взаимоуправлению мы можем отнести все формы совместного между людьми решения проблем: собрания, советы, совещания, конференции, коллоквиумы и т. п.

Особенностью взаимоуправления является не только взаимный результат или решение, но, главным образом, зависимость от этого результата или решения. Именно эта зависимость опосредует дальнейшие действия и влияет на социальное реагирование систем, на гармонию, согласие, взаимосвязь, с одной стороны, противоречия — с другой, между личным и общественным, на связь между словом и делом, оценки нравственного и безнравственного, дозволенного и противоправного.

Таковы в основных чертах составляющие управления социальным реагированием на информацию в обществе.

 

 

* * *

 

 

В рассмотренной работе мы исходили из того общепризнанного факта, что современный человек живет в своеобразном мире информации, непосредственно связанном с восприятием окружающей действительности и своего внутреннего мира, с знанием, познанием, опытом и деятельностью субъектов действия. Но это также означает, что человек, благодаря сознанию и мышлению, способен "видеть" и "сознавать" мир информации целиком, либо в его отдельных частях, аспектах, фрагментах, условиях, ситуациях, как это происходит с отношением к предметам и явлениям окружающей действительности.

 

Происходит непрерывный с точки зрения явления как такового и дискретный с точки зрения проявления процесс органического сопряжения, совмещения отношения к информации с жизненным процессом, включающим деятельность человека и его образований. Будучи в мире информации, обращаясь к информации, передаваемой предметами и явлениями окружающей действительности, человек тем самым выражает свое отношение к этим предметам и явлениям. Это отношение к информации, выделение ее как информации, заставляющей ориентировать свою деятельность в конкретной совокупности предметов и явлений действительности, условиях и ситуациях, есть реагирование на информацию в условиях социума.

В том, что реагирование органически связано с информацией, в том числе с социальной информацией, а реагирование на информацию — органическое условие развития общества — эти моменты становились все более явными, благодаря развитию таких научных дисциплин, связанных с информацией, какими являются кибернетика, информатика (информалогия), теория систем, социальная и инженерная психология, а также (и это не в последнюю очередь) философское осмысление проблем и вопросов информационной науки.

Важно подчеркнуть, что возможность определенного решения проблемы связано, в первую очередь, с использованием диалектического метода и системного подхода, которыми мы руководствовались при исследовании. Подобный подход вызван тем обстоятельством, что реагирование, а в условиях социума — социальное реагирование на информацию, органически связано с формированием информации в индивидуальном и общественном сознании.

Исследование показало, что информация, как передаваемое по обстоятельствам содержание работы сознания и мышления, отражает особенности окружающей действительности и внутреннего мира субъекта и отношение к ним. Тем самым в информацию, а более конкретно — в социальную информацию закладываются особенности социального реагирования, проявляемые в таких разновидностях социальной действительности, как общение, речь, письмо, поступок, поведение, предметная деятельность как таковая. Таким образом, социальная информация является показателем социального реагирования на информацию и, наоборот, социальное реагирование на информацию воспринимается как информация.

Основные особенности этих проявлений — особенности внутреннего и внешнего, включающие внутренние и внешние проявления процесса социального реагирования на информацию и управление ими. Таким образом, взаимосвязь внешнего и внутреннего характеризует как социальную информацию, так и социальное реагирование на информацию.

В работе показана связь процесса социального реагирования на информацию с кибернетическим и социальным информационными процессами и сделана попытка показать в первом приближении систему социального реагирования на информацию человека. Эта весьма сложная проблема оказалась "податливой", благодаря вышеизложенному пониманию социального реагирования на информацию.

При выполнении данной работы были использованы теоретические положения и взгляды философов, кибернетиков, социологов, психологов, специалистов в области информации, выявлены подходы и вклад отдельных специалистов в данную проблематику.

Работа может иметь применение как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях и в практической деятельности вообще, так как акцентирует внимание на более сознательном отношении к информации и ее использованию с помощью самоуправления и управления социальным реагированием на информацию, т. е. позволяет учитывать в самопознании, самоуправлении и управлении особенности социального реагирования на информацию, тем самым в организации и управлении производством, наукой и культурой, в том числе средствами массовой информации и отраслевыми системами информации. В целом научная разработка характерных особенностей социального реагирования на информацию может, по нашему мнению, способствовать более целенаправленному и эффективному использованию социальной информации.

Наконец, и это, пожалуй, самое важное, хотелось бы отметить следующее. Как показывает ход событий, социальное реагирование на информацию оказывает непосредственное воздействие на любом уровне социальной структуры и социальных изменений. Поэтому, на наш взгляд, актуальность тематики связана в первую очередь с возможностью использования теоретических положений данной работы для их практического использования в области научного управления процессами социального реагирования на информацию в общественных, производственных и государственных целях с учетом взаимодействия социальных структур различных уровней.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 

Глава I Реагирование на информацию а природа и обществе

 

1 Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике.-М., 1963.—С 668.

2 См.: Урсул А Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М.: Наука, 1975.—С. 11—31.

3 См., например: Yuexiao Z. Definitions and Sciences of information. Inf. Processs and Manag. 1988—24. № 4. Р. 479—491; Debons А, Ноrne E, Cronenweth S. Information Science: an integrated view. G. K. Hall and Со., Boston (Massach). 1988. Р. 157—164.

4 Блюменау Д И. Информация: миф 'или реальность (о состоянии понятий "знание" и "социальная информация").—НТИ-—Серия 2. — 1988. — № 2. С. 2.

5 Там же.— С. 3.

6 У крайние* Б. С Информация и отражение. Вопросы философии.—1963.— № 2.— С. 27.

7 См.: там же.—С. 36.

8. Тюхтин В. С. Теория отражения в свете современной науки. М., 1971.— С. 17.

9 Микулинский С. Р., Ярошевский М. Г. Восприятие открытия как наукоаед-

ческая проблема.— Сб.: Научное открытие и его восприятие. М., 1971. С 6.

10 Винер Я. Кибернетика и общество. М., 1958.—С. 39.

11 Гршикин И. И. Понятие информации. М.: Наука.—1973.—С. 159. 12. Там же.

 

13 См.: Берг А. И. Философские проблемы кибернетики. М., 1961. С. 155—156.

14 См.: Фияшгьев Ю. А. Сигналы эстетической информации. 1С, 1971.

15 См.: Роэенолют А., Винер Н. и Бигелоу Д. Поведение, целенаправленность и телеология. М., 1958.—С. 285—295.

16 Винер И. Кибернетика и общество. М., 1958.— С. 39.

17 Винер Н. Новые главы кибернетики. М., 1963.-Г-С 13, 20.

18 См.: Кремянский В. И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М.: Наука.—1977.—С. 127, 174, 240.

19 См.: Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1963. Его же: Philosophy of the Act. University of Chicago Press, 1938. Parsons Т, The Social System. N. Y. 1951. Вlumer H. Symbolic interactionism. Perspective and method. "Prentice Hall. Englewood Chifs Inc. N. I. 1969. Р. 7, 92.

20 См.: Shutz А. The Phenomenology of the Social World. 1972.

21 Рубинштейн С Л. Принципы и пути развития психологии.— С 254.

22 Там же.

23 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения, М.: Наука.— 1977.

24 Из рукописи К. Маркса "Критика политической экономии".— Вопросы философии.— 1964.— N5 7.— С. 120.

25 Украинцев Б. С. Процессы самоуправления к причинность. Вопросы философии.— 1968.— N8 4.— С. 44.

26 Бокарев В. С. Человеческая деятельность и диалектика развития по—гид "управление". В сб.: Кибернетика и управление. М.: Наука— 1978.— С- 64—82, 21, 73.

27 Земан И. Познание и информация. Гносеологические проблемы кибернетики. М.: Прогресс— 1966.— С. 134.

28 Там же.—С 130.

29 Афанасьев В. Г., Урсул А. Д. Социальная информация. Вопросы философии.— 1974.— № 10— С 64.

30 Там же.— С. 70—73.

31 См.: Вопросы философии.—1985.—№ 12.—С. 66; 1986.- № 8.— С. Я.

32 Микулинский С. Р. Некоторые проблемы организации научной деятельности и ее изучение в сб.: Организация научной деятельности. М.: Наука— 1968.— С. 145.

33 Хурсин Л. А. Свободная информация общественной системы.— НТИ— Серия 2.—197' № 3.—С. 12.

 

34 Новейшие тенденции в организации управления крупнейшими фирмами в США. М.: Наука— 1966.— С. 138.

 

Глава II Системный подход к социальному реагированию вя информацию

 

1 Винер Я. Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее. М.: Советское радио,— 1969.— С 17.

2 Винер Я. Кибернетика и общество.— С 128.

3 См.: Клаус /V Кибернетика и общество. М.: Прогресс.— 1967.—С 90—91.

4 См.: Греневский Г. Кибернетика без математики. Советское радио. М.— 1964.—С. 7.

5 Жуков И. И. Информация. Минск.— 1966.— С 118.

6 Эшби У Р. Введение в кибернетику. М.— 1960.— С 14.

7 Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.— 1911.— С 32.

8 Там же.— С. 36.

9 См.: Lautre Е. Information documentaire at enterprise. Documentaliste. 1989. 26 — № 2. Р. 65—69.

 

10 Шрейдер О. А. Социальные аспекты информатики.— НТИ.— Серия 2.— 1989.—№ 1. С. 6,7.

11 Вовганыч С И. Человеческий фактор в ускорении научно-технического прогресса: разработка информационной концепции.—НТИ.— Серия 1.— 1988.— № 1.— С 5.

12 См.: Гусев С С, Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М.: 1988.— С. 59.

13 Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.— 1986.— С 106.

14 См.: Коготков С. Д. Формирования информационных потребностей.— НТИ.—Серия 2.—1986 —№ 2 —С. 1—6.

15 Евтюхина Е. А. Проблема информационной потребности субъекта.— НТИ Серия 2.- 1989.— № 6.— С. 3.

16 Урсул А. Д. Развитие информатики и информатизации общества. Вопросы методологии.—НТИ.—Серия 1.—1989.—№ 1.—С. 4.

17 См.: Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука; Сибирское отделение.— 1989.—С. 61, 148—185.

18 См., например: Обухова Л. Е. Человек и научно-технический прогресс; Фролов И. Т. Перспективы человека. М.—1983; Калайков И. Цивилизация и адаптация. М,— 1984.

19 См.: Гусев С С, Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М.— 1985.— С. 60, 153.

20 См., например, Видинеев И. В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.— 1989. Сб. Концептуализация и смысл. Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1990; Вандервекен О. Небуквальные речевые акты.—С. 31—61; Акотелоз Д. Язык, мышление и референция.— С. 70—91.

21 Филатов В. Я. Научное познание и мир человека. М.— 1989.— С 123.

22 См.: Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение."— 1989.— С, 52.

23 См.: Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Основы информатики. М.: Наука 1968.— С. 57.

24 Семенов В. Ф. Проблемы современного состояния философии и пути ее развития. Материалы совещания философской общественности.— Вопросы философии.— 1987,— № 7.— С. 94.

25 Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.—С. 118.

26 Там же.

27 Гончее Д. Изучение и формирование общественного мнения. (Издание переработанное и дополненное). М.: Мысль.— 1983.

28 Житенев В. Б. Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение.— 1987.

29 Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом.— С 59.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Глава I. РЕАГИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИЮ В ПРИРОДЕ И

ОБЩЕСТВЕ: 3

1. Реагирование на информацию как проблема 3

2. Взаимосвязь социального реагирования на информацию с социальной информацией 17

Глава II. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОМУ РЕАГИРОВАНИЮ НА ИНФОРМАЦИЮ 26

1. О системах социального реагирования на информацию 26

2. Система социальною реагирования на информацию человека 33

3. Об управлении социальным реагированием на информацию 58

 

 

Первая публикация:

 

Научно-популярное издание

Еня Аронович Шульман

СОЦИАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИЮ

Редактор С. Цой

Художник С. Евсеев

Худож. редактор А. Дехконходжаев

Техн. редактор А. Горшкова

Корректор С. Браславский

Слано в набор 28.10.92. Подписано в печать 13.01.93. Формат 60x84/16. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. неч. л. 4,6*. Уч.-изд. л 5.15. Тираж 500. Заказ № 9К./105,3 ■ Цена договорная

Издательство "Узбекистон". 700129, Ташкент, Наши. 30. Изд. № 130—92.

Оригинал-макет изготовлен на базе технических и программных средств

ОсОО "Потир".

Отпечатано на Ташкентской картфабрикс "Узгипрозем", ул. Мукими. 182.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: