СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ИНФОРМАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА




 

 

Благодаря своим уникальным способностям, связанным с мозгом как высшей формой развития материи, человек выходит за пределы любой структурированной системы. Но именно он, человек, своей деятельностью, основу которой составляет трудовая деятельность, в процессе своего развития постоянно создает, развивает и разрушает системы различной природы, связи которых либо создаются, либо познаются человеком в его отношении к окружающей действительности и своему внутреннему миру.

Человек, как мы понимаем, в своем становлении развивается как система социального реагирования на информацию, учитывающая особенности и закономерности социальных отношений, способности к познанию и использованию знания. В этом плане человек постоянно стремится к таким условиям существования в зависимости от уровня своего развития, которые дают ему возможность входить в контакт с другими системами социального реагирования на информацию и изменять свою систему в зависимости от влияния тех или иных систем, либо оказывать влияние на их изменение.

Вместе с тем, если мы и можем говорить о развитии и функциях человека как системы социального реагирования на информацию, то анализировать мы можем не человека, как систему (человек есть человек, а не система), а систему социального реагирования на информацию человека. Это можно рассматривать как проявление диалектики внутреннего и внешнего, характеризующей природу социального движения материи.

Точно так же, как человек обладает сознанием и мышлением он обладает и системой социального реагирования на информацию, которая формируется у каждого человека на основе сознания и мышления. Если, скажем, сознание характеризуется физиологической активностью, мышлением и чувствами, например, настроением, мышление, в свою очередь, логикой, оценочной деятельностью, то система социального реагирования на информацию человека, на наш взгляд,— уровнями социального реагирования на информацию.

При выявлении и определении уровней системы социального реагирования на информацию человека мы исходим из двух критериев:

1. Из особенностей жизнедеятельности и осознания человеком самого себя как биосоциального существа, т. е. существа, с одной стороны, биологической природы, с другой — социальной, доминирующей, позволяющей сознавать себя человеком, т. е. существом, обладающим только ему присущей психологией восприятия и отражения внешнего и внутреннего миров, логикой мышления и передачи информации, отражающей мысль, внутреннее психологическое состояние, окружающую действительность в языковой форме как в условиях социальных процессов, так и в процессах познания.

2. Из особенностей, определяющих взаимосвязь внешнего и внутреннего миров человека как совокупности общественных отношений.

Первый критерий, подчеркивающий исходную биологическую природу человека, дает нам основание выделить биофакторную подсистему уровней социального реагирования на информацию человека, включающую, как минимум, три уровня: биосоциальный, логико-психологический и языковый.

Второй критерий, учитывающий, что человек есть совокупность общественных отношений, подводит нас к мысли о том, что основные особенности жизнедеятельности человека — социальные, экономические, политические и культурные (духовные) — это особенности развития человека и его образований в социуме. Отсюда, на наш взгляд, можно выделить вторую, социофакторную подсистему уровней социального реагирования на информацию человека, включающую, как минимум, четыре традиционно рассматриваемых наукой уровня: социальный (для предлагаемой системы социально-оценочный), экономический, политический, культурный (духовный).

Перейдем к рассмотрению данных уровней.

Биофакторная подсистема уровней социального реагирования на информацию человека

а) биосоциальный уровень

Биосоциальный уровень социального реагирования на информацию человека включает особенности осознания человеком своей связи с природой как биологического существа и учет этой связи в индивидуальном и общественном развитии на уровне социального реагирования на информацию.

Сколько помнит себя человек, он привыкает контролировать биологические системы своего организма и учитывать состояния, связанные с данным контролем: здоровье, болезнь и вероятную смерть, а также природные и социальные факторы, влияющие на эти состояния. Это также означает, что наблюдения за своим физическим развитием и физическим развитием людей как таковых было, есть и будет продолжаться вечно, пока существует человек и человеческое общество.

Отсюда возникает необходимость учета следующих важных особенностей или сторон развития человека и его функционирования: влияние биологических факторов на социальные; влияние социальных факторов на биологические.

К влиянию биологических факторов на социальные относятся особенности женского и мужского развития соответственно в детском, зрелом и пожилом возрасте. Подобное понимание вытекает, по нашему мнению, из исторической практики развития людских сообществ и цивилизаций и именно в этом плане можно понять основные закономерности, связанные с развитием человека и человечества, в частности, на современном этапе. Социальное реагирование способствует созданию определенной части бытовой (под влиянием биологических факторов), производственной и научной информации как видов социальной информации, которые, в свою очередь, порождают реагирование.

Основой бытовой информации, образующейся под влиянием биологических факторов, является самонаблюдение за саморазвитием, а также наблюдение за развитием окружающих людей. Это факторы самочувствия, складывающиеся знания о своем организме, кожном покрове, функционировании систем организма. Это также половое созревание и влечение к противоположному полу. Значительную "заботу" в социальном плане вызывает внешний вид, внешнее физиологическое строение фигуры и лица человека.

Основой производственной информации о влиянии биологических факторов на социальные является трудовая деятельность, способность либо неспособность выполнить работу с физиологической точки зрения. Физиологическая способность (здоровье), как известно, является основой любых трудовых усилий, способствующих благодаря развитию производства и культуры социальному развитию.

Научная информация о биологических и физиологических факторах человека в современных условиях способствует социальному реагированию в плане определенного поведения во всех сферах — в быту, на производстве. В частности, определенный удельный вес составляют факторы наследственности, например, наследственные узы родства, особенности родового и видового развития и их социально-политическое извращение — расизм и геноцид.

Социальные факторы по их влиянию на биологические можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. К первой группе отнесем факторы, способствующие укреплению здоровья человека. Это мероприятия по профилактике заболеваний, санитарии и гигиене производственных помещений, защите окружающей среды, создания зон отдыха, курортных и заповедных зон, развитие лечебных учреждений и здравниц, развитие спорта и туризма. Это также продуманные архитектурно-планировочные решения отдельных районов, городов, а также планировка жилых помещений — квартир.

К отрицательным факторам приходится отнести многие стороны деятельности человека, связанные с развитием научно-технического прогресса. Эти факторы приобрели остросоциальный характер в связи с загрязнением окружающей среды, пагубным влиянием на биосферу и экологическое равновесие в природе. К ним относятся: урбанизация, развитие транспортных средств, химизация производства и сельского хозяйства, испытание ядерных устройств. Загазованность городов, отсутствие традиционных для определенных мест видов фауны и флоры, демографическое перераспределение — все это социальные факторы, которые, как и все предыдущие, влияют на биосоциальный уровень социального реагирования человека на информацию, вынуждая его задумываться о жизненных условиях своего существования и искать решения в противоречиях бытия и сознания. И здесь непреходящее значение в условиях определенного общественного строя имеет государственная система как система социального реагирования на информацию, взаимодействующая с другими системами социального реагирования на информацию, влияние которых сказывается на отношениях к человеку как таковому. В самом деле, в современных условиях сохранение человека как вида и сохранение среды обитания — Земли в пригодном для жизни человека состоянии — основная проблема влияния социальных факторов на биологические, требующая, однако, политического решения.

Еще недавно нагнетание напряженности в политике было чревато опасностью ядерного конфликта. Параллельно с ядерным оружием создавались на основе использования научно-технических достижений в соответствующих областях науки и техники химическое, биологическое, лучевое и другие виды оружия. Уже к настоящему времени испытание этих видов оружия нанесло Земле и человечеству потери, возместить которые уже никогда не удастся. Остается одно — остановить процесс сползания к полной деградации.

б) логико-психологический уровень социального реагирования

на информацию

Логико-психологический уровень социального реагирования на информацию включает особенности селективной работы мышления, связанных с влиянием окружающей действительности и внутреннего мира человека, а именно: работой сознания и мышления, тем самым оценочной деятельности, целеполагания и опережающего отражения.

Развитие человека как такового всегда подразумевает:

а) развитие способности оценивать окружающую действительность с точки зрения состояния, изменения и особенностей развития, включая особенности эмоциональных состояний;

б) развитие способности оценивать свой внутренний мир, который в определенном своем проявлении становится внешним, доступным для оценки и самооценки, для наблюдения и реагирования других людей, а именно: ум, характер, волю, способности, нравственные качества;

в) развитие способности оценивать саму способность к выполнению умственной и физической деятельности, а также способность оценивать саму способность к наблюдению и самонаблюдению, контролю и самоконтролю, управлению и самоуправлению.

Тем самым социальное реагирование на информацию на данном уровне выражается, в частности, в том, что человек "придает значение" тем или иным факторам окружающей действительности и своего внутреннего мира как информации. Этот момент означает, что информация либо признана и вызвала реагирование, либо сформулирована как информация, поскольку включает отношение к ней.

Придавать значение можно, как известно, любому знаку, сигналу, факту, событию, состоянию, предмету, явлению и формам их движения. Причем, если эта информация закрепляется на каком-либо материальном носителе, она заново воспринимается со своим отношением — реагированием. Но чем длительнее, устойчивее и подчас сложнее отношение к информации, и следовательно, реагирование на нее, тем потенциально больше возможностей может включить информация при ее использовании. Отсюда постоянное реагирование и общества и науки при использовании языка и объектов материальной культуры и природы, связанных с пониманием первоначального и последующего смысла, значения, формы, цели, назначения.

И здесь важны связи и различия соответственно между пониманием и реагированием, значением и понятием "придавать значение".

Отметим две стороны диалектики понимания и реагирования.

1. Понимание и реагирование образуют причинно-следственную связь: определенное понимание информации может привести к столь же определенному реагированию.

2. Есть понимание, но нет реагирования, вернее, нет его внешних признаков.

В каждом случае понимание связано со значением, которое несет информация, или, иначе, выражаемого информацией, а реагирование с тем значением, которое придается этой информации. Отсюда различие в особенностях и временных интервалах как понимания, так и реагирования.

Таково, на наш взгляд, одно из условий формирования информации и реагирования на нее, в зависимости от динамики значений и понимания.

Далее. Логико-психологический уровень социального реагирования на информацию контролирует на основе отношения к информации этапы ее понимания и обязательную в этих случаях связь реагирования с логическими операциями, а именно: анализом, синтезом, суждениями, умозаключениями, которые постоянно являются информативными объектами пристального наблюдения (отношения) людей за состоянием социального реагирования.

Состояние социального реагирования на информацию постоянно связано с соотношением совершаемых, либо завершенных действий и поступков с пониманием и реагированием. Поэтому мы рассмотрим здесь две стороны этого сложного интегративного явления. Для первой, на наш взгляд, общей (обычной) стороны социальное значение (если воспользоваться термином С. С. Гусева и Г. Л. Тульчинского) и информативность, например, в общении между людьми, приобретают человеческие качества, такие как доброта, чуткость, прямота, честность, отзывчивость, душевность, теплота, участие, внимание, общительность (коммуникативность), строгость, исполнительность, честолюбие, скрытность, сдержанность, бахвальство, легкомыслие, зависть, коварство, злопамятность и т. п.

Реагирование, в частности, связывается с тем, что можно ожидать от человека, либо что ему можно сказать, тем самым, на какое понимание информации можно рассчитывать. При этом социальное реагирование принимает форму мнения, настроения, выводов, рекомендаций, примера, призыва, предупреждения, поступков, деятельности и т. п., имеющих трудовой, бытовой, производственный, юридический, административный, нравственный, воспитательный и т. п. характер, как связанных с влиянием других систем социального реагирования на информацию. Можно также сказать, что названные выше человеческие качества и различные формы социального реагирования на информацию входят как составные части в нормативно-оценочные системы, а проще — "работают" как своеобразные фильтры, способствующие пониманию информации, передаваемой человеком (людьми) или исходящей от человека, тем самым "пониманию самого человека, его поведения и деятельности. Гусев и Тульчинский, например, рассматривают природу смеха с точки зрения выявления природы понимания.

На наш взгляд, они показали ряд особенностей смеха как реагирования на информацию. Будучи преимущественно психо-копсихологическим отражением социальных явлений, смех, плач, отчаяние, уныние, стрессы и т. п. органически связаны с социальным реагированием на информацию, тем самым с ними работает сознание и логико-психологический уровень социального реагирования на информацию, в частности, при опережающем отражении, связанного с прогнозированием тех или иных социальных действий, явлений и ситуаций.

Другая особенная сторона действий и поступков, связанных с пониманием и реагированием — это творчество или, иначе, выражение своего отношения к окружающей действительности, ее социальным процессам и своему внутреннему миру каким-либо видом творчества. Это всегда зависит, с одной стороны, от навыков, способностей, одаренности, либо степени зрелости, таланта, в том числе развитости определенных видов мышления (например, образного либо логического), с другой — от мировоззрения и конкретного видения создаваемого объекта творчества, художественного, научного или технического, благодаря опережающему отражению.

Неизменно самобытным для каждого народа является народное творчество, отражающее в своих песнях, традициях, ремеслах, ритуалах, танцах особенности жизни народа и его истории. Например, творческие концерты, образное слово, рисунок играли и играют огромную роль в сложные и даже трагические периоды истории народов.

Вместе с тем никогда ранее история не знала такого периода, когда научно-технический прогресс апеллировал бы к массовому техническому творчеству, создавал условия и вовлекал в сферу, которая принадлежит одновременно и производству, и творчеству все уровни управленческого, производственного и научно-технического персонала. В современных условиях понимание все больше зависит от уровня науки, мышления и информации, при этом все эти стороны, естественно, связаны с социальным реагированием на информацию, его активностью и управлением.

И здесь составной частью этих сторон социального реагирования на информацию является оценка своих возможностей и способностей вполне удовлетворительно либо адекватно оценивать условия окружающей действительности, социального положения, ситуации, характер деятельности и т. п. Разумеется, активность и управление социальным реагированием на информацию на уровне человека зависит от социального реагирования человека в целом, от всех его уровней.

в) языковый уровень социального реагирования на информацию человека

Среда обитания или деятельности, условия жизни, культура среды, индивидуальная культура, воспитание и образование, традиции, общество для общения, поведение людей, индивидуальный характер и психологическое состояние, конкретная ситуация и ее проявления, наличие целей, интересов, потребностей — все это в совокупности и в каждом отдельном случае, условиях и обстоятельствах по-разному влияет на получаемую или создаваемую информацию и реагирование на нее, в том числе посредством языковых средств.

Языковый уровень социального реагирования на информацию человека учитывает информацию, выражаемую языковыми средствами: словами, предложениями, речью, а также знаками, жестами, сигналами.

Отсюда обычно пристальное внимание (в порядке наблюдения и самонаблюдения) не только к тому, что говорит человек, но и к тому, как говорит человек, к его языковой культуре, способности выразить мысль. Это, в свою очередь, сказывается на том, что человек, как правило, многократно и сознательно, по разному поводу, в зависимости от психического состояния, здоровья, социальной ситуации, говорит о восприятии, либо невосприятии тех или иных языковых явлений, форм своей и чужой речи, о способности связать речь с состоянием мышления, и ценит речевое общение именно из-за возможности получить и передать информацию.

При всех условиях развития и существования людей языковый уровень социального реагирования на информацию человека способствует тому, что вся информация, воспринимается от окружающей действительности и внутреннего мира человека, приобретает языковое выражение. Но это означает, что языковые формы связывают внутреннюю информацию с внешней, т. е. с отношением к окружающей действительности. Другими словами, языковые формы оказываются опосредованными внутренними и внешними факторами, связанными с реагированием на информацию. Люди постоянно замечают эту связь или апеллируют к ней в отношениях друг с другом.

Рассмотрим две, на наш взгляд, важные стороны языкового уровня социального реагирования на информацию человека: наличие языковой среды; осознание социальной (в том числе языковой) среды.

Наличие языковой среды либо влияет на формирование одного или ряда языков, либо определяет целесообразность знания их. Это имеет существенное значение при ориентации человека как в условиях региона, так и при его намерениях письменного или устного общения с лицами другой национальности или иностранного происхождения, поездки в другие регионы или другие страны, для всех видов связей: семейных, производственных, деловых, культурных, научных, религиозных и т. п. Другими словами, это то, что диктует жизнь в своем развитии и характерно для существования только одного общества — человека. Языковый уровень социального реагирования на информацию человека является своеобразным показателем степени освоения языка (или языков), либо "вживания" в языковую среду.

Осознание социальной (языковой) среды постоянно учитывает возможность объяснения и понимания информации в ее языковом выражении, связанной с условиями ее получения и передачи. К таким условиям, в частности, относится: использование языка как такового (родного или неродного).

Для условий родного языка. Люди постоянно сознают удобство, естественное состояние и свободу самовыражения при пользовании родным языком. При этом для большинства людей родной язык был и остается лучшим способом выражения мыслей и информации. Родной язык создает ощущение контакта, понимания, близости и это хорошо известно, например, людям, встретившимся вдали от родного дома.

Для условий неродного языка. Аналогичную роль контакта и понимания может выполнить и язык, выбранный для общения. Однако в этом случае ощущение удовлетворения от пользования языком возникает только при его хорошем знании. При недостаточном знании языка на помощь приходят, как правило, жесты и мимика, письменные выражения, изображения знаков, рисунков и т. п. По условиям контактов используются переводчики.

Осознание возраста или характера отношений. Это условие позволяет человеку либо говорить своим языком среди ровесников, либо менять стиль изложения и речь в общении с людьми другого возраста, а также в зависимости от характера отношений. И в том и в другом случае меняются возможности получения и передачи информации.

Осознание своего круга. Это условие относится к семейным, дружеским, профессиональным и корпоративным условиям общения. Оно может включать знание слов, выражений, обозначении, систем, известных только узкому кругу людей и способных вызвать реагирование только этого круга. Весьма часто это условие связано с наличием речевого стиля, например, отчетливой литературной речи, жаргона (сленга), использование техницизмов, слов-паразитов, включение иностранных выражений или отдельных слов и т. п.

"Весомость слова". В этом условии можно, в свою очередь, выделить, как минимум, три момента:

а) нравственную и этическую позиции;

б) значение или связь с социальным положением;

в) связь с тем обстоятельством, как человек зарекомендовал

себя в семье, в компании, по службе, в обществе и в общественных движениях.

Языковый уровень социального реагирования на информацию человека все чаще, на наш взгляд, выступает критерием оценки деятельности человека в современных условиях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: