Для повышения качества и уровня эффективности антимонопольного регулирования в России, на мой взгляд, необходимо для дальнейшего совершенствования основ государственного контроля за экономической концентрацией.
В последнее время на региональном уровне все чаще прослеживается негативная тенденция увеличения роста административного влияния на экономические процессы в различных регионах. По данным МАП России, значительная часть случаев за последние 5 лет, в нарушение антимонопольного законодательства, возбужденных против местных властей, в основном за счет создания различного рода административных барьеров[20].
Я считаю, что работа ФАС должна решить следующие задачи в целях предотвращения незаконных данных о деятельности, в отношении конкуренции и монопольных рынков:
1. Устранить чрезмерное наличие административных барьеров для бизнеса.
2. Сокращение доли государства в проведении рыночной экономики.
3. Устранить все государственные и муниципальные унитарные фирмы во всех отраслях российской экономики, для защиты стратегических предприятий, за исключением;
4. Необходимо разработать план действий по реализации программы развития конкуренции и уменьшения чрезмерного государственного вмешательства в деятельность малого и среднего бизнеса.
Очень важно также является развитие конкурентной среды, что требует разработки и применения мер экономического развития рынков.
Здесь, на мой взгляд, ФАС России должна решить следующие задачи:
1. Организовать комфортные условия для развития и надлежащего функционирования конкуренции в ключевых секторах экономики;
2. В целях повышения качества решений, принимаемых органами по вопросам конкуренции и обеспечения единообразия мер по всей России;
|
3. Снизить нарушение антимонопольного законодательства, путем совершенствования Кодекса об административных правонарушениях;
4. Значительно повысить роль антимонопольных органов как макрорегулятора всей экономики;
5. Разработать положительное заключение экспертов, состояние субъектов рынка, ФАС России.
Развитие рынка также зависит от эффективного функционирования естественных монополий. Ключевые действия, на мой взгляд, в рамках этого приоритета являются:
1) Повышение доступности инфраструктуры, товаров и услуг естественных монополий;
2) ввести рыночную схему цену.
Деятельность ФАС в рамках приоритетов должно быть достижение следующих целей:
1. Развитие рынков естественных монополий рыночных механизмов цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;
2. Обеспечение равного доступа участников рынка к инфраструктуре, продукции и услуг естественных монополий;
3. Повышение качества и доступности товаров и услуг, создания субъектов естественных монополий;
4. Повышение уровня участия малого и среднего бизнеса в кооперативных процессах естественных монополий.
Заключение
Экономическая деятельность естественных монополий следует рассматривать в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, так как они являются основными участниками мировой экономики, накапливая большую часть доходов, получаемых в нем. Создание и успешное развитие транснациональных корпораций требуют огромных усилий, времени, поддерживать благоприятный климат, в том числе и на государственном уровне. Национальная экономика без этих компаний обречены на пассивную роль в глобальных экономических отношениях. На сегодняшний день в нашей стране, только в полном смысле транснациональной компании с неоспоримым вес на европейском континенте - это "Газпром".
|
По его экономических, технических и организационных характеристик российских естественных монополий (РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром", МПС) находятся на одном уровне с лучшими международными стандартами, и они превосходят по некоторым показателям. Эти экономические структуры с разумным отношением к ним может не только вытащить нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволит ей занять в XXI веке. один из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, в основном не имеющей аналогов в мире.
Реформа естественных монополий не должна быть сведена к примитивным дробления их, а на самом деле - к разрушению и деградации. Действительно, благодаря функционированию естественных монополий, экономика России была сохранена "на плаву".
Функционирование естественных монополий должно быть приоритетной задачей координации промышленной политики Министерства экономики, которая должна быть построена на основе оценок перспективной потребности услуг и продукции естественных монополий на внутреннем и мировом рынках.
Особенность российских монополий сказалось на особенностях правового регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии возникли, когда там уже были рыночные отношения, и государство, чтобы предотвратить удушение конкуренции было введение ограничительных правил. России конкурентное законодательство было разработано с сильными монополиями и только формирующихся рыночных отношений. В результате, западный опыт в определенной степени применимы к российским условиям.
|
В России, на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономическим и становится все более политический характер. Но общеизвестно, что экономика, в первую очередь, не должно быть никакой политической принадлежности. И только тогда государство сможет полностью заменить десятилетиями монополии новых беспрепятственное и самоорганизующейся рынок.
Список литературы:
1.Авилов Г. Е. Постатейный комментарий к закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Законодательство и экономика. М., 2015г.с-891.
2. Актуальные вопросы конкурентной политики: Методические указания. М.: ГКАП России, 2015г.с-78.
3.Бадалов Л. М. Антимонопольное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2014г.с-301.
4.Временные рекомендации по изучению рынков потребительских товаров.2014г.с-63.
5.Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции // Сб. нормативных актов. М.: Изд- во УДН,2015г.с-96.
6.Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах / ИНИОН РАН. М., 2014г.с-202.
7. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (Основные направления и первоочередные меры)2014г.с-78.
8. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под общ. ред. В. И. Кушлина и Н. А. Волгина. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2015г.с-309.
9. Закон РФ (в ред. законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1, от 15.07.1992 № 3310-1; федеральных законов от 25.05.1995 № 83-Ф3, от 06.05.1998 № 70-ФЗ, от 02.01.2000 №3-Ф3) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
10. Комментарий к закону РФ «О защите прав потребителей». М.: Республика, 2014г.с-405.
11. Конкурентное право (правоприменительная практика): Пособие для работников антимонопольных органов. М.: ГКАП России, 2014г.с-48.
12. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос,2015г.с-75.
13. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. / Пер. с англ. М.: Республика, 2014г. Т. 1. Гл. 6 и 8. Т. 2. Гл. 34.
14. Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. 2014г.с-405.
15. Новиков О. И. Конкуренция выгодна всем. М., 2015г.с-56.
16. Покровский А. И., Филанд К. Перестройка рыночных структур на Западе и на Востоке. М.: Аудит, Юнити, 2014г.с-256.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 № 793 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства».
18. Основы антимонопольной политики государства: Программа учебного спецкурса / Сост. Л. М. Бадалов. М.: Изд-во Рос. экон. акад.,2015г.с-607.
19. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.:Прогресс,2014г.с-65.
20. Рыночная экономика: Словарь / Под ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика,2014г.с-56.
21. Самуэлъсон П., Нордхаус В. Экономика / Пер. с англ. М.: БИНОМ. 2015г. Гл. 18.
22. Слей Б. Приватизация и демонополизация // Вопросы экономики.2014г.с-54.
23. Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): Учебник. М.: РДЛ, 2015г.с-34.
24. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2014. Гл. 12.
25. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи О. Экономика / Пер.с англ. М.: Дело, 2014. Ч. 4. Гл. 11-14.
26. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес). М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2015г. Гл. 3.
27.Коммерсантъ-Власть. 2014г.с-49.
28.Деловой мир. 2013г.с-405.
29. Бизнес для всех. 2014г.с-89.
30. Новиков В. Влияние Российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие. // Вопросы экономики – 2014г.с-33-49.
20. Вестник МГУ: журнал – 2014г.с-65.
31. Каспарова И. Финансирование сделок по слияниям и поглощениям: российская специфика // Вопросы экономики. – 2015г.с-85.
32. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие / Райзберг Б.А.. – М.: ИНФРА-М, 2015г.с-384.
33. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб.пособие / Бабашкина А.М.. – М.: Финансы и статистика, 2014г.с-480.
34. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2015г.с-866.
[1].Авилов Г. Е. Постатейный комментарий к закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Законодательство и экономика. М., 2015г.с-891.
[2] Актуальные вопросы конкурентной политики: Методические указания. М.: ГКАП России, 2015г.с-78.
[3].Бадалов Л. М. Антимонопольное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2014г.с-301.
[4]Временные рекомендации по изучению рынков потребительских товаров.2014г.с-63.
[5]Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции // Сб. нормативных актов. М.: Изд- во УДН,2015г.с-96.
[6] Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах / ИНИОН РАН. М., 2014г.с-202.
[7] Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (Основные направления и первоочередные меры)2014г.с-78.
[8]Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под общ. ред. В. И. Кушлина и Н. А. Волгина. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2015г.с-309.
[9]Закон РФ (в ред. законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1, от 15.07.1992 № 3310-1; федеральных законов от 25.05.1995 № 83-Ф3, от 06.05.1998 № 70-ФЗ, от 02.01.2000 №3-Ф3) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
[10] Комментарий к закону РФ «О защите прав потребителей». М.: Республика, 2014г.с-405.
[11] Конкурентное право (правоприменительная практика): Пособие для работников антимонопольных органов. М.: ГКАП России, 2014г.с-48.
[12] Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос,2015г.с-75.
[13] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. / Пер. с англ. М.: Республика, 2014г. Т. 1. Гл. 6 и 8. Т. 2. Гл. 34.
[14] Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. 2014г.с-405.
[15] Новиков О. И. Конкуренция выгодна всем. М., 2015г.с-56.
[16] Покровский А. И., Филанд К. Перестройка рыночных структур на Западе и на Востоке. М.: Аудит, Юнити, 2014г.с-256.
[17] Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 № 793 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства».
[18] Основы антимонопольной политики государства: Программа учебного спецкурса / Сост. Л. М. Бадалов. М.: Изд-во Рос. экон. акад.,2015г.с-607.
[19] Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.:Прогресс,2014г.с-65.
[20] Рыночная экономика: Словарь / Под ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика,2014г.с-56.