ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ




 

Исследовательская работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена.

Требования к оформлению ВКР должны соответствовать требованиями ЕСТД и ЕСКД, ГОСТ 7.32.- 2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «Отчет о научно-исследовательской работе», ГОСТ 7.1. –2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.82.–2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов» и (или) другим нормативным документам (в т.ч. документам СМК).

На проверку работа представляется в печатном виде, выполненная на одной стороне листа формата А4 (210 х 297 мм) через полтора межстрочных интервала. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15, нижнее и верхнее – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, кегль 14.

Опечатки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или закрашивания штрихом.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется внизу по центру без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Рекомендуется сохранять титульный лист отдельным файлом во избежание сбоя при нумерации страниц, т.к. используется двусторонняя печать.

Основную часть работы следует делить на главы и параграфы. Главы и параграфы (кроме введения, заключения, списка использованных источников и приложений) нумеруются и должны иметь заголовки. Заголовки четко и кратко отражают содержание разделов.

Заголовки глав, а также «ВВЕДЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ», следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Все заголовки выделяются полужирным шрифтом.

Каждая глава, «ВВЕДЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ» начинаются с новой страницы.

Текстовой материал обычно содержит в себе помимо рассмотренных выше элементов композиции и рубрикации числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.

Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными и словами, если они однозначны. Например, пять автомобилей (не: 5 автомобилей). Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы измерения, то такое числительное записывается цифрой. Например, 28 кг, 5 л, и т.д. После сокращений единиц меры, длины, веса, объема точка не ставится. При перечислении однородных чисел (величин и отношений) сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры.

Количественные имена числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей. Например, до сорока метров (род. п.), к семидесяти тоннам (дат. п.) и т.д. В формах именительного и винительного падежей количественные числительные управляют существительными. Например имеется сто (им. п.) литров (род. п.), получить восемьдесят (вин. п.) рублей (род. п.). При количественных числительных, записанных арабскими цифрами, не пишется падежных окончаний, если числительные сопровождаются существительными. Например, не 15-ти рублей, а 15 рублей.

Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, двадцать пятый, двести пятидесятый. При записи арабскими цифрами они имеют падежные окончания. При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. Например, капитаны 1 и 2-го рангов. Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. Например, в гл. 11, на рис. 9, в табл. 6. При записи римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют, например XX съезд КПСС, XX век (не: XX-й век).

В исследовательских работах часто приходится прибегать к сокращениям. При этом используются три основных способа: 1) сохраняется только первая (начальная) буква слова (год - г.); 2) сохраняется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (медицинский - мед.); 3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет - ун-т).

Необходимо помнить, что сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву «и», на мягкий и твердый знак. Необходимо обращать внимание на правильное оформление общепринятых условных сокращений:

1) после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее) и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие) и пр. (и прочие).

2) при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни), напр. (например).

3) при цифровом обозначении веков и годов: в (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

При оформлении цитат необходимо придерживаться следующих правил: если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы. Когда же цитата включена на правах части в предложение авторского текста, большая буква не ставится; если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике.

При ссылке на произведение после упоминания о нем в тексте работы проставляют в квадратных скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых находится цитируемый текст. Например, [23, c. 43-44].

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут без значка «№», например: рисунок 7, таблица 9, с. 73, гл.6. Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см.».

Встречающиеся в тексте перечисления необходимо оформлять следующим образом. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых.

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению.

Цифровые данные, если они играют существенную роль в работе, представляют в виде таблиц.

Таблица – это система горизонтальных и вертикальных граф, снабженных заголовками и порядковыми номерами Заголовки каждой графы в головке таблицы должны быть по возможности краткими. Следует избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф; не следует выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова.

Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы, занимающие страницу и более, обычно помещают в приложение. Таблицу с большим количеством столбцов допускается размещать в альбомной ориентации.

Основные заголовки в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки пишутся по-разному: со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы - если такой связи нет. Заголовки (как подчиненные, так и главные) должны быть максимально точными и простыми. В них не должно быть повторяющихся слов. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над левым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием порядкового номера таблицы без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 6». Если головка громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Все цифровые данные должны быть логически однородными и сопоставимыми, в основе их группировки должны лежать существенные признаки. Используя таблицы, которые уже были опубликованы в печати, указывают источник. При заимствовании таблиц из какого-либо источника, после нее оформляется сноска на источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок.

Пример. Результаты данного опроса представлены в таблице 8 и отражают восприятие участниками эффективности проведенных занятий.

 

Таблица 8 - Оценка эффективности проведенных занятий (средний балл по десятибалльной шкале)

Учащиеся Преподаватели Работники базового учреждения Средний балл
8,11 8,33 8,67 8,37

 

Если работа требует использования формул, то располагая их в тексте также нужно соблюдать определенные правила. Лучше помещать формулы, особенно длинные, изобилующие математическими знаками на отдельных строках. Небольшие и не имеющие принципиального значения формулы можно размещать внутри строк. Наиболее значимые формулы, на которые придется ссылаться в дальнейшем, удобнее пронумеровать, те же, на которые ссылок не будет, нумеровать не нужно, чтобы не загромождать текста.

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Место номера, не умещающегося в строке формулы, располагают в следующей строке ниже формулы. Место номера при переносе формулы должно быть на уровне последней строки. Место номера формулы в рамке находится вне рамки в правом краю против основной строки формулы. Место номера формулы-дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы.

Производные от приведенной ранее основной формулы следует нумеровать арабской цифрой и прямой строчной буквой русского алфавита, которая пишется слитно с цифрой. Сквозная нумерация формул применяется в небольших работах, где нумеруется ограниченное число наиболее важных формул. Такую же нумерацию можно использовать и в более объемных работах, если прономерованных формул не слишком много и в одних главах содержится мало ссылок на формулы из других глав. Что касается знаков препинания при формулах, то формулы, будучи полноправным элементом предложения, никак не изменяют имеющейся пунктуации.

Подбор иллюстративного материала должен осуществляться в соответствии с общим замыслом исследования. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики) следует давать только там, где это действительно необходимо, и строго соответствовать тексту. Сквозная нумерация иллюстративного материала является обязательной. На номера иллюстраций делаются ссылки в тексте. Кроме номеров, иллюстрации должны быть снабжены подрисуночными подписями. Подпись включает в себя тематический заголовок, порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой, объяснение, если оно необходимо. В этом последнем случае детали рисунка обозначаются цифрами, а затем эти цифры с соответствующими пояснениями выносятся в подпись.

Существует несколько разновидностей иллюстративного материала (чертеж, схема, рисунок, фотография, диаграмма и график).

Схема – это упрощенное изображение без определенного масштаба, дающее возможность понять основную идею конструкции или технического процесса. Обозначения на схемах должны соответствовать установленным стандартам. Назначение схемы в том, чтобы способствовать ясности представления, поэтому она должна быть максимально наглядной, простой, позволяющей отчетливо увидеть все детали и их связь.

Рисунки используются обычно с целью изобразить исследуемый предмет похожим на наше визуальное восприятие, но без лишних подробностей. Наиболее удобна для этого аксонометрическая проекция.

Если необходима особая документальность и наглядность изображения прибегают к фотографии. Фотография выполняет в тексте функции не только иллюстрации, но и научного документа, подтверждающего правоту автора и подлинность его экспериментов. Допустимо использование как ранее опубликованных фотографий, так и оригинальных фотографий автора. К фотографиям предъявляются требования четкости и качества, а также функциональности содержания.

Диаграммы и графики используются в тех случаях, когда нужно показать графически зависимость друг от друга каких-либо величин. Обычно используют линейные, столбиковые и секторные диаграммы. Линейная диаграмма строится на поле координат, где на оси абсцисс откладывается время или другие независимые показатели, а на оси ординат - показатели на определенный момент времени. Вершины ординат соединяются прямыми, образуя единую ломаную линию. Столбиковые диаграммы демонстрируют данные в виде столбцов, высота которых пропорциональна изображаемым величинам. Секторная диаграмма представляет собой круг, который делится на секторы, пропорциональные изображаемым данным.

Пример. Полученные в ходе применения методики данные отражены на рисунке 3.

 

 


Рисунок 3 - Результаты диагностики по методике

«Мой потенциал»

 

Графики используются тогда, когда необходимо наглядно продемонстрировать взаимозависимости математических величин, а также результаты обработки статистических и других количественных показателей. Над графиком помещают его заголовок. В подрисуночной подписи следует дать масштаб графика, пояснения условных знаков и необходимые уточнения.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Можно при вычерчивании графиков место сетки по осям короткими рисками наносить масштаб. По осям координат следует указать условные обозначения. На графике можно писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси снизу вверх. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

Одной из значимых частей исследования является библиографический аппарат, который позволяет судить о научной культуре автора, степени его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников.

В тексте все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи и пр.) именуются рисунками.

По ГОСТ 7.32-2001 на все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Рисунки нумеруются в пределах работы арабскими цифрами. Рисунок может иметь тематическое наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «рисунок», его номер и тематическое наименование помещают ниже изображения и пояснительных данных симметрично иллюстрации.

Библиографический аппарат исследования оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическое описание документа».

Нумерация всех используемых источников сплошная от первого до последнего источника. Оформление списка рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем алфавите авторов и заглавий) в следующей последовательности:

  • Федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);
  • указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);
  • постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);
  • иные нормативные правовые акты;
  • иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);

· литература на русском языке;

· литература на языках народов, пользующихся кириллицей;

· литература на языках народов, пользующихся латиницей;

· литература на языках народов, пользующихся особой графикой.

Электронные ресурсы помещаются в общий библиографический список в соответствии с указанным порядком.

Для большей наглядности приведем примеры оформления списка используемых источников:

1. Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор, апр. 2007 / Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М.: ИМЭМО, 2007. 39 с.

2. Валукин М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. М.: ГИТИС, 2006. 251 с.

3. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика: теория речевой деятель-ности: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Астрель; Тверь: АСТ, 2006. 319 с. (Высшая школа).

4. Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего образования: сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования; под ред. А. Е. Марона. М.: ИОВ, 2007. 118 с.

5. Ефимова Т. Н., Кусакин А. В. Охрана и рациональное использование болот в Республике Марий Эл // Проблемы региональной экологии. 2007. № 1. С. 80–86.

6. Дальневосточный международный экономический форум (Хабаровск, 5–6 окт. 2006 г.): материалы / Правительство Хабар. края. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006. Т. 1–8.

7. О внесении изменений в статью 30 закона Ненецкого автономного округа "О государственной службе Ненецкого автономного округа": закон Ненец. авт. окр. от 19 мая 2006 г. № 721-ОЗ: принят Собр. депутатов Ненец. авт. окр. 12 мая 2006 г. // Няръяна вындер (Крас. тундровик) / Собр. депутатов Ненец. авт. окр. – 2006. – 24 мая.

8. Об индивидуальной помощи в получении образования: (О содействии образованию): федер. закон Федератив. Респ. Германия от 1 апр. 2001 г. // Образовательное законодательство зарубежных стран. – М., 2003. – T. 3. – С. 422–464.

9. Лэтчфорд Е. У. С Белой армией в Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии адмирала А. В. Колчака: [сайт]. [2004]. URL: https://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007).

Возможна замена пробелов тире, одновременное использование пробелов и тире не допускается.

Приложения следует оформлять как продолжение работы на ее последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием в правом верхнем углу страницы слова «приложение» и его обозначения. Если приложений более одного, то они обозначаются буквами. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: