Рогачёва Ю.Б.
Методические рекомендации
По выполнению
Курсовых и дипломных
(выпускных квалификационных) работ
Омск, 2016
ББК 74.580.252.4 Я 7
Р 592
УДК 378.146.9 (075)
Рогачёва Ю.Б.
Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ. – Омск, 2016. – 57 с.
В методических рекомендациях отражены цели и задачи исследовательской работы студентов педагогических колледжей, требования к структуре и содержанию, последовательность оформления учебных студенческих исследований.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе модернизации российского педагогического образования особенно большое значение придается формированию исследовательской культуры педагога, поскольку именно благодаря исследовательской деятельности происходит обогащение педагогической теории и практики.
Скорость устаревания информации в современном обществе обуславливает необходимость подготовки специалиста, ориентированного на самостоятельную творческую деятельность, имеющего навыки ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Спектр студенческих учебно-исследовательских работ достаточно широк. В данном пособии речь пойдет о выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ИССЛЕДОВАНИЕ в педагогике – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обученияи воспитания,теории и истории педагогики,методике организации учебно-воспитательной работы, её содержании, принципах, методах и организационных формах. Педагогическое исследование основывается на фактах, допускающих их эмпирическую проверку, характеризуется целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на разработанную теорию, строится в рамках логико-конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковывать и использовать в научной и практической деятельности.
|
Курсовая работа представляет собой достаточно глубокое и объемное исследование избранной проблемы учебного курса или профессионального модуля, предусмотренное Примерным учебным планом по специальности и рабочим учебным планом.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа – самая большая по объему самостоятельная и завершающая работа студентов колледжа. В ней выпускник должен проявить способности к творческому поиску, научным разработкам, на основе полученных теоретических знаний показать умение анализировать сформулированную проблему, выявить научные подходы и разработать организационные и управленческие решения.
Цели учебно-исследовательской работы:
• систематизация и углубление теоретических и практических знаний по специальности, их применение при решении конкретных практических задач;
• приобретение навыков самостоятельной работы;
• овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала;
• формирование профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО.
В учебно-исследовательской работе студент должен показать:
• прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;
|
• умение изучать и обобщать различные источники информации, решать практические задачи, формулировать выводы и рекомендации;
• навыки проведения анализа и расчетов, владения современными педагогическими и информационными технологиями;
• умения грамотно оценивать педагогическую и социальную эффективности предлагаемых мероприятий.
Общими требованиями к исследовательским работам являются: целевая направленность; четкость построения; логическая последовательность изложения материала; глубина исследования и полнота освещения вопросов; убедительность аргументаций; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов работы; доказательность выводов и обоснованность рекомендаций; грамотное оформление.
Тематика работ определяется основной профессиональной образовательной программой по специальности и должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, а также профессиональному стандарту педагога.
Темы курсовых и выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями БПОУ «ОПК №1». При разработке тем могут учитываться запросы образовательных организаций из числа работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников. Темы рассматриваются и утверждаются на заседаниях методических объединений.
Студент имеет право выбора темы работы, в том числе право предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения.
Основными критериями при выборе темы работы служит ее научная и практическая значимость, личная заинтересованность студента, а также место прохождения преддипломной практики, в котором имеется возможность наиболее полно собрать необходимый материал для выпускной квалификационной работы.
Целесообразно перечень тем согласовывать с представителями работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников в рамках профессиональных модулей.
Для подготовки ВКР студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.