К погрузчикам непрерывного действия относятся многоковшовые и скребковые погрузчики. Их применяют для погрузки однородных мелкокусковых и сыпучих материалов в транспортные средства. Наибольшее распространение имеют многоковшовые погрузчики непрерывного действия с винтовым питателем и ковшовым элеватором (рис. 138). При действии винтового питателя винтовые лопасти подгребают материал к ковшовому элеватору, который перегружает материал на отвальный конвейер. Производительность погрузчика до 50 м3/ч, высота погрузки до 3,5 м.
23. Мостовые, козловые и кабельные краны
Мостовыми называются краны, у которых базой, является передвижная пролетная конструкция — мост, передвигающийся по рельсам подкрановых балок, уложенных на консолях колонн здания или на колоннах специальной эстакады.
По конструктивному исполнению мостовые краны разделяются на кран-балки с электрической талью, краны мостовые однобалочные легкого типа, краны мостовые двухбалочные с грузовой тележкой.
Кран-балки могут быть как подвесными, т. е. перемещающимися по нижнему поясу подкрановых балок, которые прикрепляются к фермам перекрытия, так и опирающимися ходовыми колесами на подкрановый путь.
Мостовые краны общего назначения обычно изготовляют с грузоподъемным крюком, реже — с одноканатным или двухканатным грейфером, с магнитной плитой и со штабелирующим устройством.
Двухбалочный мостовой кран (рис. 107) опирается мостом 3 на поперечные балки 2, имеющие ходовые колеса 1, из которых два приводные и два холостые. Механизм передвижения 9 моста состоит из электродвигателя и редуктора, установленных в середине пролета, и длинного вала, соединяющего редуктор с ходовыми колесами. У кранов большой грузоподъемности применяют индивидуальные приводы ходовых колес. По рельсам, уложенным вдоль моста крана, передвигается грузовая тележка 8 с расположенными на ней основной и вспомогательной грузоподъемными лебедками 5 и 6 и механизмом передвижения тележки 4.
Чтобы грузовой крюк крана при подъеме и опускании не имел поперечного перемещения (рис. 108), грузоподъемный канат запасовывается двумя концами 1 и 4 с противоположных торцов барабана 5, а его середина — ветви 2 и 3 перекидываются через направляющий блок.
Электроэнергия передается двигателям механизмов двумя способами: через гибкий подвесной кабель на катучих поддержках (шторная подвеска кабеля) или через троллеи, натянутые вдоль подкранового пути и по мосту крана, и токосъемники, укрепленные на мосту и грузовой тележке.
Козловые краны
Козловые краны по конструктивной схеме, выполняемой работе и зоне обслуживания схожи с мостовыми
кранами. Отличие их состоит в том, что мостовое пролетное строение не опирается непосредственно на подкрановый путь, а имеет по концам две высокие «ноги» с ходовыми колесами для передвижения по наземному подкрановому пути.
В строительстве козловые краны используют в качестве погрузочных средств на складах предприятий строительной индустрии и как технологический транспорт на полигонах железобетонных конструкций и открытых цехов металлоконструкций.
Конструктивно козловые краны различаются по устройству моста и расположению на нем грузовой тележки. Существуют краны бесконсольные и краны, имеющие одну, а чаще две консоли.
Двухконсольный самомонтирующийся козловый кран (рис. 109, а) состоит из пролетного строения 1 с двумя консолями и опорных ног решетчатой конструкции, шарнирно соединенных с мостом и после монтажа крана зафиксированных в рабочем положении стяжками 4. Две приводные ходовые одноколесные тележки 5 расположены под опорами крана с одной стороны фермы, две холостые тележки 3 —под опорами крана по другую сторону фермы. Грузовой канат, сбегая с барабана лебедки 10, идет на направляющие блоки 11, огибает блоки грузовой тележки 7 и крюковой обоймы 6, образуя четырехкратный полиспаст, и закрепляется на кронштейне правок консоли. Грузовая тележка перемещается по нижнему поясу двутавра фермы, вместе с ней перемещается кабина управления 5. Гибкий кабель 9 соединяет приборы управления, расположенные в кабине крановщика с двигателями исполнительных механизмов.
Кабельные краны
Кабельные краны состоят из двух мачт-башен (передвижных или неподвижных), натянутого между ними несущего и тягового канатов, грузовой тележки и исполнительных механизмов. Груз может подниматься в любой точке пролета. Пролетное строение в виде каната, работающего только на растяжение, позволяет изготовлять кабельные краны пролетом 800...1000 м.
Применяют кабельные краны при строительстве мостов, шлюзов, плотин и других сооружений. Оснащенный грейферным оборудованием кабельный кран используют на складах песка и щебня, лесных и угольных складах.
Стационарный мачтовый кабель-кран, изображенный на рис. 110, имеет две мачты 11, удерживаемые в вертикальном положении оттяжками 6, несущий канат 2, укрепленный на головках мачт, грузовую тележку 3, перемещающуюся по несущему канату тяговым канатом 4 лебедки 10, грузоподъемный механизм, приводящий в действие грузовую лебедку 9 с грузоподъемным канатом / и крюковой обоймой 7, поддержки 5 канатов, препятствующие их провисанию, кабину управления 8, установленную рядом с основанием левой мачты.
Основные механизмы кабель-кранов — грузовая и тяговые лебедки — в принципе не отличаются от лебедок, применяемых на башенных и козловых кранах. У грузовой тележки кабель-крана (см. рис. 110, б) опорно-ходовые ролики 12 выполнены желобчатыми, по форме и размерам несущего каната. Число опорно-ходовых роликов тележки зависит от грузоподъемности крана. Для осмотра несущих канатов и поддержек на грузовой тележке предусмотрены площадки 13 с ограждениями.
В качестве несущих канатов у кабельных кранов применяют спиральные канаты закрытой конструкции. Грузоподъемность кабельных кранов 3...25 т, а в отдельных случаях до 100 т. Высота подъема крюка зависит от высоты башен, величины пролета и стрелы провисания
несущего каната, которая должна быть не более 4,..5 % длины пролета. Высота мачт и башен достигает 70 м и более.