У шнекороторных снегоочистителей роторное устройство выполнено в виде вала с лопастями на ступице или в виде диска с наваренными лопастями. Вал или диск соединен с приводным валом трансмиссии с помощью предохранительных срезных устройств. Шнеки бывают однозаходными и реже двухзаходными и располагаются один над другим со смещением начальных витков при двухшнековом питателе на 180° и при трехшнековом на 120°. Рабочий орган шнекороторного устройства смонтирован в корпусе (кожухе), который в нижней передней части имеет подрезающий съемный двусторонний нож и опорные лыжи или колеса. Корпус ротора с улиткой поворачивается так, что обеспечивает выброс снега в нужную сторону. Рабочий орган роторных снегоочистителей шире базовой машины на 0,3—0,4 м.
Шнекороторные снегоочистители имеют три различные кинематические схемы: с приводом шнекороторного устройства от двигателя базовой машины; с приводом рабочего органа и трансмиссии автомобиля от отдельно установленного двигателя в кузове машины (одномоторная) с приводом только рабочего органа от отдельно установленного двигателя в кузове машины (двухмоторная). Первую и вторую схемы в настоящее время применяют в роторных снегоочистителях малой производительности. Такие машины работают в городах и на очистке от снега автомобильных дорог. Третью схему применяют в мощных снегоочистителях, способных работать в плотном снеге и при большой толщине снежного покрова (до 1,5 м, преимущественно на аэродромах).
По первой схеме с приводом рабочего органа от двигателя базовой машины выполнены шнекороторные снегоочистители ДЭ-220А на гусеничном тракторе ДТ-75М с ходоуменьшителем и ДЭ-213С на колесном тракторе К-700А. У этих снегоочистителей крутящий момент к рабочему органу передается от вала отбора мощности трактора через цепные редукторы и бортовую карданную передачу. По одномоторной схеме выполнены аналогично шнекороторные снегоочистители ДЭ-204А и ДЭ-210А на шасси автомобилей ЗИЛ-157КЕ и ЗИЛ-131.
|
Снегоочиститель ДЭ-204А (рис. 9.7) состоит из рабочего органа 10 с подвеской 1, трехосного автомобильного шасси, двигателя 4, элементов трансмиссии, гидропривода 9 и системы 6 управления.
Привод рабочего органа и ведущих мостов снегоочистителя (рис. 9.8) осуществляется от дизеля 6, установленного под капотом на специальной раме за кабиной водителя через промежуточную опору 5 и редуктор-ходоуменьшитель 4. Привод конического редуктора 3 рабочего органа осуществляется через редуктор-ходоуменьшитель 4 и систему
карданных валов. Ведущий вал конического редуктора вращает ротор 2, а ведомый вал через коническую пару передает крутящий момент на звездочку цепной передачи 12, сообщая вращение шнекам 1. Привод на три ведущих моста автомобиля 7, 8 и 11 также осуществляется через редуктор-ходоуменьшитель 4, коробку 10 передач и раздаточную коробку 9.
Рабочий орган 10 (см. рис. 9.7) состоит из двух шнеков и ротора, заключенных в общем сварном корпусе. В верхней части корпуса над боковинами укреплены два вертикальных ножа для подрезания и обрушения снега. Нижняя часть корпуса также имеет горизонтальный сменный нож. Левая боковина является картером цепной передачи привода шнеков. Шнеки представляют собой пустотелые трубы с приваренными по концам цапфами, которые установлены на сферических подшипниках. Между цапфами размещены витки шнеков с правым и левым направлением спирали. Для прочности концевые витки шнеков усилены стальными литыми кронштейнами.
|
Для отбрасывания снега вправо или влево по ходу движения снегоочистителя кожух ротора можно поворачивать с помощью гидроцилиндра. Подъем и опускание рабочего органа с помощью подвески и толкающей рамы также осуществляется сблокированной парой гидроцилиндров.
По двухмоторной схеме выполнен шнекороторный снегоочиститель ДЭ-211С (рис. 9.9), установленный на шасси 5 автомобиля Урал-375Е повышенной проходимости. Привод ходового оборудования осуществляется от двигателя 3 базовой машины, а привод рабочего органа от автономного двигателя 8, расположенного за кабиной на специальной раме.
Рабочий орган состоит из ротора 2 и двухшнекового питателя /, смонтированных в общем цельносварном корпусе. Питатель снабжен горизонтальными и вертикальными ножами для подрезания и обрушения снега. Привод рабочего органа осуществляется от двигателя через специальную пневмошинную муфту сцепления, промежуточный редуктор 7, систему карданных валов 6 и редуктор 4 рабочего органа. От редуктора 4 крутящий момент передается непосредственно ротору, а через дополнительную карданную и цепную двухрядную передачи — шнекам. Для получения необходимой пониженной рабочей скорости снегоочистителя в трансмиссию автомобиля к раздаточной коробке пристроен ходоуменьшитель, позволяющий снизить скорость автомобиля до 0,45 км/ч.