ОДНОКОВШОВЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ
Одноковшовые экскаваторы являются универсальными машинами многоцелевого назначения. Их широко применяют на различных земляных работах для разработки карьеров строительных материалов, на погрузке в транспорт сыпучих и кусковых материалов, а с помощью сменного оборудования ими осуществляют различные строительные операции. Универсальные экскаваторы классифицируют по номинальной вместимости ковша — размерной группе (см. п. 1.4), конструкции ходового оборудования, возможности вращения поворотной части, типу привода, исполнению и виду рабочего оборудования.
Следует отметить, что универсальные одноковшовые экскаваторы унифицированы со стреловыми кранами по отдельным элементам ходового оборудования, трансмиссии и рабочему оборудованию.
Одноковшовые экскаваторы бывают универсальными строительными (вместимостью ковша 0,15—2,5 м3), карьерными (2,5—4м3), вскрышными (6 м3 и выше) и туннельными. В дорожном строительстве применяют в основном универсальные экскаваторы с ковшом вместимостью до 3,2 м3.
По ходовому оборудованию одноковшовые экскаваторы разделяют на гусеничные (в том числе с увеличенной поверхностью гусениц), пневмоколесные на специальном шасси, на шасси грузовых автомобилей массового производства, на тракторах (навесные) и на плашкоутах для гидротехнических работ, проводимых на плаву.
По возможности вращения поворотной части экскаваторы бывают полноповоротными с вращением поворотной части вокруг вертикальной оси и неполноповоротными, угол вращения которой ограничен (для навесного оборудования, смонтированного на тракторах).
По типу привода механизмов экскаваторы разделяют на одномоторные и многомоторные. У одномоторных экскаваторов все рабочие механизмы приводятся обычно от одного двигателя и имеют механический привод. Если механический привод включает гидродинамическую передачу (преимущественно гидротрансформатор), то такую машину называют экскаватором с гидромеханическим приводом.
|
Рабочее оборудование
Прямая и обратная лопата. Рабочее оборудование для разработки грунта выше уровня стоянки с укрепленным на напорной рукояти ковшом, копающим в направлении от экскаватора, называют прямой лопатой (рис. 2.35, а). У маятниковой прямой лопаты рукоять совершает только маятниковые движения относительно стрелы (рис. 2.35,6), а напор ковша при копании осуществляется одновременным опусканием стрелы. Напорная прямая лопата имеет приводное устройство для напорного движения рукояти (рис. 2.35, в). Прямая лопата со створчатым ковшом может разрабатывать грунт при смыкании створок ковша, поворачивающихся в плоскости, перпендикулярной плоскости поворота рукояти (рис. 2.35, г).
Рабочее оборудование для разработки грунта ниже уровня стоянки с
Рис. 2.35. Основные виды и исполнения рабочего оборудования универсальных экскаваторов:
а — прямая лопата; б — маятниковая прямая лопата; в — напорная прямая
лопата; г— прямая лопата со створчатым ковшом; д —обратная лопата; е—
боковая обратная лопата; ж — погрузочное оборудование; з — планировочное
оборудование; и — земле-ройно-планировочное оборудование; к —
землеройно-планировочное оборудование со смещаемой плоскостью копания; л
|
— драглайн; ж — боковой драглайн; н — канатный грейфер; о —
гидравлический (жесткий) грейфер; п — крановое оборудование; р — копровое
оборудование
укрепленным на рукояти ковшом, копающим в направлении к экскаватору, называют обратной лопатой (рис. 2.35, д). Боковая обратная лопата (рис. 2.35, е) предназначена для работы в стесненных условиях с ковшом, копающим в вертикальной плоскости, смещенной относительно вертикальной оси вращения поворотной платформы или относительно продольной оси базовой машины.
Рабочее оборудование, из узлов которого может быть смонтирована прямая или обратная лопата, называется универсальной лопатой.
Погрузочный ковш (рис. 2.35, ж) служит для погрузки сыпучих
и кусковых материалов. Ковш заполняется напорным усилием с одновременным поворотом при его движении от экскаватора или с одновременным перемещением экскаватора. Погрузочный ковш имеет в 2— 3 раза большую вместимость по сравнению с прямой лопатой для одной и той же модели экскаватора, что позволяет существенно повышать его производительность на погрузочных работах.
Планировочное оборудование в виде уширенного ковша или отвала бульдозерного типа монтируют на универсальной стреле экскаватора (рис. 2.35, з) для послойной разработки грунта, планировки откосов, насыпей и выемок в различных плоскостях. Для специальных планировочных работ с рабочим органом, который укрепляют обычно на телескопической стреле, изменяющей при работе свою длину и поворачивающейся в вертикальной и горизонтальной плоскостях и по отношению к своей продольной оси, выпускают специальные экскаваторы-планировщики (рис. 2.35, и) с различными рабочими органами для земляных, планировочных и зачистных работ.
|
Для работы в стесненных условиях и для бокового выноса рабочего органа применяют стрелу с шарнирной опорой, которая может смещаться поперек поворотной части (рис. 2.35, к).
Драглайн (рис. 2. 35, л) применяют при разработке грунта ниже уровня стоянки экскаватора. Глубина копания, высота разгрузки ковша и расстояние, на которое может быть заброшен ковш (радиус копания) драглайна, значительно больше, чем у прямой и обратной лопаты. Поэтому драглайн используют для рытья сравнительно больших котлованов и траншей, а также для отсыпки насыпей, в частности на строительстве каналов, автомобильных и железных дорог, для мелиоративных и гидротехнических работ.
Часто для очистки каналов применяют боковой драглайн (рис. 2.35, м) с ковшом, подвешенным на канатах и копающим под углом к вертикальной плоскости стрелы.
Драглайн (рис. 2.36) состоит из ковша / с подвеской, стрелы 8, тягового 2, подъемного 7 и стрелового 4 канатов, канатов подвески стрелы 6 и наводки 3 тягового каната и подвижной траверсы 5. Стрела решетчатой конструкции — сварная, что обеспечивает при меньшей массе большую длину. При необходимости длина стрелы может быть увеличена дополнительными вставками.
Рис. 2.36. Схема драглайна:
а — общая; б —запасовки
стрелового каната при подвеске
стрелы на шести ветвях; в — то
же, на четырех ветвях.
Рис. 2.37. Экскаватор с канатным грейфером:
1—ковш грейфера; 2 — оттяжной канат; 3 — стрела; 4 — блоки оттяжного каната; 5 — груз оттяжного устройства; 6 — замыкающий канат; 7 — поддерживающий канат; 8 — барабан замыкающего каната; 9 — барабан поддерживающего каната; 10 — верхняя головка; 11 — тяги; 12 — нижние блоки полиспаста; 13 — нижняя головка; 14 — челюсть ковша. Положение ковша: /, II—при копании; III—при подъеме; IV —при разгрузке
Грейфер применяют для разработки грунтов, расположенных ниже и выше уровня стоянки экскаватора, для погрузки и разгрузки сыпучих материалов, а также при некоторых видях земляных работ (рытье глубоких котлованов, очистке прудов и каналов). Грейферы бывают канатные (см. рис. 2.35, «) и гидравлические (см. рис. 2.35, о). Обычнo применяют двухканатные грейферы (рис. 2.37). Ковш 1 двухканатногс грейфера подвешивают на поддерживающем 7 и замыкающем 6 канатах к стреле 3.
Чтобы предотвратить закручивание канатов 6 и 7 и значительное раскачивание ковша грейфера при повороте платформы, используют оттяжное приспособление, называемое успокоителем. Успокоитель действует на Ковш грейфера оттяжным канатом 2, создавая постоянное, независимое от положения ковша натяжение, которое обеспечивается весом перемещающегося по направляющим внутри стрелы груза 5, к которому крепят канат 2, огибающий блоки 4.
У канатного грейфера усилие напора ковша на грунт создается только весом ковша и динамическим ударом при опускании. Для разработки плотных и слежавшихся грунтов применяют жесткий (гидравлический) грейфер, у которого усилие напора осуществляется системой рычагов и гидравлическими цилиндрами.
Крановое оборудование (рис. 2.35, п) используют при выполнении разнообразных погрузочно-разгрузочных, такелажных и реже монтажных работ. Для монтажных работ более целесообразно применение специальных кранов, так как механизмы экскаватора не обеспечивают необходимого диапазона изменения скоростей рабочих операций (подъема, поворота, опускания груза). Стрелу для крана используют такую же, что и для драглайна, с такой же схемой ее подвески. В некоторых случаях на верхней части стрелы монтируют гусек, который позволяет увеличивать высоту подъема груза и подавать его на большее расстояние.
Копровое оборудование (рис. 2.35, р) устанавливают на экскаватор для забивки свай и шпунта.
На экскаваторах могут быть смонтированы и другие виды сменного рабочего оборудования, число которых достигает 40 наименований.
В настоящее время разрабатывают новый вид оборудования — манипулятор в виде захватного устройства многоцелевого назначения, который сможет работать не только в полуавтоматическом режиме с ручным управлением, но и в автоматическом режиме по заданной программе при оборудовании экскаватора бортовой ЭВМ.
По подвеске рабочего оборудования универсальные одноковшовые экскаваторы бывают с гибкой (канатной) и жесткой (гидравлической) подвеской.