Рис. 2.4. Бульдозер ДЗ-109 с поворотным отвалом и гидравлическим приводом
Рис. 2.5. Отвал бульдозера
Рис. 2.6. Универсальная рама
Бульдозеры являются навесным, в виде отвала, оборудованием к тракторам и тягачам и могут быть использованы в качестве сменного рабочего органа на автогрейдерах, экскаваторах и других до-рожно-строительных машинах. Бульдозеры послойно срезают и перемещают грунт при возведении дорожных насыпей и выемок, засыпке рвов и ям, рытье котлованов, траншей, разравнивании отсыпанного грунта; производят валку деревьев, корчевание пней и удаление камней; разрабатывают песчаные и гравийные карьеры; толкают скреперы при их загрузке. Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового оборудования, конструктивным признакам и номинальному тяговому усилию. В зависимости от выполняемых функций можно выделить бульдозеры общего назначения, производящие землеройно-планировочные работы в обычных грунтовых и климатических условиях, и специальные бульдозеры для подземных и подводных разработок, работы и трюмах судов, толкания скрепов и др. По типу ходового оборудования базовой машины бульдозеры имеют гусеничное и колесное ходовое оборудование. По конструктивным признакам различают оборудование с неповоротным отвалом, отвалом, установленным под прямым углом к продольной оси базовой машины, и с поворотным отвалом, который может быть установлен под определенным углом к горизонтальной плоскости. Такие бульдозеры часто называют универсальными. Отвалы бульдозеров всех типов могут быть снабжены механизмом перекоса в вертикальной плоскости для облегчения разработки тяжелых грунтов и материалов. Для выполнения отдельных видов работ на бульдозерах используют отвалы различных типов: полусферические и сферические, которые состоят из трех — пяти частей, установленных под углом около 15° один к другому для работы на кусковых и сыпучих материалах;
|
с челюстным гидроуправляемым захватом для перемещения сыпучих материалов на большие расстояния или под водой;
с двумя отвальными поверхностями для работы передним и задним ходом;
с одной отвальной поверхностью — для работы на себя;
переворачиваемые — для работы на себя и от себя.
Для расширения области применения бульдозеры общего назначения и специальные снабжаются дополнительным быстросъемным сменным оборудованием — откосниками, открылками, уширителями, удлинителями, канавными наставками, лыжами, вилами, кусторезными наставками. По номинальному тяговому усилию бульдозеры разделяют на сверхтяжелые — с номинальным тяговым усилием свыше 300 кН, тяжелые 150—250 кН, средние 100—150 кН, легкие 30—50 кН.
Гусеничные бульдозеры общего назначения предусмотрены пяти типоразмеров с поворотными и неповоротными отвалами тяговых классов 4, 10, 15, 25 и 35. Следует отметить, что в парке дорожно-строи-тельных машин имеются также бульдозеры класса 3. На колесные бульдозеры типажом предусмотрено восемь типоразмеров тягового класса 0,6; 0,9; 1,4; 3; 5; 10; 15; 25.Основными узлами бульдозера являются отвал 1, толкатель 2, рама 3 и система управления отвалом.
Отвал (рис. 2.5) представляет собой сварную конструкцию, состоя
щую из лобового листа 7, козырька 4, нижней 8 и верхней 5 коробки
жесткости, ребер, приваренных к нижней коробке жесткости, боковых
стенок и проушин, служащих для соединения отвала с толкающим
устройством.
|
ненных листом и шаровой головкой 4. Для соединения со штоками гидроцилиндров сверху на полурамах приварены проушины 3. Для соединения рамы с толкателями используют кронштейны 2. С опорами 6, приваренными к рамам гусеничных тележек, рама соединена проушинами 5 и пальцами 6
У неповоротных бульдозеров соединение отвала с брусьями бывает жестким или шарнирным. При жестком соединении толкающие брусья приварены к отвалу. К их противоположным концам приварены вильчатые ловители. С помощью ловителей и штырей толкающие брусья шарнирно соединены с цилиндрическими цапфами на концах поперечной балки. Поперечная балка трапециевидного сечения прикреплена в середине трактора к лонжеронам рамы с помощью двух стремянок и упоров, препятствующих ее смещению в продольном направлении. При шарнирном соединении отвал с толкающими брусьями соединяется с помощью винтовых раскосов трубчатого сечения, обеспечивающих небольшое изменение угла резания (в пределах 10°) и угла поперечного перекоса (в пределах 4°). Для соединения с опорными шарнирами толкающих брусьев на рамах гусеничных тележек установлены плиты с пальцами.
У бульдозеров с поворотным отвалом толкающее устройство выполнено в виде толкающей рамы. Поскольку на раму кроме бульдозерного отвала могут быть установлены другие сменные рабочие органы (кусторез, корчеватель и др.), раму называют универсальной.
Универсальная рама (рис. 2.6) представляет собой сварную подковообразную конструкцию из двух полурам 1 коробчатого сечения, соеди-
|
Толкатели (рис. 2.7) выполнены в виде брусьев 9 коробчатого или трубчатого сечения и винтовых раскосов. Раскосы связаны между собой шарнирными соединениями, обеспечивающими возможность изменения расстояний между листами крепления к раме и отвалу. Толкатели соединены с проушинами на отвале с помощью пальцев 2 и крестовин /. В трубу 5 раскоса спереди вварен вкладыш 4 с внутренней резьбой, а сзади втулка с проушиной 7. В середине через трубу раскоса про-
Рис. 2.7. Толкатель
Рис. 2.8. Схема гидравлического привода бульдозера:
/ — гидрораспределитель; 2 — трубопроводы; 3 — гидроцилиндры подъема и опускания отвала; 4 — гидроцилиндры поворота отвала в плане; 5 — гидроцилиндры перекоса отвала; 6 — фильтр; 7 — насос; 8 — гидробак
ходит рукоятка 6, с помощью которой измеряют длину раскоса. Резьбовая часть винта 3 раскоса защищена от пыли уплотнением.
С помощью винта 8 с вилкой брус соединен со шкворнем, укрепленным в кронштейне на раме. Угол резания и перекос в ту или другую сторону меняют путем изменения длины раскосов толкателей вручную, а угол в плане — путем перестановки шкворней толкателей в различные кронштейны на раме.
Автоматическая стабилизация положения отвала бульдозера в продольной плоскости обеспечивается либо автономной системой управления, чувствительным элементом которой является датчик углового положения, либо копирной системой, в которой опорной (задающей) плоскостью является луч лазера, а чувствительным элементом — фотоприемное устройство. Датчик углового положения установлен на толкающем брусе бульдозера и преобразует угловое перемещение корпуса датчика относительно гравитационной вертикали в электрический сигнал. Фотоприемное устройство размещено на отвале бульдозера и контролирует положение отвала относительно лазерной направляющей.
Гидрозолотники с электрическим управлением обеспечивают управление гидроцилиндрами отвала бульдозера при работе в автоматическом режиме.
Рис. 2.9. Схема системы «Комбиплан-10» автоматического управления отвала
бульдозера ДЗ-110А-1:
/ — трубопровод слива в бак; 2 — трубопровод подвода жидкости под давлением; 3
— обратный клапан с дросселем; 4 — трубопровод подачи жидкости под давле
нием; 5—датчик частоты вращения вала двигателя; 6 — маятниковый датчик
углового положения; 7 — пульт управления; 8 — блок перегрузки; 9 — блок
управления; 10 — аккумуляторная батарея; 11 — реверсивный
электрозолотник; 12 — дренажный трубопровод