2.3.1. При проектировании ЛЧ МТ должны быть учтены все виды нагрузок, возникающие на этапах строительства, эксплуатации, ремонта, консервации и ликвидации МТ, а также наиболее неблагоприятные варианты их сочетания, которые могут повлиять на надежность и безопасность МТ.
Для определения нагрузок и воздействий следует использовать данные инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и др.), выполненных в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации.
При выполнении расчетов на прочность, деформацию и устойчивость трубопроводов и опорных конструкций (фундаментов, опор, оснований) необходимо рассмотреть влияние на нагрузки переходных процессов (нестационарных режимов) при перекачке продукта, а также возможное изменение свойств грунта в процессе эксплуатации трубопроводов.
На этапе проектирования ЛЧ МТ должны быть определены потенциально опасные (критические) участки: участки трассы МТ вблизи населенных пунктов; переходы через автомобильные и железные дороги; водные переходы; участки, проходящие в особых природных условиях и по землям особо охраняемых природных территорий.
ЛЧ МТ должна проектироваться в подземном исполнении (подземная прокладка), за исключением элементов наземного исполнения (узлы (пункты) редуцирования газа, пункты замера газа, узлы пуска и приема СОД и т.п.).
Допускается надземная прокладка МТ в особых условиях: пустынных и горных районах, болотистой местности, районах с неустойчивыми грунтами (оползневые, многолетнемерзлые и т.п.), на переходах через естественные и искусственные препятствия и др.
|
Проектные решения по прокладке ЛЧ МТ (независимо от способа прокладки - подземном, наземном, надземном) должны обеспечивать надежную и безопасную работу трубопровода с учетом рельефа, грунтовых и природно-климатических условий.
2.3.8. При проектировании потенциально опасных участков трубопроводов должны предусматриваться специальные меры безопасности, снижающие риск аварии, такие как:
- увеличение толщины стенки трубопровода;
- увеличение глубины залегания трубопровода;
- повышение требований к защитному покрытию;
- применение защитного футляра;
- прокладка в тоннеле;
- обустройство дополнительных обвалований и защитных стенок;
- укрепление грунта (берегов);
- устройство отводящих систем (каналов, канав и т.п.);
- повышение требований (величины давления, продолжительности и др.) к испытаниям трубопровода на прочность;
- повышение качества внутритрубной диагностики;
- ведение непрерывного мониторинга технического состояния и контроля параметров напряженно-деформированного состояния трубопровода.
При проектировании ЛЧ МТ необходимо предусматривать технические решения по компенсации перемещений МТ от изменения температуры, воздействия внутреннего давления и других нагрузок.
Проектные решения должны предусматривать защиту элементов ЛЧ МТ от внешней (атмосферной) и подземной коррозии, обеспечивающую безаварийное (по причине коррозии) функционирование МТ в соответствии с условиями и сроком эксплуатации, установленными проектом.
Способы и средства противокоррозионной защиты определяются проектом.
|
Тепловая изоляция трубопроводов проектируется при необходимости, исходя из условий внешней среды и свойств транспортируемого углеводорода.
Проектные решения по ЛЧ МТ должны обеспечивать беспрепятственное прохождение очистных, диагностических и разделительных устройств.
Запорная арматура, устанавливаемая на ЛЧ МТ, должна обеспечивать возможность дистанционного (с пульта управления) и местного (автоматического или ручного) перекрытия МТ как при нормальных условиях эксплуатации, так и в случае аварии или инцидента.
Арматуру и обвязку линейной запорной арматуры газопроводов, находящиеся под давлением, следует проектировать в подземном исполнении с надземным выводом привода арматуры.
Проект ЛЧ МТ для транспортирования жидких углеводородов должен включать технические решения по оснащению трубопроводов средствами защиты от превышения давления выше проектного и автоматизированной системой обнаружения утечек.
Для МТ, транспортирующих высоковязкие жидкие углеводороды, необходимо предусмотреть разработку в составе проекта систем подогрева, обеспечивающих стабильный режим перекачки продукта в условиях эксплуатации.
В ПД должны быть указаны требования к трубопроводам, арматуре, соединительным деталям по величине давлений и продолжительности испытаний на прочность и герметичность.
При проектировании подводных переходов через водные преграды должны предусматриваться технические средства, препятствующие всплытию МТ, такие как: утяжеляющие грузы и покрытия, балластирующие и анкерные устройства и т.п.
|
Меры против всплытия должны разрабатываться также при прокладке подземных МТ на участках с высоким уровнем грунтовых вод и долгосрочным подтоплением паводковыми водами.
На переходах через железные и автомобильные дороги МТ, транспортирующих газообразные или сжиженные углеводороды, следует предусматривать специальные технические решения по контролю наличия утечек.
Для участков газопроводов, отделяемых запорной арматурой, необходимо предусмотреть установку продувочных свечей для опорожнения участка трубопровода при ремонте или нештатном режиме эксплуатации. Проектирование свечей следует производить той же категории и на то же рабочее давление, что и категория основного газопровода.
Проектом должна быть обеспечена молниезащита крановых площадок и площадочных сооружений с наземным оборудованием, оснащенным дыхательной арматурой или продувочными свечами.
Молниезащита крановых площадок и площадочных сооружений с наземным оборудованием, не оснащенным дыхательной арматурой или продувочными свечами, обеспечивается присоединением к контуру заземления.
В проектах следует предусматривать технические решения, обеспечивающие очистку полости МТ после строительства, реконструкции и удаление воды после проведения гидроиспытаний.
Проектом должно быть предусмотрено оснащение ЛЧ МТ автоматизированной системой непрерывного дистанционного обнаружения утечек и контроля несанкционированного доступа к МТ (врезок).
Определенные проектом технические средства контроля должны быть работоспособными в условиях эксплуатации МТ и устойчивыми к внешним воздействиям электростатических разрядов и электромагнитных полей.