Тактика индивидуальной гонки на 1 км сводится в основном к регулированию усилий гонщика при преодолении дистанции. Высокая скорость здесь сочетается с предельной спринтерской выносливостью. Эти условия создают большие трудности для гонщика при выборе скорости и продолжительности стартового разгона, а также при поддержании скорости на оптимальном уровне до финиша. Малейшая ошибка – и гонщик уже не сможет исправить ее из-за ограничения времени.
По физиологической характеристике работа спортсмена проходит в зонах субмаксимальной и максимальной интенсивности. Старт и увеличение скорости до средне-дистанционной у ведущих гонщиков мира занимает 24 – 25 сек. и продолжается около 330 – 340 м. На последующих 70 – 100 м они доводят скорость до предела, а затем стремятся поддержать ее как можно дольше на этом уровне.
Большинство спортсменов, стартуя, выполняют работу субмаксимальной интенсивности. После разгона они на какое-то мгновение расслабляются для кратковременного отдыха, а затем продолжают педалировать с субмаксимальными усилиями, постепенно переходящими на, финишных 200 м в максимальные. На заключительном участке (200 – 150 м) велосипедисту приходится мобилизовывать все оставшиеся силы и волю.
Частота пульса на первых метрах дистанции резко возрастает и к 38 – 40-й секунде достигает определенного предела. Иногда наблюдается стабилизация пульса до конца дистанции, в отдельных случаях – медленное повышение или снижение его (табл. 16).
Таблица 16
Время, сек. Показатель | с 1-й по 5-ю | с 5-й по 10-ю | с 20-й по 25-ю | с 45-й по 50-ю | с 65-й по 70-ю |
Частота в 1 мин. (на старте – 84, через 10 сек, после нагрузки – 198) |
Проведенные исследования дают лишь общее представление о характере работы гонщика на дистанции. После первых движений со старта, связанных со значительной силовой работой не только ног, но и всех мышц туловища, рук и шеи, нарастает кислородная задолженность, которая быстро прогрессирует и остается до конца дистанции.
|
У велосипедистов в еще большей степени, чем у легкоатлетов и конькобежцев, во время старта вся работа происходит на базе преобразования потенциальной энергии (гликогена, фосфогена и др.) в механическую почти в бескислородных условиях. У спортсменов критической зоной, где наступает утомление, является отрезок дистанции между 700 – 900 м. И вот здесь как раз и наблюдается самая высокая частота пульса. Инерция движения позволяет гонщикам в течение 1 – 2 сек. педалировать без приложения усилий. Спортсмен стремится лишь к тому, чтобы не снижать темпа вращения шатунов. Во время этого, как говорят гонщики, «выключения» он делает несколько глубоких дыханий, которые до известной степени обеспечивают ему некоторое погашение кислородной задолженности и способствуют тому, что после включения спортсмен может опять поддерживать или увеличивать скорость.
«Всякие задержки дыхания и поверхностные неритмичные дыхания приводят к понижению скорости через 2 – 2,5 мин.» *
Выключение и включение гонщики производят по-разному. Это зависит от состояния нервно-мышечного аппарата, специфики педалирования гонщика, скорости движения, частоты педалирования и отношения передач.
Некоторые спортсмены выключаются на дистанции по нескольку раз. Необходимо помнить, что чем выше скорость движения велосипедиста, тем быстрее происходит включение, и наоборот. От того, насколько тонко чувствует гонщик скорость движения велосипеда и, главное, шатунов, как у него развито «чувство педали», зависит эффективность выключений.
|
Все гонщики без особого труда поддерживают скорость до 450 – 500-метровой отметки. Высококвалифицированные спортсмены, находящиеся в хорошей форме, иногда способны продлить это расстояние до 550 – 600 м. Очень опасным для результата является выключение, проводимое спортсменом в самые трудные моменты. Велосипедист поддается соблазну передохнуть, а утомленные мышцы и нервная система не могут так точно, как в начале гонки, сделать это. Ноги не успевают за шатунами, стопа плохо чувствует педаль, мышцы медленно расслабляются и еще более медленно и менее плавно включаются в работу.
Одни спортсмены предпочитают выключаться на прямой (следуя по ветру), другие – в третьей четверти виража. Исследования графиков прохождения дистанции ведущими гонщиками мира и Советского Союза показали, что на участке между 350 – 850 м велосипедисты двигаются с относительно равномерной скоростью, а затем скорость их в той или иной степени начинает падать (см. рис. 7 и табл. 17).
Здесь мы видим, что первый чемпион мира 1966 г. П. Трантен на цементном треке во Франкфурте почти точно повторил график олимпийского чемпиона С. Гайардони, показанный на деревянном велодроме в Риме. Особенностью этого графика является то, что Трантен первый круг прошел на 0,1 сек. быстрее итальянца, но затем, видимо, несколько уменьшил усилия и за счет этого на следующих 400 м проиграл Гайардони 0,6 сек. Такое выключение позволило Трантену последний отрезок 200 м пройти на 0,58 сек. быстрее своего соперника. Анализ показывает, что в основном первые 200 м гонщики проходят в среднем за 17 сек., вторые – за 12,46 сек., третьи – за 12,63 сек., четвертые – за 12,91 сек. и последующие – за 13,34 сек.
|
Кто же из гонщиков на отдельных участках трассы наиболее близок к этому среднему графику прохождения дистанции? На первом круге это Гезелер, Ван дер Тоув (12,4 сек.), И. Бодниекс и С. Логунов (12,5 сек.). На отметке 600 м – Сей, Гезелер и Логунов (12,7 сек.), на отметке 800 м – Трантен (13,0 сек.), Фредборг (12,8 сек.). На заключительных 200 м ближе всего к среднему графику был Сей (13,10 сек.), Гайардони (13,27 сек.), Фредборг (13,40 сек.) и Логунов (13,50 сек.). Блестяще прошли последний отрезок дистанции Ван дер Тоув (12,26 сек.) и Трантен (12,79 сек.).
В условиях среднегорья графики раскладки сил носят тот же характер, стиль прохождения дистанции гонщиками такой же, как на уровне моря.
Примером могут служить дистанции, пройденные Фредборгом (рис. 8, а) и Бодниексом (рис. 8, б). Франкфурт: 16,2 – 29,3 (13,1) – 41,4 (12,1) – 54,8 (13,4) – 1.09,01 (13,21)
17,7 – 29,6 (11,9) – 43,2 (12,6) – 55,8 (12,6) – 1.09,15 (13,35).
Мехико: 17,0 – 29,5 (12,5) – 42,0 (12,5) – 54,0 (12,0) – 1.07,28 (13,28)
16,8 – 29,0 (12,2) – 41,3 (12,3) – 54,6 (13,3) – 1.08,50 (13,9).
Существует два основных варианта преодоления дистанции. Первый заключается в том, что гонщик во время разгона старается не доводить до предела темп, с тем чтобы как можно дальше отодвинуть границу падения скорости. Такой вариант применяют спринтеры, обладающие выносливостью и имеющие большую жизненную емкость легких, относительно высокие показатели максимального потребления кислорода (на килограмм веса) и несколько сниженные данные проб на ЛВС и ЛВР (см. табл. 18). К такому типу гонщиков можно отнести итальянца С. Гайардони, француза Л. Трантена и советских гонщиков И. Целовальникова, Р. Варгашкина.
Второй вариант заключается в том, что гонщики на меньшем участке стартового разгона достигают почти предельной скорости. Падение темпа начинается несколько. раньше (чем у гонщиков, применяющих первый вариант), но происходит оно с более высокой скоростью, достигнутой спортсменом на первых 400 м. Такой вариант тактики предпочитают
«острые» спринтеры, знающие, что, как бы они ни начинали гонку, утомление будет наступать на одном и том же участке – 500 – 700 м.
У таких гонщиков несколько ниже жизненная емкость легких и показатель максимального потребления кислорода, но выше весо-ростовой показатель и быстрота реакции (проба ЛВС). К представителям этой группы спортсменов можно отнести Пхакадзе, Хитрова, Логунова (СССР), японца Сато, тринидатца Гиббона и Гезеллера (ФРГ).
Если гонщики, основываясь на знании своих физических данных и возможностей, умеют подбирать соответствующий вариант, то им обеспечен успех.
Таблица 18
Фамилия, страна | Рост | Вес | Весо-ростовой показатель | ЖЕЛ | МПК на 1 кг веса, мл | Пульс | ЛВС/ЛВР | Результат |
Трантен (Франция) | – | – | 107,29 | |||||
Морелон (Франция) | – | – | 107,4 | |||||
Бодниекс (СССР) | 66,8 | 180/160 | 108,5 | |||||
Логунов (СССР) | 66,8 | 180/160 | 109,0 | |||||
Пхакадзе (СССР) | 55,8 | 180/120 | 109,4 | |||||
Бегетто (Италия) | – | – | 108,4 | |||||
Колюшев А. (СССР) | 72,2 | 70,2 | 180/236 | 109,6 | ||||
Хитров (СССР) | 59,9 | 200/160 | 110,4 |
Приведенные в табл. 18 некоторые физические данные характеризуют типы спортсменов-спринтеров. Среди них есть две группы гонщиков. Первая специализируется в спринте, гонке на тандемах и гите на 1 км, а вторая только в спринте. Последним, правда, в силу тех или иных обстоятельств приходится иногда стартовать и в гонке на 1 км. Поэтому наблюдения мы, вели за первой группой гонщиков. Нами было замечено, что у гонщиков, специализирующихся на дистанцию 1 км, существует прямая зависимость между абсолютной и среднелинейной скоростью. На графике (рис. 9) по оси ординат даны показатели среднего времени на 200-метровых отрезках, по оси абсцисс – показатели абсолютной скорости гонщиков (время на 200 м). Нами были взяты результаты 20 сильнейших гонщиков мира и Советского Союза.
Например, точка № 1 (Гайардони) – 200 м, с хода – 11 сек., среднелинейная скорость на 200 м – 12,62 сек. Такое расположение 20 точек свидетельствует о закономерностях зависимости между абсолютной и среднелинейной скоростью.
За показатель абсолютной скорости мы приняли время гонщика на дистанции 200 м с хода, за показатель специальной выносливости – средний результат на 200 м, полученный на дистанции 800 м. Время стартовых 200 м мы в расчет не принимаем в связи с тем, что гонщики проходят этот отрезок очень разнообразно. Изменение скорости на последующих 800 м характеризует степень специальной выносливости гонщика. Например, олимпийский чемпион С. Гайардони имел результат на 200 м 11,0 сек. При прохождении дистанции на 1 км (см. табл. 17) им был показан результат 1.07,27. При этом первые 200 м он прошел за 16,8 сек. Для того чтобы рассчитать среднее время на 200 м, надо из конечного результата вычесть время стартовых 200 м. Например: 1.07,27 – 16,8=50,47 сек. Среднее время на 200 м у С. Гайардони будет равно 50,47:4=12,62 сек.
Таким образом, разница во времени составит 12,62 – 11,0=1,62 сек. Проанализировав многие графики ведущих гонщиков мира (личные рекорды) на дистанцию 1 км и их лучшие результаты на 200 м с хода (в условиях идентичных треков), мы пришли к выводу, что разница в 1,6 сек. наиболее эффективна для показания предельного результата. Мы также заметили, что от этого показателя (1,6 сек.) у гонщиков различного типа и подготовленности наблюдаются отклонения в сторону уменьшения или увеличения этого времени. Если у спортсмена разница во времени менее 1,6 сек., то это свидетельствует о некотором относительном недостатке скоростных качеств. Увеличение разницы говорит о том, что у данного гонщика недостаточно развита специальная выносливость.
Проведенные нами эксперименты на различных контингентах спортсменов в целом ряде соревнований подтвердили эти выводы. В дальнейших исследованиях мы проводили эксперименты по программированию графиков прохождения дистанции 1 км. Для этого непосредственно перед состязанием во время разминки или в предварительном соревновании на 200 м с хода мы фиксировали результат, а затем по вышеуказанной формуле определяли среднелинейную скорость и время прохождения 800 м. К полученному результату прибавлялся результат, который мог показать спортсмен на стартовых 200 м в данных условиях. Зная специфические особенности того или другого гонщика, можно с большой точностью (в пределах десятых долей секунды) рассчитать график и конечный результат.