Старшие и младшие секретари




Очевидно, что разделение аппарата было хорошим поводом для перетряски кадров региональных руководителей. Однако Хрущев лишь в незначительной мере воспользовался им. Посты в новых руководящих структурах в основном перераспределили между старыми руководителями. Преобладающая модель разделения аппарата состояла в том, что первые секретари, ранее занимавшие эту должность в едином обкоме, становились первыми секретарями тех новых обкомов, которые имели приоритетное положение в силу отраслевой специфики региона. В сельскохозяйственных областях бывшие первые секретари занимали посты первых секретарей сельскохозяйственных обкомов, в промышленных областях - промышленных. Из 42 обкомов и крайкомов РСФСР, которые были подвергнуты разделению, этот принцип абсолютно соблюдался в 27 случаях. В семи случаях (Владимирская, Иркутская, Новосибирская, Ростовская, Тульская, Читинская области и Красноярский край) бывших первых секретарей назначили в сельские обкомы, хотя в этих регионах преобладало городское население. Скорее всего, такие назначения производились с учетом личной отраслевой специализации секретаря (профильного образования, опыта работы в сельском хозяйстве). Кроме того, эти области зачастую не имели ярко выраженной экономической специализации. Однако приоритет бывшего первого секретаря и в этих семи регионах вполне обеспечивался политическими факторами - положением в номенклатурной системе, соответствующими связями. Еще в семи областях прежние первые секретари не заняли должности в новых обкомах либо по причине смерти (два случая), либо в силу передвижения на другие должности. Очевидно, что эти семь случаев также не противоречили общему принципу сохранения прежними первыми секретарями своих позиций в номенклатурной системе. Только в одной области РСФСР, Кемеровской, наблюдалась явная дискриминация прежнего первого секретаря. Л. И. Лубенникова назначили первым секретарем сельского обкома, первым секретарем в промышленный обком прислали "варяга", бывшего председателя Свердловского облисполкома А. Ф. Ештокина26. Это был явный сигнал недовольства Москвы Лубенниковым. Нарушение принципа "номенклатурного старшинства" облегчало то обстоятельство, что Ештокин был назначен в Кемерово с высокого поста инспектора ЦК КПСС, хотя и числился на нем только несколько недель.

Без исключений правило назначения бывших первых секретарей обкомов первыми секретарями приоритетных новых обкомов действовало в разделенных обкомах Бело-

стр. 168

руссии, Украины, Узбекистана. В Казахстане по этому принципу провели реорганизацию в двух из трех разделенных обкомах.

Таким образом, разделение аппарата чаще всего происходило по максимально выгодной для прежних первых секретарей схеме. Они сохраняли свое преобладающее влияние в регионах не только потому, что, как правило, распоряжались более значительными ресурсами. Бывшие первые секретари обладали высоким номенклатурным статусом. Они состояли в различных общесоюзных партийно-государственных представительских структурах - ЦК, Ревизионной комиссии КПСС, Верховном Совете СССР и т.д. Они имели более разветвленные и прочные связи в республиканских и союзных партийных и ведомственных инстанциях. Все это позволяет нам называть обкомы (крайкомы), возглавляемые бывшими первыми секретарями, обкомами (крайкомами) первой категории, а их смежников - обкомами (крайкомами) второй категории, а первых секретарей этих обкомов (крайкомов) - соответственно старшими и младшими секретарями. Такие определения в целом отражали реальности реформы.

Принципиальное значение имел тот факт, что бывшие первые секретари обкомов и крайкомов, ставшие старшими секретарями, руководили проведением реформы, включая ее наиболее важную часть - подбор кадров. Это позволяло им подбирать на должности своих партнеров, младших секретарей, тех работников, которые в силу разных обстоятельств ограничивались в проявлении повышенной самостоятельности и зависели от старшего секретаря. Как правило, младших секретарей выдвигали из числа бывших подчиненных старших секретарей. Это были вторые секретари и секретари обкомов, председатели и заместители председателей облисполкомов, руководители областных советов народного хозяйства и даже секретари горкомов партии областных центров. Очевидно, что привычка подчиняться бывшему шефу не могла исчезнуть сразу, даже после назначения на формально равнозначную должность. Усиливая эту зависимость, старшие секретари в ряде случаев стремились продвигать свои креатуры во все структуры разделенного аппарата. Например, бывший первый секретарь Краснодарского крайкома партии, Воробьев, ставший первым секретарем сельского крайкома, как докладывали работники ЦК КПСС, "окружил себя безропотными людьми, угодниками", причем не только в своем сельском обкоме, но и в промышленном27.

Не ограничиваясь кадровыми манипуляциями, старшие секретари старались поставить под свой контроль максимальное количество ресурсов. Так, при разделении Пензенского обкома в подчинение сельского обкома (обкома первой категории) перешли хозяйственная часть и гараж, а промышленного - партийный архив и дом политического просвещения28. Очевидно, что такое распределение вспомогательных структур, обслуживавших оба обкома, было неравнозначным. Старшие секретари получали в свои руки источники преобладания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: