Цель и задачи исследования
Цель работы – разработка и обоснование экспериментальной методики совершенствования технико-тактических действий футболистов в возрасте 12-14 лет.
В качестве основных задач выделены следующие:
1. Провести анализ проблемы технико-тактической подготовки футболистов в возрасте 12-14 лет.
2. Выявить и обосновать отбор средств, необходимых для обеспечения технико-тактической подготовки футболистов в возрасте 12-14 лет.
3. Определить оптимальные методы и формы технико-тактической подготовки футболистов в возрасте 12-14 лет.
4. Разработать методику совершенствования технико-тактических действий футболистов в возрасте 12-14 лет.
5. Экспериментально апробировать эффективность методики технико-тактической подготовки футболистов.
Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ и обобщение литературных источников;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Анализ и обобщение источников научно–методической литературы проводились нами с целью изучения проблемы технико-тактической подготовки футболистов. Полученная информация помогла выявить наиболее оптимальные средства технико-тактической подготовки футболистов в возрасте 12-14 лет. За время написания данной работы было проанализировано 49 источников литературы.
Выбор тестов включал тестовые упражнения и был обусловлен необходимостью, с учетом состояния обследуемых, наиболее полно охарактеризовать уровень технико-тактической подготовленности участников исследования с учетом их возраста. Все виды тестов проводились в начале и в конце педагогического эксперимента. Основой эксперимента являлись стандартные двигательные тесты, определяющие развитие технико-тактической подготовленности, предлагаемые Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «футбол», и авторами, чьи работы были посвящены исследованию технико-тактической подготовленности спортсменов футболе:
|
- ведение мяча 30 м, с;
- ведение мяча с обводкой стоек, с;
- челночный бег с мячом 30 м, с;
- жонглирование мячом, кол-во ударов;
- удары по мячу между стоп, кол-во ударов;
- вбрасывание мяча руками из аута, м.
Ведение мяча и ведение мяча с обводкой стоек выполняется с линии старта (30 м от линии штрафной площади), вести мяч 20 м, далее обвести змейкой 4 стойки (первая стойка ставится в 10 м от штрафной площади, а через каждые 2 м ставятся еще 3 стойки).
Жонглирование мячом осуществляется любой ногой, засчитывается результат до падения мяча.
Удары по мячу между стоп осуществляется без паузы, засчитывается результат.
Вбрасывание мяча на дальность выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по коридору 2 м. мяч упавший за пределами коридора, не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается результат лучшей попытки.
Одним из основных активных методов педагогического исследования является педагогический эксперимент. В области физической культуры и спорта он определяет, прежде всего, целесообразность и эффективность применения того или иного метода и фактора, и его влияние на организм с целью улучшения физической подготовленности спортсмена.
В эксперименте принимали участие 30 футболистов в возрасте 12-14 лет. По данным врачебного контроля отклонений в состоянии здоровья не было. Экспериментальная и контрольная группы составляли по 15 человек.
|
Отличие в методике проведения учебно- тренировочных занятий футболистов в экспериментальной группе состояло в том, что в течение учебного года использовалась система целенаправленных средств и методических приёмов управления технико-тактической подготовкой на основе игрового метода, в которой учитывались: возрастные особенности физического развития детей; психолого-педагогические принципы совершенствования двигательных действий спортсменов; характер и дозировка нагрузки. В контрольной группе занятия проводились по общепринятой методике без учета этих комплексов упражнений.
Для проведения обработки результатов педагогического исследования использовался метод математической статистики. ㅤ Определялись ㅤ такие ㅤ параметры ㅤ как: ㅤ
М ㅤ - ㅤ среднее ㅤ арифметическое ㅤ значение:
М= ㅤ ;
- ㅤ среднее ㅤ квадратичное ㅤ отклонение:
;
m ㅤ - ㅤ средняя ㅤ ошибка ㅤ средней ㅤ арифметической: ㅤ
m ㅤ = ㅤ ;
t-критерий ㅤ Стьюдента ㅤ (коэффициент ㅤ достоверности ㅤ различий): ㅤ
t= ;
С ㅤ - ㅤ число ㅤ степеней ㅤ свободы ㅤ вариаций: ㅤ
С= ㅤ n1 ㅤ + ㅤ n2 ㅤ – ㅤ 2;
Р ㅤ - ㅤ показатель ㅤ достоверности.
W- ㅤ показатель ㅤ темпа ㅤ прироста:
W=
Расчет данных осуществлялся с помощью пакета программ Microsoft Excel.