Средства и методы технико-тактической подготовки футболистов 12-14 лет




 

Технико-тактическая подготовка предполагает изучение индивидуальных, групповых и командных действий в нападении и защите. На начальных этапах подготовки обучение тактике ведется в основном через подвижные игры и игровые упражнения.

На последующих этапах тактическая подготовленность совершенствуется преимущественно в игровых упражнениях, спортивных играх, тренировочных и календарных матчах [28].

Для обучения тактике используются следующие средства и методы:

1. Теоретические занятия с объяснением и разбором на макете футбольного поля тактических построений с указанием функций каждого игрока и их взаимодействий.

2. Разучивание тактических взаимодействий при различных построениях в ходе тренировок.

3. Отработку взаимодействий футболистов в различных числовых сочетаниях в облегченных условиях, т. е. без сопротивления соперника.

4. Освоение взаимодействий игроков в различных числовых сочетаниях при пассивном противоборстве, а затем и при активном противоборстве соперников (2X1, 3X1, 3X2, 1X1 и др.).

5. Совершенствование взаимодействия игроков в обороне при различном соотношении обороняющихся и атакующих игроков (1X1, 1X2, 1X3, 2X3 и др.).

6. Тренировочные игры с остановками и детальным разбором правильных и ошибочных действий.

7. Товарищеские матчи с последующим разбором видеозаписи и анализом педагогических наблюдений.

8. Календарные игры (в 8—10 лет — 5—10 игр; в 10—12 лет — 15—20 игр; в 12—14 лет — 25—35 игр; в 14—16 лет — 35—45 игр; в 17—18 лет — 50—70 игр).

Для этих целей обычно используется поточная, круговая и игровая форма организации занятий. Во время технико-тактических занятий необходимо стараться формировать у юных футболистов в единые критерии оценки игровых ситуаций, а также способствовать созданию вариативных навыков действий и взаимодействий [13].

Тактика должна постоянно совершенствоваться с учетом индивидуальных особенностей игроков, повышения их уровня физических кондиций, технического мастерства, приобретения бойцовских качеств. Чем больше юный хоккеист будет смотреть матчи по хоккею старших товарищей, другие спортивные игры, читать и анализировать специальную литературу, тем богаче у него будет тактический арсенал.

При совместном с тренером просмотре матчей необходимо целенаправленно изучать действия игроков и обращать их внимание на временную и пространственную согласованность действий игроков как в атаке, так и в обороне.

На наш взгляд, обучение и совершенствование тактических действий лучше проводить в изложенной ранее последовательности.

На начальном этапе обучения (8—10 лет) изучаются в основном индивидуальные тактические действия, в возрасте 10—12 лет — групповые взаимодействия. В возрасте 12—14 лет обучение командной тактике игры должно быть в меру ограничено, по-прежнему совершенствуется главным образом индивидуальная и групповая тактика, в общих чертах изучаются основы командной тактики [37].

Методика тренировок должна составляться таким образом, чтобы каждое задание, отработанное индивидуально, выполнялось затем в парах, группой, всей командой. Очень важно развить способность ребят к игровому общению, к умению взаимодействовать друг с другом, взаимопониманию на площадке. Очень важно и то, как организуется тренировка, насколько по времени отстоит отработка одного элемента от другого, что именно тренер хочет добиться от своих учеников, что они должны усвоить обязательно и в первую очередь для качественного улучшения игры, а где можно допустить импровизацию. Тренер должен давать право на ошибку — она может послужить исходным моментом для учебы, воспитания, отработки элемента всей командой. Иначе, без достаточной степени свободы движения в игре, ощущая постоянно боязнь ошибиться, игроки будут очень скованы, безынициативны [6].

Изучение и совершенствование командных тактических построений следует начинать с 13 лет. В этом возрасте довольно хорошо развита способность самостоятельно решать сложные задачи.

Желательно, чтобы в учебных играх и в соревнованиях каждый хоккеист попробовал свои возможности в различных игровых амплуа (защитник, крайний и центральный нападающий) и мог заменить любого игрока без ущерба для игры команды. В этом случае будет более правильным выбор своего амплуа при дальнейших занятиях.

Игровой метод предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Они привлекают учащихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств [13].

В футболе используются игровые упражнения, малые игры, игры стандартных условиях. На фоне моделей отдельных малых игр формируется игра в футбол в целом: развивается игровая способность как комплекс соответствующих физических, психических, интеллектуальных и моторных компонентов.

Важный компонент игровой подготовки - создание для футболистов предпосылок, реализация которых должна происходить в разностороннем тренировочном процессе путем постепенного и непрерывного повышения различных требований к тренировкам.

Под созданием предпосылок для развития игровой способности понимают:

- развитие физических и психических предпосылок игроков в направлении модельных физических и психических требований, специальных качеств и способностей в соответствии со специфическими требованиями футбола;

- совершенствование приемов, техники в упрощенных условиях и в процессе игры;

- разнообразие тактического исполнения приемов и действий.

Содержание технических навыков и умений, которыми следует овладеть во время обучения и совершенствования, реализуется в методической последовательности: первоначально в учебной, а затем в тренировочной игре в облегченных, позже - в сложных условиях.

Первый этап - тренировка большинства моторных качеств и их вариантов, нацеленных на решение тактических заданий.

Второй этап - развитие способностей, необходимых для правильного решения игровых ситуаций, т. е. умения выбирать правильный ход и его моторное исполнение в разных ситуациях и условиях.

Третий этап - развитие способностей, необходимых для правильного технического выполнения тактических заданий в различных игровых ситуациях и действиях в противоборстве с противником. Почти во всех программах подготовки футболистов па первое место выдвигается овладение отдельными элементами техники, затем рекомендуется использовать их в условиях игры.

Во время тренировок футболисты овладевают действиями, которые представляют собой единство технических умений, тактических способностей и компонентов физической подготовки, однако в отдельных необходимых случаях не запрещается и обучение отдельным действиям.

На тренировках, носящих состязательный характер, в любой форме неизбежно проявляются ошибки и недостатки, которые в дальнейшем устраняются с большим трудом. Их появление объясняется тем, что во время тренировок продолжают обращать внимание на специфическую технику движений, которые используются в игре.

Концепции тренировок футболистов базируются на дидактике, особенно это касается двусторонней игры. Принято считать, что игра не слагается из отдельно изученных элементов техники и тактических навыков, а представляет собой единство факторов, тесно взаимосвязанных между собой.

Естественно, что приемами техники игры без препятствий футболисты овладевают быстрее, без стрессовых нагрузок, присущих игровым ситуациям, не нарушая последовательности подготовки, однако такое стандартное овладение упражнениями возможно только вне игры как способ индивидуальной подготовки или как одна из форм активного отдыха. Выполнение таких упражнений преследует другую цель, поскольку находится в противоречии с основными требованиями к элементам, обеспечивающим результативную игру: умением быстро оценить ситуацию и сделать адекватный ей выбор технических и тактических способов, необходимых для решения игровых заданий (гол, победа и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: