Технико-тактическая подготовка игрока-футболиста представляет собой сложную, динамическую, управляемую систему, в которой роль управляющего звена принадлежит тренеру, управляемого – спортсмену. В футболе обучение индивидуальным действиям имеет свою специфическую направленность. Это связано с тем, что игра требует от спортсменов разнообразных движений, основанных на перемещениях различной интенсивности, с мячом и без мяча, ходьбе, беге, прыжках, остановках, поворотах, ударах по мячу, обманных движениях, то есть на физической подготовленности [14]
В процессе формирования и совершенствования технико-тактических действий постоянно возникают ошибки, зависящие: от двигательной неточности; дефекта обучения; необычности условий; психогенного фактора; случайности. Их своевременное выявление и установление причин возникновения в большей мере обуславливает эффективность процесса совершенствования технико-тактической подготовки в спортивных играх [10].
Совершенствование технико-тактического мастерства футболистов проходит более эффективно, если учитываются факторы, которые влияют на успешность процесса технико-тактической подготовки. К ним относятся:
- уровень развития специальных физических качеств;
- уровень овладения техникой приемов и способами их выполнения;
- уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при
выполнении технических приемов;
- надежность опорно-двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении техникотактических действий в игре;
- полнота владения системой знаний [19].
С учетом этих факторов совершенствование технико-тактической подготовки может идти в следующей последовательности:
|
1. Развитие специальных физических способностей, звеньев опорнодвигательного аппарата (подготовительные и общеразвивающие упражнения).
2. Овладение движениями, составляющими прием игры (подводящие упражнения).
3. Соединение частей (движений) в целостный акт приема игры (упражнения по технике игры).
4. Совершенное овладение способами реализации приема игры и умение полностью использовать высокий уровень специальных физических качеств (упражнения по технике и тактике).
5. Умение эффективно и надежно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двухсторонние игры и соревнования).
Используемые средства – специально-подготовительные, подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, в конечном счете, объединяются в специальные задания, которые ставятся перед спортсменом в игре (соревнованиях).
На эффективность совершенствования технико-тактической подготовки влияют также особенности избранного вида спорта, общая структура тренировочного цикла, уровень предварительной подготовленности и индивидуальные особенности футболиста. Точность, интенсивность и надежность управления движениями и двигательными действиями зависят от уровня развития и особенностей функционирования ряда психических процессов: психомоторных реакций, зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, восприятий, представлений, мышления и внимания. Эти психические процессы являются той базой, на которой только и может совершенствоваться технико-тактическая подготовленность спортсменов [28].
|
Поскольку спортивная деятельность предъявляет определенные требования к регуляторным психическим функциям, постольку сами эти функции будут совершенствоваться в процессе спортивной тренировки. Подобные закономерности характерны для всех психических процессов, участвующих в регуляции движений. Специфичность соревновательной и тренировочной деятельности оказывает влияние на их величины [26].
Параллельно с ростом технико-тактического мастерства улучшаются в первую очередь те функции психики, которые регулируют специфическую двигательную деятельность. Целенаправленное развитие регуляторных психических функций способствует совершенствованию тех нюансов технико-тактических действий, без которых не обойтись спортсменам высокого класса. В первую очередь это относится к таким специализированным восприятиям, как «чувство мяча», «чувство времени» и др. [17].
Особая роль в процессе совершенствования технико-тактической подготовки спортсменов принадлежит идеомоторной тренировке, то есть мысленным представлениям спортсмена о движениях. Они выполняют важнейшие функции: программирующую, тренирующую и регулирующую. И если первая является основой при овладении новым двигательным действием (на начальных этапах занятий спортом, в процессе становления двигательных действий), то другие две чрезвычайно существенны и на стадии совершенствования, и на этапе высшего спортивного мастерства.
Многочисленные исследования показывают, что идеомоторное (при помощи представлений) выполнение упражнений дает тренирующий эффект. Он особенно возрастает, когда идеомоторная тренировка совмещается с реальной тренировкой, т.е. когда реальному выполнению двигательного действия предшествует его мысленное выполнение [5].
|
Идеомоторный метод тренировки можно использовать как вспомогательное средство, разумно чередуя его с другими методическими приемами. Внесение в план тренировки идеомоторной подготовки способствует активации сознательной деятельности спортсменов в процессе освоения и совершенствования технико-тактических действий, в результате чего повышается эффективность обучения, возрастает плотность тренировочного занятия. Представления о движениях могут быть использованы высококвалифицированными спортсменами не только с целью совершенствования технико-тактических действий, но и тогда, когда возникает необходимость в переделке двигательного навыка, лежащего в основе техники выполнения упражнения, когда надо исправить ставшую привычной ошибку [30].
В спортивных играх часто возникают ситуации, при которых одну и ту же задачу спортсмен может решить с помощью различных, одинаково хорошо освоенных двигательных действий. В результате спортсмен выполняет нечто среднее между двумя возможными действиями. Это распространенное в спорте явление называется репродуктивным торможением двигательных навыков. Снизить его влияние можно с помощью идеомоторной тренировки, с помощью представлений о движениях [9].
Применение идеомоторной тренировки тесно связано с умением сосредоточивать сознание на определенных двигательных действиях, то есть с умением произвольно концентрировать внимание. Отсюда следует, что совершенствование такого умения тоже является одним из моментов, способствующих эффективному совершенствованию технико-тактического мастерства спортсмена [15].
Эффективность техники спортивных движений определяется по степени ее близости к индивидуальному варианту, оптимальному для каждого футболиста различных амплуа. Весьма важным в футболе является контроль технико-тактического мастерства, который позволяет определить эффективность действий игрока и команды. Выбирая для обучения элементы техники футбола, надо исходить из уже освоенного, помня, что осваивать более сложные элементы техники нельзя, пока не усвоены предыдущие, менее сложные [27].
При этом тренировочный процесс должен основываться на таких принципах:
– единства теоретического, организационно-методического и технологического компонентов. Реализация данного принципа обеспечивает устранение несоответствий содержания программно-нормативных документов и практической деятельности тренера по футболу, теоретическим установкам и разработанным технологическим требованиям;
– оптимизации тренировочных воздействий, определяющий необходимость построения подготовки юных футболистов с учетом возрастной специфики преобладания факторов, обусловливающих подготовленность юных спортсменов;
– определения содержания многолетнего тренировочного процесса и структуры соревновательной деятельности, которые способствуют оптимизации многолетней технико-тактической и физической подготовки и значительно по сравнению с традиционной повышает ее эффективность на начальном этапе обучения;
– приоритетного обеспечения базовых компонентов спортивной подготовленности, адекватной характеру тренирующих воздействий, ритму возрастного развития двигательного потенциала юных спортсменов;
– возрастного нормирования основных характеристик тренировочных нагрузок, которые предусматривают дифференцировку содержания многолетней подготовки на основе учета значений их специализированности, координационной сложности и направленности [23].
Методы тактической подготовки многоплановы. Простые элементы тактики можно отрабатывать, выполняя упражнения технического мастерства, а тактику передач и выбор места – в процессе игры в «квадратах». При совершенствовании финтов и дриблинга юным футболистам рекомендуется дополнять соответствующие упражнения определенными заданиями тактического характера. Важно только, чтобы они реально воспроизводили условия соревнования [20].
Поскольку техника футбола представляет собой совокупность большой группы приемов и способов обращения с мячом, изучение ее превращается в сложный и длительный процесс. Кроме этого, выполнение каждого технического элемента требует наличия определенного уровня развития физических качеств, обеспечивающих их выполнение [3].
Несмотря на то, что на первый план стратегии и тактики игры в футбол выдвигаются мышечные усилия (скоростные качества, физическая выносливость и др.), а также управление психическими процессами и состояниями, определяющее психологическую основу готовности спортсмена к соревнованиям, не меньше внимания надо уделять изучению и соответственно – формированию игрового мышления.
Тактическая тренировка это не только разучивание тактических комбинаций, хотя игрок должен знать много самых различных тактических ходов и комбинаций. Он должен их много раз проделывать на поле и изобретать на макете. Но построение игры только на заученных и безотносительных к противнику длинных тактических комбинациях противоречит самому существу тактики как искусству борьбы. Также говорит о том, что футболистов нужно обучать искусству комбинировать, а не уметь воспроизводить комбинации, необходимо воспитывать в игроках изобретательность и фантазию. Причем если в каждом игровом положении футболист будет находить наиболее острое продолжение игры из всех возможных, то последовательный ряд таких «разрешений» и создаст хорошую комбинацию, как продукт коллективного творчества игроков на поле. [11].
А.И. Матвиенко указывает на существование 2-х противоположных взглядов относительно содержания тактической подготовки в игровых видах спорта. Первый взгляд сводится к признанию решающей роли разученных комбинаций, второй выражается в стремлении развивать у игроков способность инициативно действовать в игре, самостоятельно находить наиболее целесообразные и эффективные тактические действия [31].
Однако в действительности существует резкое преобладание «комбинационного» подхода. Особенность формирования необходимых умений, знаний и навыков состоит в том, что обучение тактике исходит преимущественно из комбинаций как возможных способов действия, оставляя на втором плане проблему регулирования действий в зависимости от ситуации. Игровая ситуация как самостоятельная тактическая категория не рассматривается [29].
Принимая за основу обучение комбинациям, учат, как вообще можно действовать, но не учат, как нужно действовать в зависимости от конкретной игровой ситуации (брать игру «на себя» или передать мяч партнёру, и если последнее, то какому и т.д.). Таким образом, обучают, в сущности, только умению выбирать технические приёмы в уже заданной, т.е. фактически решенной задаче. Такой подход разрывает игровое единство в комбинации и ситуации и в силу своей односторонности является не достаточным.
В ряде работ по тактике полностью обходится вопрос о необходимости оценки игровых ситуаций, в других этот вопрос затрагивается, но не находит какого-либо решения. Например, М.П. Бандаков в своем исследовании о развитии тактического мышления у юных футболистов в учебно-тренировочных группах (1–3 год обучения) говорит о необходимости оптимального соотношения объемов стандартных и ситуационных упражнений и приводит процентное соотношение как 24,7 % и 75,3 % соответственно [2].
С.С. Коваль подчеркивает необходимость формирования у спортсменов способности оценивать изменяющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический прием или игровое действие и рассматривают развитие этой способности как одну из важнейших частей тактической подготовки[16].
Содержание педагогической работы состоит обучении спортсменов способам, приемам распознавания и оценки игровых ситуаций, в вооружении их знаниями адекватных опознавательных признаков, наличие которых позволяет правильно классифицировать ситуацию (определять их класс, тип, вид). Существующие «комбинационные» приемы формирования у спортсменов тактического мышления не удовлетворяют требованиям, которые предъявляет реальная деятельность, осуществляемая в процессе решения игровых задач, не содержат необходимых и достаточных условий для выработки у всех спортсменов правильной ориентировочной основы тактических действий в игровых ситуациях [10].
Решить данную проблему можно путем целенаправленного применения нестандартных условий тренировки и моделирования игровых ситуации в учебно- тренировочном процессе.