Сущность технико-тактической подготовки в футболе




 

Технико-тактическая подготовка игрока-футболиста представляет собой сложную, динамическую, управ­ляемую систему, в которой роль управляющего звена принадлежит тренеру, управляемого – спортсмену. В футболе обучение индивидуальным действиям имеет свою специфическую направленность. Это связано с тем, что игра требует от спортсменов разнообразных движений, основанных на перемещениях различной интенсивности, с мячом и без мяча, ходьбе, беге, прыжках, остановках, поворотах, ударах по мячу, об­манных движениях, то есть на физической подготов­ленности [14]

В процессе формирования и совершенствования технико-тактических действий постоянно возникают ошибки, зависящие: от двигательной неточности; дефекта обучения; необычности условий; психогенного фактора; случайности. Их своевременное выявление и установление причин возникновения в большей мере обуславливает эффективность процесса совершенствования технико-тактической подготовки в спортивных играх [10].

Совершенствование технико-тактического мастерства футболистов проходит более эффективно, если учитываются факторы, которые влияют на успешность процесса технико-тактической подготовки. К ним относятся:

- уровень развития специальных физических качеств;

- уровень овладения техникой приемов и способами их выполнения;

- уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при

выполнении технических приемов;

- надежность опорно-двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении техникотактических действий в игре;

- полнота владения системой знаний [19].

С учетом этих факторов совершенствование технико-тактической подготовки может идти в следующей последовательности:

1. Развитие специальных физических способностей, звеньев опорнодвигательного аппарата (подготовительные и общеразвивающие упражнения).

2. Овладение движениями, составляющими прием игры (подводящие упражнения).

3. Соединение частей (движений) в целостный акт приема игры (упражнения по технике игры).

4. Совершенное овладение способами реализации приема игры и умение полностью использовать высокий уровень специальных физических качеств (упражнения по технике и тактике).

5. Умение эффективно и надежно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двухсторонние игры и соревнования).

Используемые средства – специально-подготовительные, подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, в конечном счете, объединяются в специальные задания, которые ставятся перед спортсменом в игре (соревнованиях).

На эффективность совершенствования технико-тактической подготовки влияют также особенности избранного вида спорта, общая структура тренировочного цикла, уровень предварительной подготовленности и индивидуальные особенности футболиста. Точность, интенсивность и надежность управления движениями и двигательными действиями зависят от уровня развития и особенностей функционирования ряда психических процессов: психомоторных реакций, зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, восприятий, представлений, мышления и внимания. Эти психические процессы являются той базой, на которой только и может совершенствоваться технико-тактическая подготовленность спортсменов [28].

Поскольку спортивная деятельность предъявляет определенные требования к регуляторным психическим функциям, постольку сами эти функции будут совершенствоваться в процессе спортивной тренировки. Подобные закономерности характерны для всех психических процессов, участвующих в регуляции движений. Специфичность соревновательной и тренировочной деятельности оказывает влияние на их величины [26].

Параллельно с ростом технико-тактического мастерства улучшаются в первую очередь те функции психики, которые регулируют специфическую двигательную деятельность. Целенаправленное развитие регуляторных психических функций способствует совершенствованию тех нюансов технико-тактических действий, без которых не обойтись спортсменам высокого класса. В первую очередь это относится к таким специализированным восприятиям, как «чувство мяча», «чувство времени» и др. [17].

Особая роль в процессе совершенствования технико-тактической подготовки спортсменов принадлежит идеомоторной тренировке, то есть мысленным представлениям спортсмена о движениях. Они выполняют важнейшие функции: программирующую, тренирующую и регулирующую. И если первая является основой при овладении новым двигательным действием (на начальных этапах занятий спортом, в процессе становления двигательных действий), то другие две чрезвычайно существенны и на стадии совершенствования, и на этапе высшего спортивного мастерства.

Многочисленные исследования показывают, что идеомоторное (при помощи представлений) выполнение упражнений дает тренирующий эффект. Он особенно возрастает, когда идеомоторная тренировка совмещается с реальной тренировкой, т.е. когда реальному выполнению двигательного действия предшествует его мысленное выполнение [5].

Идеомоторный метод тренировки можно использовать как вспомогательное средство, разумно чередуя его с другими методическими приемами. Внесение в план тренировки идеомоторной подготовки способствует активации сознательной деятельности спортсменов в процессе освоения и совершенствования технико-тактических действий, в результате чего повышается эффективность обучения, возрастает плотность тренировочного занятия. Представления о движениях могут быть использованы высококвалифицированными спортсменами не только с целью совершенствования технико-тактических действий, но и тогда, когда возникает необходимость в переделке двигательного навыка, лежащего в основе техники выполнения упражнения, когда надо исправить ставшую привычной ошибку [30].

В спортивных играх часто возникают ситуации, при которых одну и ту же задачу спортсмен может решить с помощью различных, одинаково хорошо освоенных двигательных действий. В результате спортсмен выполняет нечто среднее между двумя возможными действиями. Это распространенное в спорте явление называется репродуктивным торможением двигательных навыков. Снизить его влияние можно с помощью идеомоторной тренировки, с помощью представлений о движениях [9].

Применение идеомоторной тренировки тесно связано с умением сосредоточивать сознание на определенных двигательных действиях, то есть с умением произвольно концентрировать внимание. Отсюда следует, что совершенствование такого умения тоже является одним из моментов, способствующих эффективному совершенствованию технико-тактического мастерства спортсмена [15].

Эффектив­ность техники спортивных движений определяется по степени ее близости к индивидуальному вариан­ту, оптимальному для каждого футболиста различных амплуа. Весьма важным в футболе является контроль технико-тактического мастерства, который позволя­ет определить эффективность действий игрока и ко­манды. Выбирая для обучения элементы техники фут­бола, надо исходить из уже освоенного, помня, что осваивать более сложные элементы техники нельзя, пока не усвоены предыдущие, менее сложные [27].

При этом трени­ровочный процесс должен основываться на таких принципах:

– единства теоретического, организацион­но-методического и технологического компонентов. Реализация данного принципа обеспечивает устра­нение несоответствий содержания программно-нор­мативных документов и практической деятельности тренера по футболу, теоретическим установкам и разработанным технологическим требованиям;

– оптимизации тренировочных воздействий, определяющий необходимость построения подго­товки юных футболистов с учетом возрастной спе­цифики преобладания факторов, обусловливающих подготовленность юных спортсменов;

– определения содержания многолетнего тре­нировочного процесса и структуры соревновательной деятельности, которые способствуют оптимизации многолетней технико-тактической и физической под­готовки и значительно по сравнению с традиционной повышает ее эффективность на начальном этапе обу­чения;

– приоритетного обеспечения базовых ком­понентов спортивной подготовленности, адекватной характеру тренирующих воздействий, ритму воз­растного развития двигательного потенциала юных спортсменов;

– возрастного нормирования основных ха­рактеристик тренировочных нагрузок, которые пре­дусматривают дифференцировку содержания мно­голетней подготовки на основе учета значений их специализированности, координационной сложнос­ти и направленности [23].

Методы тактической подготовки многоплано­вы. Простые элементы тактики можно отрабатывать, выполняя упражнения технического мастерства, а тактику передач и выбор места – в процессе игры в «квадратах». При совершенствовании финтов и дри­блинга юным футболистам рекомендуется дополнять соответствующие упражнения определенными зада­ниями тактического характера. Важно только, чтобы они реально воспроизводили условия соревнования [20].

Поскольку техника футбола представляет собой совокупность большой группы приемов и способов обращения с мячом, изучение ее превращается в сложный и длительный процесс. Кроме этого, вы­полнение каждого технического элемента требует наличия определенного уровня развития физических качеств, обеспечивающих их выполнение [3].

Несмотря на то, что на первый план стратегии и тактики игры в футбол выдвигаются мышечные усилия (скоростные качества, физическая выносливость и др.), а также управление психическими процессами и состояниями, определяющее психологическую основу готовности спортсмена к соревнованиям, не меньше внимания надо уделять изучению и соответственно – формированию игрового мышления.

Тактическая тренировка это не только разучивание тактических комбинаций, хотя игрок должен знать много самых различных тактических ходов и комбинаций. Он должен их много раз проделывать на поле и изобретать на макете. Но построение игры только на заученных и безотносительных к противнику длинных тактических комбинациях противоречит самому существу тактики как искусству борьбы. Также говорит о том, что футболистов нужно обучать искусству комбинировать, а не уметь воспроизводить комбинации, необходимо воспитывать в игроках изобретательность и фантазию. Причем если в каждом игровом положении футболист будет находить наиболее острое продолжение игры из всех возможных, то последовательный ряд таких «разрешений» и создаст хорошую комбинацию, как продукт коллективного творчества игроков на поле. [11].

А.И. Матвиенко указывает на существование 2-х противоположных взглядов относительно содержания тактической подготовки в игровых видах спорта. Первый взгляд сводится к признанию решающей роли разученных комбинаций, второй выражается в стремлении развивать у игроков способность инициативно действовать в игре, самостоятельно находить наиболее целесообразные и эффективные тактические действия [31].

Однако в действительности существует резкое преобладание «комбинационного» подхода. Особенность формирования необходимых умений, знаний и навыков состоит в том, что обучение тактике исходит преимущественно из комбинаций как возможных способов действия, оставляя на втором плане проблему регулирования действий в зависимости от ситуации. Игровая ситуация как самостоятельная тактическая категория не рассматривается [29].

Принимая за основу обучение комбинациям, учат, как вообще можно действовать, но не учат, как нужно действовать в зависимости от конкретной игровой ситуации (брать игру «на себя» или передать мяч партнёру, и если последнее, то какому и т.д.). Таким образом, обучают, в сущности, только умению выбирать технические приёмы в уже заданной, т.е. фактически решенной задаче. Такой подход разрывает игровое единство в комбинации и ситуации и в силу своей односторонности является не достаточным.

В ряде работ по тактике полностью обходится вопрос о необходимости оценки игровых ситуаций, в других этот вопрос затрагивается, но не находит какого-либо решения. Например, М.П. Бандаков в своем исследовании о развитии тактического мышления у юных футболистов в учебно-тренировочных группах (1–3 год обучения) говорит о необходимости оптимального соотношения объемов стандартных и ситуационных упражнений и приводит процентное соотношение как 24,7 % и 75,3 % соответственно [2].

С.С. Коваль подчеркивает необходимость формирования у спортсменов способности оценивать изменяющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический прием или игровое действие и рассматривают развитие этой способности как одну из важнейших частей тактической подготовки[16].

Содержание педагогической работы состоит обучении спортсменов способам, приемам распознавания и оценки игровых ситуаций, в вооружении их знаниями адекватных опознавательных признаков, наличие которых позволяет правильно классифицировать ситуацию (определять их класс, тип, вид). Существующие «комбинационные» приемы формирования у спортсменов тактического мышления не удовлетворяют требованиям, которые предъявляет реальная деятельность, осуществляемая в процессе решения игровых задач, не содержат необходимых и достаточных условий для выработки у всех спортсменов правильной ориентировочной основы тактических действий в игровых ситуациях [10].

Решить данную проблему можно путем целенаправленного применения нестандартных условий тренировки и моделирования игровых ситуации в учебно- тренировочном процессе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: