УДК 373 (091)
ББК 74.03 (2)
ISBN 5-88313-462-9
ã Беленцов С.И., 2005
ã Курский государственный университет, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ | |
Глава 1. Социально-исторические и идейные предпосылки общественной нестабильности и юношеского радикализма в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | |
1.1. Общественно-политический и идеологический контекст проявления и усиления юношеского радикализма во второй половине ХIХ - начале ХХ веков | |
1.1.1. Социально-исторические и экономические условия жизни российского общества, актуализировавшие проблему юношеского радикализма в исследуемый период | |
1.1.2. Особенности общественной и культурной жизни России на рубеже веков и их влияние на формирование радикального мировоззрения школьного юношества | |
1.2. Идеи реформаторской педагогики как фактор юношеского радикализма в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | |
1.2.1. Теоретические основы новой зарубежной педагогики и их влияние на российскую образовательную ситуацию в исследуемый период | |
1.2.2. Образовательные принципы и средства зарубежной реформаторской педагогики в аспекте усиления асоциальности учащегося юношества | |
Выводы к Главе 1 |
Глава 2. Педагогические факторы радикализма учащейся молодежи в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | |
2.1. Законодательно-нормативная деятельность министерства народного просвещения и его роль в усилении радикальности русских школьников во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | |
2.1.1. Реформа классического образования 1870-х гг. как педагогический фактор зарождения радикализма учащейся молодежи в России | |
2.1.2. «Реформаторский» курс министерства народного просвещения в начале ХХ века | |
2.2. Содержание образования как важнейший педагогический фактор формирования деструктивного сознания школьного юношества в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | |
2.2.1. Теоретические основы содержания образования в русской школе в исследуемый период | |
2.2.2. Роль обществоведческих и гуманитарных учебных предметов в формировании деструктивного сознания учащегося юношества | |
2.3. Школьная повседневность и быт и их влияние на сознание и поведение учащейся молодежи во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | |
Выводы к Главе 2 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
Библиографический список |
ВВЕДЕНИЕ
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций общественного развития. Как определено концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов, роста сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны, факторами деморализации общественного сознания, нравственного разложения личности.
Серьезные опасения общественности вызывают проявления асоциального поведения среди учащейся молодежи, немотивированное насилие, вандализм, агрессивность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения. Поэтому наиболее актуальными в современных условиях являются задачи формирования у молодежи толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, основ правосознания, имеющего мировоззренческий характер.
В условиях реформируемой России чрезвычайно актуализируется стабилизирующая функция школы, что обращает внимание на проблему влияния педагогики и образования на социальное положение в стране, на мировоззрение, правосознание и общественное поведение учащейся молодежи.
В этом отношении важными и, полагаем, недостаточно усвоенными являются «уроки истории», позволяющие обнаружить своеобразный вклад педагогических идей и образовательной практики на формирование революционной ситуации в российском обществе второй половины ХIХ – начала ХХ веков.
Для изучения педагогических предпосылок молодежного радикализма выбран один из самых противоречивых периодов отечественной истории. С одной стороны, это время становления демократического общественного движения в России, противостоявшего государственному деспотизму, с другой – время формирования радикализма, породившего террор, насилие, конфронтацию, анархию.
Этот сравнительно небольшой по времени исторический период включает в себя ряд явлений и процессов, существенно влиявших на понимание сути и факторов радикализма: отмена крепостного права и либерализация общества; эволюционное развитие рыночных отношений и неравномерное распределение материальных благ; первая русская революция 1905-1907 годов и антигосударственная активность учащейся молодежи, участвовавшей в происходивших событиях; политические реформы, ставшие началом демократизации социально-политической системы; первая мировая война, октябрьская революция 1917 г. и культурная, мирная работа школьников в целях процветания и развития государства.
Перемены, происходившие в разных сферах общественной жизни России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков, осмысливались философами и общественными деятелями - Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Б.П. Вышеславцевым, М.О. Гершензоном, А.С.Изгоевым, И.А. Ильиным, М.Н. Катковым, Б.А. Кистяковским, М.О. Меньшиковым, С.А. Нилусом, П.Б. Струве, Н.Ф. Федоровым, Г.П. Федотовым, С.Л. Франком. Сложный, противоречивый характер эпохи второй половины ХIХ – начала ХХ веков отмечали современные историки, философы, публицисты, культурологи, общественные деятели - А.В. Гулыга, А.А. Данилов, В.В. Кожинов, И.В. Кондаков, Л.Г. Косулина, Л.В. Кошман, Ю.М. Лотман, Л.И. Новикова, А.А. Радугин, И.Н. Сиземская, Ю.В. Синеокая, Э.И. Скакунов, Ю.Б. Соловьев и др.
Идейно-педагогический контекст времени отражался и разрабатывался в трудах ряда педагогов старшего поколения – К.Н. Вентцеля, М.И. Демкова, Н.А. Желвакова, П.Ф. Каптерева, Д.И. Менделеева, А.А. Мусина-Пушкина, К.П. Победоносцева, С.В. Рождественского, П.А. Соколова, В.Я. Стоюнина, А.И. Шестова, Т.В. Локота, а также в работах педагогической «молодежи» - П.П. Блонского, А.Ф. Гартвига, А.У. Зеленко, Н.Н. Ильина, Н.И. Кареева, М.М. Рубинштейна, С.А. Левитина, Е.Г. Лозинского, А.Ф. Масловского, Н.К. Крупской, Н.Е. Румянцева, Г. Рокова, С.И. Созонова, С.Л. Степанова, С.Т. Шацкого и др.
Содержательные и методические аспекты преподавания обществоведческих и гуманитарных дисциплин, усиливавшие деструктивное мировоззрение школьного юношества, разрабатывали известные в то время дидакты и методисты - А.С. Архангельский, Р.Б. Беккер, Н. Веригин, М.О. Веселов, А.Х. Гольмстен, В.А. Долбин, Э.А. Жуковский, И.М. Катаев, Н.И. Коробко, М.С. Лалаев, В.П. Крохин, Е.А. Олейник, К.П. Петров, Е. Синицкий, А.А. Скафтымов, И.И. Срезневский и др. Вопросам ученического движения, его радикальному характеру в исследуемый период уделяли внимание в своих работах - П.Н. Васильков, С.А. Дианин, В. Динзе, Ал. Пиленко, С.Ф. Знаменский, А.А. Исаев, И. Кулешов, В.В. Титлинов.
К богатейшему наследию отечественной педагогической мысли и практики конца ХIХ - начала ХХ веков неоднократно обращались представители советской педагогики - Ш.И. Ганелин, А.А. Зерчанинов, Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др.; современные педагоги-исследователи - Б.М. Бим-Бад, В.И. Беляев, М.В. Богуславский, Р.Б. Вендровская, И.Ф. Гончаров, А.Я. Данилюк, А.Н. Джуринский, С.Ф. Егоров, С.А. Завражин, Д.М. Забродин, А.И. Пискунов, Е.В. Карсалова, В.М. Кларин, А.В. Леденев, Г.Е. Жураковский, В.М. Меньшиков, Б.К-Г. Тебиев и др.
В ряду общих социально-педагогических проблем изучались также отдельные стороны усиления деструктивности сознания подрастающего поколения. Так, вопросам государственной политики в области среднего образования второй половины ХIХ - начала ХХ веков посвящены работы С.В. Ворошиловой, Н.Н. Кузьмина и др.; исторический опыт ученического движения рассмотрен в исследованиях Н.С. Ватника, А.Г. Вигдорова, Г.А. Салтык и др.; влияние идей новой европейской педагогики на российское образование изучала в своей диссертации О.Ю. Образцова; проблемы преподавания древних языков, религиозного и исторического образования и их роль в формировании радикальности учащегося юношества рассматривались И.В. Бабич, М.Н. Ветчиновой, А. Замостьяновым, Н.Ф. Зейфман, М.Н. Костиковой, Е.Г. Поповой, С.И. Синицким, Е.С. Скворцовой, А.Н. Фуксом.
Однако в качестве самостоятельной проблемы педагогические факторы юношеского радикализма в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков не рассматривались.
Противоречие между необходимостью изучения исторического опыта и выявления педагогических факторов радикализма учащейся молодежи в отечественной теории и практике образования во второй половине ХIХ – начале ХХ веков и недостаточной разработанностью этой проблемы в историко-педагогических исследованиях определяет актуальность выбранной нами темы монографии.
Центральное место в исследовании занимает изучение социально-исторических, экономических, идейных и общественных предпосылок, сущности и педагогических факторов радикализма учащейся молодежи в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков.
Данная монография имеет социально-педагогическую направленность, ее содержание реализует такие принципы как научность, историзм, системность, комплексность, объективность, прикладная направленность в процессе изучения и оценки выявляемых фактов, единство исторического и логического в исследовании педагогических явлений; положения педагогической антропологии о воспитании как социокультурном феномене; культурно-исторический и антропологический подходы к изучению педагогических и социально-педагогических процессов.
При решении исследовательских задач применялись сравнительно-исторический, теоретический и ретроспективный анализ источников, характеризующих подходы к постановке и решению проблемы радикализма учащейся молодежи в отечественной педагогике и школе во второй половине ХIХ – начале ХХ веков; обобщение, систематизация и классификация; изучение опыта ученического движения учащейся молодежи, представленного в публикациях исследуемого периода.
Глава 1. Социально-исторические и идейные предпосылки