Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
Ф.102 Департамент полиции 1880 – 1917. Особый отдел. 1905. Оп. 233 3 ч. Д.110 Харьковский союз учащихся.
Оп.233 3 ч. Д.162 Сведения по Курской губернии.
Оп.233 3 ч. Д.154 Сведения по Харьковской губернии.
Оп.233 3 ч. Д.130 Об уличных беспорядках 12 февраля 1905 года Курской учащейся молодежи.
Оп.233 3 ч. Д.90 Курская духовная семинария.
Оп.233 3 ч. Д. 1 III – Сведения по учебным заведениям.
Оп.233 3 ч. Д. 20 Тамбовские средние учебные заведения.
Оп.233 3 ч. Д.21 Воронежские средние учебные заведения.
Оп.233 3 ч. Д.57 Орловские учебные заведения.
Ф.109 3 экспедиция Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии материалы 1860 – 1870 о студенческом движении Оп. 111 – 113 Д. 1, 5, 9, 17, 27, 39.
Ф. 124 Учреждения Министерства юстиции. Уголовное отделение первого департамента Министерства юстиции 1892 – 1917. Дела об оскорблении царской фамилии. Оп. 1 – 4, 15 – 17, 43 – 47.
Ф. 517 Всероссийский Союз учителей и деятелей по народному образованию 1905 – 1907. Оп. 1. Д. 12, 14, 15, 18, 19, 27, 31.
Российский государственный исторический архив (РГИА)
Ф. 733 Департамент народного просвещения. Разряд средних учебных заведений 1871–1917 оп.159. Д.883. Циркуляры Департамента народного просвещения.
Ин.оп.164. Д.897. Циркуляры Департамента народного просвещения.
Ин.оп.165. Д.23. Циркуляры Департамента народного просвещения.
Ин.оп.178. Д.76. Циркуляры Департамента народного просвещения.
Ин.оп.229. Д. 1 Циркуляры Департамента народного просвещения по разряду средних учебных заведений 1875 – 1917.
Д.28 Список циркуляров Департамента народного просвещения по разряду средних учебных заведений 1906 – 1915.
Д. 34 Материалы по реформе средней школы: проекты положений о гимназиях и подготовительных училищах, объяснительная записка к ним, протоколы совещаний (черновые), замечания чиновника особых поручений Прозорова и др. 1909 – 1914.
|
Д.65 Материалы комиссии по реформе средней школы времен совета при попечителе Киевского учебного округа: проекты положений о педагогическом совете и родительских организациях, тезисы доклада В.А. Жолткевича о гражданском воспитании в средней школе. 1917.
Ин. Оп. 228 Д.97 Личная переписка министра народного просвещения графа П.Н. Игнатьева. Хозяйства различных организаций и лиц об оказании помощи, жалобы, приветствия, проекты, ответные письма П.Н. Игнатьева. 20.01.1915 – 01.01.1917.
Д.98 Телеграммы министру народного просвещения графу П.Н. Игнатьеву от различных организаций и лиц, преимущественно с приветствиями и выражением благодарности в связи с открытием и преобразованием учебных заведений, возобновлением деятельности родительских комитетов и по другим случаям 8.04.1915 – 31.12.1915.
Ин.оп. 211 Учебное бюро по вопросам среднего и низшего образования 1915 – 1917. Д.16 Циркуляры средних учебных заведений.
Ин.оп. 201. Секретное делопроизводство 1906 – 1917. 1906 Д.5 О беспорядках в учебных заведениях.
1906 д. 13 О противоправном направлении некоторых учителей и воспитанников Корчажской учительской семинарии.
1907 д.37 О беспорядках в учебных заведениях.
1909 д.74 О деятельности и политическом направлении учащихся в учебных заведениях МНП.
1909 д.79 О нелегальной ученической библиотеке в Луцкой гимназии.
1909 д.87 О беспорядках в Казанской учительской семинарии и о политическом настроении педагогического персонала.
|
1909 д.19а 13 января Об аресте и исключении воспитанников средних учебных заведений.
1909 д.134 28 августа Об исключении учащихся из учебных заведений за неблагонадежность и дурное поведение.
1910. д.152 8 января Об аресте и увольнении учащихся из учебных заведений за участие в противоправительственных организациях и по другим причинам.
1910 д.181 1 апреля О внешкольном надзоре за школьниками.
1910 д.196 22 сентября О некорректном отношении членов родительского кружка к преподавательскому персоналу средней школы в г.Дергачах Самарской губернии.
ЛИТЕРАТУРА
Аблов Н.Н. Педагогическая периодическая печать (1803 – 1916). Библиографический обзор. – М., 1937. – 131 с.
Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. – М., 1984. - 127 с.
Аверьянова Г.Д. Проблемы организации, содержания и методов обучения в русской гимназии 1-ой половины ХIХ века. – М., 1973. – 182 с.
Аграев Г.В. Родители, учителя, ученики. Жизнь средней школы за последние годы. – Спб,. 1907. – 219 с.
Александров В.А. Задачи и организация школьного дела в уезде. – Спб., 3 т. – Т. 3. – 1884. – 96 с.
Алексеев П. Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий Ведомства Министерства народного просвещения (Свод узаконений и распоряжений со всеми дополнениями и разъяснениями к ним). – О., 1917. – 222 с.
Алешинцев И. История гимназического образования в России (ХУIII - ХIХ вв.). – Спб., 1912. – 346 с.
Алферьев П.П. Бюрократические затеи в школе. – М., 1906. – 19 с.
Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. – К., 1915. – 500 с.
Анастасиев А.И. Дидактический катехизис. – К., 1902. – 16 с.
|
Анастасиев А.И. Основы успешного обучения. Очерк дидактики. – К., 1912. – 206 с.
Анастасиев А.И. Спутник учителя. Книжка о главных вопросах школьного дела. – Спб., 1905. – 54 с.
Анкета учащихся Харьковской губернии // Для народного учителя. 1915. №8. – С.37.
Анненский И.Ф. Краткий свод мнений педагогических советов гимназий и прогимназий Санкт-Петербургского учебного округа о программах по русскому языку с церковно-славянским и словесности, которые были предложены на обсуждение советов циркулярным распоряжением г. попечителя Спб. учебного округа от 31.12.1895. №12930. – Спб., 1896. – 34 с.
Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений / Сост. А.В.Овчинников, Л.Н.Беленчук, С.В.Лыков.- М., 2000. - 384 с.
Аргамаков А.П. Мысли о современном и будущем воспитании и обучении. – П., 1895. – 27 с.
Архангельский Н.М. Желательная постановка религиозно-нравственного воспитания в средних учебных заведениях. – Н.н., 1909. – 53 с.
Архиеп. Антоний В чем нужда русской школы? Речь … на молебне перед открытием педагогического съезда Харьковского округа… - Х., 1916. – 14 с.
Арх. Валицкий З.А. Злобы средней школы. – К., 1901. – 20 с.
Бабич И.В. Преподавание русской истории в гимназии и политика министерства народного просвещения в к.ХIХ–нач.ХХ вв.: Автореф. дис. … на соиск. учен. степ. к. ист.н. – М., 1989. - 24 с.
Баренбаум И.Е., Давыдова Т.Е. История книги. Ч.1. Книга в России
до 1917 г. М., 1983. – 200 с.
Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века и первой эмиграции: Пособие для учителя. – М., 1998.- 528 с.
Баулина А. Задачи современного воспитания. – Спб., 1910. – 104 с.
Башилов Б. История русского масонства. – М., 1995. – 240с.
Бекарюков Д.Д. Основные начала школьной гигиены. – М., 1902. – 423 с.
Беккер Р.Б. Есть ли право предмет общего образования? – СПб., 1909. – 104 с.
Бельский П. Преступность и дети // Психология и дети. 1917. №1. – С.36-51.
Беляева Л.И. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей // Педагогика. 2002. №6. – С.78-83.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания. – М., 1990. – 224 с.
Березкин Д.М. В чаду порнографии. – Т., 1910. – 21 с.
Березкин Д.М. Пора опомниться. Алкоголизм в школе. – Спб., 1914. – 45 с.
Беспорядки в Санкт-Петербурге в январе 1905 г. и высочайшие повеления. – Спб., 1905. – 8 с.
Бехтерев В.М. О причинах самоубийства и возможной борьбе с ним. – Спб., 1912. – 194 с.
Бильбасов В.А. Средняя школа в России тридцать лет назад. – Спб., 1900. – 22 с.
Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. – М., 1994. – 112 с.
Богодаров П.Я. Опыт исследования училищной атмосферы. – М., 1898. – 14 с.
Боголепов С.Г. Воспитание как главный фактор программы в усовершенствовании культурной жизни человека. – М., 1910. – 41 с.
Большаков В.И. Возлюби ближнего своего. – М., «Москва», 2000. - 216 с.
Боборыкин П. О Ницшеанстве // Вопросы философии и психологии. 1900. кн. 54. - С.539–548.
Бочкарев Б. Что такое гимназическое движение. – Л., 1909. – 16 с.
Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец ХIХ – 1914 г. – М., 1984. – 139 с.
Браан М. Новые цели и новые пути в педагогике // Русская школа. 1916. №9. Отд. II. - С.1-20.
Булгаков С. Душевная драма Герцена // Вопросы философии и психологии. 1902. кн. 64. - С.1248 –1276.
Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Сб. ст. о рус. интеллигенции. М., 1990. 211 с. - С.23-70.
Бутовский А.Д. О школьном товарищеском суде. – Спб., 1907. – 23 с.
Бушмакин Ф.Г. Можно ли обойтись без отметок в средней школе. – К., 1916. – 58 с.
Быстров З. Новейшие программы и правила мужских гимназий и прогимназий с объяснительными записками МНП. – Спб., 1908. – 255 с.
Бэдли Дж. Из практики совместного воспитания // Русская школа. 1915. №11. - С. 98-114. №12 - С.129-140.
Бэдли Дж. Совместное воспитание и влияние на характер // Русская школа. 1909. №10. - С.60-62.
Вагнер В. Ренан и Ницше // Вопросы философии и психологии. 1901. кн. 57. - С. 199–218.
Вальденберг В. О преподавании законоведения в средних учебных заведениях // ЖМНП. 1905. Ч.362. №11. – С.18-43.
Васильков П.Н. Ученические организации // Русская школа. 1917. № 2-4. - С.67-72.
Ватник Н.С. Движение учащихся средних учебных заведений во время первой русской революции (по материалам Московского учебного округа): Автореф. дис. … на соиск. учен. степ. к. ист. н. – М., 1985. – 24 с.
Вендровская Р.Б. Школьная реформа 1915 – 1916 гг. и преподавание истории // Преподавание истории в школе. 1995. № 4. - С.22–26.
Веселовский К.С. Опыты нравственной статистики России. – Спб., 1847. – 64 с.
Вессель Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. – Спб., 1903. – 68 с.
Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка. – М., 1923. – 58 с.
Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. – М., 1897. – 47 с.
Веригин Н. К вопросу о постановке преподавания закона божия в начальных народных училищах // ЖМНП. 1906. Ч.I. №2. – С.167–174.
Вессель Н.Х. Учебный курс гимназии. – Спб., 1866. – 39 с.
ВЕХИ. Сборник статей о русской интеллигенции Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.С.Изгоева, Б.А.Кистяковского, П.Б.Струве, С.Л.Франка. Репринтное воспроизведение издания 1909 года.- М., 1990. - 211 с.
Вигдоров А.Г. Движение учащихся средних школ в период первой русской революции. «Ученые записки МГПИ», т.92, вып. 2. – М., 1958. – С.98-118.
Вигдоров А.Г. Средняя общеобразовательная школа пореформенной царской России и ее место в политике самодержавия. Автореф. дисс. … на соиск.учен.ст.д-ра пед.н. – М., 1952. – 42 с.
Винекен Г., Рейхенбах Г. Милитаризация немецкой молодежи // Русская школа, 1915. №3. - С.107-139.
Вирениус А.С. Чистота воздуха в различных учебных заведениях // Вестник общей гигиены. 1894. №12. - С.23–30.
Висковатов Д.А. К оздоровлению средней школы. – Спб., 1914. – 57 с.
Витте Е. Возрождение школы – возрождение семьи. – М., 1905. – 8 с.
Власов В.А. Школа и общество: Поиски путей обновления образования (Вторая половина ХIХ – первая треть ХХ вв.). – П., 1998. – 259 с.
Влахопулов Д.К. Сборник всех программ и правил для поступления в мужские и женские учебные заведения всех ведомств на 1886-1887 учебный год.- М., 1886. – 26 с. То же 1881-1882 г. – М., 1881. – 46 с.
Воротынский Б.И. Проблемы современной педагогики в связи с успехами экспериментальной психологии. – К., 1917. – 34 с.
Ворошилова С.В. Государственная политика России в сфере общего образования конца ХIХ - начала ХХ вв.: Автореф. дис. … на соиск. учен. степ. к. ист. н. – Сар., 1995. – 21 с.
Вылков А. Религиозное обучение по В.А. Лаю // Вестник воспитания. 1913. №4. - С.41-45.
Высотский Н.Г. Доклад директора Ярославской гимназии (Совещание, происходившее в 1899 г. в Московском учебном округе по вопросам о средней школе). – М., 1899. – 94 с.
Высотский С.Ф. О постановке средней школы с точки зрения государства и семьи. – В., 1906. – 30 с.
Высочайшее повеление 6 апреля 1865 г. О предоставлении попечителям учебных округов назначать время говения в учебных заведениях // ЖМНП. 1865. Ч.126. №5. – С.1.
Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России. – М., 1954. – 302 с.
Гансберг Ф. Основные идеи современной педагогики // Русская школа. 1914. №3. - С.112–129.
Гартвиг А.Ф. К вопросу о преподавании истории в средних учебных заведениях. - М., 1891. – 51 с.
Гартвиг А.Ф. Новые педагогические течения в применении к преподаванию истории. – М., 1902. – 30 с.
Гартвиг А.Ф. Общественное воспитание в коммерческих училищах. – М., 1904. – 25 с.
Гартвиг А.Ф. Трудовая школа // Психология и дети. 1917. № 5. - С.153-160.
Гартвиг А.Ф. Школьная реформа снизу. – М., 1908. – 201 с.
Гвоздев И.М. О самоубийстве с социальной и медицинской точек зрения. – Казань, 1889. – 45 с.
Георгиевский А.И. Предположенная реформа нашей средней школы. – Спб., 1901. – 112 с.
Георгиевский М. Древние классические реалии. – М., 1900. – 263 с.
Герц С. Разгром средней школы и необходимость в ней коренной реформы (Травматические эпидемии в средних учебных заведениях в 1905–1906 гг.). – М., 1906. – 57 с.
Гец Ф.Б. Доклад о недостатках современной средней школы и о мерах к ее исправлению. - Вильна, 1905. – 19 с.
Голос средней школы. Непериодическое издание, посвященное жизни средней школы. – К., 1916. – 11 с.
Гольдберг М.Л. О вреде балловой системы, системы наград, поощрений и наказаний в средней школе. – В., 1906. – 26 с.
Граф де ля Фер Горькая правда о нашей средней школе. – Киев., 1913. – 20 с.
Граф Игнатьев и развал школы. – Саратов, 1916. – 46 с.
Григорьев С.С. Средняя школа по нашим законам (Ист. очерк). – Спб., 1900. – 96 с.
Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980. – 288 с.
Гуревич Я.Г. К вопросу о реформе системы среднего образования в особенности классических гимназий. – Спб., 1906. – 59 с.
Гурлитт Л. О творческом воспитании. – М., 1911. – 56 с.
Гурлитт Л. Проблемы всеобщей единой школы. – СПб., 1914. – 133 с.
Дауге А.Г. Искусство и творчество в воспитании. – М., 1911. – 200 с.
Демолен Э. Новая школа. – М., 1898. – 62 с.
Демолен Э. Как воспитывать и устраивать наших детей. В пер. Н. С. Ланского. – СПб., 1895. – 60 с.
Денисов Вл. Школьный кинематограф, как учебно-вспомогательное средство // Вестник образования и воспитания. 1914. №11. - С.930–936.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М., 2003. – 400 с.
Дианин С.А. Революционная молодежь в Петербурге. 1897–1917 (Исторический очерк). – Л., 1926. – 248 с.
Динзе В. Очерки по истории среднешкольного движения. - Спб., 1909. – 70 с.
Доброе слово к русскому юношеству об обязанностях гражданина. – Ц.с. 1910. – 32 с.
Долбин В.А. Курс законоведения. – Спб., 1896. – 292 с.
Доклад городского головы о содействии Общества к прекращению возникших в учебных заведениях беспорядков. – Х., 1905. – 25 с.
Долгоруков П.Д. О школьных попечительствах. – Курск, 1901. – 15 с.
Домогацкий Н.А. Вопросы русской школы. – К., 1915. – 12 с.
Дьюи Дж. Школа и общество. – М., 1923. – 520 с.
Дьяченко Е.И. О ненормальном состоянии средней школы (Речь в годовом собрании родительского кружка в Санкт-Петербурге 17 марта 1907 г.) – Спб., 1907. – 6 с.
Емельянов В.В., Куликов В.В. Педагогическая мысль России второй половины ХIХ – начала ХХ веков. – Ч., 1999. – 127 с.
Жуковский Э.А. Курс законоведения. – Спб., 1898. – 604 с.
Забастовка и ее вред. – Спб., 1905. – 8 с.
Забастовки в средних учебных заведениях Санкт-Петербурга. Составил Ал. Пиленко. – Спб., 1906. – 218 с.
Завражин С.А. Самоубийства среди учащихся в дореволюционной России (из истории вопроса) // Педагогика. 1992. №9-10. – С.86-88.
Зак А.И. Кинематограф и детская преступность // Журнал уголовного права и процесса. 1913. №4. - С.17–27.
Записка, составленная по поручению Министра Народного Просвещения Членом Совета Министра Народного Просвещения Тайным Советником Спешковым о различных организациях среди учащихся и учащих в различных учебных заведениях Министерства Народного Просвещения. - Спб., 1908 с. – 29 с.
Зейдель Р. Цели воспитания // Русская школа. 1916. №1. - С.75–120. №2. - С.101–146.
Зейфман Н.В. Среднее образование в системе контрреформ 1880-х гг. Автореф.дис. … на соиск. учен.степ.канд.ист.н. – М., 1973. – 25 с.
Зерчанинов А.А. Проблема учебника истории литературы для средней школы: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1948. – 322 с.
Златоверхников Н.И. Учебные заведения Курской области. – К., 1911. – 49 с.
Знаменский С.Ф. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905–1906 гг. и их значение. – Спб., 1909. - 294 с.
Знаменский С.Ф. Трудовая школа в теории и на практике в Германии // Русская школа. 1912. №10 - С.51–83. №11 - С.34–64. №12 - С.23–30.
Зубрилин И.А. К вопросу о значении количественного метода бактериоскопического исследования для оценки чистоты воздуха. – М., 1894. – 343 с.
Игнатьев В.Е. Качество воздуха в классных комнатах, спальнях и других помещениях учебных заведениях // Вестник воспитания. 1897. - С.139–155.
Изгоев А.С. Об интеллигентской молодежи // Вехи. Сб. ст. о рус. интеллигенции. – М., 1990. – 211 с. – С. 97-125.
Из-под глыб: Сб. статей.- М., 1992. - 288 с.
Из позднейших совещаний о реформе школы // Вестник воспитания. 1900. №4. – С.132–142.
Иловайский Д.И. По поводу пересмотра гимназических программ. – М., 1890. – 15 с.
Ильин Н.Н. О воспитании общественности в школе. – М., 1916. – 86 с.
Инструкция относительно объема преподавания учебных предметов в гимназиях и прогимназиях. Извлечение из журнала Совета министра народного просвещения // ЖМНП. 1865. Ч.126. №5. - С.41-55.
Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. – М., 1993. - 336 с.
Иорданский Н. Школьная разруха (Хроника народного образования) // Для народного учителя. 1917. №2. – С.19-28.
Исаев А.А. Забастовки учащихся. – Спб., 1912. – 32 с.
История отечественного образования (IХ – ХIХ в.). Учебное пособие / Под общ. ред. Забродина Д.М. – М., 2002. – 207 с.
История педагогики. Часть 2. с ХУII в. до середины ХХ в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997. – 304 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. – 512 с.
История педагогических учений. – Спб., 1915. – 32 с.
История России, ХХ век / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М., 2002. – 336 с.
История России (Россия в мировой цивилизации) / А.А. Радугин. – М., 2001. – 352 с.
История русской культуры IХ – ХХ вв. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Резина; Под ред. Л.В. Кошман. – М., 2002. – 480 с.
Истрин В. По поводу отчетов о письменных работах на испытаниях зрелости // ЖМНП. 1908. Ч.13. №1-2. - С.58-95.
Кареев Н.И. Из курса методики преподавания истории. – СПб., 1916. – 37 с.
Кареев Н.И. Учебная книга древней истории. – СПб., 1912. – 310 с.
Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. – М., 1996. – 192 с.
Капнист П. Классицизм как необходимая основа гимназического образования. – М., 1898-1900. – 203 с.
Каптерев П.Ф. Об общественно–нравственном развитии и воспитании детей. – М., 1908. – 38 с.
Катаев И.М. Новейшие течения в преподавании истории // Вестник воспитания. 1915. №1. – С.27-42.
Катков М.Н. Наша учебная реформа. – М., 1890. – 273 с.
Каульбарс К.В. Современная школа и семья и их последствия. – Б.м. и б.г. – 72 с.
К вопросу о построении учебной программы по истории литературы // ЖМНП. 1905. №7-8. - С.36–126.
Кей Э. Искусство и народ // Вестник воспитания. 1908. № 3. - с.36–51.
Кей Э. Век ребенка. – СПб. 1905. – 295 с.
Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. – М., 1915. – 322 с.
Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. – Пг., 1917. – 30 с.
Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации.– СПб., 1911.– 260 с.
Кершенштейнер Г. О характере и его воспитании. – СПб., 1913. – 88с.
Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. – М., 1914. – 214 с.
Кершенштейнер Г. Трудовая школа. – М., 1910. – 16 с.
Кимов Ю.С. Вопросы школьной дисциплины в русской педагогике. – Нальчик – Эльбрус, 1978. – 240 с.
Кино: Энциклопедический словарь. – М., 1986. – 875 с.
Китерман Б. Что дала школе Всероссийская гигиеническая выставка 1913 года // ЖМНП. 1914. Ч.49. №2. – С.174-189.
Кларин В.М. Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творении русских религиозных философов ХIХ – ХХ вв. – М., 1996. – 124 с.
Книговедение: энциклопедический словарь. – М., 1982. – 664 с. - С.196-197.
Коваленский М.Н. Учебник русской истории для старших классов средних учебных заведений. – М., 1912. – 176 с.
Коджебаш Н.С. К вопросу о взаимоотношениях семьи и школы и о дисциплине. – Каменец-Подольский, 1912. – 21 с.
Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й. (1901-1939). История страны от 1901 года до «загадочного» 1937 года. Опыт беспристрастного исследования. – М., 2002. – 448 с.
Козырев А.В. Народное образование в России во второй половине ХIХ в. – С., 1948. – 23 с.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк).- М., 1994. - 378 с.
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982. - 447 с.
Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. - М., 1956. – 248 с.
Корнилов И.П. Задачи русского просвещения. – Спб., 1902. – 59 с.
Корнилов И.П. Очерк истории русской школы, ее современное состояние и на каких незыблемых началах должна быть утверждена. – Спб., 1901. – 23 с.
Коробка П.С. Реформа уездных и губернских училищных советов. – Нежин, 1913. – 15 с.
Коробко Н.И. Опыт обзора истории русской литературы для школ и самообразования. – М., 1907. – 147 с.
Королев А.В. Проповедь пангерманизма в русской средней школе. – Пг., 1915. – 16 с.
Корф Н.А. Русская начальная школа. – Спб., 1874. – 224 с.
Костикова М.Н. Вероисповедальная политика Министерства Народного Просвещения Росийской империи в ХIХ веке: Автореф. дис. … на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. – К., 2002. – 35 с.
Котляревский Н. Воспоминания о Василии Петровиче Преображенском // Вопросы философии и психологии. 1900. кн. 54. - С. 501-539.
Краткий исторический обзор хода работ по реформе средней школы министерства народного просвещения с 1871 г. - Пг., 1915. – 56 с.
Краткий обзор деятельности МНП за время покойного министра Н.П. Боголепова // ЖМНП. 1901. Ч.36. – С.1–82.
Кривенко В.С. Учебное дело. – Спб., 1901. – 51 с.
Крупская Н.К. К вопросу о школьных судах // Свободное воспитание. 1910-1911. № 10. - С. 44.
Крупская Н.К. Совместное обучение / В хрестоматии по истории педагогики. – М., 1936. Ч.II. – С.487-492.
Крупская Н.К. Самоубийства среди учащихся и трудовая школа. / В хрестоматии по истории педагогики. – М., 1936. Ч.II. – С.481-486.
Кузьмин Н.Н. Вопросы реформы средней общеобразовательной школы в период нового революционного подъема и первой мировой войны (1910 – февраль 1917): Автореф. дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1958. – 20 с.
Кулешов И. Из истории движения среди учащихся средних учебных заведений (с 90-х гг. по октябрь 1917 г.) – Л., 1931. – 135 с.
Куплетский М.А. Общеобразовательная школа в русском государстве. – Спб., 1908. – 83 с.
Курляндский Н. Школьная анкета за 1915/6 учебный год // Для народного учителя. 1916. №13. – С.8-13.
Курское дворянское собрание. Записка о недостатках существующей системы в средних общеобразовательных школах. – Киев, 1899. – 6 с.
Лавриченко К.Г. Родителям и учителям. Кризис в семье и школе. - Спб., 1894. – 82 с.
Лавров И.И. Записки по педагогике и дидактике. – Спб., 1896. – 311 с.
Лалаев М.С. Основы законоведения, как предмет общего образования.– СПб., 1889. – 20 с.
Лебедев А.И. Доклад о недостатках средней школы и мерах к их устранению (В связи с цирк. М.Н.П. 28 сентября 1915 г.) – Н.Н., 1916. – 16 с.
Лебедев А.И. Школьное дело. – Н.Н., 1914. – 478 с.
Левитин С.А. Война, школа, учитель и общество // Для народного учителя. 1915 №1. – С. 46.
Левитин С.А. Гербарт и Монтессори // Русская школа. 1916. №2–3 - С.121–132. №7–8 - С.148–167. №9 - С.78–92. №11–12 - С.73–90.
Левитин С.А. Две Германии // Русская школа. 1914. №11. - С.156-172.
Левитин С.А. Идейное и культурное общение с Западом // Русская школа. 1914. №1. - С.121–130.
Левитин С.А. Милитаризация юношества в Германии и других странах // Русская школа. 1915. №7-8. - С.149-180.
Левитин С.А. Новейшие общественно-педагогические течения на Западе // Русская школа. 1899. №10. - С.54–69.
Левитин С.А. Профессор доктор Людвиг Гурлитт // Русская школа. 1914. №4. - С.124-133.
Левитин С.А. Трудовая школа и профессионализм // Русская школа. 1915. №4. - С.71–89.
Левитин С.А. Трудовая школа – школа будущего. – М., 1916. – 170 с.
Линниченко И.А. Наше учебное дело. Мысли и факты. – Б. г. и м. и. – 87 с.
Лович Е. Сумерки просвещения. Сборник статей по вопросам образования В.В. Розанова // Вестник воспитания. 1899. №5. – С.14–26.
Лозинский Е.Г. Попытка коренной реформы воспитания на Западе // Вестник воспитания. 1904. №3 - С.90-118. №4 - С.30-56.
Лозинский Е.Г. Поворотный пункт в развитии современной педагогики // Образование. 1903. № 8. - С. 2-20.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХУII – нач. ХIХ вв.) – Спб., 1994. – 399 с.
Лысковский М. Воспитательное влияние школьной обстановки на учащихся // Вестник воспитания. 1900. №3. – С.77-92.
Любомудров С.И. К вопросу о реставрации нашей классической школы. – В., 1914. – 32 с.
Маврицкий В.А. Правила и программы реальных училищ. – М., 1912. – 163 с.
Маврицкий В.А. Сборник правил и подробных программ для поступления во все учебные заведения мужские и женские на 1895-1896 гг. – М., 1895. – 448 с.
Майзель И.Е. О самоубийствах среди учащихся // Вестник воспитания. 1908. №8. – С.45-69.
Максименко Д.П. О школьной дисциплине. – Х., 1906. – 54 с.
Манштейн С.А. Среднее образование и умственный пролетариат. – Новочеркасск, 1884. – 21 с.
Марков Е.А. Грехи и нужды нашей средней школы. – Спб., 1900. – 181 с.
Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. – М., 1984.
Масловский А.Ф. Русская общеобразовательная школа. – Спб., 1900. – 275 с.
Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению г. Министра народного просвещения. – Пг., 1915. – 548 с.
Медынский Е.Н. История русской педагогики. – М., 1941. – 428 с.
Мейман Э. К вопросу о цели воспитания // Русская школа. 1914. №5-6. - С. 208-219.
Меньшиков В.М. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический аспект). – К., 1999. – 125 с.
Меньшиков М.О. Выше свободы: Статьи о России. – М., 1998. – 464 с.
Миропольский С.Н. «Столпянизм» в русской педагогике. – Спб., 1873. – 28 с.
Миропольский С.Н. Школа и государство. – Спб., 1910. – 258 с.
Митягин К.С. Вопрос о совместном обучении на I Всероссийском съезде по образованию женщин // Русская школа. 1913. №3. - С. 96-114. №4 - С. 78-99.
Мушников А.П. Общие начала законоведения. – Спб., 1894. – 48 с.
Мысли педагога о реформе школы. Т.В. Локот, проф. – Спб., 1912. – 46 с.
Наторп П. Социальная педагогика. – М., 1910. – 890 с.
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге ХIХ – начала ХХ века: Сб. док. – Спб., 1910. - 359 с.
Национальное и общечеловеческое в культуре и образовании: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Репринцева – К., 2000. - 336 с.
Николаев А.Н. Сборник правил и подробнейших программ для поступления во все учебные заведения в 1871-1872 гг. – В., 1871. – 412 с.
Никонов Б.П. В стенах гимназии. – Спб., 1907. – 396 с.
Нилус С.А. Корень зла. Истинная болезнь России. – М., 1899. – 51 с.
Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. – М., 1997. – 328 с.
Новицкий И.В. Гимназия и Государственная Дума (Основания средней школы). – К., 1907. – 23 с.
Обзор деятельности министерства народного просвещения в 1862–1864 гг. – Спб., - 58 с.
Образцова О.Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца ХIХ – начала ХХ веков. – Автореф. дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - А., 1996. – 24 с.
Обухов А.М. Свободное воспитание и дисциплина. – К., 1909. – 47 с.
Объяснительная записка к правилам для учеников гимназий и прогимназий и к правилам о взысканиях. – И., 1874. – 28 с.
Олейник Е.А. К вопросу об оценке успехов и поведении учащихся // Для народного учителя. 1916. №18. – С.1-10.
О психическом утомлении Ф.К. Телятника // Вестник воспитания. 1897. №8. – С. 17–33.
О порядке закрытия родительских совещаний и комитетов при средних учебных заведениях // ЖМНП. 1908. Ч.15. №5-6. – С.60-62.
Опыт методики законоведения как предмета преподавания в средней школе А.Х. Гольмстена. – СПб., 1909. – 108 с.
Орлов Правила и учебные программы мужских гимназий и прогимназий ведомства МНП. – Спб.-Варш. 1914. – 176 с.
Отчет министра народного просвещения за 1871 год // ЖМНП. 1873. Ч.165. №1-2. - С.117-150.
Пазилова В.П. Критический анализ религиозно-философского учения Н.Ф. Федорова. – М., 1985. – 135 с.
Паршин А.М. Школьное дело в России. – М., 1916. – 207 с.
Первов П.Д. О школьной балловой системе. – Х., 1903. – 15 с.
Петров Г.С. Школа и жизнь. – Спб., 1903. - 174 с.
Петров К.П. Курс истории литературы (862 – 1862). – Спб., 1863. – 143 с.
Петров К.П. Опыт краткого изложения теории словесности. – Спб., 1867. – 149 с.
Петрова Е.Д. Бидельская школа // Русская школа. 1917. № 5-8. - С. 36-54.
Петропавловский М. К вопросу об учебных планах для средней школы. – В., 1916. – 19 с.
Победоносцев К.П. Письма к Александру III. – Т. 2. – М., 1926. – 235 с.
Победоносцев К.П. Сочинения. – Спб., 1913. – 322 с.
Подоба Ф.Г. Обездоленная современная школа и возможный путь к ее реорганизации. – Спб., 1908. – 14 с.
Пономарев Н.В. Самоубийства в Западной Европе и в России в связи с умопомешательством. Сб. соч. по судебной медицине. – Спб., 1880, т. 2. – 81 с.
Попова Е.Г. Культурологические функции изучения иностранных языков в отечественной гимназии (вторая половина ХIХ – начало ХХ века). – М., 1998. – 208 с.
Правила, обязательные для учеников средних учебных заведений города Одессы вне стен учебных заведений и вне дома (Утв. Министром народного просвещения 2 октября 1904 г. №5662). – О., 1904. – 4 с.
Программа законоведения для мужских гимназий и реальных училищ, утвержденная г. Министром народного просвещения 17.06.1906 г.
Программы преподавания учебных предметов в мужских гимназиях Министерства народного просвещения. Вып. I. – К., 1907. – 40 с.
Протоколы педагогического съезда директоров и учителей Одесского учебного округа. – О., 1864. – 33 с.
Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России / Сост., вступ. ст., коммент. И.А.Исаева. – М., 1992.- 432 с.
Пыльнев В.В. История школы и народного просвещения Воронежского края ХУIII – начала ХХ вв. – В., 1999. – 527 с.
Радецкий И.М. О причинах слабости молодого поколения. – О., 1906 г. – 30 с.
Радецкий И.М. Почему учащиеся бастуют. – О., 1906. – 30 с.
Радонежский А.А. Основы русской школы и современные гимназии. – Спб., 1901. – 34 с.
Распределение учебных предметов по классам для гимназий, в которых преподаются: 1) или естественная история и законоведение; 2) или одно законоведение; 3) или греческий язык. – Спб., 1852. – 35 с.
Рецензия на книгу Е.Судовщикова «Пособие для преподавания русской словесности»(Киев, 1863) // ЖМНП. 1867. №5. – С. 683–690.
Рождественский С.В. Министерство народного просвещения в первые 100 лет своего существования. Краткая историческая записка, прочитанная 31.12.1902 г. в торжественном собрании Министерства по случаю 100-летнего юбилея // ЖМНП. 1903. №1-2. – С.170-177.
Розанова Т.В. «Будьте светлы духом» (Воспоминания о В.В.Розанове). (Предисловие и составление А.Н.Богословского). – М., 1999.- 183 с.
Ройтман Д.В. Значение рационального естествознания и математики в системе общего народного образования, в особенности в России. – Спб., 1910. – 72 с.
Роков Г. Война и культурные задачи // Вестник воспитания, 1914, № 6, с. 1-26.
Роков Г. Воспитательные плоды освободительного движения // Русская школа. 1906. № 5. - С. 7- 28.
Роков Г. Из жизни средней школы // Вестник воспитания, 1914, № 6, с. 86-104.
Роков Г. Из жизни средней школы // Вестник воспитания, 1914, № 9, с. 76-98.
Романов А. Конструирование «правой» образовательной стратегии в России (1906 – 1914) // Вестник Евразии. 2002. №3(18) - С.72–94.
Романов А.П. Возникновение первых детских клубов в России. – В кн.: Вопросы истории педагогики. Разд. 1. – Т., 1976. – С. 135–150.
Романцев И.П. По поводу отмены экзаменов. – Х., 1911. – 18 с.
Рост детской преступности в связи с войной // Для народного учителя. 1917. №10. – С.14-16.
Румянцев Н.Е. Борьба за обновление школы. – СПб., 1913. – 56 с.
Румянцев Н.Е. Социально–гражданское воспитание с психологической точки зрения // Вестник воспитания. 1916. № 7 – С.2-43; № 8 – С.1-39.
Румянцев Н.Е. Хроника // Вестник воспитания. 1917. № 6-7.
Рыбников Н. Идеалы деревенских школьников // Для народного учителя. 1913. №6. – С.1-6.
Рыбников Н. Первый всероссийский съезд учащихся. Отклики жизни // Психология и дети. 1917. №5. – С.52-56.
Савин М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины ХIХ – начала ХХ веков. – В., 1999. – 268 с.
Самоубийства, покушения на самоубийство и несчастные случаи среди учащихся русских учебных заведений проф. Г.В. Хлопина
в 1905 г. – Спб., 1906. - 63 с.;
в 1906 г. – Спб., 1908. – 60 с.
Самоуправление в школах. Новые идеи в педагогике. Непериодическое издание, выходящее под ред. Г.Г. Зоргенфрея. Сб.1. – Спб., 1912. – 166 с.
Сборник действующих распоряжений министерства народного просвещения о родительских комитетах и собраниях при мужских и женских гимназиях и реальных училищах. – О., 1910. – 66 с.
Селенкин В.А. Средняя школа в борьбе с проступками учеников. – К., 1905. – 37 с.
Семенов А.Ф. Оценка успешности учеников в среднеучебных заведениях. – Н., 1912. – 12 с.
Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше // Вопросы философии. 2002. №2. - С. 69–80.
Синицкий Е. Преподавание законоведения и развитие правосознания // Вестник воспитания. 1909. № 7. - С.153–199.
Синицкий С.И. Структура и взаимосвязи курсов отечественной и всеобщей истории в русской общеобразовательной школе: Автореф. … канд. пед. наук. – Л., 1968. – 21 с.
Скакунов Э.И. Уроки истории: личный взгляд // Социологические исследования. 2004. №10. – С.106-111.
Скафтымов А.А. Преподавание литературы в дореволюционной школе. – Учен. зап. Сарат. пед. инст. – Саратов, 1938. – С. 119–232.
Скворцов Н.Е. Недуги нашего учебного дела. – М., 1896. – 215 с.
Скворцов Н.Е. Об организме гимназии. – М., 1889. – 200 с.
Скворцова Е.С. Проблемы новой истории в школьном образовании России (1890–1917 гг.): Автореф. дис. … на соиск.учен.степ.к.ист.н. – М., 1999. – 16 с.
Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах ХIХ века. – М., 1954. – 310 с.
Смирнов П. (прот.) Рационализм и школа. – Спб., 1894. – 19 с.
Созонов С. И. Судьба нашей средней школы. – М., 1907. – 79 с.
Соколов А.Д. Санитарное состояние низших и средних учебных заведений // Вестник воспитания. 1890. №3. – С.108–138.
Соколов П.А. История педагогических систем. – Пг., 1916. – 708 с.
Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце ХIХ – начале ХХ вв. – Л., 1973. – 384 с.
Солодовников А.Д. Законоведение. Ч. I. – М., 1897. – 218 с.
Сосунцов Е.Ф. Немецкое влияние в русской школе. – Казань, 1915. – 72 с.
Спасская К. О самоуправлении учащихся в школе // Психология и дети. 1917. № 5. - С.78–85.
Сперанский Н.В. Кризис русской школы: Торжество политической реакции. Крушение университетов. – М., 1914. – 271 с.
Срезневский И.И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях. – Спб., 1871. – 23 с.
Степанов С.Л. К вопросу о педагогической подготовке преподавателя средней школы в России // ЖМНП. 1909. Ч.20. №3. – С.1-35.
Степанов С.Л. Обозрение проектов реформы средней школы в России, преимущественно в Санкт-Петербурге, последнее 6-летие (1899 – 1905 гг.) – Спб., 1907. – 68 с.
Стратонов Ем. Настоящее состояние средней школы и средства ее возрождения. – М., 1910. – 118 с.
Страхов П. О воспитательном значении среднеучебных заведений // Вестник воспитания. 1899. №8. – С.61–73.
Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. – М., 1864. – 23 с.
Судовщиков Е. Пособие для преподавания русской словесности. – Спб., 1864. – 234 с.
Сумцов Н.Ф. О выпускных письменных работах при гимназиях Харьковского учебного округа. – Б.м., 1905. – 19 с.
Танков А.А. Исторический очерк Курской Мариинской женской гимназии. 1861–1911 г. – К., 1911. – 184 с.
Тебиев Б. К-Г. На рубеже веков: Правительственная политика в области образования и общественно-педагогического движения в России конца ХIХ – начала ХХ вв. – М., 1996. – 249 с.
Телятник Ф.К. О психическом утомлении // Вестник воспитания. 1897. №8. - С.17–33.
Тереховко Ф.К. К вопросу о самоубийстве в Санкт-Петербурге за 20-летний период (1881–1900). – Гатчина, 1903. – 279 с.
Титлинов В.В. Молодежь и революция. - Л., 1925. – 166 с.