Этапы инновационного процесса ПУ




1 этап. Академическая идея, ее первичное движение. Каждая разработка рискованна. Основные риски по созданию новых инновационных продуктов берут на себя небольшие стартапы, возглавляемые учеными, решившими довести свои идеи до коммерческого продукта. Это специалисты, уверенные в успехе, работающие на стыке различных исследовательских направлений, лучше всего видящих потенциал того или иного изобретения. Тем не менее, успех ждет одну разработку из десяти.

Идея создания нового инновационного продукта зарождается на университетских кафедрах или в междисциплинарных группах.

 

Кафедры Университ-в
  стартапы

 

 


2 этап. Фундаментальное знание – прикладное знание

Далее организуется с овместная работа университетов и коммерческих структур над созданием инновационного продукта. Она поощряется особыми государственными институтами. Так, в Швейцарии - Комиссией по технологиям и инновациям, которая оказывает финансовую поддержку проектам через систему грантов. Факт: с 2001 по 2005 г. г. поддержку получили 1500 проектов, которые привели к выпуску различных биологических продуктов на сумму 930 млн. франков.

 

Комиссия по Технологиям и инновациям
5 +EID2ORxmNKkyejZeDgOyHd87hgiDt/fIGrpcfCVrDN6eghiaUfbY12EsfRMqn6PJSu947GjrpfA r/N1L91elNwUGyQWTD/n+C5xUxl4S0mDM55R92bJQFCinmoU5ywJTPpgjMYnQ6QVjj35sYdpjlAZ 9ZT025nvH9LSglxUeFMS2NDmAgUtZeC6E7uvalc+znGQYPfmuodybIeoX3+G6U8AAAD//wMAUEsD BBQABgAIAAAAIQANONnx3AAAAAgBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI9BT4NAEIXvJv6HzZh4 s4tgVZClMZqaeGzpxdsAI6DsLGGXFv31jic9vnkvb76XbxY7qCNNvnds4HoVgSKuXdNza+BQbq/u QfmA3ODgmAx8kYdNcX6WY9a4E+/ouA+tkhL2GRroQhgzrX3dkUW/ciOxeO9ushhETq1uJjxJuR10 HEW32mLP8qHDkZ46qj/3szVQ9fEBv3flS2TTbRJel/Jjfns25vJieXwAFWgJf2H4xRd0KISpcjM3 Xg0G1uv0RqIG0hiU+HdJIlMq0XLQRa7/Dyh+AAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAA AOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh ADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh ANVv5gRQAgAAYQQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhAA042fHcAAAACAEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAqgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAA BAAEAPMAAACzBQAAAAA= ">
Стартапы
гранты

 


конкурсы

 

 

  стартапы
Наиболее успешные академические разработки продолжают развиваться в бизнес-инкубаторах.

 

  Бизнес-инкубаторы
лаборатории

 


офисн. помещен.

 

  Сервисные компании Бизнес-инкубатора
  стартапы


оборудование

 


внешняя экспертиза

клинические испытания

 

 

Бизнес-инкубатор = особая среда взаимодействия бизнеса и университета.

 

  Академическая идея
  Бизнес-проект


Бизнес-инкубатор

 

 

Консультативный совет инкубатора (7-8 человек и два директора) осуществляет инновационный отбор проектов.

Источники финансирование инкубатора:

- госинвестиции, направленные на поддержание работы технопарка;

- частные инвестиции, которые идут на создание новых компаний.

3 этап. Прикладное знание – технологический кластер

Технопарки формируют локальные перекрестки междисциплинарного и технологического взаимодействия масштаб которых возрастает по мере их актуальности и коммерческой эффективности вплоть до глобальных инновационных кластеров.

 

  Технопарки
  Инновационные кластеры

 

 


Факт. Биотехнологические технопарки Швейцарии составили основу четырех биокластеров, аккумулирующих фармацевтические компании по географическому принципу.

Факт. Bioalps – кластер, объединяющий 10 НИИ, десятки стартапов и несколько технологических парков.

  стартап
  Отраслевой гигант
4 этап. Эффект инновационного масштаба. Когда небольшое инновационное предприятие достигает определенных успехов, его покупает крупный отраслевой концерн.

 

Высокотехнологическая отрасль имеет две части:

- Стартапы;

- ТНК.

Достаточными организационными и финансовыми возможностями для вывода инновационного продукта на рынок обладают только большие компании (маркетинг, бренд).

 

 

  Массовый продукт
  ТНК
маркетинг

 


бренд

 

Когда новый продукт проходит вторую фазу испытаний, патент на производство продается крупному рыночному игроку.

5 этап. Глобальная сеть: стратегический инновационный альянс.

Roche выстроил сеть в секторе биотехнологий, заключив 70 альянсов и лицензионных соглашений. Высокая планка стартовых инвестиций в биотехнологии создает невозможность для отдельных компаний самостоятельно вести исследования и вывести продукт на рынок. Нужна инновационная сеть.

Закономерность. Наличие критической массы инвестиций в НИОКР в НТ сетях создает необходимость сетевой организации действующих лиц данного инновационного сектора. Только объединенными сетевыми усилиями можно решить эту проблему. Аналогично – для вывода инновационного продукта на мировой рынок.

Закономерность. Устойчивость инновационной сети достигается вовлечением в сеть (инсорсинг) новых инновационных игроков, работающих в актуальных секторах, в областях прорывных инноваций.

Так, биотехнологические сети обновляются в процессе скупки крупными инновационными компаниями специализированных биофармацевтических компаний. Это происходит непрерывно. Далее крупные игроки инвестируют в выпуск уже доведенных и проверенных продуктов (лекарств).

Небольшие инновационные компании поставляются на рынок национальными университетами (НУ), крупными матричными структурами и отдельными изобретателями и их командами.

Закономерность. Предпринимательский университет в индустриальной экономике выстраивает сетевые отношения с индустриальными структурами в рамках отраслевых схем взаимодействия. Структура предпринимательского университета сориентирована на современные технологические уклады и традиционные индустриальные отрасли специализации и включает в себя соответствующие отраслевые лаборатории соответствующих компаний.

Аксиома. Отраслевые исследовательские центры тяготеют к центрам отраслевого производства. Отраслевые лаборатории ПУ функционируют как на его территории, так и в местах локации их потребителей. Установление соответствующих многомерных двусторонних сетевых связей возможно только в режиме реальной операционной деятельности. Формирование компетенций, соответствующих новым индустриальным технологиям, возможно в рамках таких двусторонних сетевых связей. Процесс обучения будущих специалистов эффективен, если встроен в данные сетевые связи.

Аксиома. Предпринимательский университет, базирующийся на междисциплинарных исследовательских и межотраслевых инновационных группах, развивается только в сети предпринимательских университетов и других вузов. Миграционные межуниверситетские потоки обеспечивают разнообразие, необходимое для междисциплинарных, межотраслевых взаимодействий.

В американских университетах прием на работу выпускников в своих PhD-программ минимизирован. Это позволяет привнести опыт и знания других исследовательских и инновационных центров. К тому же к преподаванию привлекаются специалисты с опытом работы в известных исследовательских проектных группах. Образовательный процесс тесно связан с практической деятельностью, поэтому выпускники предпринимательских университетов не испытывают проблем с адаптацией к производственной деятельности.

Национальный университет (НУ)

Особую роль в насыщении инновационного пространства малыми компаниями, проектными группами играет НУ. Он призван интегрировать в единую систему, ряд ведущих вузов и академических центров области, генерировать региональную инновационную сеть.

Национальный университет осуществляет:

1) интеграцию инновационного потенциала соответствующих вузов;

2) технологическую перестройку высшего профессионального образования;

3) разработку и распространение современных методик преподавания;

4) формирование механизмов академической мобильности;

5) создание механизмов интеграции с ведущими мировыми и федеральными научными и инновационными центрами.

В дорожной карте НУ представлены «центры превосходства», то есть точки роста интерспецифических ресурсов, и процессами глобализации движения данных ресурсов. К последним относятся ядерные исследования в МФИ, материаловедение в МИСиС, космические технологии в СГАУ и т.п.

Аксиома. Интерпецифические ресурсы НУ интегрированы с интерспецифическими ресурсами стратегических действующих лиц на уровне региона, страны, мира. В этом плане движение интерспециифических ресурсов трехмерно. Дорожные картыкак НУ, так и соответствующих организаций, отражают эту трехмерность.

Университеты участвуют в развитии инновационных сетей на всех стадиях жизненного цикла новых продуктов. В России, поскольку первую скрипку играют академические институты РАН, университеты только начинают первые шаги в этом направлении.

Проблемы НУ:

- конфликт преподавания, науки, коммерции;

- отсутствие достаточной интеграции между подразделениями, которые часто искусственно, насильно сливаются в единую бюрократическую структуру;

- отсутствие связей с отраслевыми НИИ, проектными институтами и КБ;

- отсутствие разветвленных и периодических связей с бизнесом;

- изолированность от стратегических процессов региональной экономики, отраслей специализации;

- НУ не формируют новые отрасли РЭ, не повышают уровень ДС региона;

- в разработке магистерских программ не принимают участие представители бизнеса;

- НУ имеют недостаточно широкие связи с зарубежными университетами, недостаточно присутствуют в мировых инновационных парках;

- в НУ недостаточно развито внутренне инновационное предпринимательство и отсутствует соответствующая инфраструктура;

- отсутствует развитая сеть отношений между российскими НУ;

- редко приглашаются исследователи с мировым именем для чтения лекций, работы в лабораториях.

Лорен Грэхем, профессор Массачусетского технологического института, выделит как проблему то, что «в России сложилась уникальная модель науки, сочетающая в себе интеллектуальное превосходство и невероятную технологическую слабость». [44] На ранней стадии перехода к рыночной организации цепочка «образование - наука - производство» находится в процессе эмбрионального развития. Процессы коммерциализации научных открытий могут проходить только в конкурентной среде, поскольку любая инновационная перестройка затрагивает широкий спектр статусных позиций. Реальное инновационное действие происходит при осознании, что использование нововведений является основой выживания в конкурентной борьбе. Отсутствие портфеля рыночных преобразований, реформ приводит к разрушению цепочки «образование – наука – производство».

Аксиома. Инновационный процесс осуществляется не в бюрократических коридорах, а в процессе состязательности предпринимательских инициатив, соответствующих технологических и организационных проектов.

Аксиома. В обществе, в котором предпринимательская деятельность рассматривается в негативном аспекте, инновации являются форс-мажором.

В бюрократической конструкции государства НУ как централизованная научно-образовательная структура приобретает дополнительные свойства бюрократической системы. Если в развитых странах формирование и развитие НУ нацелено на создание базовых элементов инновационных комплексов, то у нас – на укрепление бюрократической вертикали. По мере развития Национальные университеты действуют как коммуникационные системы высшего порядка, связывая мировые научные школы, глобальные инновационные центры. Соответственно они открывают коммуникативные возможности инноваций, поощряет движение исследовательских кадров и студентов по международным инновационным сетям. Стандарты мирового университета приникают в региональные центры образования. Только в этом случае регион может входить в мировой контур машиностроения.

Эта перспектива неизбежна и для РФ. А. Бабин, А. Косолапов, С. Митрофанов справедливо считают, что в РФ образовательная архитектура региональных университетов изначально должна выстраиваться по мировым стандартам: визит профессора из ведущих университетов, программы индивидуального образования студентов с тьютерским сопровождением, проведение научных исследований международными коллективами. В регионе рационально создавать две–три инновационные площадки, может быть, разной направленности, и в течение нескольких лет отрабатывать на них образовательные технологии и модели управления. А когда технологии докажут свою эффективность, тиражировать их в расширенном масштабе, в какой-то момент начав готовить соседние вузы к трансферту. [45]

Международные рейтинги университетов учитывают прежде всего сетевые научные, образовательные, инновационные связи. Это и объем средств от НИОКР, выполненных по международным и зарубежным грантам, договорам с организациями-нерезидентами, и количество научно-педагогических работников, ведущих научную и преподавательскую деятельность в зарубежных вузах.

Аксиома. ПУ, НУ, вуз в инновационной и сетевой экономике развиваются как сетевые экосистемы, участвующие формирование конкурентных преимуществ организаций и регионов. В состав данных экосистем входят кафедры, проектные группы, исследовательские и научно-образовательные центры, опытно-конструкторские организации, базы данных, стартапы, инновационные компании, стратегические бизнес-единицы, работающие как в орбите отдельных компаний, так вузов, информационная инфраструктура, центры патентования и интеллектуальной собственности, центры коммерциализации, инновационные, исследовательские структуры международных сетевых компаний.

Система вузовского образования в сетевом обществе

Современный вуз активно участвует в формировании сетевого окружения. Судьбоносными элементами такой сети являются университетские стартапы и гранды. Данный сетевой процесс постепенно переходит в свободное, высокоинновационное предпринимательское сообщество, превращающего вузовские технологии в конкурентные преимущества. Это сообщество вытягивает R&D, которые превращаются в важный элемент и вуза и предпринимательского сектора. Чем более развит регион, тем сильнее этот процесс. Так, в Лозанском политехе развернута сеть R&D центров таких компаний, как Cisco Systems, Nestle, Logitech, ViaSat Antenna Systems, Siemens AG, Credit Swiss, Texas Instruments ITC и т.д.

Развитие горизонтальных инновационных отношений является предпосылкой формирования оазисов прикладных исследований, технологического знания. Это предполагает активизацию обратных связей «университет – бизнес», «бизнес – университет». Устойчивость прямых-обратных связей формирует петлю взаимодействия. Примером этого является предоставление R&D-центров своих лабораторий вузовским образовательным проектам. В этом контуре партнерства вуза и инновационной компании действует петля взаимного усиления. Данная инновационная сеть непрерывно эволюционирует, вовлекая все новые и новые элементы. На определенном этапе она превращается в научно-кластерную структуру, с национальным инновационным парком, сетью институтов, колледжей, междисциплинарных центров.

Закономерность. Необходимым условием перехода сети к научно-кластерной, форме является наличие инновационных матричных структур в окружении ВУЗа. Их СБЕ находят в фундаментальных и прикладных разработках университета свои будущие конкурентные преимущества. Если матричные структуры отсутствовали, необходима особая инфраструктура трансферта идей ВУЗа в бизнес-среду.

Формирование образовательных стандартов современного университета производится ими самими, децентрализовано, имея рамочный формат. В России все наоборот – университеты находятся под федеральным прессом. Центральным инструментом здесь являются образовательные стандарты, которые чрезмерно быстро меняются и не отражают реальности. Огромное количество инструкций и ограничений, забюрократизированность, рейтинги преподавателей, быстро меняющиеся и не учитывающие реальной ситуации, – все это мешает креативным сетевым процессам, переориентируя преподавателя и исследователя со сложных креативных процессов на рутинные трафаретные схемы.

Аксиома. По мере усложнения бюрократической системы науки и образования происходит упрощение, рутинизация сложной исследовательской деятельности.

MIT

Возрастание рисков перехода профессорского состава в СБЕ компаний предопределило повышение степени свободы его деятельности. Профессорам разрешено взаимодействовать с бизнесом.

МФТИ

Сетевая форма отношений характерна для всех видов научно-технической деятельности вуза. Все начинается с сетевой системы отбора самых способных посредством олимпиад и сети заочных специализированных школ. Лучше всего этот процесс выстроен в МФТИ, что позволило вовлечь молодежь, обладающую уникальной стартовой базой знания и далее вовлекать студентов в серьезные инновационные проекты. По сетевому принципу формируется инновационная среда МФТИ: бизнес-инкубатор, технопарк, R&D-центры, кафедры с участием инновационных форм. В 2012 году объем НИР составил 1,3 млрд. рублей. В настоящее время реализуется программа создания на базе института инновационного кластера с тремя R&D-центрами инфокоммуникационных технологий, новых материалов и биомедицины.

Особое значение придается сетевым внешним связям, поиску международных партнеров. Центр «Биофизика» установил партнерские связи с зарубежными научными структурами – лидерами в своих областях (Университет Аахена (Германия), Институт структурной биологии в Гренобле (Франция)). В МФТИ свои кафедры открыли такие НТ-компании, как 1C, Intel, ABBYY, ABS, Parallels, Cognitive Technologies. С использованием мегагрантов были открыты лаборатории ведущих мировых исследователей. В настоящее время все крупные IT- компании имеют кафедры в МФТИ (факультет инноваций и высоких технологий). Партнерские отношения сильных теоретиков и экспериментаторов – одна из основ успешной инновационной деятельности. Сеть позволяет объединить ученых разных научных школ, работающих над ключевыми методологическими проблемами. Уникальные знания и компетенции можно поддерживать только в междисциплинарной кооперации, на стыке научных областей, привлекая специалистов извне. Понимание разнообразия научных стилей, методов исследований, способов решения научных проблем, совершить методологический прорыв, как предпосылки успеха нацеливает исследовательские центры на стажировку ученых в лучших мировых научных организациях. Это позволяет не только приобрести горизонтальные исследовательские связи, опыт работы на современном исследовательском оборудовании.

Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе (ФТИ)

Занимает второе место в РФ по цитированию научных работ. На базе лабораторий и филиалов ФТИ было создано 20 крупных исследовательских организаций с мировым именем. Например, НОЦ нанотехнологий Жореса Алферова. Развитие института – это крупнейшие индустриальные проекты в области полупроводниковой электроники, микроэлектроники, космонавтики, самолетостроения, термоядерного синтеза, солнечной энергетики. Исследователи Физтеха являются первопроходцами во многих направлениях фундаментальной и прикладной науки. Они не только переплавляют фундаментальные исследования в прикладные, но и адаптируют последние к индустриальным проектам развития страны и ее регионов. На основе мегагрантов были созданы лаборатории ведущих мировых исследователей.

В то же время, институт не имеет современного оборудования, износ основных фондов составляет 82%.

В сетевую инновационную структуру МФТИ входят лаборатории, ведущие исследования в разных направлениях – биофармацевтическом, ИКТ, новых материалов и новой энергетики. Формирование разнообразной исследовательской среды специалистов в области физики, биологии, химии, биоинформатики и т.д., наличие разнообразных подразделений фундаментальной и прикладной науки, создают благоприятные условия для междисциплинарного сотрудничества, соответствующих проектов. Лаборатории горизонтально связаны между собой и компаниями-потребителями. Один из стратегических процессов развития – создание кафедр, где преподают ученые из лабораторий, представители бизнеса, ученые с мировым именем. Студенты работают в лабораториях и стартапах.

В настоящее время МФТИ реализует проект создания НИОКР-центра, нацеленный на возрождение отраслевой науки. Данный центр включает в себя отраслевые технологические зоны, конструкторское бюро, центр испытаний и сертификации. Если попытка решить главную проблему вуза – его оторванность от НИОКР – будет решена, данный опыт возьмут на вооружение и другие. Программа «Физтех ХХ1» предполагает формирование трех R&D- центра (инфокоммуникационные технологии, новые материалы, биомедицина). Сетевая среда, сформированная Физтехом включает также бизнес-инкубатор, технопарк, кафедры с участием бизнеса. Развитие сетевых связей с промышленностью позволяет студентам половину учебного времени проводить в научных или производственных структурах.

Еще одно достижение института – создание пояса малых инновационных предприятий, который им финансируется. Инфраструктура поддержки малого инновационного бизнеса включает в себя патентно-лицензионную, юридическую службу, отдел внешнеэкономической деятельности, центр трансфера технологий. Данные предприятия реализуют проекты создания светодиодов, вертикально-излучающих лазеров.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТГУСУР), Томский государственный университет, Томский политехнический университет (ТПУ)

В состав Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций входят семь университетов, десять академических институтов и Томский научный центр СО РАН. ТПУ является одним из лидеров в РФ по объему целевых НИОКР для промышленных предприятий. В инновационной среде университета успешно развивается 50 инновационных предприятий, материализующих исследовательские идеи ученых и разрабатывающих коммерческие продукты.

МИСиС

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС участвует в проектах 1487 компаний. Учебно-научная инфраструктура университета включает более 30 научно-исследовательских лабораторий, научно-исследовательских лабораторий, научно-образовательных и инжиниринговых центров. НИТУ МИСИС ежегодно совместно с бизнесом участвует в более пятистах научно-исследовательских проектах. Партнерами университета являются ОМК, «Металлоинвест», «Каракан инвест», «Норникель», «Алроса», «Евраз», «Еврохим», НЛМК. В 2015 году вместе с Институтом архитектуры Каталонии университет обучает по магистерской программе цифрового производства и новых материалов. Разработка образовательных программ цифрового производства осуществляется совместно с Массачусетским технологическим институтом (MIT) и Миланского технического университета, университетов Бари и Турина. НИТУ МИСиС имеет компетенции мирового уровня в такой области искусственного интеллекта, как компьютерное зрение. В первом хакатоне по искусственному интеллекту и компьютерному зрению – VisionHack – МИСиС участвовал в составе сборной РФ (МГУ, МФТИ, СПбГУ, МИСиС), успешно представив программу компьютерного зрения (интеллектуальная помощь водителю).

Южный федеральный университет

ЮФУ проводит исследования по 84 направлениям – от исследования физики и ближнего космоса до нанотехнологий. ЮФУ проводит исследования по 84 направлениям – от исследования физики и ближнего космоса до нанотехнологий (нанотехнологии и информационные технологии, биотехнологии, медицина будущего, интеллектуальные материалы, приборостроение, робототехника и системы управления, геоэкономика, проблемы развития Азово-Черноморского бассейна). ЮФУ имеет исследовательский бренд в таких областях современного технологического уклада, как микро- и наноэлектроника, гидроакустическая и медицинская техника, радиотехническая и медицинская СВЧ-электроника, информационно-измерителные и управляющие системы

Научно-образовательный центр «Нанотехнологии» конкурентоспособен в области новых материалов на основе нанотехнологий. В центре были созданы углеводородные композиты, позволяющие создать специальные тигли, температура плавления которых составляет 3000 градусов. Данные инновации нашли применение в создании приборов для высокотехнологичной техники. Таганрогским центром были получены патенты на создание недорогих солнечных батарей, а также газовых датчиков.

Нанотехнологиями также успешно занимается НИИ физической и органической химии (ЮФУ), создавшим высокотемпературную смазку «Силкон», присадку к автомобильным двигателям, позволяющую провести полный ремонт двигателя, не оставляя машину на ремонт. Большие коммерческими перспективы у такого нововведения, как специальное покрытие для металла против обледенения. Для успешного коммерческого продвижения инновационных продуктов ЮФУ необходимо создать центр инновационных маркетинговых исследований, проводящий анализ различных рынков соответствующих видов инновационной продукции.

Международный исследовательский центр «Интеллектуальные материалы» ЮФУ синтезирует материалы с разным размером пор, соответствующей размеру молекулы, что позволяет, в частности, адресно доставлять лекарства, поглощать токсичные вещества, накопившиеся в природных экосистемах.

ЮФУ принимает сетевое участие в формировании Центра ядерной медицины совместно с НИЦ «Курчатовский институт».

Совместные исследования НИИ ФОХ ЮФУ и Волгоградского медицинского университета нацелены на создание инновационных лекарств (оформлено 150 патентов).

Университет установил тесные связи с 70 промышленными компаниями, в частности 31 государственными. Особое внимание уделяется сотрудничеству с НПП КП «КВАНТ» в космической отрасли, в этом ключе работают две магистерские программы. Последние разработаны и мобильно корректируются с учетом практических интересов НПП. Так, инновационная компания «Европолимер» в сотрудничестве с кафедрой природных и высокомолекулярных соединений ЮФУ вывела на отечественный рынок многослойную пленку и ряд других уникальных продуктов.

ЮФУ принимает участие в развитии 24 технологических платформ. Сотрудничество с инновационными компаниями осуществляется в условиях отсутствия современного оборудования и современного материально-технической базы исследовательских университетов. Другой проблемой сетевого развития является задержка денег по грантам ограничила внешние сетевые контакты.

Рынок труда и сектор образовательных услуг оторван от реалии. Дефицит профессиональных инженерных кадров и квалифицированных токарей превратился в тормоз развития предприятий машиностроения. Так, в группе компаний «Ростсельмаш» на 10 вакансий претендуют 15 человек с соответствующим образованием, но потенциальными компетенциями могут обладать только 3-5. Для преодоления проблемы, важно сформировать совместный бренд специальности и образования. Необходимо также информационно открыть достижения соответствующих организаций, проводить отраслевые конкурсы, фестивали, студенческие форумы.

Создание современных систем профессионального образования для большинства машиностроительных компаний связано с непосильными затратами. Поэтому они создают многофункциональные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры на базе инженерных вузов и университетов. Отсутствие классической системы обучения проблематично, поскольку вузы не поспевают за развитием ведущих мировых машиностроительных компаний. Денис Радионов, директор по персоналу группы «Ростсельмаш» предлагает простой рецепт решения проблемы. «Ключевыми показателями эффективности учебных заведений должны стать количество выпускников, место работы которых после выпуска соответствуют специальности, средний балл качества специалистов на основе отзывов работодателей, количество совместных с работодателя учебных программ в общем объеме учебных часов». [46] «Атоммаш» сотрудничает с Волгодонским инженерно-техническим институтом Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. В то же время, «Атоммаш» имеет собственный учебный центр, готовящий и переобучающий специалистов по 16 учебным программам. Специалисты - носители фундаментальных компетенций – вносят свой вклад в разработку учебных программ ВИТИ НИЯУ МИФИ. «Атоммаш» внедряет систему целевой подготовки студентов по наиболее востребованным специальностям. Данные процессы открыты в международном плане. В этих целях ставится задача свободного владения английским языком, знания международных стандартов.

Южно-российский государственный политехнический университет имена М.И. Платова (ЮРГПУ (НПИ))

Сетевые отношения развивались в следующих направлениях:

- стажировка студентов в СПбГПУ в сфере высоких технологий;

- сетевое сотрудничество с швейцарской компанией АВВ и «Еврохомом», создавшими свои специализированные лаборатории в ЮРГПУ, в целях сокращения периода адаптации выпускников к работе в своих подразделениях;

- сетевое сотрудничество с компаниями «ЕвроХим ВолгаКалий» и «Гардиан стекло» в комплексном укомплектовании кадрами строящихся предприятий на территории РО.

Стандартизация образовательного процесса и научно-образовательные сети

Аксиома. Стандартизация научно-образовательного пространства может как способствовать сетевым связям, так и разрушать их. Стандарты, поддерживающие статус первопроходца, способны как создавать сетевые ареалы его лидерства, так и ограничивать масштаб данных сетей через институты патентования, лицензирования и т.п. Стандарты образовательной деятельности могут регламентировать творческий процесс, направляя его в определенное русло, отсекая множество дополнительных направлений, в том числе и стратегических.

Аксиома. Чрезмерная стандартизация креативного процесса разрушает его основы.

Аксиома. Наличие чрезмерного количество документации, сопровождающей стандарты, уменьшает разнообразие как информационных потоков, так и процессов развития живого знания. В результате сокращается время для обмена информации и объем неявного знания, в котором кристаллизуются новые потоки времени. Система приобретает ретроспективную направленность.

Аксиома. Стандартизация, по мере усиления своего масштаба, увеличивает долю рутинных операций, связанных с подтверждением соответствия стандарту, перестраивает структуру рабочего времени.

Вот как об этом пишет Д.И. Фролов (на примере Волгоградского государственного университета): «…средний объем учебной нагрузки преподавателей начиная с 2009 г. вырос в 1,5-2 раза, причем речь идет именно об аудиторной, наиболее трудоемкой нагрузке. Трудоемкость создания учебно-методических комплексов чрезвычайно высока, но еще более значительно бюрократическое давление на преподавателей. Специализированные университетские структуры в перманентном режиме проводят проверки учебно-методических комплексов и образовательных программ, требуя все большей их детализации и формального учета малейших требований стандарта. Перегруженных учебной работой преподавателей вынуждают заниматься и документальной работой, требования к которой постоянно меняются по воле вузовской бюрократии». [47]

Направления развития сетевых вузовских процессов:

- преодоление оторванности вузов от сферы НИОКР;

- создание пояса малых исследовательских групп, которые занимаются только наукой;

- формирование подразделений, которые бы обладали свойствами отраслевых НИИ;

- развитие пояса малых инновационных компаний;

- использование инструментов инновационного аутсорсинга-инсорсинга;

- проектная форма организации; проекты первого типа выполняются постоянными коллективами, второго – временными, формирующимися из лабораторий и групп; данные типы проектной организации имеют различную природу.

Ошибочные решения развития вузовских исследований связаны с поспешным переходом к атомистичной сетевой организации исследований. В стране, совершающей индустриализацию, необходимы крупные исследовательские структуры и проекты, современные центры НИОКР. В то же время, отказываться от малых инновационных форм тоже не следует.

Другой ошибкой является преждевременное формирование предпринимательских университетов. Таковые могут создаваться в развитом инновационном поясе экономики.

Сетевая организация устанавливает особый контакт с системой образования, готовящей для нее кадры. Данный контакт двусторонен и нацелен как на формирование особых знаний и компетенций для компании, так и предоставление площадки для практического обучения. Так преодолевается проблема современного вуза, формирующего знание, отделенное от практики. Сетевое обучение предполагает вовлечение обучаемого в процессы непосредственной деятельности. Здесь формируются потребности в междисциплинарном обучении, поскольку деятельность сетевых стратегических бизнес-единиц и проектных групп отдельных компаний, свободно выходящих за пределы данных организаций и работающих в сетевом пространстве, имеет межотраслевой характер. Обучаемый воспринимает многообразие дисциплин не как второстепенное и мешающее формированию базовых компетенций, а как относящееся к таковым. В результате мотивационная сфера обучения кардинально перестраивается.

Развитие сетевых процессов предполагает появление новых форм открытости, интеграции. Стратегические процессы развития связаны с исчезновением четких границ между внешней сетевой средой и внутренней. Создается особый организационный ареал на стыке «внешняя – внутренняя среда». он нацеливает на использование активов и конкурентных преимуществ внешнего пространства как собственных. Данный ареал постоянно меняется в зависимости от контура доминирующих потоков сетевых технологических ресурсов. Это обеспечивает устойчивость региональных компаний на рынке.

Развитие сетевых процессов связано с многомерной самоорганизацией. Так, управление исследовательскими сообществами университетов связано с самоуправляемыми комитетами. Plaining committee открывает вакансии, personal committee – оценивает эффективность работы преподавателей, каждый преподаватель вовлечен в тот или иной вид самоорганизации.

Ячеистые структуры и узлы сети

Пространственно сеть не является однородной. Процессы сетевой самоорганизации на различных стадиях ее жизненного цикла порождают сложный рисунок, в котором есть как узлы, кластеры, так и особые контуры – ячейки. Экспансия сетевых, ячеистых форм организации застала врасплох всю сложившуюся в последнем веке массовую культуру менеджмента, основанную на принципе иерархий и алгоритмов, стремящихся к двузначности (плохо-хорошо, свой-чужой, верно-ложно). Сети порождают контексты многозначных логик, где требуется иная культура принятия стратегических решений.

«Замкнутость и самовоспроизводимость большинства научных коллективов – одно из главных препятствий для развития науки в России». [48]

Замкнутость приводит к утрате современных компетенций, которые нуждаются в исследовательской среде, насыщенной разнообразием. Если в РФ на вузовские кафедры не принято приглашать исследователей «со стороны», то в западных университетах все наоборот. В США не принимают на работу выпускни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: