ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России
Дубинин Д.Ю.
Методика специальной профессиональной подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях
лекция для издания
Киров, 2016
ББК 68.9
Д79
Печатается по решению педагогического совета ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России от 30.11.2016, протокол № 10
Рецензенты:
Н.С. Александрова, доктор педагогических наук,
профессор Вятского социально-экономического института;
А.Н. Марков, заместитель начальника отдела специального назначения
УФСИН России по Кировской области, подполковник внутренней службы
Д79 | Дубинин Д.Ю. Методика специальной профессиональной подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях: лекция для издания. – Киров: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2016. – 44 с. |
В лекции рассматриваются понятие и классификация экстремальных ситуаций в исправительных учреждениях, их влияние на действия сотрудников, методика подготовки личного состава к действиям в экстремальных ситуациях криминогенного характера
Лекция предназначена для курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России, практических работников, адъюнктов, соискателей.
ББК 68.9
© Дубинин Д.Ю., 2016
© ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2016
ПЛАН ЛЕКЦИИ
ВВЕДЕНИЕ | |
1. Понятие и классификация экстремальных ситуаций в исправительных учреждениях, их влияние на действия сотрудников | |
2. Методика подготовки личного состава к действиям в экстремальных ситуациях криминогенного характера | |
2.1. Основные положения служебно-боевой подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях | |
2.2. Методика проведений занятий по специальной подготовке сотрудников УИС | |
2.3. Основы профессиональной психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях | |
2.4. Основы подготовки по оказанию первой помощи раненым и пострадавшим в экстремальных ситуациях | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
Введение
Изменения, происходящие в последние годы в уголовно-исполнительной системе, предъявляют новые требования к подготовке личного состава, в том числе к умелым и решительным действиям при возникновении кризисных ситуаций. Руководство Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России) требует своевременно организовывать и осуществлять целенаправленную подготовку органов управления, сил и средств уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях[1].
Реализация данного требования в учреждениях и органах ФСИН России зависит, прежде всего, от уровня подготовленности руководящего состава, систематического повышения их профессионального и методического мастерства, глубокого изучения и творческого применения нормативных правовых актов. Само же методическое мастерство лиц руководящего состава зависит от степени овладения ими передовой методикой, формами и методами проведения различного рода занятий и учений.
Только хорошо подготовленные и методически правильно проведенные занятия по специальной подготовке[2] позволяют постоянно повышать готовность сил и средств к выполнению задач в экстремальных ситуациях.
|
В лекции для издания нашел отражения опыт проведения занятий и учений по действиям в экстремальных ситуациях с работниками уголовно исполнительной системы
Данная работа предназначена для среднего, старшего начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, а также для слушателей и курсантов образовательных учреждений, подведомственных ФСИН России.
Цель данной работы:
раскрыть понятие экстремальной ситуации и методику подготовки личного состава уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях.
Понятие и классификация экстремальных ситуаций
В исправительных учреждениях, их влияние
На действия сотрудников
Действия сотрудников исправительного учреждения, связанные со стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами, массовыми беспорядками, пресечением захватов заложников, сопряженные с необходимостью применения силовых методов в отношении участников преступных действий, обоснованно рассматриваются наукой и практикой как действия в экстремальных ситуациях.
Ряд авторов высказали свое отношение к понятию и сущности экстремальных ситуаций. Так, А.Ф. Майдыков под экстремальными ситуациями понимает повышенной степени опасности обстановку (для жизни людей, сохранности материальных и культурных ценностей), вызываемую явлениями природного, биологического и социального характера и требующую от правоохранительных органов специальных организационных, правовых мер и их ресурсного обеспечения[3].
|
Ю.Н. Демидов под экстремальной ситуацией понимает такое состояние среды, вызываемое явлениями и факторами природного, техногенного или социального характера, которое резко нарушает нормальные условия жизни населения, общественную безопасность и порядок в регионе или нескольких регионах, сопровождается трудно предсказуемыми тяжкими последствиями, являющимися часто по своему характеру общественным бедствием, существенно изменяет степень общественной опасности преступности, заметно усложняет всю правоохранительную деятельность, требует оперативного принятия дополнительных правовых, организационных и иных мер[4].
По мнению Г.Д. Андрюшина, экстремальная ситуация есть ограниченные в пространстве и времени формы жизнедеятельности, неблагоприятные для функционирования психики, опасные для здоровья, жизни или личностного благополучия (включая благополучие своих близких) и вызывающие (при ее осознании) состояние психической напряженности[5].
Интересна трактовка рассматриваемых ситуаций в зарубежной литературе. Например, американские ученые к экстремальным ситуациям относят «кризисные ситуации, возникающие неожиданно и имеющие временный характер, в процессе которых полиция вынуждена значительным образом сосредоточивать силы и средства в определенном месте и в течение определенного времени для решения специфических задач»[6].
Экстремальную ситуацию, по мнению Н.П. Барабанова, нельзя отождествлять с экстремальными условиями. Говоря об экстремальной ситуации, он имеет в виду ее родовое значение, вид явления (убийство, побег, захват заложников, массовые беспорядки, пожар, авария и др.). Экстремальная ситуация образует экстремальные условия лишь тогда, когда для действующих в ней субъектов существует реальная угроза жизни и здоровью. Такими субъектами могут быть лица, оказавшиеся в условиях непосредственной опасности, а также те, кто принимает прямое участие в ее разрешении. Для других сотрудников исправительного учреждения данное криминальное явление выступает экстремальной ситуацией лишь условно и продолжает быть таковым до тех пор, пока они не будут включены в состав участников операции по освобождению заложников. Для непосредственных участников такой операции экстремальные условия наступают с момента начала их действий. Н.П. Барабанов под экстремальной в исправительном учреждении понимает такую ситуацию, которая «характеризуется создавшимися условиями риска наступления негативных последствий для его устойчивого функционирования, а также опасности реальной угрозы здоровью, жизни осужденных и персонала или уничтожения имущества»[7].
Под сущностью экстремальных ситуаций В.И. Лебедев понимает измененные условия существования[8]. По его мнению, в экстремальных ситуациях на сотрудника правоохранительных органов действуют различного рода перегрузки, превосходящие иногда индивидуальные и коллективные возможности. К таким перегрузкам относятся: опасность, риск, внезапность, сильные звуки, яркие вспышки света, резкие изменения температуры, вероятность гибели или ранения.
Учитывая вышесказанное, «экстремальная ситуация» несет в себе характеристику степени криминогенной напряженности и в целом обозначает качественный признак, обобщающий сложившиеся условия осуществления оперативно-служебной деятельности, и является предметом исследования в основном юридических и психологических наук. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что сложность экстремальных условий зависит от вида криминальной (экстремальной) ситуации, а также поведения сотрудников исправительных учреждений, принимающих участие в ее разрешении.
Обобщая вышесказанное и основываясь на определении экстремальной ситуации, данном А.Н. Суховым[9], «под экстремальной ситуацией в исправительном учреждении понимается умышленно созданная или возникшая по неосторожности либо вследствие действия природных стихийных сил ситуация, которая представляет опасность для основ управления, режима отбывания наказания, а также жизни и здоровья сотрудников исправительныхучреждений и осужденных, и требует принятия неотложных мер по ее ликвидации».
Все экстремальные ситуации можно разделить на три группы
природного характера: явления, связанные с действиями стихийных сил природы: землетрясение, наводнения, лесные пожары, ураганы, обвалы и т. д. Явления природного характера представляют большую опасность для персонала и лиц, отбывающих наказание, влекут значительный материальный ущерб, разрушение средств коммуникации, охватывают большие территории. Они трудно поддаются прогнозированию и контролю. Ликвидация их последствий, ведение аварийно-спасательных работ и осуществление карантинных мероприятий требуют значительных дополнительных материальных затрат. Кроме того, практике известен случай, и он не единичный, когда в результате подземных толчков пострадало здание следственного изолятора в городе Спитак и среди заключенных возникла паника. В целях обеспечения безопасности жизни людей сотрудники изолятора вывели их из камер и разместили в безопасной зоне. | техногенного характера: аварии на транспорте, в промышленной зоне исправительных учреждений, пожары, взрывы и т. д. Эти случаи обычно возникают при нарушении правил эксплуатации оборудования, технологии производства, правил техники безопасности при обращении с легковоспламеняющимися, взрывоопасными, ядовитыми и иными веществами повышенной опасности. Ликвидация последствий таких явлений требует привлечения значительных сил и средств, проведения спасательных работ, массовых эвакуационных мероприятий. | криминогенного характера: массовые беспорядки, захват заложников, групповые неповиновения осужденных, массовые побеги из мест лишения свободы и из-под стражи, совершение убийства или умышленное причинение тяжкого вреда. Общим условием в этих случаях выступает противоправность поведения, нарушение режима отбывания, совершение преступления, посягательство на жизнь и здоровье персонала, осужденных и т. д. |
Исходя из вышеизложенного, под экстремальной ситуацией в ИУ понимается: ситуация, вызванная явлениями природного, техногенного и криминогенного характера, представляющая опасность как для основ управления, режима отбывания наказания, так и для жизни и здоровья сотрудников исправительных учреждений, осужденных и граждан, требующая принятия неотложных действий по ее ликвидации.
Далее мы рассмотрим методику специальной профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях.
Вопросы для самоконтроля
1. Что мы понимаем под экстремальной ситуацией в исправительном учреждении.
2. Назовите группы, на которые можно разделить экстремальные ситуации и что включает в себя каждая группа.
Методика подготовки личного состава к действиям в экстремальных ситуациях
Методика подготовки личного состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях достаточно сложный и многоаспектный вопрос, включающий в себя служебно-боевую подготовку:
- служебную подготовку;
- боевую подготовку.
Общая схема организации и содержания поэтапной многокомпонентной системы подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях представлена в Приложении 1.
2.1. Основные положения служебно-боевой подготовки сотрудников УИС
к действиям в экстремальных ситуациях
Под служебно-боевой подготовкой сотрудников понимают их обучение в процессе служебной деятельности. Служебная подготовка предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их служебной деятельности и включает в себя:
− правовую подготовку;
− специальную подготовку;
− профессиональную психологическую подготовку;
− техническую подготовку;
− подготовку по оказанию первой помощи;
− огневую подготовку;
− физическую подготовку;
− строевую подготовку;
− подготовку по гражданской обороне;
– тактическую подготовку (для руководящего состава и сотрудников специальных подразделений).
Основным разделом служебной подготовки сотрудников является специальная подготовка. Цель специальной подготовки − формирование у сотрудников наиболее эффективных способов выполнения должностных обязанностей и овладение передовыми приемами и способами решения служебных задач.
На занятиях по специальной подготовке со старшим, средним, младшим начальствующим и рядовым составом по направлениям его служебной деятельности изучаются и отрабатываются:
− содержание законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России, их реализация в служебной деятельности территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС;
− опыт работы территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС и иностранных государств в сфере исполнения наказаний, борьбе с преступностью и терроризмом, в обеспечении общественного порядка, защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
− правовые основы служебной деятельности территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС в чрезвычайных обстоятельствах, а также при применении сотрудниками мер принуждения;
− условия и способы соблюдения законности при проведении специальных операций и режимных мероприятий;
− приемы и способы успешного решения служебных задач сотрудниками различных специальностей;
− вопросы необходимой обороны и крайней необходимости, условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия на основе моделирования конкретных ситуаций служебной деятельности;
− опыт взаимодействия со средствами массовой информации в целях успешного решения служебных задач.
Занятия по служебной подготовке проводятся как в территориальных органах, учреждениях так и в подведомственных ФСИН России образовательных учреждениях и заканчивается проведением итоговых занятий и принятием зачетов по разделам обучения.
Для организации и проведения занятий по служебной подготовке создаются учебные группы с учетом должностных категорий и специализации сотрудников территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС.
На занятиях по специальной подготовке с личным составом территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС изучаются и отрабатываются:
− содержание вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части, касающейся деятельности территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС;
− содержание нормативных правовых актов;
− организационная структура территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС и оптимизация их управленческих функций;
− опыт правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в части исполнения наказаний, борьбы с преступностью и терроризмом, обеспечения общественного порядка, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
− практические умения организаторской и управленческой деятельности, а также современные формы и методы этих видов деятельности в территориальных органах (подразделениях, учреждениях) УИС;
− средства и методы, обеспечивающие эффективное выполнение различных служебных задач;
− практические умения, а также передовой опыт взаимодействия руководителей территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественностью, средствами массовой информации;
− современные средства, методы и формы обучения сотрудников профессиональным знаниям, умениям и навыкам.
На занятиях по тактической подготовке изучаются и отрабатываются действия территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС и отдельных сотрудников при решении служебных задач, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и при проведении специальных операций.
Целью подготовки является обеспечение умелых и слаженных действий сотрудников органов управления и подразделений (элементов группировки сил и средств, служебных нарядов) в ходе выполнения задач при экстремальных ситуациях.
У сотрудников рядового и младшего начальствующего состава в процессе специальной подготовки формируются качества, позволяющие им: правильно нести службу в различных условиях обстановки; умело использовать инженерно-технические и другие средства, защитные и маскировочные свойства местности; эффективно вести преследование, поиск и осуществлять другие действия в специальных операциях.
Основными формами подготовки данной категории сотрудников являются тактико-специальные учения.
Сотрудники младшего начальствующего состава, имеющие подчиненных, кроме того, учатся: принимать решение в различных условиях обстановки и управлять подчиненными; обеспечивать сбережение и правильное использование вооружения, транспортных, инженерно- технических и других средств, выданных на период выполнения поставленных задач.
Основными задачами специальной подготовки руководящего состава территориальных органов, учреждений и подразделений УИС являются:
− совершенствование знаний в области теории управления территориальными органами (подразделениями, учреждениями) УИС в чрезвычайных обстоятельствах;
− формирование практических умений и навыков в организации и подготовке органов управления, группировки сил и средств для действий в чрезвычайных обстоятельствах;
− закрепление практических умений в сборе, обобщении и анализе информации об оперативной обстановке, прогнозировании развития событий, принятии рациональных управленческих решений, планировании и управлении действиями территориальных органов (подразделений, учреждений) УИС и взаимодействующих сил;
− формирование морально-психологической устойчивости к выполнению служебных задач в особых условиях;
− изучение новых приемов, способов и форм подготовки и ведения специальных операций, обобщение и внедрение передового опыта проведения специальных операций правоохранительными органами Российской Федерации и иностранных государств.
Основными формами специальной подготовки данной категории сотрудников являются групповые упражнения, штабные тренировки, тактико-строевые занятия, инструкторско-методические и показные занятия, командно-штабные и тактико-специальные учения.
Специальная подготовка органов управления (ОШ, группа управления, управление сводного отряда) осуществляется в целях: повышения полевой выучки сотрудников и оперативности в работе; обучение сотрудников передовым методам управления подразделениями (элементами группировки); подготовки их к умелому руководству силами и средствами в экстремальных ситуациях.
Формами обучения органов управления являются штабные тренировки, командно-штабные и тактико-специальные учения.
Для качественного решения задач обучения и подготовки сотрудников и подразделений к действиям в экстремальных ситуациях, руководители всех уровней должны владеть методикой проведения занятий по специальной подготовке.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие виды подготовки относятся к разделу служебной подготовки?
2. Какие вопросы могут рассматриваться на занятиях по специальной подготовке с личным составом территориальных органов (подразделений, учреждений) уголовно-исполнительной системы?
3. Какие формы обучения органов управления вы знаете?
4. Основные задачи специальной подготовки руководящего состава территориальных органов, учреждений и подразделений уголовно-исполнительной системы?