Профессиональная психологическая подготовка сотрудника уголовно-исполнительной системы имеет такое же большое значение для его профессионального совершенствования, как и правовая, физическая, огневая и иные виды. Важно учитывать, что даже очень хорошо подготовленный в профессиональном плане сотрудник не может эффективно выполнять свою работу, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психологические качества — нравственная, эмоциональная, волевая устойчивость, готовность к действию, способность мобилизоваться (А.М. Столяренко, А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев, В.А. Семенов и др.).
Анализ процесса подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к деятельности в экстремальных ситуациях показывает, что наиболее эффективными мерами предупреждения и преодоления состояния стресса являются:
– проведение профотбора с учетом индивидуальных свойств нервной системы, эмоциональной и нервно-психической устойчивости;
– выявление проблем и затруднений в профессиональном развитии сотрудников;
– оказание помощи сотрудникам в преодолении трудностей средствами индивидуального консультирования;
– оценка и формирование мотивационных, эмоционально-волевых и когнитивных качеств, а также способности к саморегуляции;
– достижение высокого уровня общетеоретической и практической подготовки личного состава, способствующей росту его уверенности в своих силах;
– выявление и формирование умений, позволяющих в изменяющихся условиях успешно достигнуть сознательно поставленной цели путем творческого изменения обобщенных способов и методов выполнения работы (Приложения 2, 3);
– формирование прочных навыков работы в экстремальных ситуациях;
– совершенствование содержания и методов специальной подготовки;
– применение различных приемов, снижающих степень напряженности – выполнение специальных физических упражнений и использование психологических техник.
Согласно Б.Б. Казаку и А.И. Ушатикову[10] психологическая подготовка – это научно организованный и эффективно осуществляемый процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической подготовленности сотрудников к решению оперативно-служебных задач. Следует различать общую психологическую подготовку, то есть подготовку вообще (формирование и поддержание психологической подготовленности личного состава в полном объеме) и профессиональную психологическую подготовку (формирование высокой профессиональной готовности для выполнения конкретной задачи).
Под профессиональной психологической подготовкой названные авторы понимают процесс целенаправленного формирования у сотрудников психологической устойчивости и готовности к успешным действиям в различных ситуациях и условиях.
Структуру профессионально-психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях составляют профессионально-психологическая, правовая, морально-психологическая и физическая подготовленность.
Основанием для проведения психологической подготовки является: 1) адаптация молодого сотрудника к условиям деятельности в конкретном исправительном учреждении; 2) перемещение или изменение места службы и должности сотрудника; 3) подготовка сотрудника к деятельности в осложненных и экстремальных условиях; 4) подготовка сотрудника перед выходом на пенсию.
В процессе профессиональной психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях необходимо формировать у них не только профессиональные умения и навыки, но и определенную систему психологических качеств (эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции и т.д.).
Принципами психологической подготовки, по Б.Б. Казаку, А.И. Ушатикову[11], являются:
1) принцип научной обоснованности (используемые методы, методики должны быть апробированы и научно обоснованы);
2) принцип реальности и реалистичности (максимальное соответствие осуществляемой психологической подготовки условиям предстоящей деятельности сотрудников);
3) принцип эффективности (достижение положительного эффекта от каждого занятия);
4) принцип активности (использование активных форм и методов подготовки, активное вовлечение всех сотрудников в процесс обучения);
5) принцип систематичности, постоянства и последовательности (занятия в рамках подготовки должны быть логически выстроены (связь с предыдущим занятием) и проводиться последовательно);
6) принцип гибкости (внесение корректировок, изменений с учетом различных категорий сотрудников, их индивидуально-личностных особенностей);
7) принцип обратной связи (учет мнений, отзывов, предложений участников, результативность проведенных занятий).
К основным формам профессиональной психологической подготовки относятся практические занятия, групповые дискуссии, ролевые, деловые игры, тренинги, психологический практикум и т.д.
Эффективное применение тех или иных форм и методов профессиональной психологической подготовки невозможно без адекватных средств, с помощью которых они реализуются.
К средствам профессиональной психологической подготовки относятся:
– полоса препятствий для осуществления психологической подготовки;
– площадки для эмоционально-волевых упражнений;
– полигоны профессиональной психологической подготовки;
– учебные кабинеты со специальным оборудованием для осуществления профессиональной психологической подготовки;
– художественные и документальные видеофильмы для осуществления видеотренинга по профессиональной психологической подготовке.
Вопросы для самоконтроля
1.Что относится к наиболее эффективным мерам предупреждения и преодоления состояния стресса?
2. Какие основания имеются для проведения профессиональной психологической подготовки?
3. Перечислите принципы профессиональной психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.