Методика проведения занятий по специальной подготовке сотрудников УИС




Процесс построения системы специальной подготовки является сложной проблемой, поэтому к поиску и разработке путей, средств, методов и форм организации такого вида подготовки нужно подходить с системных позиций. При этом важно отметить, что система должна рассматриваться как совокупность элементов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым, образующим систему компонентам. Связь между компонентами настолько тесна, существенна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко и самой системы в целом.

Сегодня наметилась тенденция к системным исследованиям и анализу процесса организации обучения и воспитания, то же самое уместно сказать и в отношении специальной подготовки сотрудников. Процесс создания системы предполагает решение целого ряда сложных проблем организационного, методологического, технологического и технического характеров. В основу конструирования системы подготовки должны лечь требования, объективно предъявляемые сотрудникам ФСИН России характером и условиями их профессионального обучения и служебной деятельности.

Ввод в действие и эффективная эксплуатация всей системы зависят от последовательного и полного решения этих разнообразных проблем по отношению к системе в целом и к отдельным ее компонентам. Если исходить из требований системно-структурного подхода, то компоненты системы должны находиться во взаимосвязи и единстве, расположены по определенной иерархической схеме с уровнями, связанными друг с другом каналами прямой и обратной связи, позволяющими осуществлять управление низшими звеньями.

Модель построения самого педагогического процесса может быть представлена как комплекс взаимосвязанных компонентов, отражающих отдельные ее стороны, функционирующие для достижения одной цели. При этом модель должна быть динамичной, допускать возможность компенсации и строиться на достаточно реальных данных, отражающих существо тако­го объекта.

Структура педагогического процесса представляется следующими компонентами: теоретико-методическим, профессионально-практическим, социально-психологическим, материально-техническим и контрольно-нормативным. Выделенные функциональные компоненты системы можно рассматривать как относительно самостоятельные блоки, в рамках которых возникают свои специфические проблемы, реализуемые с учетом этапов формирования требуемых уровней подготовки сотрудников. При этом концепция организации многокомпонентного процесса предполагает, что на каждом конкретном этапе подготовки все подобранные средства должны обеспечить своевременное и преимущественное воздействие на ведущие уровни функциональных систем сотрудников УИС и их заблаговременную адаптацию к специфическим режимам предстоящей деятельности на этапах и обучения в вузе и профессионального становления во время работы в практических органах и подразделениях ФСИН России.

В то же время при решении целевого назначения всей системы требуется взаимосогласование управленческих и технологических решений, выполняемых в рамках каждого функционального блока и компонента. Это значит, что построение системы специальной подготовки должно опираться на единые и организационные методологические позиции. В то же время исключительное значение имеет определение и формулировка системонаполняющего фактора, который играет решающую роль в образовании данной системы в ее обособлении от других систем, членении ее на составные элементы, в ее развитии, взаимосвязи с другими системами. Данный фактор объединяет воедино ее компоненты, выступает основанием их взаимосвязи и совместного действия. В деятельности сотрудников УИС таким фактором, по мнению автора, чаще всего выступает цель.

Рассмотрение подготовки сотрудников УИС к служебным действиям в нестандартных ситуациях под этим углом зрения позволяет заключить, что ее целью, как системы специфических средств и методов подготовки личного состава, следует считать развитие и воспитание физических и психологических качеств, формирование специальных тактических знаний, управленческих умений и служебно-прикладных двигательных навыков, необходимых для умелого действия в экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Сущность же подготовки сотрудников к таким действиям можно определить как специально организуемую и сознательно управляемую деятельность, направленную на решение данной цели.

Система специальной подготовки является частью метасистемы более высокого порядка – системы профессиональной подготовки сотрудников (включая и обучение в вузе), а ее требования к специальным тактическим знаниям, физическим умениям и навыкам и психологическому состоянию личного состава, обеспечивающим его готовность к выполнению служебно-боевых задач в различных экстремальных условиях являются системообразующим фактором для нижестоящей системы. Взаимосвязь системы с другими звеньями системы подготовки проявляется в преемственности их задач, содержания и нормативных требований. Рациональное построение процесса профессиональной подготовки сотрудников должно предусматривать целенаправленное использование энергетических ресурсов организма, главным образом для формирования ведущих, профессионально важных качеств и навыков и, по возможности, предупреждать «захват» ресурсов для формирования второстепенных по важности качеств и навыков.

Необходимо отметить, что подготовка к действиям в экстремальных ситуациях должна быть представлена не только как комплексное средство специальной, физической и психологической подготовки сотрудников, но и социально направленной подготовкой, в процессе которой воспитываются такие социально-значимые качества, как выдержка, самообладание, инициатива, находчивость, товарищество, умение нести ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных.

Важнейшей организационной основой, выражающей объективную логику построения процесса данной подготовки являются принципы непрерывности этого процесса, регулярного чередования нагрузок и отдыха, последовательности в распределении учебного материала, цикличности в их воспроизведении, динамичности и постепенности, принципы целостной пространственно-временной интеграции, специализированности, разнонаправленной ритмичности, обратной связи. Именно эти положения, на наш взгляд, являются основополагающими в конструировании системы специальной подготовки.

Формирование профессионально значимых знаний, умений и навыков, развитие физических и социально-психологических качеств в условиях процесса подготовки к действиям в экстремальных ситуациях есть не что иное, как освоение предметных действий, которые складываются из определенной суммы операций, протекающих в пространстве и времени. При этом двигательная активность является своеобразным интегратором предвидения и памяти, где настоящее выступает в роли создателя этой интеграции. Поэтому интеграция цели, средств и методов, направленных на достижение фокусированного результата, исходит из целостного представления о профессиональной деятельности сотрудников УИС. В этой связи интеграция цели представляет собой не обмен информацией, а процесс, в основе которого лежит внутреннее взаимодействие и взаимосвязь со средствами воздействия. В нашем случае процесс подготовки представляет собой ориентацию психофизиологического воздействия, в которой каждое средство, имея пространственно-временной объем, направлено на достижение конкретного итогового результата в рамках структурных связей данной системы.

Для достижения цели, с практической точки зрения, в интеграцию вовлечено определенное количество средств подготовки с конкретной направленностью (базовой, специальной, непосредственной). Тогда, используя принцип специализированности, как своеобразный направленный процесс обучения и воспитания, мы сможем на каждом этапе подготовки с помощью применяемых средств способствовать приобретению сотрудниками знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для действий в экстремальных ситуациях. Исходя из этого, этапность специализированной направленности в формировании знаний, умений, развития физических и психофизиологических качеств и двигательных навыков представляет собой сложный интегрирующий процесс, в котором каждый предыдущий элемент является основой в развитии последующего. Принцип специализированности позволит установить не только уровень дозирования, но и получить прогнозированные результаты деятельности сотрудника и коллектива (учреждения, отдела, службы).

Принцип разнонаправленной ритмичности, как фактор переменности, рассматривается нами как волнообразное взаимодействие процессов утомления и восстановления, обеспечивающее процесс адаптации организма к воздействию различных средств. Применение принципа ритмичности позволит определить не только степень воздействия этих средств с учетом объема и интенсивности нагрузки и, тем самым, создать благоприятную базу для дальнейшего формирования знаний, умений и совершенствования физических и психофизиологических качеств для каждого отдельного этапа подготовки, но и поможет отсеять ненужное, лишнее.

Принцип обратной связи. Этот принцип − один из основных для эффективного функционирования любой системы, в том числе для системы подготовки к действиям в экстремальных условиях. Без учета данного принципа нельзя добиться запрограммированной цели.

Основой для принятия управленческих решений с использованием механизма обратных связей должны служить сведения, поступающие от обучаемого сотрудника к руководителю занятия (самочувствие, отношение к занятиям, настроение и т. п.); о поведении обучаемого (объем изучаемого материала, его выполнение, замеченные ошибки и т. п.); о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, вызванных нагрузкой); о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности сотрудника и т. п.). С этой целью предлагаем использовать оперативный, текущий и поэтапный виды контроля.

Оперативный контроль необходимо направлять преимущественно на оптимизацию программы учебных занятий, выбор таких их форм, а также видов упражнений и комплексов, которые в наибольшей мере будут способствовать решению задач в нестандартных ситуациях. Здесь могут использоваться разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальные для каждого сотрудника режим работы и отдыха и интенсивность занятий и упражнений.

Текущий контроль будет оценивать реакцию организма сотрудников на выполнение различных специальных задач и физических упражнений, определять формирование процессов утомления под влиянием нагрузок отдельных занятий, учитывать протекание восстановительных процессов, выявлять особенности взаимодействия различных по величине и направленности нагрузок в течение дня или недели. Все это позволит оптимизировать процесс подготовки в течение учебного дня или учебной недели, создать наилучшие условия для развития необходимых адаптационных перестроек.

Основные задачи поэтапного контроля − определение изменения состояния сотрудников под воздействием относительно длительного периода подготовки. В связи с этим в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивается уровень различных сторон специальной, физической и психологической подготовленности сотрудников к выполнению служебных задач в нестандартной ситуации, выявляются недостатки и дальнейшие резервы совершенствования. В результате корректируются учебные программы, тематические планы, расписания занятий, вырабатывается оптимальный алгоритм организации и проведения специальной подготовки.

Как уже отмечалось выше, предлагаемая система состоит из целого ряда функциональных компонентов: теоретико-методического, профессионально-практического, социально-психологического, материально-технического, контрольно-нормативного.

Теоретико-методическая подготовка проводится с целью вооружения сотрудников уровнем знаний и умений в области теории и организации действий в сложных условиях, а также с целью подготовки руководителей (начальников) различного уровня для успешной организации и проведения практических занятий с личным составом. Учебные занятия по изучению теоретических основ подготовки целесообразно проводить равномерно на всем протяжении периода профессиональной подготовки.

Построение программы по усвоению теоретических знаний и формированию тактических и специальных умений должно быть тесно увязано с методической подготовкой, так как без знания закономерностей обучения и воспитания, последовательности обучения нельзя выработать у начальствующего состава необходимых организационных и методических навыков и умений в организации и проведении занятий.

Условно теоретико-методическую подготовку можно разделить на три этапа:

1-й этап − изучение основных положений системы подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях;

2-й этап − изучение методики формирования специальных тактических знаний и умений в процессе проведения всех форм служебной подготовки;

3-й этап − изучение организации процесса подготовки к действиям в нестандартных условиях на различных ее этапах.

Формами проведения занятий по теоретико-методической подготовке являются лекции, семинары, открытые занятия, а в качестве основных методов проведения данных занятий, целесообразно, использовать проблемное обучение, деловые игры, моделирование тактической обстановки и проблемных задач, характерных для конкретных экстремальных эпизодов и ситуаций.

Профессионально-практическая подготовка является стержневым звеном. Ее задачи − развитие и совершенствование тактических и специальных навыков, физических качеств, воспитание психологической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, укрепление здоровья, закаливание и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности в условиях нестандартных ситуаций.

Исходя из задач подготовки начальствующего состава органов и подразделений ФСИН России, с целью обучения их организации, проведения специальной профессиональной подготовки и умелого руководства ею, необходимо более глубоко обратить внимание на методическую подготовку данной категории сотрудников.

Процесс методической подготовки целесообразно разделить на четыре этапа:

1-й этап − формирование элементарных методических знаний, на­выков и умений (усвоение терминологии, команд, техники выполнения, исправление характерных ошибок и т. п.);

2-й этап − формирование сложных методических навыков и умений в проведении занятия, ком­плексной тренировки и т. д.;

3-й этап − формирование основных организационных навыков руководителя занятий;

4-й этап − обучение методике управления в подчиненном органе (учреждении, отделе, службе и т. п.).

Методическая подготовка тесно связана не только с теоретической подготовкой на каждом ее этапе, но и с задачами практической подготовки. Кроме этого методическая подготовка должна быть сориентирована на выполнение задач всей системы подготовки к действиям в нестандартных ситуациях.

Особое внимание следует уделить социально-психологической подготовке сотрудников УИС. Задачи социально-психологической подготовки – сплочение коллектива; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки; взаимной поддержки и взаимной требовательности; верности положительным традициям и готовности к самопожертвованию, почитания памяти погибших; формирование целеустремленности и деловитости, организованности и скромности, эмоционально-волевой устойчивости к действиям в нестандартных ситуациях.

Основной путь воспитания психологической устойчивости заключается в постановке перед обучаемыми систематически усложняемых задач и обеспечение контроля за их выполнением. Но, вместе с тем, необходимо иногда подвергать сотрудников неожиданным сильным воздействиям.

Воспитание психологической устойчивости необходимо осуществлять поэтапно, путем специальных целенаправленных приемов, которые связаны с элементами опасности, риска, новизны, дефицита времени, длительного физического и психического напряжения. Систематичность и последовательность применения усложняющихся приемов в сочетании с неожиданными сильными эмоциональными воздействиями - основной путь воспитания психологической устойчивости у сотрудников. Наиболее эффективными средствами данного вида подготовки являются упражнения, приемы и действия, выполняемые в составе подразделения (группы, отдела, службы).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите компоненты структуры педагогического процесса.

2. Назовите этапы теоретико-методической подготовки.

3. Назовите этапы методической подготовки.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: